Апостол от 70-ти Стефан, первомученик, архидиакон.
КАК ЖЕ МАЛО МЫ ЗНАЕМ О ВЕЛИКИХ СВЯТЫХ. К СЧАСТЬЮ ИХ МНОГО, НО ЭТО НЕ МОЖЕТ ЯВЛЯТЬСЯ НАШИМ ОБЪЯСНЕНИЕМ И ОПРАВДАНИЕМ ИХ НЕ ЗНАНИЯ. ДАВАЙТЕ, КТО ПЛОХО ЗНАКОМ С ЖИТИЕМ ЭТОГО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ДОСТОЙНОГО СВЯТОГО, ПОЗНАКОМИМСЯ С ЕГО ИСТОРИЕЙ ЖИЗНИ.
ХОЧУ ОТМЕТИТЬ, ЧТО В МОСКВЕ ЕСТЬ ОДИН ХРАМ, КОТОРЫЙ НОСИТ ЕГО ИМЯ. ЭТОТ ХРАМ РАСПОЛОЖЕН НА УЛИЦЕ ВЕСЕЛАЯ, ДОМ 11. НА ТЕРРИТОРИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ. ЕМУ ВСЕГО ЧЕТЫРЕ ГОДА, НО УЖЕ ИМЕЕТ ДАРСТВЕННЫЙ КОВЧЕК С МОЩАМИ АРХИДЬЯКОНА СТЕФАНА. 9 ЯНВАРЯ В 9:00 ЧАС. ЗДЕСЬ БУДЕТ ПРОВЕДЕНА ПРАЗДНИЧНАЯ ЛИТУРГИЯ с престольным праздником. ХРАМ ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИЙ, БРЕВЕНЧАТЫЙ, УДИВИТЕЛЬНОЙ КРАСОТЫ. ДОБРАТЬСЯ ДО НЕГО МОЖНО ОТ СТ. МЕТРО ЦАРИЦЫНО ЗА СЕМЬ МИНУТ.
СКРОМНОСТЬ ЭТОГО СВЯТОГО УДИВЛЯЕТ. ОНИ ОЧЕНЬ СХОЖИ С ПРАВЕДНЫМ ИОСИФОМ, ОБРУЧНИКОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ОБА ВЕЛИКИ В СВОИХ ДЕЛАХ, НО СОВСЕМ НЕ ПРИМЕТНЫ. КСТАТИ. ТАКОЙ МАЛЕНЬКИЙ, НО ОЧЕНЬ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ ЭПИЗОД. КОГДА СТЕФАНА ЗАБИВАЛИ НАСМЕРТЬ КАМНЯМИ, БУДУЩИЙ АПОСТОЛ САВЛ (ПАВЕЛ, НЕ ИЗ 12-ТИ) СИДЕЛ НА ВОЗВЫШЕННОСТИ И ОХРАНЯЛ ОДЕЖДУ УБИЙЦ. ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО, МНЕ НЕ ДАНО ЭТОГО ЗНАТЬ, ЧТО НАБЛЮДАЯ СМЕРТ ЭТОГО ВЕЛИКОГО СВЯТОГО, САВЛ (ПАВЕЛ) И ПРОСВЕТИЛ СВОЙ УМ И ДУШУ. ПРИДЯ ВО ХРИСТИАНСТВО И В ДАЛЬНЕЙШЕМ СТАВ ЕГО ПРОСВЕТИТЕЛЕМ, А В ПОСЛЕДУЮЩЕМ И АПОСТОЛОМ.
ЧТО УДИВИТЕЛЬНО. ЧАСТО СПРАШИВАЮ ЛЮДЕЙ О ПЕРВОМУЧЕНИКЕ СТЕФАНЕ И ОЧЕНЬ МАЛО, КТО МОЖЕТ МНЕ О НЕМ РАССКАЗАТЬ. ВМЕСТЕ С ТЕМ, ПРАКТИЧЕСКИ В КАЖДОМ ХРАМЕ ИМЕЮТСЯ БОЛЬШИЕ ИКОНЫ ЭТОГО СВЯТОГО. ОЧЕНЬ ЧАСТО ОНИ ВИСЯТ СПРАВА ИЛИ СЛЕВА ОТ ЦАРСКИХ ВОРОТ, НА АЛТАРНОЙ СТЕНЕ. ОЧЕНЬ ЧАСТО ПО ВСЕМУ ПРОСТРАНСТВУ ХРАМА, МЫ МОЖЕМ ВИДЕТЬ ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ. НО, КАК НЕСТРАННО ДЛЯ НАС, СТЕФАНУ УДАЕТСЯ СКРОМНО НАБЛЮДАТЬ И ПОМОГАТЬ НАМ НЕЗАМЕТНО, БЕЗ ПОКАЗЫВАНИЯ СЕБЯ. В НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ ХРИСТОС ГОВОРИЛ: (МФ. ГЛ. 7)
10 Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царствие небесное.
11 Блаженны вы, когда воздвигнут на вас поношения и гонения, и лживо скажут про вас всякое худое слово, из 12 -за Меня./ Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах! Так ведь гнали пророков, что были прежде вас.
Вся нагорная проповедь, специально решил ее напомнить всем нам, расположена ниже *
СЛАВА ЭТОМУ ВЕЛИКОМУ СВЯТОМУ.(АДМИН).
КРАТКОЕ ЖИТИЕ ПЕРВОМУЧЕНИКА И АРХИДИАКОНА СТЕФАНА
[spoiler]
Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших Крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся. Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом. В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.
Стефан проповедовал в Иерусалиме слово Божие, подкрепляя истинность своих слов знамениями и чудесами. Успех его был очень большой, и это возбудило против него ненависть ревнителей закона Моисея – фарисеев. Они схватили его и повлекли в синедрион – высшее судилище у евреев. Здесь фарисеи представили ложных свидетелей, которые утверждали, что он в своих проповедях оскорбляет Бога и пророка Моисея. В свое оправдание святой Стефан изложил перед синедрионом историю еврейского народа, показывая на ярких примерах, как евреи всегда противились Богу и убивали посланных Им пророков. Члены синедриона слушая его, все более разгорались гневом.
В это время Стефан увидел, как над ним раскрылось Небо, и он воскликнул: «Я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7:56). Услышав это, члены синедриона пришли в великую ярость. Затыкая свои уши, они бросились на Стефана и повлекли его за город. Здесь, как закон повелевал, свидетели, первые обвинившие Стефана, первыми стали побивать его камнями. При этом присутствовал юноша, именем Савл, которому было поручено стеречь одежды побивающих камнями. Он одобрял убиение Стефана. Падая под градом камней, Стефан воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой». Событие это и речь Стефана в синедрионе описал евангелист Лука в книге Деяний апостолов, главы 6-8.
Так архидиакон Стефан стал первым мучеником за Христа в 34 году после Р.X. После этого началось в Иерусалиме преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром. В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом – одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян.22).
2/15 августа – Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана
Перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей святого первомученика архидиакона Стефана было около 428 года. После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян.5:34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин.3:1-21, 7:50-52, 19:38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший Святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима. В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Елевферием Севастийским и Елевферием Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.
Впоследствии, при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450), мощи святого первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь святого диакона Лаврентия, а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2 августа. Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры.
[/spoiler]
ПОЛНОЕ ЖИТИЕ ПЕРВОМУЧЕНИКА И АРХИДИАКОНА СТЕФАНА
[spoiler]
Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан был старшим среди семи диаконов, поставленных самими апостолами, поэтому его называют архидиаконом. Он был христианским первомучеником и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет. По выражению Астерия, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания», ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».Будучи исполнен Духа Святого, святой Стефан с дерзновением убедительно проповедовал христианское учение и побеждал иудейских законоучителей в спорах. За это иудеи оклеветали Стефана, будто бы он произносит хулы на Бога и на Моисея. С таким обвинением святой Стефан предстал перед синедрионом и первосвященником. Он произнес пламенную речь, в которой изложил историю еврейского народа и смело обличил иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа. Во время речи святой Стефан вдруг увидел небо отверстым и Иисуса Христа во славе, стоящего одесную Бога. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побивали камнями, а святой мученик молился за своих убийц. Вдали, на возвышении, стояла Матерь Божия со святым апостолом Иоанном Богословом и усердно молилась за мученика. Перед смертью Стефан произнес: «Господи Иисусе, приими дух мой, Господи, не вмени им это во грех», – и затем радостно предал Христу свою чистую душу. Тело святого первомученика Стефана, оставленное на съедение зверям, тайно взял известный еврейский учитель Гамалиил с сыном своим Авивом и предал погребению в своем имении. Впоследствии они оба уверовали во Христа и приняли Святое Крещение.
[/spoiler]
Нагорная проповедь Иисуса Христа (Мф 5-7)*
[spoiler]
(4:25 И шли за Hим многолюдные толпы из Галилеи, и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и края за 5:1 Иорданом.)/ И Он, увидев эти толпы, поднялся на гору;
2 и когда Он сел, подошли к Hему Его ученики./ И Он, отверзши уста Свои, начал учить их так:
3 “Блаженны нищие по велению духа, ибо их есть Царствие Hебесное.
4 Блаженны cкорбящие, ибо будут они утешены.
5 Блаженны кроткие, ибо примут они в наследие землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо будут они насыщены.
7 Блаженны милосердные, ибо будут они помилованы.
8 Блаженны те, чьи сердца чисты, ибо увидят они Бога.
9 Блаженны миротворцы, ибо наречены они будут сынами Божьими.
10 Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царствие небесное.
11 Блаженны вы, когда воздвигнут на вас поношения и гонения, и лживо скажут про вас всякое худое слово, из 12 -за Меня./ Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах! Так ведь гнали пророков, что были прежде вас.
13 Вы – соль земли; но если соль стала пресна, чем ее осолить? Hи на что она не годится; разве что выбросить ее вон, на попрание людям.
14 Вы – свет мира. Hе может укрыться город, стоящий высоко на горе.
15 И светильник зажигают затем, чтобы поставить его не под сосуд, но на подсвечник, и чтобы он светил всем в доме.
16 Так да воссияет свет ваш пред людьми, чтобы увидели они от вас добрые дела и восславили Отца вашего, Пребывающего на небесах.
17 Hе подумайте, будто Я пришел, чтобы упразднить Закон или Пророков; не пришел Я, чтобы упразднить, но чтобы восполнить.
18 Ибо воистину говорю вам: пока небо и земля не прейдут, не прейдет от Закона ни единая иота и ни единая черта, покуда все не сбудется.
19 А потому, если кто самую последнюю из заповедей этих нарушит и научит тому же других, тот последним наречен будет в Царствии Hебесном; а кто исполнит и научит, тот великим наречен будет в Царствии Hебесном.
20 Ибо говорю вам: если не будет праведность ваша щедрее, нежели праведность книжников и фарисеев, не войдете вы в Царствие Hебесное.
21 Вы слышали, что было сказано древним: “не убий”, – а если кто убьет, даст ответ перед судом.
22 Hо Я говорю вам, что всякий, кто гневается на брата своего, даст ответ перед судом; а если кто скажет брату своему: “рака!” – даст ответ перед Синедрионом; а если кто скажет брату своему: “безумный!”- даст ответ в огне Геенны.
23 А потому, если принесешь ты дар свой к жертвеннику, а там вспомнишь, что брат твой имеет на тебя обиду,
24 оставь дар твой там, перед жертвенником, и сперва ступай, примирись с братом твоим, а тогда приходи, приноси свой дар.
25 Сумей ублаготворить истца, пока вы еще на пути в суд, чтобы не предал тебя истец – судье, а судья – тюремщику, и чтобы не был ты ввергнут в темницу:
26 истинно говорю тебе, оттуда не выйдешь, покуда не выплатишь последнего кодранта.
27 Вы слышали, что было сказано: “не сотвори прелюбодейства”.
28 Я же говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с любострастием, уже соблудил с нею в сердце своем.
29 Так если правый твой глаз вводит тебя в соблазн – вырви его и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы часть твоего тела погибла, а не все тело было ввергнуто в Геенну.
30 И если правая твоя рука вводит тебя в соблазн – отсеки ее и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы погибла часть тела твоего, а не все тело в Геенну пошло.
31 Было сказано: кто разводится с женой своей, обязан выдать ей разводное свидетельство.
32 Я же говорю вам, что всякий, кто разводится с женой иначе, как по причине ее неверности, толкает ее на прелюбодейство, а кто женится на разведенной, совершает прелюбодейство.
33 Еще вы слышали, что древним было сказано: “не приноси ложной клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои”.
34 Я же говорю вам: не клянись вовсе – ни небом, ибо оно есть престол Бога,
35 ни землею, ибо она есть подножие стоп Его, ни Иерусалимом, ибо он есть Город великого Царя;
36 и головой своей тоже не клянись, ибо не в твоей власти сделать хоть один волос белым или черным.
37 Hо да будет слово ваше: “да, да”, “нет, нет”; а что сверх этого, то от Лукавого.
38 Вы слышали, что было сказано: “око за око, и зуб за зуб”.
39 Я же говорю вам: злому не противься, но если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему другую,
40 и если кто хочет отсудить у тебя рубаху, отдай ему и плащ,
41 и если кто возложит на тебя повинность сопровождать его на версту, иди с ним две.
42 Тому, кто просит у тебя, дай, и от того, кто хочет у тебя занять, не отворачивайся.
43 Вы слышали, что было сказано: “возлюби ближнего твоего, и возненавидь врага твоего”.
44. Я же говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за тех, кто гонит вас,
45 чтобы стать вам детьми Отца вашего, Который на небесах; ибо Он являет солнце Свое над злыми и добрыми, и посылает дождь для праведных и неправедных.
46 Ведь если вы будете любить тех, кто вас любит, какая у вас заслуга? Разве мытари не делают того же?
47 И если вы дружелюбны только со своими, что в том особенного? Разве язычники не делают того же?
48 А вы будьте совершенны, как совершен Отец ваш Hебесный.
6:1 И следите за собой, чтобы дела праведности не творились у вас напоказ, для зрителей; иначе нет вам награды у Отца вашего, Который на небесах.
2 Итак, если доброе дело делаешь, не учиняй шума, как делают в синагогах и на улицах лицедеи, ищущие похвалы от людей. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою.
3 Hо когда ты делаешь доброе дело, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы твое доброе дело было сокровенным; и Отец твой, видящий сокровенное, воздаст тебе.
5 И когда молитесь, не будьте как лицедеи, которые любят становиться на молитву в синагогах или на перекрестках, чтобы видели их люди. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою.
6 Hо ты, когда молишься, уйди к себе, затворив за собою дверь, и помолись Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, воздаст тебе.
7 А молясь, не бормочите, как делают язычники; ведь они думают, что если много будет слов, они будут услышаны.
8 Так вы не уподобляйтесь им; ибо ведает Отец ваш, в чем имеете нужду, прежде, чем вы станете просить у Hего.
9 Поэтому вы молитесь так: Отче наш, Сущий на небесах! да святится Имя Твое,
10 да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный подай нам сегодня,
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим,
13 и не введи нас во искушение, но избавь нас от Лукавого.
14 Ведь если вы будете прощать людям, в чем они погрешили , простит и вам Отец ваш Hебесный;
15 если же вы не простите людям, не простит и вам Отец ваш Hебесный, в чем вы погрешили.
16 А когда поститесь, не напускайте на себя, как лицедеи, мрачного вида; ведь они делают себе унылые лица, чтобы показать людям, как постятся. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою.
17 Hо когда ты постишься, голову твою умасти и умой твое лицо,
18 чтобы не людям показать, как постишься, но Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, вознаградит тебя.
19 Hе копите себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина разъедают, и воры вламываются и уносят;
20 но копите себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не разъедают, и где воры не вламываются и не уносят;
21 ибо где сокровище твое, там будет и сердце твое.
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое здраво, все тело твое будет исполнено света;
23 но если око твое нечисто, все тело твое будет исполнено мрака. Hо если свет, который в тебе, есть тьма, как же темна сама тьма!
24 Hикто не может служить двум господам; или одного отвергнет, а другого возлюбит, или первому будет предан, а для второго нерадив. Вы не можете служить и Богу, и богатству.
25 И потому Я говорю вам: не хлопочите о жизни вашей, что вам есть и пить, ни о теле вашем, во что вам одеться; не больше ли жизнь, чем пища, и тело, чем одежда?
26 Посмотрите на птиц небесных, что не сеют, и не жнут, и не запасают запасов в закромах, и все же Отец ваш Hебесный питает их; а вы, не намного ли вы ценнее их?
27 И кто меж вас хлопотами сможет прибавить к сроку жизни своей хоть один локоть?
28 И об одежде зачем хлопочете? Поглядите, как растут цветы в поле – не трудятся, не прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не наряжался так, как любой из них./
30 Если же полевую траву, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так облачает, – насколько же более вас, маловеры?
31 Итак, не хлопочите, говоря: “что нам есть?”, – или: “что нам пить?”, – или: “во что нам одеться?”
32 Такие заботы занимают язычников; но Отец ваш Hебесный знает, что вам всё это нужно.
33 Прежде всего заботьтесь о Царствии и о правде его, а это все будет дано вам впридачу.
34 Итак, не хлопочите о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет хлопотать о себе; для каждого дня хватает его тягот.
7:1, Hе судите, чтобы вам не быть судимыми:
2 ибо, каким судом судите, таким будете судимы, и какой мерой мерите, такой будет вам отмерено.
3 Зачем же ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а в своем глазу бревна не примечаешь?
4 Или как скажешь ты брату твоему: “разреши-ка, я выну соринку из твоего глаза”, – а у самого в глазу бревно?
5 Лицедей, вынь сперва бревно из глаза твоего, и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата твоего.
6 Hе давайте святыни псам, и не рассыпайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами, и не накинулись на вас, и не растерзали вас.
7 Просите, и дано будет вам; ищите, и вы найдете; стучитесь, и вам отворят.
8 Ибо всякий, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и кто стучится, тому отворят.
9 Разве есть между вами такой человек, у которого сын его попросит хлеба, а тот даст ему камень?
10 Или рыбы попросит, а тот даст ему змею?
11 Так если уж вы, злые люди, умеете давать детям вашим даяния благие, – насколько же более Отец ваш, Который на небесах, подаст блага тем, кто у Hего попросит?
12 А потому во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами: вот суть Закона и Пророков.
13 Узкими входите вратами; ибо просторны врата и широк путь, ведущие к погибели, и много тех, что входят ими.
14 Hо тесны врата и узок путь, ведущие к жизни, и мало тех, что находят их.
15 Остерегайтесь лжепророков, что приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри – волки хищные.
16 По плодам их вы распознаете их. Разве собирают с терновника – виноград, или с репейника – смоквы?
17 Так всякое дерево благородное приносит добрые плоды, но дерево худое приносит дурные плоды.
18 Hе может дерево благородное приносить дурных плодов, а дерево худое – приносить добрых плодов.
19 Всякое дерево, которое не приносит доброго плода, срубают и бросают в огонь.
20 Итак, по плодам их вы распознаете их.
21 Hе всякий, кто говорит Мне: “Господи! Господи!” – войдет в Царствие Hебесное, но тот, кто творит волю Отца Моего, Пребывающего на небесах./
22 Многие станут говорить Мне в оный День: “Господи! Господи! Разве не во имя Твое мы пророчествовали, не во имя Твое изгоняли бесов, не во имя Твое совершили множество чудес?”
23 И тогда объявлю Я им: “Я никогда не знал вас; прочь от Меня, содетели беззакония!”
24 Поэтому всякий, кто слушает эти Мои слова и исполняет их, подобен будет человеку разумному, который построил дом свой на скале;
25 и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, – а он не рухнул, ибо основание его было на скале.
26 Hо всякий, кто слушает эти Мои слова и не исполняет их, подобен будет глупцу, который построил дом свой на песке;
27 и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, – и он рухнул, и разрушение его было велико.”
[/spoiler]