Икона Богородицы Остробрамская Виленская
ИСТОРИЯ
[spoiler]
Остробрамская (Виленская) икона Божией Матери является главной святыней Вильны.
Сохранилось несколько преданий, повествующих об истории происхождения образа. Согласно одному из них, икона была принесена из Корсуни великим князем Ольгердом и подарена первой супруге Марии. Вторая супруга великого князя, Иулиания, передала икону в Троицкую церковь, откуда образ попал в часовню у острых ворот.
Другое предание говорит о том, что икона была прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда тот узнал о принятии Ольгердом христианства.
По третьему источнику, чудотворная икона сама чудесно явилась на острых воротах 14 апреля 1431 г. Несомненно одно – в 1431 году икона уже находилась в часовне близ Троицкой церкви в русском (или остром) конце города Вильны и именовалась Корсунской.
В 1498 г. в Вильне в связи с возникшей опасностью нападения татар были заложены новые городские каменные стены, сооружены ворота с башней, над которой была устроена часовня. На эту часовню (снаружи) и была помещена Корсунская икона, обращенная ликом ко входящим в город. Так как часовня была сооружена в «остром» конце города над воротами, то и название иконы постепенно заменилось новым: она стала именоваться Островоротной или Остробрамской (брама – ворота).
Во времена унии образ Пресвятой Богородицы перешел сначала в собственность базилиан, а затем, приблизительно в 1624 году, кармелитов, захвативших и часовню и икону в свои руки. В 1671 г. кармелиты устроили вместо прежней (ветхой) часовни новую и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, т.е. внутрь.
После страшного пожара Вильны в 1714 г. икона была перенесена в Терезинский костел, но в 1744 г., когда часовня была вновь отстроена, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свою собственность, спор дошел до Рима, и папа повелел оставить икону на попечении обители кармелитов, так как она находилась ближе к часовне, в которой пребывал святой образ.
В 1812 г. икона была немного повреждена французами, а в 1829 г. отреставрирована. После закрытия в 1832 г. кармелитского монастыря, Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении римско-католического духовенства.
Икона написана на дубовой доске, изображение поясное. Пречистая Дева изображена в момент Благовещения.
Икона одинаково почитается и православными, и католиками.
[/spoiler]
Трех Радостей
ИСТОРИЯ
[spoiler]
В начале XVIII столетия некий благочестивый живописец привез из Италии список с иконы, изображающей Святое Семейство. Этот образ он оставил в Москве у своего родственника, священника Троицкой, на Грязях, церкви. Впоследствии священник пожертвовал привезенный ему образ в свою приходскую церковь. Здесь икона была помещена на паперти, над входом в церковь.
Через сорок лет Божия благодать прославила икону дивными знамениями.
Предание гласит, что однажды на некую знатную женщину за короткий промежуток времени обрушилось сразу несколько несчастий — муж ее был оклеветан и отправлен в ссылку, имение отобрано в казну, а единственный любимый сын, опора и утешение несчастной женщины, во время войны попал в плен. Оказавшись в безвыходном положении, бедная женщина обратилась с горячей молитвой к Царице Небесной, прося Ее милостивого заступления. Владычица Небесная услышала слезные моления несчастной — однажды во сне женщина услышала голос, повелевающий ей отыскать икону Святого Семейства и помолиться перед ней. Долго искала скорбящая женщина образ по московским церквам и нашла его, наконец, на паперти Троицкой церкви на Покровке. Усердно помолившись Пресвятой Деве, она вскоре получила три радостных известия: муж ее был оправдан и возвращен из ссылки, сын освобожден из плена и имение возвращено из казны. Отсюда и пошло наименование иконы — «Трех Радостей».
На иконе Божия Матерь изображена с Предвечным Младенцем на коленях. По правую Ее руку стоит старец Иосиф, а слева — Иоанн Предтеча, взирающие на Богомладенца с любовью.
Помимо двух известных образов Божией Матери «Трех радостей» в церкви во имя Живоначальной Троицы, что на Грязех, в Москве чтимые списки с иконы пребывают в двух храмах: в честь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне и в домовой церкви Софринской бригады оперативного назначения МВД России.
В 1918 году в Ризоположенскую церковь в Леонове перешло значительное число икон и церковной утвари из Свято-Михайловской церкви Гродненской епархии. Среди них туда была отправлена и икона «Трех Радостей». До реставрации она находилась у правого клироса главного алтаря, а в настоящее время пребывает в левом приделе перед клиросом.
[/spoiler]
Байбузская
ИСТОРИЯ
[spoiler]
Благодатная икона Божией Матери Байбузская находится в новопостроенном Свято-Успенском храме с. Байбузы Черкасской епархии. По преданию благодатный образ явился в селе на срубе колодца, и произошло это в далеком 1832 году. А первый храм в селе, как пишет местный краевед Людмила Небылица, был построен в 1796 году старанием Федора Ладана, местного зажиточного жителя, с помощью многих крестьян. Через сто лет здесь была возведена новая церковь, которая прославилась своей святыней — благодатной Байбузской иконой.
В начале XX века графиня Балашова построила еще одну церковь, деревянную. В эту новую красивую церковь перенесли святой Байбузский образ. Но недолго он там пребывал. В 1933 году храм разрушили и на его месте построили школу, которая сгорела во время Великой Отечественной войны. Икону же местные жители прятали в домах и даже в стогах соломы. Когда началась война, ее обнесли вокруг села — и оно пострадало от фашистской агрессии значительно меньше, чем соседние села…
Первым случаем благодатной помощи Божией Матери и Ее Сына от иконы стало исцеление пятилетней девочки в 1832 году. Страдалица не могла ходить, но после того как постояла около иконы два часа, внезапно ощутила силу в ногах и сама, без посторонней помощи побежала к своей маме. После этого чудесного исцеления люди стали почитать явленную икону чудотворной и назвали ее Байбузской. Для подтверждения ее благодатной силы образ отвезли в Киево-Печерскую Лавру. Икона долго отсутствовала, и о ее возвращении ходатайствовал байбузянин Федот Максимович, церковный староста байбузской церкви, имевший родственные связи с киевской знатью. Через некоторое время ему удалось вернуть образ в Байбузы.
Когда его торжественно, с пением, несли на руках, произошло еще одно чудо: в то время стояла небывалая жара и засуха, но стоило крестьянам принести чтимую икону, пошел сильный дождь.
Последние тридцать лет икона хранилась у благочестивой жительницы села Софии Ефимовны Настенко. Именно из ее дома она была перенесена в новый храм, построенный усилиями многих людей, но прежде всего трудами и заботой директора местного ООО «Искра» Николая Павловича Небылицы. Большинство работ проводилось силами местной общины, и деньги, более 600 000 гривен, собирали на благое дело всем миром. Помогали и уроженцы села, живущие в Киеве. Бывший народный депутат Украины Алексей Марченко содействовал выделению из благотворительного фонда 25 тысяч гривен, предприниматель Леонид Шиятый из собственных средств пожертвовал 10 тысяч, а директор колледжа и сотрудник Киевского Национального Университета им. Т.Г. Шевченко Иван Гриценко, пожертвовал 12 тысяч гривен. Среди жертвователей было немало и подобных евангельской вдове, о которой Господь наш Иисус Христос сказал, что ее лепта больше всех.
Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Черкасский и Каневский, направил в Байбузы священника, иерея Георгия, и батюшка ревностно взялся за дело просвещения жителей села Светом Христовым. Как пишет отец Георгий, недавно святыня снова проявила свою чудесную силу: одна девочка из Черкасс болела раком щитовидной железы. Услышав о благодатной иконе, она стала приезжать в Байбузы на молитву в храм. Слезно молили Божию Матерь об исцелении девочки и ее родители. И Пресвятая Владычица Богородица перед праздником Светлого Христова Воскресения прекратила страдания ребенка — произошло новое чудо. И теперь родители с девочкой приезжают в Байбузы благодарить Царицу Небесную и Приснодеву Марию за оказанную милость.
[/spoiler]
Милостивая
ИСТОРИЯ
[spoiler]
Икона Божией Матери, именуемая «Милостивая», (Киккская) написана, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой.
Другое свое наименование «Киккиотиса» (что означает «Пребывающая в Киккосе») икона получила от названия горы Киккос, расположенной на острове Кипр. Здесь, в Киккской обители, которую еще называют императорской, в храме, построенном в его честь и пребывает чудотворный образ.
Прежде чем попасть на остров Кипр чудотворная икона Пресвятой Богородицы произволением Божиим долго странствовала. Сначала находилась в одной из первых христианских общин в Египте, затем, в 980 году, была перевезена в Константинополь, где оставалась до царствования императора Алексия Комнина (конец ХI – начало ХII века), а затем вернулась на Кипр. Произошло это так: кипрский правитель Мануил Вутомит, заблудившись во время охоты в горах и сильно озлобившись, жестоко избил встретившегося ему инока-пустынника Исаию. В наказание за это Мануила настиг тяжкий недуг. Между тем старцу-отшельнику Исаии в чудном знамении было открыто, что его стараниями чудотворный образ, написанный святым евангелистом Лукой, будет пребывать на острове Кипр. Старец много трудов положил на выполнение Божественного откровения. Начав возводить храм для иконы Пресвятой Богородицы, он повелел пришедшему к нему раскаявшемуся Мануилу отправиться в Константинополь к императору и вернуть чудотворный образ. Наместник не сразу решился заговорить об иконе с правителем Царьграда, однако, когда дочь последнего заболела, Мануил пришел к императору и передал ему повеление инока. После того, как правитель пообещал отправить святую икону на остров Кипр, девушка сразу почувствовала ослабление болезни.
С великими почестями икона Божией Матери прибыла на остров, где была помещена в сооруженный для нее храм. Постепенно вокруг храма образовался монастырь, на обустройство которого Мануил пожертвовал средства (поэтому обитель и называют императорской). От чудотворного образа Божией Матери «Милостивой» стали совершаться многие чудеса. Издревле и доныне в обитель со всех сторон стекаются одержимые всевозможными недугами и получают исцеление по вере своей. В чудодейственную силу святой иконы веруют не только христиане, но и иноверцы. Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, Заступницы всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя «Милостивая». Чудотворная Киккская икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть.
Изображение Богоматери на иконе являет собой тип «Елеусы», лик Пресвятой Девы наклонен в левую сторону, Богомладенец поддерживает рукой край мафория Богоматери, а в соединенных вместе руках – греческий свиток.
На Руси списки чудотворного образа появились в XVII в. Один из наиболее известных и почитаемых пребывал в московском Зачатьевском женском монастыре и являлся его главной святыней. После разорения обители в 20-х годах прошлого столетия чудотворный список был передан в близлежащий храм пророка Илии в Обыденском переулке. В 1999 году, когда монашеская жизнь в обители стала возрождаться, икона Божией Матери «Милостивая» вернулась на свое прежнее место. Молитва перед этой иконой укрепляет и духовно утешает всех, кто с верой и упованием обращается к Владычице Небесной.
[/spoiler]
Барловская (Блаженное Чрево)
ИСТОРИЯ
[spoiler]
Икона Божией Матери «Блаженное Чрево» до 1924 года находилась в Благовещенском соборе Московского Кремля, в настоящее время ее местонахождение неизвестно. Барловский список этой иконы был явлен 26 декабря 1392 года, в воспоминание чего и установлено празднование в этот день. Строки из Евангелия от Луки «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» (Лк.11:27) послужили наименованием иконы. Об особом почитании Барловского образа Богоматери свидетельствует то, что в соборе его поместили напротив царского места, а во второй половине XVII века икону поновлял глава иконописцев Оружейной палаты Симон Ушаков. Богоматерь на московской иконе была изображена поколенно, а Младенец Христос возлежал, вкушая млеко из Ее сосца. Согласно рукописному сборнику XVIII века, образ был принесен в Москву из г. Бари, где он находился при гробе святителя Николая, архиепископа Мирликийского, отсюда и другое название иконы — «Барловская».
На иконе «Блаженное Чрево» из собрания музея г. Рыбинска Богоматерь представлена в типе «Млекопитательница» (по-гречески «Галактотрофуса»). Предание говорит о том, что образ принадлежал преподобному Савве Освященному († 532) и находился в лавре его имени недалеко от Иерусалима. Перед кончиной преподобный предрек, что обитель посетит тезоименитый ему богомолец царского рода, которому надлежит передать чудотворный образ. В XIII веке святитель Савва Сербский во исполнение этого завещания перенес икону в основанный им Хиландарский монастырь на Афоне, где она пребывает по сей день в Карейской келье и называется «Типикарницей». На рыбинском образе поза Христа динамична и более сложна по сравнению с древним памятником. Оригинальным декоративным дополнением является рама со сложным плетеным орнаментом позднебарочного типа («стиль регентства»), заимствованная, очевидно, из какой-то западноевропейской гравюры.
[/spoiler]
Помощница в родах
ИСТОРИЯ
[spoiler]
Список храмов с престольным праздником в честь иконы Божией Матери «Помощница в родах»
С незапамятных времен в минуты жесточайших страданий при рождении детей, когда смерть так близка, женщины прибегают с особенно горячей молитвой к Спасителю и Пречистой Его Матери. В благочестивых семействах и в наше время можно видеть икону Богоматери, называемую «Помощь в родах». На ней Богоматерь изображается стоящей в рост с воздетыми для молитвы руками и с Предвечным Младенцем на лоне. Этот образ напоминает несколько икону «Знамение». Существует еще древняя икона Богородицы «Помогательницы женам чады рождати». На ней Божия Матерь изображена с открытой головой и распущенными волосами. Руки Ее сложены на груди, причем персты левой руки до половины покрывают персты правой. Ниже сложенных рук изображен Предвечный Младенец, десной рукой благословляющий, а левую держащий на колене. Из-под короткой одежды Его видны оконечности ног. На Богоматери верхняя одежда красная с прозолотью, имеющая на каждом плече по золотой звездочке. Нижняя же одежда темно-зеленого цвета с позолотой и с золотыми звездочками и такой же оторочкой по вороту и рукавам. Голова Божией Матери несколько наклонена. На Спасителе одежда желтая с позолотой, на груди отливающая в темно-зеленый цвет. Все изображение помещено на полумесяце.
[/spoiler]
О Тебе радуется
ИСТОРИЯ
[spoiler]
Название иконе дано по первым словам гимна, посвящённого Богородице: «О Тебе радуется, Благодатная…» Пресвятая Богородица изображена в райском саду на фоне многоглавого храма – символа Небесного Иерусалима. У подножия трона, на котором восседает Божия Матерь с Предвечным Младенцем, изображён автор гимна – преподобный Иоанн Дамаскин, песнописец (память 17 декабря по новому стилю), в руках которого свиток с текстом гимна. Внизу – сонм православных святых, славящих Богородицу.
Валерий Мельников. «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы»
[/spoiler]