УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
О том, почему для нас особо значим праздник Успения Пресвятой Богородицы – осенняя Пасха, как к нему подготовиться и как провести его, о событии праздника рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.
Быстро, как это всегда, увы, бывает, пролетели благодатные, светлые, погожие, иногда, впрочем, перемежаемые осенним дождиком дни Успенского поста. Позади осталось нетленное сияние, невечерний свет праздника Преображения. И вот – Успение – осенняя русская Пасха, как называют этот дивный день. Замечательно, что наш народ Успение Владычицы Богородицы считает особым торжеством. Иначе почему главные и самые великие монашеские лавры и монастыри названы в честь Успения? Успенская Почаевская Лавра, удел Божией Матери на земле – Успенская Киево-Печерская Лавра, главный храм Троице-Сергиевой Лавры – в честь Успения Богородицы, Псково-Печерский Успенский монастырь, где эти дни настолько торжественны и прекрасны, что сюда стекается едва ли не пол-России для того, чтобы помочь инокам и трудникам обители выложить из живых цветов дорожку, по которой священство понесет древнюю чудотворную икону Пресвятой Девы Марии. Впрочем, и в любом приходском храме, дорогие друзья, если вам хочется деятельно внешним образом выразить любовь к Царице Небесной, вы можете поучаствовать в этом празднике. Я вам подскажу, каким именно образом это сделать.
К Успению обыкновенно храм украшается белыми лилиями и розами. Лилии обрамляют саму икону Успения, в вазах эти царственные цветы благоухают тонким ароматом, создавая особую атмосферу. В центре храма полагается плащаница с изображением Богородицы, только-только предавшей Свою непорочную душу в руки Иисуса Христа, Ей явившегося, как это свойственно для Сына Божиего, находившегося во время земной жизни в полном послушании у Своей Родительницы, покуда Он не вышел на общественную проповедь. Итак, по достатку, по желанию и произволению принося в храм одну, две, три лилии или розы, вы почувствуете, что в вашем сердце сами собой раскрываются нетленные прекрасные райские цветы, которых не коснется увядание земное, ведь Матерь Божия никого из Своих благодетелей, тех, кто чтит Ее девство и Ее небесную славу, не оставляет без утешения, без вспоможения, без награды. Если вам доведется быть в какой-нибудь русской обители – Толгской женской обители на берегу красавицы Волги, в упомянутом мною Псково-Печерском монастыре, предлагаю вам принять участие в выкладывании дорожки. В Печорах за несколько дней приступают к этому святому делу, и конечно, с чистыми руками, а главное – с чистыми помыслами. Если кто-то из вас хочет бросить курить, но никак не может расстаться со злой страстью, въевшейся под кожу, как личинка ядовитая, если вы устали от собственной раздражительности или боретесь с унынием, если вам хочется обрести те качества, которыми сияет Сама Царица Небесная… А Она, вспомните, вся источала благодать. Уста Ее были помазаны миром и разумом, сердце никогда не смущалось никаким помыслом неприязни. Приветливая, улыбчивая, тихая и немногословная, Она умела каждого человека, приходящего к Ней, утешить сообразно его возрасту: с младенцами была нежна, как матерь; к старикам почтительна; юношей уцеломудривала одним Своим внешним образом, ибо атмосфера девства витала над Нею; супругов приучала к воздержанному житию со взаимной заботой друг о друге; для апостолов Она была учительницей, благодаря наставлениям Которой те не смущались ни от какого гонения и злобы иудейской или языческой, но с великим дерзновением прославляли воскресшего Господа и проповедовали весть о Его восстании из мертвых.
Итак, принимая участие в этом милом земном деле, в этих хлопотах по украшению обители, выкладывая дорожку из живых цветов, молитесь мысленно: «Матерь Божия, Владычица Богородице, я хочу быть Твоим чистым сыном… даруй мне благодать быть Твоей чистой дочерью… помоги мне возвратиться восвояси, в круг домочадцев, в свое жилище измененным/измененной так, чтобы не помрачался ум земной суетой, уста не погрязали в осуждении и празднословии, а сердце научилось наконец сохранять тот благословенный мир, те покой и тишину, которыми оно проникается здесь, в Твоей обители. Матерь Божия, я немножко потружусь и украшу этот путь, по которому пройдет священство, держа на руках икону Успения, а Ты мне помоги, потому что меня замучило давление, его перепады, когда то густо, то пусто, ишемия, сердцебиение, меня мучает и мигрень, и подагра…» – у каждого из нас, дорогие друзья, как это вам хорошо известно, свой набор немощей, своя медицинская карта. До врача далеко, лекарства дорогие. Мы, конечно, не отменяем вовсе терапии, того, что прописывает нам медицина. Но в Успенские дни глубоко верится в то, что Матерь Божия прострет нам Свою невидимую десницу, прикоснется Своими нежными нетленными перстами к болящему телу и уязвленной душе, и мы обретем ту силу и крепость, которую обретали люди, прикасавшиеся с верой к одру Богородицы тогда, в Иерусалиме, в I столетии по Рождестве Христовом.
По преданию, Царица Небесная опочила в возрасте 70 с небольшим лет. Хочется, дорогие друзья, напомнить вам, что за несколько дней и часов до того, как Господь призвал Свою Пречистую Матерь в небесные селения, на Елеонской горе под сенью олив, где некогда Ее Сын и Бог обращался с сокровенными, возвышенными беседами, с учением о Царствии Небесном к апостолам, Матерь Божия коленопреклоненно, орошая Свой лик слезами, молилась Господу Иисусу Христу, дабы Он разрешил Ее душу от тела и разрешил Ее от видений нечистых духов. Таково было смирение честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим, Которая Своей чистотой превзошла ангелов и удивляла небо нравственными совершенствами. Таково было Ее смирение, Ее скромная самооценка, что Она просила Создателя запретить падшим духам доступ к Ее непорочной душе. Знала Царица Небесная, что восхождение от земли на небо – это последний экзамен, испытание, который будем непременно держать и мы с вами, один скорее, другой позже, но всем нам надлежит единожды умереть и явиться на судилище Христово. Вот почему праздник Успения очень важен для каждого из нас.
Если мы дадим себе труд не опоздать на всенощную и, как свечечка, распространяющая свет и тепло, будем молиться у плащаницы Богородицы, взирая на Ее светолепное лицо, созерцая эту красоту из лилий и роз; приступим к Божественным Тайнам на Успенской Литургии, а приобщившись, сохраним торжественное настроение сердца, не позволим никакой мирской злобе, суетному любопытству, невоздержанию в пище и питии, пересуживанию чужих недостатков выкрасть из нашего сердца бисер Божественной благодати, то Царица Небесная, несомненно, заступится и за нас в час нашей собственной кончины. Почитайте Канон по исходе души (его можно обрести в больших молитвословах), и вы увидите, как от лица умирающего произносятся эти слова: «О Царице Небесная, я трепещу и не знаю, куда обратить свой взор: злые духи устрашают меня и пытаются утянуть на дно адово, но Ты, как кроткая голубица, распространи надо мною Свои благодатные крыла. Прими меня, как Свое чадо, со всех сторон обстреливаемое, уязвляемое демоническим гоготом и хохотом, защити меня от этих хищных псов и птиц, но пошли мне ангелов-хранителей, которые возведут мою душу к вратам Горнего Иерусалима, и Твоим ходатайством я да сподоблюсь узреть Христа Спасителя и насладиться Его ликом, дабы сокрушены были темные силы и не нашли во мне ни единого изъяна и темной части». Вот так, дорогие друзья, нам надлежит заблаговременно молиться. Кто предупрежден, тот вооружен. Тот, кто почтил Успение Богородицы, и сам будет почтен Девой Марией и не будет посрамлен в час исхода.
А если, не дай Бог, кто-то из нас ожесточится, потеряет веру, начнет осквернять уста нечистой руганью, ненавистной Царице Небесной, растлит себя плотскими грехами и останется нераскаянным, то не о таких ли сказано несчастных: «Смерть грешников люта»?
Вот почему праздник Успения служит для нас, дорогие друзья, лучшим приготовлением к собственной кончине и вместе с тем дает надежду на то, что Бог ходатайством Богородицы прибавит нам час к часу, день ко дню, месяц к месяцу, год к году, дабы мы, во всех своих грехах покаявшись, прославили имя Господа делами покаяния, делами веры и любви.
Возвращаясь к исторической канве праздника Успения, вспомним, что Деве Марии явился еще в Гефсиманском саду архангел Гавриил, тот, кто еще с Ее нежных лет, от младых ногтей, младенческих пелен вел духовно Богоотроковицу Марию и своим присутствием отмечал главные вехи Ее жизни. Именно из его рук, по преданию, пребывая в тиши Иерусалимского храма, Царица Небесная некогда вкушала ежедневно невещественный небесный хлеб. Архангел Гавриил известил, как вы помните, Непорочную Деву Марию о богатстве Промысла Божиего – о том, что, в случае Ее смиренного согласия, Дух Господень снизойдет на Деву и соткется под Ее сердцем в непорочном чреве прекрасный Плод – Святой Сын Божий, в лице Которого чудесно соединятся человечество и Божество. Вот и здесь, незадолго до Успения, архангел Гавриил предстает Марии Богородице, уже потрудившейся в утверждении Христовой Церкви на земле, уже посетившей Афон, когда падали идолы и демоны в ужасе бежали из этого удела Богородицы. И вручил архангел светоносную райскую ветвь, которая стала верным знаком извещения о приближающейся Ее блаженной кончине.
Предание свидетельствует – кто не верит или хочет проверить, почитайте, пожалуйста, подробное повествование о празднике Успения у святителя Димитрия Ростовского – можно на русском, можно на церковнославянском, можно на английском языке, как вам угодно, – что эта ветвь была помещена в сионской горнице, близ одра, куда и легла Пречистая Дева со светящимся ликом, успев преподать Свое благословение апостолам, невидимой силой Божией собранным в сионской горнице к часу Ее исхода. Свершилось невероятное, несовершимое: как будто раскрылась кровля этого здания, и в Небесной Славе воскресший Христос, окруженный архангелами и ангелами, явился здесь, ступив на каменные плиты этого помещения, и в руки Свои принял, как чистую, непорочную голубицу, душу Пресвятой Богородицы. Посмотрите на икону Успения, и вы увидите: лежащая долу Царица Небесная, Ее девственное и нетленное тело, а над Ней в мандорле, то есть в окружении небесных сил, Сын Божий, а на руках Его как будто дитя, перепеленатое чистыми льняными пеленами. Что это за дитя? А это и есть душа Пресвятой Богородицы, никогда ни словом, ни делом, ни даже мыслью не отлучавшаяся от Небесного Отца.
На этом, дорогие друзья, нам, наверное, и нужно завершить наше размышление, потому что и мы все – дети Бога. Любви Божественной все возрасты покорны. И всего лучше войти в праздник Успения под своды храма с душой детски верующей, незлобивой, радостной, приветливой по отношению ко всем, забыв совершенно несущественные и ненужные обиды, изжив мнительность, отряхнув со своих стоп прах уныния, чтобы, с горячей зрячей верой, любовью трепетной и упованием на небесную помощь Богородицы приблизившись к Ее иконе, услышать слова успенского тропаря: «В Успении мира не оставила еси, Богородице».
[/spoiler]
Нарвская
ИСТОРИЯ
[spoiler]
Нарвская икона Богоматери прославилась в 1558 году, когда русские войска осаждали город Нарву. Во время этой осады пьяные нарвские немцы нашли в одном доме, в котором когда-то жили русские купцы, икону Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Хозяин этого дома, а вместе с ним и его нетрезвые гости стали глумиться над св. образом. Этого словесного глумления и одного ругательства им показалось мало, и скоро они перешли к действию. Хозяин дома сделал дерзкое предложение, которое было принято всеми пьяными и обезумевшими от злобы на русских гостями. — Эта безобразная доска, — говорил он, — поставлена была для русских купцов; нам же она не нужна, поэтому бросим ее в огонь.
Тотчас же икона была снята со стены и со злобой брошена в огонь под котлы, в которых варилось пиво. Но пламя вместо того, чтобы сжечь образ Богоматери, устремилось кверху и зажгло крышу дома. Это было в воскресный день. Воздух был чист и тих. Однако, как только показалось пламя на крыше дома, внезапно поднялась сильная буря; ветер раздувал пламя, быстро перебрасывал его с одного дома на другой, и вскоре почти весь город был охвачен ужасным огненным потоком.
Видя это пожарище, немцы растерялись. Пользуясь их смятением, русские войска сделали приступ к городу и взяли его. Близ Нарвы находилось немецкое войско, но оно по какому-то странному ослеплению не хотело оказать помощи своим осажденным единоплеменникам.
Когда пожар утих и город был очищен от немцев, тогда в пепле русские нашли две иконы — икону Божией Матери и икону Николая Чудотворца. Оба св. образа сохранились совершенно невредимыми, нисколько не пострадав от огня.
По взятии города царь Иоанн Васильевич послал в Нарву Юрьевского архимандрита и Софийского протоиерея, чтобы они построили одну церковь в замке, а другую в городе в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.
[/spoiler]
Беседная
ИСТОРИЯ
[spoiler]
Беседная икона Пресвятой Богородицы называется так потому, что на ней изображаются Божия Матерь и святитель Николай Мирликийский, беседующие с пономарем Георгием (по прозванию Юрыш). Это событие произошло вскоре после явления Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, в 1383 г., когда Сама Пресвятая Богородица повелела пономарю Георгию сказать, чтобы над новоустроенным в Ее честь храме в Тихвине поставили деревянный крест, а не железный. На месте этого явления была построена часовня во имя святителя Николая Чудотворца. Часовня горела несколько раз (причем первый раз в 1390 г. одновременно с храмом, в котором находилась Тихвинская икона Пресвятой Богородицы). В 1515 г. вновь была построена деревянная церковь и основан мужской монастырь в честь этой святой иконы. Находился Беседный монастырь в Новгородской губернии Тихвинского уезда.
Иконография сюжета Беседной иконы точно отражает «Сказание». Пресвятая Богородица изображена сидящей на срубленном (иногда растущем) дереве, покрытом листьями или цветами, с «червленым жезлом» в правой руке. Перед Богородицей – святитель Николай Чудотворец и коленопреклоненный пономарь Георгий.
[/spoiler]