ВАРЛАМ ПУСТЫННИК Иоасаф, царевич Индийский
ЦАРЬ АВЕНИР
ЖИТИЕ И МОЛИТВЫ ЭТИМ СВЯТЫМ.
[spoiler]
В Индии, некогда получившей христианскую веру через благовествование святого апостола Фомы, правил царь Авенир, идолопоклонник и жестокий гонитель христиан. Долго не было у него детей. Наконец, родился у царя сын, названный Иоасафом. При рождении царевича мудрейший царский звездочет предсказал, что царевич примет гонимую его отцом христианскую веру. Царь, желая предотвратить предсказанное, приказал выстроить для царевича отдельный дворец и распорядился, чтобы царевич не услышал ни одного слова о Христе и его учении.
Достигнув юношеского возраста, царевич испросил у отца разрешения выезжать за пределы дворца и увидел тогда, что существуют страдания, болезни, старость и смерть. Это навело царевича на размышления о суетности и бессмысленности жизни, и он стал пребывать в тяжких раздумьях.
В то время в далекой пустыне подвизался мудрый отшельник преподобный Варлаам. Божиим откровением он узнал о страждущем в поисках истины юноше. Выйдя из пустыни, преподобный Варлаам под видом купца отправился в Индию и, прибыв в город, где находился дворец царевича, объявил, что привез с собой драгоценный камень, обладающий чудодейственными свойствами исцелять болезни. Приведенный к царевичу Иоасафу, преподобный Варлаам стал излагать ему христианское вероучение в виде притч, а затем и «от Святаго Евангелия и Святых Апостол». Из наставлений Варлаама юноша уразумел, что драгоценный камень есть вера в Господа Иисуса Христа, уверовал в Него и пожелал принять Святое Крещение. Окрестив царевича, преподобный Варлаам заповедал ему пост и молитву и отошел в пустыню.
Царь, узнав, что сын его стал христианином, впал в гнев и скорбь. По совету одного из вельмож царь устроил прение о вере между христианами и язычниками, на которое под видом Варлаама явился маг и чародей Нахор. Нахор должен был признать себя в прении побежденным и таким образом отвратить царевича от христианства. Через видение во сне святой Иоасаф узнал об обмане и пригрозил Нахору лютой казнью, если тот окажется побежденным. Убоявшийся Нахор не только победил язычников, но и сам уверовал во Христа, раскаялся, принял Святое Крещение и удалился в пустыню. Царь пытался отвратить сына от христианства и другими средствами, но царевич преодолел все соблазны. Тогда по совету вельмож Авенир выделил сыну половину царства. Святой Иоасаф, став царем, восстановил христианство в своей стране, отстроил заново церкви и, наконец, обратил в христианство своего отца царя Авенира. Вскоре после Крещения царь Авенир преставился, а святой царевич Иоасаф оставил царство и ушел в пустыню на поиски своего учителя старца Варлаама. В течение двух лет странствовал он по пустыне, терпя напасти и искушения, пока нашел пещеру преподобного Варлаама, спасавшегося в безмолвии. Старец и юноша стали подвизаться вместе. Когда приблизилось время кончины преподобного Варлаама, он отслужил литургию, приобщился Святых Таин и причастил святого Иоасафа и с тем отошел ко Господу, пробыв в пустыне 70 лет из прожитых ста лет. Совершив погребение старца, святой Иоасаф остался в той же пещере, продолжая пустыннический подвиг. Он пробыл в пустыне 35 лет, отошел ко Господу, достигнув шестидесятилетия.
Преемник святого Иоасафа по царству, Варахия, по указанию некоего отшельника нашел в пещере нетленные и благоуханные мощи обоих подвижников, перенес их в свое отечество и предал погребению в церкви, воздвигнутой преподобным царевичем Иоасафом.
См. также: «Житие преподобных Варлаама и Иоасафа, царевича индийского, и отца его царя Авенира» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
МОЛИТВЫ
Тропарь преподобного Иоасафа, царевича Индийского
глас 4
От духовнаго наставника научився,/ царю Иоасафе, Бога познати,/ Крещением же просветився,/ люди к вере обратил еси,/ и отцу твоему от купели приемник быв,/ царство оставив, пустыню достигл еси/ и в ней трудолюбие подвизался еси./ Моли Христа Бога со учителем твоим Варлаамом/ спастися душам нашим.
Кондак преподобного Иоасафа, царевича Индийского
глас 8
Ведый твое из младенства благое изволение, Иоасафе, един сердцеведец Бог,/ и от царствия земнаго в монашеское пребывание приведый тя,/ великому Варлааму последовати сподоби./ С нимже и ныне горний Иерусалим всесветлый отечество имея,/ желаемыя доброты красно наслаждался Святыя Троицы,/ молим тя, царская красото,/ поминай нас, верою чтущия тя.
Кондак преподобного Иоасафа, царевича Индийского
глас 8
Ведый твое от младенства благое изволение, Иоасафе,/ един сердцеведец Бог,/ ибо от царствия земнаго во иноческое пребывание приведый тя,/ и великому Варлааму воследовати сподоби тя,/ и со Ангелы с ним в Неизреченном Свете водворися;/ с нимже Святей Троице предстоя,/ молим тя, царское красото,/ поминай нас, верою празднующих память твою.
Ин тропарь преподобного Иоасафа, царевича Индийского
глас 4
Из чрева матерня/ прекрасное вселение бысть Святаго Духа,/ преславне Иоасафе,/ и от блаженнаго Варлаама безценный бисер, Христа,/ в сердце своем приял еси,/ и Божественным Крещением Индию просветил еси,/ отеческое же нечестие исправль,/ приведе его от тьмы ко свету Богоразумия/ и, оставив тленное на земли царство,/ пустыню достиг и своего учителя,/ темже на Небесех от Живоначальныя Троицы/ венцем царским венчася,/ моли о нас, чтущих честную твою память.
Ин тропарь преподобному Варлааму Индийскому
глас 8
Слез твоих источники пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенныя, сияя чудесы, Варлааме отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
[/spoiler]