Иоанн Кронштадтский
Беседа в первую неделю Великого поста, в неделю Православия.
[spoiler]
«Отсель узрите небо отверсто» (Ин.1:51)
Себя и многих из вас, возлюбленные братья и сестры, поздравляю с неизреченною милостью Божией, с обновлением духовным, полученным через подвиг говения, молитвы, поста и покаяния, и особенно через причащение пречистых и животворящих Тайн тела и крови Господней. И в это короткое время мы могли познать на себе пользу поста и молитвы, не говоря уже о пользе говения, исповеди и причащения; если, разумеется, мы искренно воспользовались этим временем к своему спасению и искренно исполнили условие поста и говения; если воздержались от излишества в пище и питии, искренно молились, смирялись перед Богом и ближними, милосердствовали, познали множество своих неправд и беззаконий и крепко пожалели о них, приняв твердое намерение не делать их более, и, наконец, искренно сознались в них и получили разрешение и отпущение их, и сподобились вкусить животворящего Брашна. Но все ли мы получили действительную пользу от прошедшей недели? Ближе ли стали сердца наши к Богу, к Пречистой Матери Живота, к Церкви, к Святому Ангелу Хранителю и к Святым Божиим; искренне ли мы возлюбили правду и добродетель, и возненавидели ли всякую неправду и беззаконие; искреннее ли любим Бога и ближних; чувствуем ли большее духовное сродство друг с другом, как члены единого тела Христова, как уды Христовы, ибо «един хлеб» таинства, «едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся» (1Кор.10:17)? Чувствуем ли сердцем, что потоки беззакония не приливают с такою наглостью и насилием к нашей душе, как было до говения и причащения, и значительно ли иссякли в нас, и мы стали ли чище, свободнее, покойнее, бесстрастнее, добрее, мягкосердечнее, склоннее ли ко всему доброму и полезному? Меньше ли стала в нас алчность к плотским удовольствиям и к корысти? Стали ли кроче, терпеливее, снисходительнее к ближним? Чаще ли стали взирать на небо, на истинное и вечное отечество, и с меньшим ли пристрастием обращаем взор на все земное, как временное, минутное, преходящее? Ибо посмотрите, сколько людей из среды нашей восхищено смертью в короткое время, и смерть постоянно уносит свои жертвы. Если так, если мы стали лучшими и благоразумнейшими, то снова поздравляю себя и вас с великою милостью Божией, и вместе молю, да утвердит Господь это доброе расположение и настроение сердца во мне и в вас; но да не обольстит никого из нас лукавый помысел, что мы теперь, слава Богу, сбросили с себя бремя грехов и можем опять жить, как жили, и грешить, как грешили, ибо кто без греха сказали бы мы! Правда, братья и сестры, что никто не без греха, но жить, как жили и грешить так же, как и прежде, после обновления через покаяние и причащение не должно, не следует, не прилично христианину. Святая Церковь через духовника дает такое вразумление всякому покаявшемуся: «от сих всех грехов отныне должен еси блюстися, понеже вторым крещением крещаешися, по таинству христианскому, и да положиши начало благое, с помощью Божиею, паче же не поглумися на тожде обращаяся, да не твориши человеком смеха, сия бо христианам не суть прилична: но честно, и право, и благоговейно пожити да поможет тебе Бог Своею благодатию» (Чин исповеди). Вот что Церковь внушает раскаявшемуся. Да и разум здравый тоже внушает нам; ибо кто же омывшись, захочет опять умышленно мараться? Только «свинья, омывшись, опять идет валяться в грязи; только псу свойственно возвращаться на свою блевотину» (2Петр.2:22). «Се здрав еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет» (Ин.5:14), говорит Господь исцеленному расслабленному. И с нами также может случиться нечто очень худое, если мы вознерадим о добродетели после покаяния; тогда благодать Божия оставит нас за невнимание и нерадение о себе. Покаяние и причащение отверзает нам небо и небесное царствие, ибо, говорит Господь, «ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный – и во Мне пребывает, и Аз в нем» (Ин.6:54, 56).
Как же не дорожить полученным даром – жизнью вечной и пребыванием в нас Христа, и нашим в Нем пребыванием! нам отворено небо через покаяние и причащение по писанию: «отсель узрите небо отверсто» (Ин.1:51) какая чудная милость! Грехами нашими оно было заключено, как крепчайшими затворами и замками, а покаянием открыто – воспользуемся же этою милостью Божьею, пока оно опять не затворилось для нас: ибо, Бог знает, откроется ли оно опять для нас, когда мы снова затворим его произвольными грехами. Для многих оно заключилось навсегда. Неразумные девы стучали в затворенные двери, говоря: «Господи! Господи! отверзи нам», а им было сказано: «аминь глаголю вам: не вем вас»; а всем нам сказано: «бдите убо, яко не весте дне ни часа, в оньже Сын человеческий приидет» (Мф.25:11–13). Аминь.
[/spoiler]
Слово в неделю Православия
[spoiler]
«Се воистинну израильтянин,
в немже льсти несть» (Ин.1:47)
Господь наш Иисус Христос сказанные сейчас слова изрек об одном израильтянине, жителе города Каны Галилейской, Нафанаиле, когда сей, по совету знакомца своего Филиппа, шел навстречу Иисусу Христу, чтобы удостовериться, Он ли именно обещанный Израилю Мессия. Филипп сказал Нафанаилу: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорить ему: пойди, и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорить о нем: вот, подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты быль под смоковницею, Я видел тебя» (Ин.1:45–48), т. е. знал все твои помышления, твою веру, твои чаяния Мессии, твое будущее служение. Сердцеведец Господь, как видно, коснулся самой живой струны сердца Нафанаила, самой задушевной его мысли, задушевного желания, чаяния, показав ему воочию Свое божественное всеведение; и вот Нафанаил уловлен в веру Христову. Он восклицает: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин.1:49), и потом делается Его учеником, под именем Варфоломея, значить – одним из двенадцати.
Но почему в это воскресенье, называемое неделей Православия, положено Церковьючитать это Евангелие, в котором повествуется о беседе Господа с Нафанаилом? Потому что в словах Господа Нафанаилу показан характер истинного или православного христианина и характер вообще истинной православной Церкви Христовой. Вот, подлинно израильтянин, – сказал Господь о Нафанаиле, в котором нет лукавства, т. е. вот человек, который право и прямо, твердо мыслит, рассуждает, верует, уповает, говорит и действует – так как Нафанаил прямо, сразу уверовал в Иисуса Христа, как Сына Божия, и уже никогда не колебался в вере и уповании, не изменял своих мыслей касательно божественного Лица Его. Не таков ли должен быть и истинный христианин; не таково ли должно быть все богоучрежденное общество христиан православных; не такова ли должна быть, как и есть православная Церковь? Какая высокая похвала Нафанаилу от Испытующего сердца и утробы в словах: вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства! Какая высокая похвала тому христианину, о котором Господь изрек: вот истинный христианин, в котором нет лукавства, и той Церкви, о которой Господь изрекает: вот Церковь, в которой нет лукавства, или суетных измышлений человеческих, т. е. которая вся – истинна во всем ее учении, таинствах, богослужении, управлении, во всем ее устройстве. А таковы именно – все наши святые угодники; такова вся православная Церковь от начала ее и доныне, как свидетельствует беспристрастная история Церкви и Сам Бог различными знамениями и чудесами, содеваемыми в Церкви. Она есть, по Апостолу, «столп и утверждение истины»(1Тим.3:15); есть «славная церковь, не имущая скверны или порока, или нечто от таковых»(Еф.5:27). И какими подвигами кровавыми, какою борьбою с врагами истины, какими и сколькими смертями ревнителей чистоты, святости и православия веры и Церкви приобретено нам с вами, братия мои, православие нашей веры, руководительницы нашей к вечному животу! Как за сохранение и целость отечества нашего и в нем нашей веры православной пролиты реки крови нашими предками – русскими воинами и вождями, воевавшими и с язычниками, и с магометанами, и с христианами, чуждыми Церкви православной, так за сохранение православной веры пролиты реки крови апостольской, пророческой, мученической; много перенесено страданий преподобными отцами и другими поборниками веры.
Но что же мы, чада Церкви православной? Храним ли мы это драгоценнейшее наследие – веру православную, следуем ли ее учению, заповедям, правилам, уставам, советам? Любим ли службу приносить Богу, «плод устен исповедающихся имени Его»(Евр.13:15)? Обновляемся ли ею; освящаемся ли на всякий день, исправляем ли себя, достигаем ли совершенства, которого достигали святые? Совершенствуемся ли в любви к Богу и ближним; дорожим ли своею верою; считаем ли за величайшую милость Божию, за величайшее и первейшее благо жизни то, что мы имеем счастье принадлежать к Церкви православной, которая есть единая, святая, соборная и апостольская? Что мы ответим на эти вопросы, если хотим отвечать по совести? К стыду нашему мы должны сознаться, что у многих, многих из христиан православных не только нет в сердце и в жизни веры православной, а нет даже и на языке, и она у них совсем испарилась, или же обратилась в совершенное безразличие относительно какой бы то ни было веры: католической, лютеранской, иудейской, магометанской, даже языческой. Слышим от многих, что во всякой вере можно угождать Богу, т. е. будто бы всякая вера угодна Богу, и как будто ложь и истина, правда и неправда для Бога безразличны. Вот до чего дошло у многих незнание своей веры, незнание духа и истории своей Церкви, отчуждение от ее жизни и богослужения, до чего затмилось понятие о православии, о неправославии и иноверии! Хроника современных происшествий рассказывает случай, что где-то в России один начальник на испытании учеников назвал нелепою историю о приношении Исаака в жертву. Это тьма, хаос, гибельное невежество! Христианин, как член Церкви, должен знать свою веру и стараться жить по вере, спасаться своею верою, потому что враги спасения нашего не дремлют и ищут нашей погибели на всякий час, – и не бросать свою веру, как какую специальность некоторых только людей, или как ненужную игрушку, свойственную только детскому возрасту, или как достояние якобы только необразованной черни. Мечтающим таким образом не мешало бы помнить почтенную древность нашей веры, современной началу человеческого рода и ее непосредственное происхождение от Бога, и то, что в этой вере жили и спаслись люди всякого рода, звания, состояния, пола: и цари славные и мудрые философы, и законодатели и величайшие витии, знатные и простые, богатые и бедные, мужской пол и женский, краса и слава человечества. Следует и то сказать к славе веры православной, что ни одна религия, кроме веры православной, не может привести человека к нравственному совершенству или святости и совершенному угождению Богу, что показывает и история Церкви и нетленные, чудотворные останки св. угодников Божиих и дивные подвиги святых православной Церкви, коими они совершенно угодили Богу, быв еще при жизни прозорливцами и чудотворцами. Так и быть должно по здравому смыслу: к совершенству может привести только совершенная вера со всеми божественными силами, со всем духовным всеоружием Божиим против страстной плоти, мира и диавола. Если же ныне многие и христиане православные живут хуже магометан и язычников, так что глава магометан в России публично, во всеуслышание всех недавно в Петербурге провозгласил похвалу своим единоверцам за то, что между ними нет таких нечестивых, как между христианами, посягающих на жизнь царей, то такая подлинно нечестивая жизнь христиан не должна ни мало, конечно, ставиться в упрек вере православной, которая непоколебима в своих началах истины и святости, по обетованию Самого Спасителя и по свидетельству истории. Такие люди, хотя вышли от нас, но они не были наши по существу, а только по имени.
Да, братия мои, только вера православная очищает и освящает оскверненное грехом естество человеческое, растлившее обновляет, особенно посредством таинств крещения, покаяния и причащения; омраченное просвещает; уязвленное грехами врачует; оледеневшее согревает; смердящее страстями делает благоухающим посредством благодати Духа Святого; омертвевшее оживотворяет; отринувшееся от Бога воссоединяет, отчужденное от Него присвояет Ему; расслабевшее укрепляет; обезображенное возображает и украшает; падшее восстановляет; работное делает свободным; враждебное исполняет любовью, как Павла апостола и многих других; богохульное исполняет непрестанным славословием Богу; отчаянное исполняет надеждой; унылое утешает; повинное избавляет от осуждения и наказания в геенне; смятенное умиротворяет; изнемогшее укрепляет; утесненное распространяет; неправедное обогащает правдою; лукавое делает простым; злое – благим; развращенное исправляет; алчное творит воздержным; блудное целомудренным; скупое щедрым; безумное умудряет; оземленевшее творит небесным; грубое утончает; плотяное одуховляет; вещелюбивое делает боголюбивым; самолюбивое – самоотверженным и вселюбящим; бесоподобное – богоподобным и – о чудо! – божественным! Вот какие чудеса творит в человеке вера православная! Хотите убедиться в этом? Читайте истории жизни святых, историю Церкви: и вы воочию увидите все эти чудеса в жизни святых. Вы увидите волков обратившимися в агнцев, блудников и блудниц в праведников и в равноангельных; сребролюбцев – в милостивых, сластолюбцев в воздержников, людей власти и земного величия и роскоши увидите в смиренном одеянии инока. Вот подлинно были истинные христиане; вот ангелыво плоти; на земле – небесные граждане, и вместе верные слуги отечества земного, как и воспоминаемые сегодня 40 мучеников Севастийских! Вот что может делать наша вера православная с теми людьми, которые искренно ее содержат и следуют ее руководству! От чего же она в нас не производит такой спасительной перемены? От нашего маловерия или безверия, от легкомыслия, от испорченности и нераскаянности сердца; от усилившихся в нас и овладевших нами страстей, от удаления от Церкви, оттого, что многие нимало не проникаются духом и жизнью Церкви, а многие – только слабо и более формально, неискренно держатся ее. От того же родились у нас и все современные общественные пороки: убийства, самоубийства, цареубийства, поджоги, похищение общественного имущества, непомерная роскошь, разврат, мотовство, погоня за всякими чувственными удовольствиями.
Чтоб нам быть настоящими православными христианами, нам, прежде всего, надобно иметь живое, постоянное общение с православною Церковью, или участие в ее молитвах, учении, таинствах; прилежно изучать свою веру и проникаться и жить ее духом, руководствоваться ее правилами, заповедями, уставами, главное же – восстановить в себе истинным и глубоким покаянием образ истинного православного христианина по образу древних и новых святых или лучше – по образу Самого Господа нашего Иисуса Христа, говорящего: «образ дах вам, да яко же Аз сотворих, и вы творите» (Ин.13:15), да речет и о нас Господь, как некогда о Нафанаиле: «се воистинну новый израильтянин в немже льсти несть» (Ин.1:47). Аминь.
[/spoiler]