Никейская (Бысть Чрево Твое Святая Трапеза)
ЕСЛИ НЕ ВНИМАТЕЛЬНО ПОСМОТРЕТЬ НА ИКОНУ, ТО МОЖНО ЕЕ СПУТАТЬ С ИКОНОЙ БОГОРОДИЦЫ НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША. НЕ ПРАВДА ЛИ? OДНАКО, ВСМОТРЕВШИСЬ, ВИДИМ, ОБРАЗ СПАСИТЕЛЯ РАСПОЛОЖЕН В МЕДАЛЬОНЕ (СВЕТЯЩЕМСЯ КРУГЕ, КАК НА ИКОНЕ ЗНАМЕНИЕ). ЧАСТО ИЗОБРАЖЕН СПАСИТЕЛЬ В МЕДАЛЬОНЕ, КАК БЫ ВНУТРИ ЗДАНИЯ. И, В ОСНОВНОМ, ЗДЕСЬ СПАСИТЕЛЬ ИЗОБРАЖЕН В ЧАШЕ НИЖЕ ПОЯСА, А НА ИКОНЕ НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША, СТРОГО ПО ПОЯС. ВОТ, ТАКИЕ МАЛЕНЬКИЕ ОТЛИЧИЯ. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ.
Икона Божией Матери Никейская прославилась в 304 году. Во время осады Амиром города Никеи, находившегося в Малой Азии, некто Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: «Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель». Наказание последовало незамедлительно. Во время сражения он был внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным.
Об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского Собора (325 г.), которые установили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза».
Антиохийская
Антиохийская икона (празд. 23 марта, 28 мая), время и место явления неизвестны. В «Росписи святым иконам Божией Матери» помечено: «Антиохийская лета 580»; эта же дата появляется и на некоторых гравюрах. Известна лишь по поздним гравюрам и минейным иконам, в частности по «Минее годовой с чудотворными иконами Богоматери» 2-й половины XIX в. (ГТГ), где Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке (Аксиократуса), Которого она поддерживает, склонившись к нему. Младенец обращен к предстоящим, правой рукой благословляет, левая рука без свитка. Н. П. Кондаков полагал, что древняя Антиохийская икона близка по иконографическому типу Богоматери Одигитрии, по сообщению Никифора Каллиста, также вывезенной из Антиохии. Исследователь предположил, что под именем Антиохийской иконы могла почитаться другая икона, напр. Сайднайская, на которой Богоматерь изображалась с полулежащим младенцем на левой руке. Списками с древней Антиохийской иконы Кондаков был склонен считать несколько образов Богоматери с полулежащим младенцем византийского времени: мозаику кафоликона Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в.; рельеф артосной панагии из монастыря св. Пантелеимона на Афоне, XIV в. (?); 2 рельефа в соборе Сан-Марко в Венеции XIII и XIV вв.; мозаику конца XIII в. в церкви Санта-Мария ин Арачели в Риме. Он полагал, что в позднейших переводах чтимой иконы воспроизводились ее греко-италийские копии.