Страстная седмица. Пасха
[spoiler]
Здравствуйте, дорогие читатели!
Поздравляем вас с Лазаревой субботой и наступающим праздником Входа Господня в Иерусалим! В разделе «Рекомендуем прочитать» вы найдете проповедь на тему праздника.
Предлагаем календарь на Страстную седмицу и рекомендуем видеолекцию о ее богослужениях.
Желаем душеполезного чтения!
|
Проклятие смоковницы
|
10 апреля
Великий понедельник
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
Литургия Преждеосвященных Даров.
|
У́тру же возврáщься во грáдъ, взалкá: и узрѣ́въ смокóвницу еди́ну при пути́, прiи́де къ нéй, и ничтóже обрѣ́те на нéй, тóкмо ли́ствiе еди́но, и глагóла éй: да николи́же от тебé плодá бýдетъ во вѣ́ки. И áбiе и́зсше смокóвница.
И ви́дѣвше ученицы́ диви́шася, глагóлюще: кáко áбiе и́зсше смокóвница?
Отвѣщáвъ же Иисýсъ речé и́мъ: ами́нь глагóлю вáмъ: áще и́мате вѣ́ру и не усумнитéся, не тóкмо смокóвничное сотворитé, но áще и горѣ́ сéй речéте: дви́гнися и вéрзися въ мóре, бýдетъ: и вся́, ели́ка áще воспрóсите въ моли́твѣ вѣ́рующе, прiи́мете.
|
Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете тó, чтó сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет;
и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полýчите.
|
Мысли святителя Феофана Затворника
Господь идет на вольную страсть. Надобно и нам сшествовать Ему. Это долг всякого, кто исповедует, что силою страстей Христовых стал он тем, чем теперь есть, и кто надеется еще получить нечто столь великое и славное, что и на ум то никому придти не может.
Как же сшествовать? Размышлением, сочувствием. Иди мыслью вслед страждущего Господа, и размышлением своим извлекай из всего такие представления, которые могли бы поражать сердце и вводить его в чувство страданий, перенесенных Господом.
Чтобы последнее совершилось успешнее, надо себя самого сделать страдающим через чувствительное умаление пищи и сна, и увеличение труда стояний и коленопреклонений. Исполни все, что делает св. Церковь, и будешь добрым сшественником Господу на страдания.
|
Притча о десяти девах
|
11 апреля
Великий вторник
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
Литургия Преждеосвященных Даров.
|
Уподóбися цáрствiе небéсное десяти́мъ дѣ́вамъ, я́же прiя́ша свѣти́лники своя́ и изыдóша въ срѣ́тенiе женихý: пя́ть же бѣ́ от ни́хъ мудры́ и пя́ть юрóдивы. Юрóдивыя же, прiéмшя свѣти́лники своя́, не взя́ша съ собóю елéа: мýдрыя же прiя́ша елéй въ сосýдѣхъ со свѣти́лники свои́ми: косня́щу же женихý, воздремáшася вся́ и спáху.
Полýнощи же вóпль бы́сть: сé, жени́хъ грядéтъ, исходи́те въ срѣ́тенiе егó. Тогдá востáша вся́ дѣ́вы ты́я и украси́ша свѣти́лники своя́. Юрóдивыя же мýдрымъ рѣ́ша: дади́те нáмъ от елéа вáшего, я́ко свѣти́лницы нáши угасáютъ. Отвѣщáша же мýдрыя, глагóлюща: едá кáко не достáнетъ нáмъ и вáмъ: иди́те же пáче къ продаю́щымъ и купи́те себѣ́.
Идýщымъ же и́мъ купи́ти, прiи́де жени́хъ: и готóвыя внидóша съ ни́мъ на брáки, и затворéны бы́ша двéри.
Послѣди́ же прiидóша и прóчыя дѣ́вы, глагóлющя: гóсподи, гóсподи, отвéрзи нáмъ.
О́нъ же отвѣщáвъ речé и́мъ: ами́нь глагóлю вáмъ, не вѣ́мъ вáсъ.
Бди́те ýбо, я́ко не вѣ́сте днé ни часá, въ óньже Сы́нъ человѣ́ческiй прiи́детъ.
|
Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
|
Мысли святителя Феофана Затворника
Ныне народ, священники и власти иудейские в последний раз слышат слово Господа в храме. И оно было всеобъятно; оно обнимало все прошедшее, настоящее и будущее.
Вопросом об Иоанне Господь дает уразуметь, что Он истинный Мессия; притчею о двух сынах внушает, что иудеи будут отвергнуты и на место их призваны язычники; притчею о виноградарях сказывает им, что отверженных ожидает погибель; притчею о браке сына царева учит, что и из пришедших к Нему не все будут достойны, и окажутся такие, которых праведно будет извергнуть вон во тьму кромешнюю; ответами на вопросы о дани кесарю и о первой заповеди, равно как обличительною речью определяет характеристические черты спасительной жизни; наконец, особо ученикам предсказывает горе Иерусалиму и открывает тайну второго Своего пришествия.
Достаточно было только выслушать все это со вниманием, чтоб увериться, что Он есть истинный Спас миру — Христос, и покориться Его заповедям и учению. И до сих пор прочитывание глав Евангелия о всем бывшем в этот день есть самое действенное средство к тому, чтобы оживлять веру в Господа, и, восставляя в христианине сознание, чем он должен быть и чего ждать, возгревать ревность и являть себя исповедующим Господа не языком только, но и делом.
|
В доме Симона прокаженного
|
12 апреля
Великая среда
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
Литургия Преждеосвященных Даров. На литургии после «Буди Имя Господне…» 3 великих поклона, обычно с молитвой прп. Ефрема Сирина.
После этого земные поклоны прекращаются до дня Святой Троицы (кроме поклонов у Святой Плащаницы).
|
Иисýсу же бы́вшу въ Виѳáнiи, въ домý Си́мона прокажéннаго, приступи́ къ немý женá, сткля́ницу ми́ра имýщи многоцѣ́ннаго, и возливáше на главý егó возлежáща.
Ви́дѣвше же ученицы́ егó негодовáша, глагóлюще: чесó рáди ги́бель сiя́ бы́сть? можáше бо сié ми́ро проданó бы́ти на мнóзѣ и дáтися ни́щымъ.
Разумѣ́въ же Иисýсъ речé и́мъ: чтó труждáете женý? дѣ́ло бо добрó содѣ́ла о мнѣ́: всегдá бо ни́щыя и́мате съ собóю, менé же не всегдá и́мате: возлiя́вши бо сiя́ ми́ро сié на тѣ́ло моé, на погребéнiе мя́ сотвори́: ами́нь глагóлю вáмъ: идѣ́же áще проповѣ́дано бýдетъ евáнгелiе сié во всéмъ мíрѣ, речéтся и éже сотвори́ сiя́, въ пáмять ея́.
|
Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но
Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
|
Мысли святителя Феофана Затворника
Умолк Господь в среду и четверг до вечера, чтобы в вечер этот излиться речью с учениками и к ученикам, — речью подобного которой ничего нет во всех писаниях не только человеческих, но и Божеских. Ныне, по указанию Церкви, слышим только из уст Господа, чтоб не мешали мазать Его миром, потому что это служило Ему приготовлением к смерти. У Него перед очами уже только смерть — заключительное таинство Его пришествия на землю во спасение наше.
Углубимся и мы в созерцание этой таинственной смерти, чтобы извлечь оттуда благонадежие спасения для душ наших, обремененных многими грехами, и не знающих, как обрести себе покой от томлений пробудившейся совести и сознания праведности суда Божия над нами, грозного и неумытного .
|
Тайная Вечеря
|
13 апреля
Великий четверг
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
Литургия св. Василия Великого. В некоторых храмах совершается чин умовения ног.
Вечером совершается утреня Великого Пятка с чтением 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
|
А́зъ бо прiя́хъ от Гóспода, éже и предáхъ вáмъ, я́ко Госпóдь Иисýсъ въ нóщь, въ ню́же прéданъ бывáше, прiéмь хлѣ́бъ, и благодари́въ преломи́, и речé: прiими́те, яди́те, сié éсть тѣ́ло моé, éже за вы́ ломи́мое: сié твори́те въ моé воспоминáнiе. Тáкожде и чáшу по вéчери, глагóля: сiя́ чáша нóвый завѣ́тъ éсть въ моéй крóви: сié твори́те, ели́жды áще пiéте, въ моé воспоминáнiе.
Ели́жды бо áще я́сте хлѣ́бъ сéй и чáшу сiю́ пiéте, смéрть Госпóдню возвѣщáете, дóндеже прiи́детъ.
|
Ибо я от Самого Господа принял то , что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
|
Тогдá прiи́де съ ни́ми Иисýсъ въ вéсь, нарицáемую геѳсимáнiа, и глагóла ученикóмъ: сѣди́те тý, дóндеже шéдъ помолю́ся тáмо. И поéмъ Петрá и óба сы́на зеведéова, начáтъ скорбѣ́ти и тужи́ти. Тогдá глагóла и́мъ Иисýсъ: прискóрбна éсть душá моя́ до смéрти: пожди́те здѣ́ и бди́те со мнóю.
И прешéдъ мáло, падé на лицы́ своéмъ, моля́ся и глагóля: óтче мóй, áще возмóжно éсть, да мимои́детъ от менé чáша сiя́: обáче не я́коже áзъ хощý, но я́коже ты́.
|
Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
|
|
Распятие
|
14 апреля
Великий пяток
По монастырскому уставу — полное воздержание от пищи
Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Литургии не положено. Во второй половине дня совершается вечерня, в конце которой из алтаря износится Святая Плащаница.
|
Не от áнгелъ бо когдá прiéмлетъ, но от сѣ́мене Авраáмова прiéмлетъ: отню́дуже дóлженъ бѣ́ по всемý подóбитися брáтiи, да ми́лостивъ бýдетъ и вѣ́ренъ первосвящéнникъ въ тѣ́хъ, я́же къ Бóгу, во éже очи́стити грѣхи́ людскíя. Въ нéмже бо пострадá, сáмъ искушéнъ бы́въ, мóжетъ и искушáемымъ помощи́.
|
Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.
|
И егдá прiидóша на мѣ́сто, нарицáемое лóбное, тý распя́ша егó и злодѣ́я, óваго ýбо одеснýю, а другáго ошýюю. Иисýсъ же глагóлаше: óтче, отпусти́ и́мъ: не вѣ́дятъ бо чтó творя́тъ. Раздѣля́юще же ри́зы егó, метáху жрéбiя.
Еди́нъ же от обѣ́шеною злодѣ́ю хýляше егó, глагóля: áще ты́ еси́ Христóсъ, спаси́ себé и нáю. Отвѣщáвъ же другíй прещáше емý, глагóля: ни ли́ ты́ бои́шися Бóга, я́ко въ тóмже осуждéнъ еси́? и мы́ ýбо въ прáвду: достóйная бо по дѣлóмъ нáю воспрiéмлева: сéй же ни еди́наго злá сотвори́. И глагóлаше Иисýсови: помяни́ мя, Гóсподи, егдá прiи́деши во цáрствiи си́.
|
И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
|
Мысли святителя Феофана Затворника
Распятие Христово — радость и отрада всех грешников. Грешнику, пришедшему в чувство своей греховности и всеправедной правды Божией, некуда укрыться, кроме как под сень креста. Здесь принимает он удостоверение, что ему нет прощения, пока он один стоит перед Богом со своими грехами и даже со слезами о них. Одно для него спасение — в крестной смерти Господа.
На кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полною верою, делается причастным этого таинства помилования. С созреванием этой веры созревает и уверенность в помиловании и вместе отрада от чувства вступления в состояние помилования на все века. Крест — источник радости, потому что грешник верою пьет из него отраду помилования.
|
Христос во Гробе
|
15 апреля
Великая суббота
Пища с растительным маслом
Утром в субботу — вечерня с Литургией свт. Василия Великого н. Читаются 15 паремий (отрывков) из Ветхого Завета с пророчествами о Воскресении Христовом.
|
Или́ не разумѣ́ете, я́ко ели́цы во Христá Иисýса крести́хомся, въ смéрть егó крести́хомся? Спогребóхомся ýбо емý крещéнiемъ въ смéрть, да я́коже востá Христóсъ от мéртвыхъ слáвою óтчею, тáко и мы́ во обновлéнiи жи́зни ходи́ти нáчнемъ. А́ще бо сообрáзни бы́хомъ подóбiю смéрти егó, тó и воскресéнiя бýдемъ, сié вѣ́дяще, я́ко вéтхiи нáшъ человѣ́къ съ ни́мъ распя́тся, да упраздни́тся тѣ́ло грѣхóвное, я́ко ктомý не рабóтати нáмъ грѣхý: умéрый бо свободи́ся от грѣхá.
Тáкожде и вы́ помышля́йте себé мéртвыхъ ýбо бы́ти грѣхý, живы́хъ же богови, о Христѣ́ Иисýсѣ Гóсподѣ нáшемъ.
|
Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха.
Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
|
Въ вéчеръ же суббóтный, свитáющи во еди́ну от суббóтъ, прiи́де Марíа Магдали́на и другáя Марíа, ви́дѣти грóбъ.
И сé, трýсъ бы́сть вéлiй: áнгелъ бо Госпóдень сшéдъ съ небесé, пристýпль отвали́ кáмень от двéрiй грóба и сѣдя́ше на нéмъ: бѣ́ же зрáкъ егó я́ко мóлнiя, и одѣя́нiе егó бѣлó я́ко снѣ́гъ. От стрáха же егó сотрясóшася стрегýщiи и бы́ша я́ко мéртви.
Отвѣщáвъ же áнгелъ речé женáмъ: не бóйтеся вы́: вѣ́мъ бо, я́ко Иисýса распя́таго и́щете: нѣ́сть здѣ́: востá бо, я́коже речé.
|
По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.
И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые.
Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал.
|
Мысли святителя Феофана Затворника
Господь спит во гробе телом, душею же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, — все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай.
Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большого совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех.
|
Воскресение Христово
|
16 апреля
Светлое воскресение Христово. Пасха
Поста нет
|
Съ ни́миже и яды́й повелѣ́ и́мъ от Иерусали́ма не отлучáтися, но ждáти обѣтовáнiя óтча, éже слы́шасте от менé: я́ко Иоáннъ ýбо крести́лъ éсть водóю, вы́ же и́мате крести́тися Дýхомъ святы́мъ не по мнóзѣхъ си́хъ днéхъ.
Они́ же ýбо сошéдшеся вопрошáху егó, глагóлюще: Гóсподи, áще въ лѣ́то сié устроя́еши цáрствiе Изрáилево? Речé же къ ни́мъ: нѣ́сть вáше разумѣ́ти временá и лѣ́та, я́же Отéцъ положи́ во своéй влáсти: но прiи́мете си́лу, нашéдшу святóму Дýху на вы́, и бýдете ми́ свидѣ́телiе во Иерусали́мѣ же и во всéй Иудéи и самарíи и дáже до послѣ́днихъ земли́.
|
И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
|
Въ начáлѣ бѣ́ слóво, и слóво бѣ́ къ Бóгу, и Бóгъ бѣ́ слóво. Сéй бѣ́ искони́ къ Бóгу: вся́ тѣ́мъ бы́ша, и безъ негó ничтóже бы́сть, éже бы́сть. Въ тóмъ живóтъ бѣ́, и живóтъ бѣ́ свѣ́тъ человѣ́комъ: и свѣ́тъ во тмѣ́ свѣ́тится, и тмá егó не объя́тъ.
И слóво плóть бы́сть и всели́ся въ ны́, и ви́дѣхомъ слáву егó, слáву я́ко единорóднаго от Отцá, испóлнь благодáти и и́стины. Иоáннъ свидѣ́телствуетъ о нéмъ и воззвá глагóла: сéй бѣ́, егóже рѣ́хъ, и́же по мнѣ́ гряды́й, предо мнóю бы́сть, я́ко пéрвѣе менé бѣ́. И от исполнéнiя егó мы́ вси́ прiя́хомъ и благодáть возъ благодáть: я́ко закóнъ Моисéомъ дáнъ бы́сть, благодáть же и и́стина Иисýсъ Христóмъ бы́сть.
|
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на чало быть, и без Него ничто не на чало быть, что на чало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
|
Мысли святителя Феофана Затворника
Пасха Господня, Пасха! От смерти к жизни привел нас Господь Своим Воскресением. И вот Воскресение это «ангелы поют на небеси».
Увидев светлость обоженного естества человеческого в предопределенной ему славе, в лице Господа Искупителя, во образе коего, силою Воскресения Его, имели претвориться все истинно верующие в Него и прилепляющиеся к Нему вседушно. Слава Господи, преславному Воскресению Твоему!
Ангелы поют, сорадуясь нам и предзря восполнение сонма своего; нас же сподоби, Господи, Тебя Воскресшего чистым сердцем славить, видя в Воскресении Твоем пресечение снедающего нас тления, засеменение новой жизни пресветлой и зарю будущей вечной славы, в которую Предтечею вошел Ты Воскресением нас ради. Не человеческие только, но вместе и ангельские языки не сильны изъяснить неизреченную Твою к нам милость, преславно Воскресший Господи!
|
Рекомендуем прочитать
Слово святителя Николая Сербского
на Вход Господень в Иерусалим
Одна из самых чудесных подробностей жизни Спасителя была увидена пророком Захарией сквозь темную пелену времен и описана так:
Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной (Зах. 9, 9).
А евангелист Лука, очевидец, так описывает это событие:
Он пошел далее, восходя в Иерусалим. И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: «зачем отвязываете?» Скажите ему так: «он надобен Господу».
Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Они отвечали: он надобен Господу.
И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небесах и слава в вышних!
И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.
И, войдя в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих, говоря им, написано: «дом Мой есть дом молитвы», а вы сделали его вертепом разбойников. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его, и не находили, что бы сделать с Ним; потому что весь народ неотступно слушал Его (Лк. 19: 28-48).
Это описание исторического события, произошедшего двадцать столетий назад, как его приводит очевидец. Однако это событие имеет, кроме исторического, еще и духовный смысл, а посему и нравственное значение для каждого современного христианина. В соответствии с духовным смыслом, Иерусалим означает душу человеческую, а вход Господень в Иерусалим означает вхождение Бога в душу.
Множество народа, в тесноте и давке радостно ожидающего и приветствующего Христа, символизирует собой благородные чувства и возвышенные мысли человека, радующегося пришествию Бога – своего Спасителя и Избавителя. Предводители толп народа, ненавидящие Христа и стремящиеся убить Его, олицетворяют собой низменные желания и приземленные мысли, которые берут верх над благородной природой человеческой и угнетают ее. Теперь эта низменная природа людская восстает против вхождения в душу Бога, ибо воцарение Бога в душе непременно уничтожит ее.
Храм Иерусалимский символизирует собой святое святых человеческой души, то сокровенное место, где Дух Святой и у самого большого грешника имеет крохотный приют. Однако земные страсти и туда проникли, и низменная природа людская и его употребила для своих дурных целей.
Христос исцеляет лишь тех болящих, что припадают к Нему с верой, а это означает, что некоторые порывы души, хотя и болящей, жаждут единения с Богом и стремятся к Нему – единственному в мире Врачу. Пророчество Христа о гибели Иерусалима символизирует гибель всякой души, которая Бога отвергает, унижает и извергает из себя.
Никто на этом свете не счастлив кроме того, кто широко открыл врата своего духовного Иерусалима – своей души – и принял Бога в себя. Безбожник чувствует себя до отчаяния одиноким. Общество не прогоняет его одиночество, но усугубляет его. А тот, кто вместил Бога в душе своей, тот и в пустыне не чувствует одиночества. Никто не умирает вечной смертью кроме того, в ком умер Бог.
Святитель Николай (Велимирович)
|
[/spoiler] |
|