ЧЕТЫРЕ СЕДМИЦЫ НЕ РЕШАЛСЯ РАЗМЕЩАТЬ МАТЕРИАЛ. ОБЪЕМНЫЙ, НО МОЛОДЦЫ ПРАВОСЛАВИЕ.РУ СМОТРИТЕ. ПОЛЕЗНО.

Logo
Седмица 5-я Великого поста

27 марта — 2 апреля

Здравствуйте, братья и сестры!

Поздравляем вас с наступающим Воскресным днем! Это воскресенье посвящено памяти святого Иоанна Лествичника, поэтому в разделе «Рекомендуем прочитать» предлагаем вам выдержки из главного аскетического труда святого — книги «Лествица».

В среду мы делали рассылку о таинстве соборования.


Предлагаем календарь на 5-ю седмицу Великого Поста.

[spoiler]

  • 30 марта — четверг пятой седмицы, Мариино стояние. На утрене (обычно в среду вечером) читается Великий канон Андрея Критского и житие прп. Марии Египетской.
  • 1 апреля — Похвала Пресвятой Богородицы. На утрене субботы (обычно в пятницу вечером) поется акафист Пресвятой Богородице.
  • 2 апреля — неделя преподобной Марии Египетской.
Желаем душеполезного чтения!
Икона Божией Матери «Феодоровская»
27 марта
Понедельник
14 марта по старому стилю
Глас 7.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
Прп. Венедикта Нурсийского (543). Свт. Евсхимона исп., еп. Лампсакийского (IX).
Блгв. вел. кн. Ростислава-Михаила (1167).
Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России (1353).
Феодоровской иконы Божией Матери (1613).
Книга пророка Исаии:
молитва и исцеление царя Езекии
Бы́сть же въ тó врéмя, разболѣ́ся езеки́а до смéрти. И прiи́де къ нему́ Исáiа прорóкъ сы́нъ Амóсовъ и речé къ нему́: сiя́ глагóлетъ Госпóдь: устрóй о дóмѣ твоéмъ, умирáеши бо ты́ и не бу́деши жи́въ.

И обрати́ езеки́а лицé своé ко стѣнѣ́ и помоли́ся ко Гóсподеви глагóля: помяни́, Госпóдь, кáко ходи́хъ предъ тобóю со и́стиною и сéрдцемъ и́стиннымъ, и угóдная предъ тобóю сотвори́хъ. И плáкася езеки́а плáчемъ вели́кимъ.

И бы́сть слóво Госпóдне ко Исáiи глагóля: иди́ и рцы́ езеки́и: тáко глагóлетъ Госпóдь Бóгъ дави́да отцá твоегó: услы́шахъ моли́тву твою́ и ви́дѣхъ слéзы твоя́, сé, прилагáю къ лѣ́томъ твои́мъ лѣ́тъ пятьнáдесять, и от руки́ царя́ Ассири́йска избáвлю тя́ и грáдъ сéй, и защищу́ о грáдѣ сéмъ.

В те дни Езекия заболел смертельно. И пришел к нему пророк Исаия, сын Амосов, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь.

Тогда Езекия отворотился лицем к стене и молился Господу, говоря: «о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно.

И было слово Господне к Исаии, и сказано: пойди и скажи Езекии: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои, и вот, Я прибавлю к дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей и защищу город сей.

Книга Бытия
Бóгъ же речé Аврáму, повнегдá разлучи́тися Лóту от негó: воззри́ очи́ма твои́ма и ви́ждь от мѣ́ста, идѣ́же ты́ ны́нѣ еси́, къ сѣ́веру, и Ли́вѣ ю́гу, и къ востóку, и мóрю: я́ко всю́ зéмлю, ю́же ты́ ви́диши, тебѣ́ дáмъ ю́ и сѣ́мени твоему́ во вѣ́ки, и сотворю́ сѣ́мя твоé, я́ко песóкъ земны́й: áще ктó мóжетъ исчести́ песóкъ земны́й, тó и сѣ́мя твоé изочтéтъ: востáвъ проиди́ зéмлю въ долготу́ ея́ и въ широту́: я́ко тебѣ́ дáмъ ю́ и сѣ́мени твоему́ во вѣ́къ.

И отсели́вся Аврáмъ, пришéдъ всели́ся у ду́ба Мамври́йскаго, и́же бя́ше въ Хеврóнѣ: и создá ту́ жéртвенникъ Гóсподу.

И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее и потомству твоему навсегда.

И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.

Книга Притчей
Стрáхъ Госпóдень истóчникъ жи́зни, твори́тъ же укланя́тися от сѣ́ти смéртныя.

Долготерпѣли́въ му́жъ мнóгъ въ рáзумѣ, малоду́шный же крѣ́пко безу́менъ. Крóткiй му́жъ сéрдцу врáчь: мóль же костéмъ сéрдце чу́вственно.

Оклеветáяй убóгаго раздражáетъ сотвóршаго и́, почитáяй же егó ми́луетъ ни́щаго.

Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти.

У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость. Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.

Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся.

Мысли святителя Феофана Затворника
«На всяком месте очи Господни; они видят злых и добрых» (Прит.15,3).

О, когда бы всегда памятовала об этом разумная тварь! Не посмела бы она тогда не только бесчинствовать явно и предаваться плотским непотребствам, но и внутренне, в помышлениях ума своего и в движениях сердца, не допускала бы ничего неугодного Богу. Стояла бы она тогда как воин перед царем во фронте, со всем вниманием и строгостью к себе, чтобы не оказаться не знающею своих артикулов (воинского устава) и не подпасть гневу цареву и наказанию. Артикулы (устав) для ней — заповеди Божии, определяющие и образ мыслей приличный ей, и то, какова она должна быть в своих чувствах и расположениях; во всем этом была бы она тогда вполне исправна.

Мученики Агапий, Пуплий, Тимолай
28 марта
Вторник
15 марта ст.ст.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
Мч. Агапия и с ним семи мучеников: Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров и двух Дионисиев (1,2) (303).
Сщмч. Александра, иерея в Сиде (279-275). Мч. Никандра (ок. 302).
Сщмчч. Алексия пресвитера (1938). Сщмч. Михаила пресвитера (1940).
Книга пророка Исаии
И ны́нѣ не уразумѣ́лъ ли еси́? ни ли́ слы́шалъ еси́? Бóгъ вѣ́чный, Бóгъ устрóивый концы́ земли́, не взáлчетъ, нижé утруди́тся, нижé éсть изобрѣ́тенiе прему́дрости егó, дая́й áлчущымъ крѣ́пость и неболѣ́зненнымъ печáль.

Взáлчутъ бо юнѣ́йшiи, и утрудя́тся ю́ноты, и избрáннiи не крѣ́пцы бу́дутъ: терпя́щiи же Гóспода измѣня́тъ крѣ́пость, окрылáтѣютъ áки орли́, потеку́тъ и не утрудя́тся, пóйдутъ и не взáлчутъ.

Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость.

Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся.

Книга Бытия
И речé Аврáмъ: понéже мнѣ́ не дáлъ еси́ сѣ́мене, домочáдецъ же мóй наслѣ́дникъ мóй бу́детъ. И áбiе глáсъ Госпóдень бы́сть къ нему́, глагóлющiй: не бу́детъ сéй наслѣ́дникъ твóй, но и́же изы́детъ изъ тебé, тóй бу́детъ наслѣ́дникъ тебѣ́.
Изведé же егó вóнъ и речé ему́: воззри́ на нéбо и изочти́ звѣ́зды, áще возмóжеши исчести́ я́. И речé: тáко бу́детъ сѣ́мя твоé.
И вѣ́рова Аврáмъ Бóгу, и вмѣни́ся ему́ въ прáвду.
И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником.

И вывел его вон и сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.

Книга Притчей
Сéрдцу веселя́щуся, лицé цвѣтéтъ: въ печáлехъ же су́щу, сѣ́туетъ.

Сéрдце прáвое и́щетъ чу́вства: устá же ненакáзанныхъ уразумѣ́ютъ злáя.

Лу́чше учреждéнiе от зéлiй съ любо́вiю и благодáтiю, нéжели представлéнiе телцéвъ со враждóю.

Му́жъ я́рый устроя́етъ брáни, долготерпѣли́вый же и бу́дущую укрощáетъ.

Путié прáздныхъ пóстлани тéрнiемъ, му́жественныхъ же углáждени.

Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.

Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.

Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.

Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.

Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий.

Мысли святителя Феофана Затворника
«Преисподняя и Аваддон открыты перед Господом, тем более сердца сынов человеческих» (Прит. 15,11). А грешник все думает, что его никто не видит, и, укрываясь от глаз человеческих темнотою ночи или пустотою места, полагает, что никем не замечен. Божие око видело все; ангел хранитель и совесть были свидетелями.

Станешь некогда на суд, тогда все скрытое разоблачится; свидетели неподкупные будут налицо — и умолкнешь. Приговор состоится безапелляционный. Одно средство предотвратить эту неизбежную крайность — покаяние. Дверь к нему отворена. Поспеши войти, пока не пробил час, который ударит, когда — не знаешь, и положит конец и грехам твоим, и всякой надежде помилования.

Святитель Серапион Новгородский
29 марта
Среда
16 марта ст.ст.
Литургия
​Преждеосвященных Даров.

Пища с растительным маслом
Мч. Савина (287). Мч. Папы (305-311). Ап. Аристовула, еп. Вританийского (Британского) (I). Сщмч. Александра, папы Римского (119). Мч. Иулиана Аназарвского (IV). Сщмчч. Трофима и Фала, пресвитеров Лаодикийских (ок. 300).
Свт. Серапиона, архиеп. Новгородского (1516).
Книга пророка Исаии
Я́ко áзъ Бóгъ твóй держáй десни́цу твою́, глагóляй тебѣ́: не бóйся, Иáкове, мáлый Изрáилю, áзъ помогóхъ ти́, глагóлетъ Бóгъ твóй, избавля́яй тя́ святы́й Изрáилевъ.
Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе». Не бойся, малолюдный Израиль, — Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.
Книга Бытия
Бы́сть же Аврáму лѣ́тъ дéвятьдесятъ дéвять: и яви́ся Госпóдь Аврáму и речé ему́: А́зъ éсмь Бóгъ твóй, благоугождáй предо Мнóю и бу́ди непорóченъ: и положу́ завѣ́тъ Мóй между́ Мнóю и между́ тобóю: и умнóжу тя́ зѣлó.

И падé Аврáмъ на лицы́ своéмъ, и речé ему́ Бóгъ, глагóля: и А́зъ сé, завѣ́тъ Мóй съ тобóю, и бу́деши отéцъ мнóжества язы́ковъ: и не наречéтся ктому́ и́мя твоé Аврáмъ, но бу́детъ и́мя твоé Авраáмъ: я́ко отцá мнóгихъ язы́ковъ положи́хъ тя́.

И речé Бóгъ ко Авраáму: ты́ же завѣ́тъ мóй соблюдéши, ты́ и сѣ́мя твоé по тебѣ́ въ рóды и́хъ.

Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов.

И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

Книга Притчей
Слу́шаяй обличéнiй животá посредѣ́ прему́дрыхъ водвори́тся. И́же отметáетъ наказáнiе, ненави́дитъ себé: соблюдáяй же обличéнiя лю́битъ свою́ ду́шу.

Вся́ дѣлá смирéннаго явлéнна предъ Бóгомъ, и укрѣпля́яй ду́хи Госпóдь.

Прибли́жи ко Гóсподу дѣлá твоя́, и утвердя́тся помышлéнiя твоя́.

Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.

Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.

Мысли святителя Феофана Затворника
«Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу» (Прит. 15, 24).

Всем известно, что есть ад и туда может попасть всякий за дела свои. Но не все помнят это и не так исправно живут, чтобы видна была забота уклониться от ада. Живут, как живется, на авось: авось как-нибудь и в ад не попадем.

Где же разум наш? В житейских делах еще может сходить с рук «авось», но в таком решительном деле, которое, однажды совершившись, пребудет во веки веков неизменным, «авось» обличает неразумность последней степени. Не кичись же, разум, своей разумностью, когда не помнишь этого и не предлагаешь нам помышлений жизни, как уклонившись от ада, спастись.

Преподобный Алекси́й,
человек Божий
30 марта
Четверг
17 марта ст.ст.
Пища с растительным маслом
Четверток Великого канона.
Мч. Марина (260).
Прп. Алекси́я, человека Божия(411). Свт. Патрикия, просветителя Ирландии (451).
Прп. Макария, игумена Калязинского, чудотворца (1483).
Сщмч. Александра пресвитера (1919). Сщмч. Виктора пресвитера (1942).
Книга пророка Исаии:
хвалебная песня Господу
Воспóйте Гóсподеви пѣ́снь нóву: начáлство егó, прослáвите и́мя егó от конéцъ земли́, сходя́щiи въ мóре и плáвающiи по нему́, óстрови и живу́щiи на ни́хъ.

Возвесели́ся, пусты́не, и вéси ея́, придвóрiя, и живу́щiи въ Кидáрѣ: возвеселя́тся живу́щiи на кáмени, от крáя гóръ возопiю́тъ, дадя́тъ Бóгу слáву, добродѣ́тели егó во óстровѣхъ возвѣстя́тъ.

Госпóдь Бóгъ си́лъ изы́детъ и сокруши́тъ рáть, воздви́гнетъ рвéнiе и возопiéтъ на враги́ своя́ со крѣ́постiю.

Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них.

Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор. Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.

Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.

Книга Бытия:
Содом и Гоморра
Речé же Госпóдь: вóпль Cодóмскiй и Гомóррскiй умнóжися ко мнѣ́, и грѣси́ и́хъ вели́цы зѣлó: сошéдъ у́бо узрю́, áще по вóплю и́хъ гряду́щему ко мнѣ́ совершáются: áще же ни́, да разумѣ́ю.

И обрати́вшеся отту́ду му́жiе, прiидóша въ Cодóмъ: Авраáмъ же ещé бя́ше стоя́й предъ Гóсподемъ. И прибли́жився Авраáмъ, речé: погуби́ши ли прáведнаго съ нечести́вымъ, и бу́детъ прáведникъ я́ко нечести́вый? áще бу́дутъ пятьдеся́тъ прáведницы во грáдѣ, погуби́ши ли я́? не пощади́ши ли всегó мѣ́ста пяти́десяти рáди прáведныхъ, áще бу́дутъ въ нéмъ?

Речé же Госпóдь: áще бу́дутъ въ Cодóмѣхъ пятьдеся́тъ прáведницы во грáдѣ, остáвлю вéсь грáдъ и всé мѣ́сто и́хъ рáди.

И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.

И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым и с праведником будет то же, что с нечестивым? может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников?

Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу весь город и все место сие.

Книга Притчей
Прéжде сокрушéнiя предваря́етъ досаждéнiе, прéжде же падéнiя злопомышлéнiе. Лу́чше кроткоду́шенъ со смирéнiемъ, нéжели и́же раздѣля́етъ коры́сти съ досади́тельми.

Разу́мный въ вéщехъ обрѣтáтель благи́хъ, надѣ́яйся же на Гóспода блажéнъ. Я́коже искушáется въ пещи́ сребрó и злáто, тáко избрáнная сердцá у Гóспода.

Впадéтъ попечéнiе му́жу смы́сленну: безу́мнiи же размышля́ютъ злáя. И́же воздаéтъ злáя за благáя, не подви́гнутся злáя изъ дóму егó.

Погибели предшествует гордость, и падению — надменность. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.

Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен. Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь.

Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью. Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.

Мысли святителя Феофана Затворника
«Падению предшествует надменность», злопомышление (Прит.16, 18). Стало быть, не допускай мыслей злых, и не будет падений.

Между тем, о чем больше всего небрегут? О мыслях. Им позволяют бурлить сколько и как угодно, и думать не думают когда-нибудь укрощать их, или направлять к разумным занятиям. А между тем, в этой суматохе внутренней подходит враг, влагает зло в сердце, обольщает его и склоняет на это зло. И человек, сам того не замечая, является готовым на зло. Остается ему или исполнять скованное сердцем зло, или бороться. Но то наше горе, что за последнее никто почти не берется, а все, как связанные, ведутся на зло.

Святитель Кирилл Иерусалимский
31 марта
Пятница
18 марта ст.ст.
Литургия
Преждеосвященных Даров.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского (386).
Мчч. Трофима и Евкарпия (ок. 300). Прп. Анина монаха.
Сщмч. Димитрия пресвитера, прмц. Наталии.
Книга пророка Исаии
Тáко глагóлетъ Госпóдь Саваóѳъ: утруди́ся Еги́петъ и ку́пли еѳióпскiя, и Саваи́мстiи му́жiе высóцыи къ тебѣ́ прéйдутъ и тебѣ́ бу́дутъ раби́, и вслѣ́дъ тебé пóйдутъ свя́зани у́зами ручны́ми, и прéйдутъ къ тебѣ́ и поклóнятся тебѣ́, и въ тебѣ́ помóлятся, я́ко въ тебѣ́ Бóгъ éсть, и реку́тъ: нѣ́сть Бóга рáзвѣ тебé: ты́ бо еси́ Бóгъ, и не вѣ́дѣхомъ, Бóгъ Изрáилевъ Спáсъ. Постыдя́тся и посрáмятся вси́ проти́вящiися ему́ и пóйдутъ въ студѣ́: обновля́йтеся ко мнѣ́, óстрови. Изрáиль спасáется от Гóспода спасéнiемъ вѣ́чнымъ: не постыдя́тся, ни посрáмятся дáже до вѣ́ка ктому́.
Так говорит Господь: труды Египтян и торговля Ефиоплян, и Савейцы, люди рослые, к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога. Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель. Все они будут постыжены и посрамлены; вместе с ними со стыдом пойдут и все, делающие идолов. Израиль же будет спасен спасением вечным в Господе; вы не будете постыжены и посрамлены во веки веков.
Книга Бытия
И бы́сть по глагóлѣхъ си́хъ, Бóгъ искушáше Авраáма и речé ему́: Авраáме, Авраáме. И речé: сé áзъ. И речé: поими́ сы́на твоегó возлю́бленнаго, егóже возлюби́лъ еси́, Исаáка, и иди́ на зéмлю высóку и вознеси́ егó тáмо во всесожжéнiе, на еди́ну от гóръ, и́хже ти́ реку́.

И прострé Авраáмъ ру́ку свою́, взя́ти нóжь, заклáти сы́на своегó. И воззвá и́ áнгелъ Госпóдень съ небесé, и речé: Авраáме, Авраáме. О́нъ же речé: сé, áзъ. И речé: да не возложи́ши руки́ твоея́ на óтрочища, нижé да сотвори́ши ему́ чтó: ны́нѣ бо познáхъ, я́ко бои́шися ты́ Бóга, и не пощадѣ́лъ еси́ сы́на твоегó возлю́бленнаго Менé рáди.

И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.

И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.

Книга Притчей
На вся́ко врéмя дру́гъ да бу́детъ тебѣ́, брáтiя же въ ну́ждахъ полéзни да бу́дутъ: сегó бо рáди раждáются. Му́жъ безу́менъ плéщетъ и рáдуется себѣ́, я́коже поручáяйся испору́читъ дру́га своегó.

Сéрдце веселя́щеся благоимѣ́тися твори́тъ: му́жу же печáльну засы́шутъ кóсти.

Водá глубокá слóво въ сéрдцы му́жа, рѣкá же изскáчущи и истóчникъ жи́зни. Чуди́тися лицу́ нечести́ваго не добрó, нижé преподóбно укланя́ти прáведное на судѣ́.

Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.

Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток.
Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.

Похвалы Пресвятыя Богородицы
1 апреля
Суббота
19 марта ст.ст.
Пища с растительным маслом
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста).

Мчч. Хрисанфа и Дарии и с ними мчч. Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона (283).

Мч. Панхария (ок. 302). Прп. Вассы Псково-Печерской (ок. 1473). Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского (1511-1522). Праведной Софии, княгини Слуцкой (1612).
Прп. Симеона Дайбабского (1941) (Серб.). Исп. Иоанна (1932). Прмц. Матроны (1938).
Прп. Симеона Псково-Печерского (прославление 2003).
Иконы Божией Матери, именуемой «Умиление», Смоленской (1103).
Послание к евреям
Не въ рукотворéнная бо святáя вни́де Христóсъ, противообрáзная и́стинныхъ, но въ сáмое небо, ны́нѣ да яви́тся лицу́ Бóжiю о нáсъ, нижé да мнóгажды принóситъ себé, я́коже первосвящéнникъ вхóдитъ во святáя святы́хъ по вся́ лѣ́та съ крóвiю чуждéю: понéже подобáше бы ему́ мнóжицею страдáти от сложéнiя мíра: ны́нѣ же еди́ною въ кончи́ну вѣкóвъ, во отметáнiе грѣхá, жéртвою своéю яви́ся.
Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие, и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
Евангелие от Марка
И изы́де Иису́съ и ученицы́ егó въ вéси кесари́и Фили́пповы: и на пути́ вопрошáше ученики́ своя́, глагóля и́мъ: когó мя глагóлютъ человѣ́цы бы́ти? Они́ же отвѣщáша: Иоáнна крести́теля: и ини́и илiю́: друзи́и же еди́наго от прорóкъ.

И тóй глагóла и́мъ: вы́ же когó мя глагóлете бы́ти? Отвѣщáвъ же пéтръ глагóла ему́: ты́ еси́ Христóсъ.
И запрети́ и́мъ, да ни кому́же глагóлютъ о нéмъ.

И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков.

Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.

И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем.

Мысли святителя Феофана Затворника
Спросил Господь апостолов, как они Его понимают? В лице св. апостола Петра, они отвечали: «Ты — Христос». Не вдруг созрело это исповедание, но, созревши, осело в глубь сердца и стало источным его направителем. Оно было омрачено смертью Господа, но не поколебнуто, и быв воскрешено еще в большей силе Воскресением, стремило апостолов во всю их жизнь на проповедь всему миру.

Есть момент и у каждого верующего, когда он всеми силами своими изрекает: «Ты — Христос, Господь мой и Спаситель. Ты спасение мое, свет мой, сила моя, утешение мое, надежда моя и живот вечный». Тогда совершается то, от чего он с апостолом взывает: «кто меня разлучит от любви Христовой»! — и подобно ему начинает гнаться за всем угодным Христу Господу, пока достигнет в меру возраста Его.

Преподобная Мария Египетская
2 апреля
Воскресенье
20 марта ст.ст.
Пища с растительным маслом
5-я неделя Великого поста.
Прп. Марии Египетской.
Глас 8
Мц. Фотины (Светланы)самаряныни, ее сыновей мчч. Виктора, нареченного Фотином, и Иосии; мцц. Анатолии, Фото, Фотиды, Параскевы, Кириакии, Домнины и мч. Севастиана (ок. 66). Мцц. Александры, Клавдии, Евфрасии, Матроны, Иулиании, Евфимии и Феодосии (310).
Прпп. Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, во обители св. Саввы убиенных (796).
Свт. Никиты, исп., архиеп. Аполлониадского (IX). Прп. Евфросина Синозерского, Новгородского (1612).
Сщмч. Василия диакона (1938).
Послание к евреям
Христóсъ же пришéдъ архiерéй гряду́щихъ блáгъ, бóлшею и совершéннѣйшею ски́нiею, нерукотворéнною, си́рѣчь, не сея́ твáри, ни крóвiю кóзлею нижé тéлчею, но своéю крóвiю, вни́де еди́ною во святáя, вѣ́чное искуплéнiе обрѣты́й.
Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
Евангелие от Марка
Иису́съ же призвáвъ и́хъ, глагóла и́мъ: вѣ́сте, я́ко мня́щiися владѣ́ти язы́ки, соодолѣвáютъ и́мъ, и вели́цыи и́хъ обладáютъ и́ми: не тáко же бу́детъ въ вáсъ: но и́же áще хóщетъ въ вáсъ вя́щшiй бы́ти, да бу́детъ вáмъ слугá: и и́же áще хóщетъ въ вáсъ бы́ти стáрѣй, да бу́детъ всѣ́мъ рáбъ: и́бо Сы́нъ человѣ́чь не прiи́де, да послу́жатъ ему́, но да послу́житъ и дáстъ ду́шу свою́ избавлéнiе за мнóги.
Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо льшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Мысли святителя Феофана Затворника
(Ев. 9, 11-14; Мк. 10, 32-45)
Грешница, услышав, что Спаситель в доме Симона, пришла туда с алавастром мира и, ставши при ногах Господа сзади, начала плакать и умыла слезами своими ноги Его, потом отерла их своими волосами, облобызала и помазала миром (Лк. 7, 36-39).
Тропарь преподобной Марии Египетской, глас 8
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу,/ приимши бо крест, последовала еси Христу,/ и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо,/ прилежати же о души, вещи безсмертней.// Темже и со Ангелы срадуется, преподобная Марие, дух Твой.
Кондак, глас 3
Блудами первее преисполнена всяческими,/ Христова невеста днесь покаянием явися,/ Ангельское жительство подражающи,/ демоны Креста оружием погубляет./ Сего ради Царствия невеста явилася еси,// Марие преславная.

Рекомендуем прочитать
Some Image

Выдержки из «Лествицы»
преподобного Иоанна Лествичника

От составителя
«Лествица» — одна из самых известных духовных книг, по которой вот уже почти 1500 лет учатся бороться и успешно борются со страстями православные христиане. Значение этой книги так велико, что отрывки из неё должны читаться на великопостном богослужении, а её создателю, опытно прошедшему путь духовного восхождения, посвящена 4-я Неделя Великого поста.

Зачем же тогда мирянам читать её, если некоторые из сугубо монашеских книг неполезны мирянам, как способные ввести их в мечтания о неисполнимых подвигах? В «Лествице» подробнейшим образом разобрана «генеалогия» каждой страсти, которые в миру цветут несомненно более пышным цветом, чем за монастырскими стенами.

И потому целью данной подборки, содержащей около 7% «Лествицы», является подвигнуть современных людей начать трезвенно следить за своей духовной жизнью.

Антон Поспелов
О покаянии
1. Покаяние есть возобновление крещения.

31. Прежде падения нашего бесы представляют нам Бога человеколюбивым, а после падения жестоким.

38. Признак прилежного покаяния заключается в том, что человек почитает себя достойным всех случающихся ему видимых и невидимых скорбей, и еще больших.

Some Image
О безгневии и кротости
2. Безгневие есть ненасытное желание бесчестий, как в тщеславных людях бывает бесконечное желание похвалы.

14. Ничто столько не препятствует пришествию в нас Духа Святого, как гневливость.

20. Если хочешь или думаешь, что хочешь вынуть сучец ближнего, то вместо врачебного орудия не употребляй бревна. Бревно — это жестокие слова и грубое обращение. Врачебное орудие есть кроткое и долготерпеливое вразумление.

Some Image
О злословии и клевете
4. Если ты истинно любишь ближнего, как говоришь, то не осмеивай его, а молись о нем втайне.

6. Видел я согрешившего явно, но втайне покаявшегося; и тот, которого я осудил как блудника, был уже целомудрен у Бога.

9. За какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает.

11. Человекоубийцы бесы побуждают нас или согрешить или, когда не грешим, осуждать согрешающих, чтобы вторым осквернить первое.

14. Судить — значит, бесстыдно похищать сан Божий; а осуждать — значит, погублять свою душу.

Some Image
О лжи
1. Многословие и смехотворство порождают ложь.

2. Ложь есть истребление любви.

5. Когда бесы увидят, что мы в самом начале стараемся отойти от слушания смехотворных речей вредного рассказчика, как от губительной заразы, тогда покушаются обольстить нас двоякими помыслами: «Не опечаливай, — внушают они нам, — повествователя, не выставляй себя человеком более боголюбивым, нежели прочие». Отскочи скоро, не медли. А если не так, то во время молитвы твоей вообразятся помышления о предметах смешных. И не только бегай таких бесед и лукавых собраний, но и разоряй их благочестно, предлагая на среду воспоминание о смерти и Последнем Суде, ибо лучше тебе окропиться в сем случае малым тщеславием, только бы сделаться виновником общей пользы.

7. Кто стяжал страх Божий, тот устранился лжи, имея в себе неподкупного судию — свою совесть.

[/spoiler]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *