Мирожская
ИСТОРИЯ
[spoiler]
В Спасском Мирожском монастыре, основанном при устье реки Мирожи на Псковщине в 1156 году преподобным Авраамием Мирожским и святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским, хранилась Мирожская чудотворная икона Божией Матери. Явление ее произошло в 1198 году. Почти четыре столетия спустя, в 1567 году, в день памяти преподобного Авраамия, в городе Пскове, во время свирепствовавшего морового поветрия, от этой иконы, как гласит предание, «таинство совершися Госпожи Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии честнаго Ее знамения: от пречистаго образа иконы слезы из обою очию, яко струя, течаху, и многа благодарения и цельбы бываху человеком от образа Матере Господня». Тогда из Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря икону перенесли, «…поставиша ю в соборной церкви святыя Живоначальныя Троицы возле алтаря… честно, и от того времени начаша многа и различна исцеления человеком бывши…». С тех пор в память многочисленных благодеяний Богоматери, явленных через Ее святой образ, было установлено празднование в честь Мирожской иконы Божией Матери 24 сентября.
Чудотворная икона написана по чину Оранты – «Молящейся». Божией Матери предстоят Псковские святые: справа – святой благоверный князь Довмонт, в иночестве – Тимофей (память 20 мая), слева – в молитвенном положении его супруга, преподобная Марфа, в миру Мария Димитриевна. Не без основания предполагают, что изображения князя и его супруги появились на иконе позже, так как икона явилась в 1198 г., а князь скончался в 1299 г.
Царь Иоанн Грозный увез чудотворный Мирожский образ из Пскова (он не сохранился), а в монастыре остался список – так называемая «Великая Панагия» Спасо-Мирожского монастыря.
Чудотворный образ Божией Матери пребывал в обители вплоть до трагических событий начала XX века. В 1922 году Мирожский монастырь был закрыт большевиками, а «Великая Панагия» через четыре года попала в областной художественный и историко-архитектурный музей, в хранилищах которого находится и сейчас. В 1998 году чудотворный образ на время покинул свое музейное заточение – по случаю 800-летия явления Мирожской иконы Пресвятой Богородицы в Пскове прошел торжественный крестный ход от Свято-Троицкого собора в Мирожский монастырь – туда, где и подобает находиться святому чудотворному образу.
[/spoiler]
МОЛИТВЫ
[spoiler]
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Мирожской
глас 4
Яко звезда пресветла возсия в Российской земли/ от иконы честнаго образа Твоего, Богородице Дево,/ из обою очию текущи слезы Твоя, яко река,/ и видевше народи псковскии, мужи и жены и с чады,/ с плачем молящеся образу Твоему, сице глаголюще:/ О, Пресвятая Владычице Богородице,/ не забуди грешных раб Твоих,/ молящися Христу Богу нашему спастися нам.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Мирожской
глас 7
Заступнице христианом непостыдная/ и Предстательнице граду нашему Пскову,/ не презри моления нас грешных,/ и видящих от Твоего честнаго образа слезы текуща из обою очию,/ и молящуся прилежно,/ но предвари яко Блага на помощь нашу, верно к Тебе прибегающим,/ услыши наша моления, Богородице,/ и избави нас от нахождения поганых,/ ускори же на молитву нашу и потщися на умоление,/ заступающи присно, Богородице, чтущих Тя;/ радуйся, Дево, христианом похвале.
[/spoiler]
Равноапостольная Фекла Иконийская, Селевкийская, первомученица
ЖИТИЕ
[spoiler]
Святая первомученица равноапостольная Фекла родилась в городе Иконии. Она была дочерью знатных и богатых родителей и отличалась необыкновенной красотой. В 18 лет ее обручили знатному юноше. Услышав проповедь святого апостола Павла о Спасителе, святая Фекла всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и твердо решила не вступать в брак и посвятить свою жизнь евангельской проповеди. Мать святой Феклы воспротивилась намерению дочери и принуждала ее выйти замуж за обрученного ей жениха. Обручник святой Феклы пожаловался правителю города на апостола Павла, обвиняя его в том, что он отвратил от него невесту. Правитель заключил святого апостола в темницу. Святая Фекла ночью тайно убежала из дома, подкупила тюремных стражей, отдав им все свои золотые украшения, и проникла к узнику в темницу. Три дня она сидела у ног апостола, внимая его отеческим наставлениям. Исчезновение Феклы обнаружилось, и повсюду были разосланы слуги на поиски пропавшей. Наконец ее нашли в тюрьме и насильно привели домой.
Суд приговорил апостола Павла к изгнанию из города. Святую Феклу вновь долго убеждали согласиться на брак, но она не изменила своего решения. Ни слезы матери, ни гнев ее, ни угрозы правителя не смогли отлучить святую Феклу от любви к Небесному Жениху – Господу Иисусу Христу. Ее мать в исступлении потребовала от судьи смертного приговора непокорной дочери, и святая Фекла была приговорена к сожжению. Святая мученица бестрепетно взошла на костер и перекрестилась. В этот момент ей явился Спаситель, благословляя на предстоящий подвиг, и неизреченная радость наполнила ее святую душу. Высоко взвилось пламя костра, ореолом окружило мученицу и не коснулось ее. Грянул гром, и сильный ливень с градом погасил костер. Мучители в страхе разбежались. Святая Фекла, хранимая Господом, покинула город и с помощью одного юноши-христианина отыскала апостола Павла. Святой апостол и его спутники, среди которых был и святой апостол Варнава, укрывались в пещере недалеко от города, усердно молясь, чтобы Господь укрепил святую Феклу в страданиях. Вместе с ними святая Фекла прошла с проповедью Евангелия до Антиохии. В этом городе она подверглась преследованиям некоего сановника Александра, пленившегося ее красотой. Святая Фекла отвергла его предложение вступить в брак и, как христианка, была осуждена на смерть. Дважды на нее выпускали голодных зверей, но они не трогали святую деву, покорно ложились у ее ног и лизали их. Во всех истязаниях святая мученица Промыслом Божиим сохранялась невредимой. Наконец, ее привязали к двум быкам и стали гнать их в разные стороны раскаленными прутьями, но крепкие веревки разорвались, как паутина, и быки разбежались, а святая Фекла осталась невредимой. Народ возопил: «Велик Бог христианский!» Сам правитель устрашился, уразумев наконец, что святую мученицу хранит Всесильный Бог, Которому она служит. Он повелел отпустить Феклу, рабу Божию, на свободу. По благословению апостола Павла Святая Фекла поселилась в пустынных окрестностях Селевкии Исаврийской и прожила там долгие годы, непрестанно проповедуя Слово Божие, исцеляя больных молитвой. Многих язычников святая Фекла обратила ко Христу; Церковь достойно именует ее равноапостольной. Даже языческого жреца, посягнувшего на ее чистоту, она, наказав за дерзость, привела ко Святому Крещению. Не раз враг рода человеческого пытался погубить святую Феклу через ослепленных грехом людей, но сила Божия всегда хранила верную рабу Христову.
Когда святая Фекла была уже 90-летней старицей, на нее ополчились языческие волхвы за то, что она безмездно лечила больных. Они не могли постичь, что святая врачует болезни силой благодати Христовой, и полагали, что ей особо покровительствует богиня-девственница Артемида. Из зависти к святой Фекле они подослали к ней наемников, чтобы осквернить святую. Когда преследователи были уже совсем близко, святая Фекла возопила о помощи ко Христу Спасителю, и расступилась гора, и сокрыла святую деву, невесту Христову. Так предала душу Господу святая Фекла.
Святая Церковь прославляет «первострадальную» Феклу как «жен славу, наставницу страдальцев, отверзшую всем мучения пути». Издревле ей посвящалось много храмов, один из которых был построен в Царьграде святым равноапостольным Константином (память 21 мая). Имя святой первомученицы равноапостольной Феклы, молитвенницы о всех подвизающихся, поминается при пострижении женщин в монашество.
[/spoiler]
МОЛИТВЫ
[spoiler]
Тропарь первомученицы равноапостольной Феклы
глас 4
Словесем Павловым научившися, богоневестная Фекло,/ и верою утвердившися от Петра, богозванная,/ первомученица явилася еси и первострадальница в женах,/ возшла еси на пламень, яко на место благоцветущее,/ звери и юнцы устрашишася тебе, вооружися бо Крестом./ Тем моли, всехвальная, Христа Бога,// спастися душам нашим.
Кондак первомученицы равноапостольной Феклы
глас 8
Девства добротою просияла еси,/ и мученичества венцем украсилася еси,/ Апостольству вверяешися, дево, яко преславная,/ и огня убо пламень в росу преложила еси,/ юнца же ярость молитвою твоею укротила еси,/ яко первострадальная.
Кондак первомученицы равноапостольной Феклы
глас 2
Уязвивши твое сердце, добродево, любовию Христовою,/ обручника временнаго, яко небрегома, преобидела еси,/ и на огнь дерзнула еси,/ зверей же уста заградила еси/ и, спасшися от них, прилежаше, Павла ищущи,// Фекло первострадальная.
[/spoiler]
7 ДНЕЙ ДО 100 ЛЕТИЯ ЯВЛЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ В ФАТИМЕ.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ СМОТРЕТЬ МАТЕРИАЛ, РАЗМЕЩЕННЫЙ НА ЭТОМ САЙТЕ РАНЕЕ. ЗДЕСЬ⇓
Хронология
[spoiler]
Лусия де Жезуш Роза Сантуш родилась в Алжуштреле младшей из шести детей Марии Розы и Антониу Сантуша. В приходской метрической книге днем ее рождения указано 22 марта 1907 года. Это расхождение в датах объясняет сама Лусия в своих 5-х Воспоминаниях: «[Что касается того,] когда я родилась — я слышала как об этом говорила моя мать в беседе с др. Формиганом, который спрашивал ее о моем дне рождения, и она ответила: ‘Мы говорим, что это 22 марта, потому что ее записали как рожденную в этот день, но на самом деле, это не так. Она родилась 28 марта 1907 года. Это был Великий Четверг. Утром я пошла на Мессу и приняла Святое Причастие, и хотела еще вернуться днем, чтобы поклониться Пресвятым Дарам, но этого не случилось, потому что она родилась днем […]. Отец позаботился о том, чтобы окрестить ее немедленно. Поскольку следующая неделя ему не подходила из-за работы, а родители должны были принести ребенка для крещения в течение восьми дней после рождения — иначе они могли подвергнуться штрафу — отец решил изобразить дело так, будто она родилась 22-го, чтобы священник мог окрестить ее в Святую Субботу, которая приходилась на 30-е число того же месяца’». Таким образом, Лусия была крещена в Фатиме 30 марта 1907 года, как и записано в приходской метрической книге, заверенной приходским священником.
Франсишку родился в Алжуштреле, предпоследний из семи детей Мануэла Педру Марту и Олимпии де Жезуш. Он был крещен 20 июня 1908 года в приходской церкви Фатимы, о чем была составлена запись в приходской метрической книге.
Жасинта родилась в Алжуштреле, седьмым и последним ребенком Мануэла Педру Марту и Олимпии де Жезуш. Она была крещена 19 марта 1910 года в приходской церкви Фатимы, как записано в приходской метрической книге. Хотя официально днем ее рождения считается 11 марта, скорее всего, дата рождения Жасинты была изменена родителями, подобно тому, как это произошло с Лусией, и по той же самой причине — чтобы избежать штрафа за позднее крещение (только если в случае с Лусией отец сообщил неверную дату, чтобы получить разрешение крестить дочь в Святую Субботу, почти сразу после рождения, то в случае с Жасинтой родители действительно затянули с крещением). Д-р Мануэл Нунеш Формиган, опрашивавший ее родителей 11 октября 1917 года, сделал карандашом две похожих пометки: «Жасинта, 5 марта» и «Жасинта де Жезуш, 7 лет 5 марта».
Лусия приняла Первое Причастие в приходской церкви в Фатиме. Как вспоминает она сама в своих Вторых Воспоминаниях, написанных в 1937 году, когда ей было всего шесть лет, приходской священник порекомендовал отложить принятие Святого Причастия Лусией на следующий год, однако о. Круш, находившийся в приходе с визитом, был поражен тем, как она знает катехизис, и заступился за нее перед настоятелем. В день Причастия Лусия составила такую молитву: «О господи, сделай меня святой. Сохрани мое сердце в чистоте навсегда, для Тебя одного».
В своих Четвертых Воспоминаниях Лусия говорит, что в этом году, «когда я была с тремя подругами […], я увидела нечто, парящее в воздухе над деревьями, а затем опустившееся в лежавшую под нашими ногами долину. Это напоминало облако в форме человека, белее снега и почти прозрачное. Мои подруги спросили меня, что это было. Я ответила, что я не знаю. Это случилось еще два раза, но в другие дни».
8-летний Франсишку и 6-летняя Жасинта начинают пасти стадо своих родителей. Во Вторых и Четвертых Воспоминаниях, написанных Лусией соответственно в 1937 и 1941 годах, она оставила наиболее полное описание явлений Ангела, произошедших трижды, весной, летом и осенью, трем пастушкам из Фатимы — Франсишку, Жасинте и самой Лусии. Ангел, представившийся как Ангел Мира и Ангел Португалии, призвал их вести жизнь, посвященную Божественному «плану милосердия».
Когда дети пасли стада в Кова-да-Ирия, им явилась Дама, «сиявшая ярче солнца», сказавашая им, что она пришла «с Неба». Дама попросила их приходить в Кова-да-Ирия шесть месяцев подряд, 13-го числа в тот же самый час, сказав, что во время последнего явления Она скажет им, кто Она, и чего Она желает. Она также спросила пастушков: «Принесете ли вы себя в жертву Богу?»
Лусию подвергли первому из многочисленных допросов относительно явлений. Первым допрашивающим был приходской священник Фатимы Мануэл Маркеш Феррейра, оставивший различные записи о своих разговорах с провидцами. Эти записи хранятся как исторические свидетельства о событиях в Фатиме, вместе с записями многих других опросов трех провидцев, составленными, в числе прочих, Мануэлом Нунешем Формиганом, Карлушем Азеведу Мендешем и Жозе Феррейрой Ласердой.
Особенность второго явления — обещание, данное Госпожой Розария Лусии, опечаленной тем, что она останется одна: «Ты сильно страдаешь? Не падай духом. Я никогда не оставлю тебя. Мое Непорочное Сердце будет твоим прибежищем и путем, который приведет тебя к Богу».
Во время июльского явления Дама открыла трем детям то, что известно как Тайна Фатимы. Она заключается в тройном видении: первая сцена представляет собой видение ада; вторая являет почитание Пренепорочного Сердца Марии; в третьей изображается мученичество Церкви на ее пути ко Кресту. Именно во время этого явления Дама сообщила о необходимости Посвящения России Ее Пренепорочному Сердцу и об опасности лжеучений и войн, которые Россия может распространить по всему миру, если люди не послушаются слов Богородицы.
Согласно показаниям нескольких свидетелей, трое детей были отвезены в Орем районным начальником Артуром де Оливейрой Сантушем. Он сам подтверждает это в собственноручно написанном им свидетельстве: «В то время я занимал должность муниципального администратора и рано утром 13-го, распорядившись разместить в заднии городского совета отряд жандармов для предотвращения беспорядков, я отправился в деревню Алжуштрел, с районным чиновником Кандиду Алью, чтобы привезти троих главных действующих лиц в этот город, чтобы тем самым предотвратить продолжение спекуляций церковников на их счет. Возле дома, где жили родители Франсишку и Жасинты, уже был приходской священник Порту Моша о. Жуан, разговаривавший с матерью, а рядом с небольшой площадью было много семинаристов. Лусия, по моему требованию, была допрошена священником, и снова продолжила утверждать то же, что уже говорила раньше. Я убедил родителей Лусии, Франсишку и Жасинты, а также священника, что детей должен опросить приходской священник Фатимы, чтобы установить что-то определенное. Однако когда мы прибыли в Фатиму, дети не отправились в Кова-да-Ирия, как того ожидали более дюжины священников, но я привез их в мой родовой дом в заранее взятой напрокат машине».
13 сентября «дороги были забиты людьми». Дама призвала детей молиться Розарий ради окончания войны. Она сказала, что Богу угодны их жертвы, но они «не должны спать, обвязанные веревками, достаточно носить их днем».
В день последнего явления 13 октября Кова-да-Ирия была заполнена толпами людей. В репортаже газеты «O Século» от 15 октября говорится о том, что в этом месте собралось 70 тысяч человек: «Перед ослепленными глазами этих людей, чье настроение переносит нас в библейские времена, и которые, ошеломленные, стоя с непокрытыми головами, вглядывались в ясное небо, солнце затрепетало, никогда еще не было видано, чтобы солнце так двигалось вопреки всем законам мироздания — солнце «танцевало», говоря обычными словами простолюдинов». Во время этого последнего явления Дама назвала себя «Госпожой Розария».
Во время эпидемии «испанки» Франсишку заболел 18 октября 1918 года. 2 апреля 1919 года он исповедался, а на следующий день принял Последнее напутствие (Виатик), причастившись Тела Христова. Он умер в своем доме около 22.00 4 апреля. К записи о его смерти в приходской метрической книге священник сделал следующую приписку: «Франсишку — Провидец — умер в десять часов вечера 4 апреля, истощенный продолжительным страданием от длившейся 5 месяцев пневмонии, и приняв таинства в совершенно ясном сознании и с великой набожностью. Он подтвердил, что видел Даму в Кова-да-Ирия и Валиньо».
Младшая из трех фатимских пастушков, Жасинта, заболела, так же, как и ее брат, осенью 1918 года. Она была госпитализирована в больницу в Вила-Нова-де-Орем с 1 июля по 31 августа 1919 года, а затем повторно госпитализирована 2 февраля 1920 года, на этот раз в больницу Дона-Эстефаниа в Лиссабоне, где она была прооперирована и, в конце концов, умерла 20 февраля 1920 года. Ее тело было погребено на кладбище в Вила-Нова-де-Орем. Эурико Лисбоа, один из врачей, ответственных за госпитализацию Жасинты в столице, сообщает, что «в пятницу, 20 февраля, в 6 часов вечера, ребенок сказал, что чувствует себя плохо и хочет принять таинства. После этого позвали достойнейшего из священников прихода в Анжуше, о. Перейру душ Рейша, который выслушал ее исповедь около 8 часов вечера. Мне говорили, что маленькая девочка настаивала, чтобы ей дали Святой Виатик (последнее Причастие), но о. Перейра душ Рейш не согласился, поскольку ему казалось, что она выглядит хорошо, и пообещал ей, что она примет нашего Господа на следующий день. Ребенок продолжал просить о Причастии, сказав, что скоро умрет. И действительно, около 10.30 она умерла с великим спокойствием, так и не получив Евхаристию».
Лусия посещает Кова-да-Ирия, где происходит седьмое явление Богородицы, перекликающееся с тем, что было 13 мая 1917 года.
На следующий день Лусия отправилась из Алжуштреля в Асилу-де-Вилар в Порту, куда она была принята 17 июня под именем Марии даш Дореш.
Находясь в Асилу-де-Вилар, Лусия пишет первый отчет о видениях.
Лусия имеет видения Пресвятой Девы и Младенца Иисуса во время своего постулата у Сестер св. Доротеи в Понтеведра, в который она вступила 25 октября 1925 года. В рукописи 1927 года, написанной по просьбе ее исповедника, Лусия упоминает о благочестивом обычае первых суббот как об особом призыве, полученном в этих видениях. Два месяца спустя, 15 февраля 1926 года, происходит новое явление Младенца Иисуса, Который «спросил ее, распространяла ли она уже почитание Его Пресвятой Матери».
Лусия поступает в новициат в испанском городе Туй, принимая имя Мария Лусия даш Дореш. Она приносит свои временные обеты в Конгрегации сестер св. Доротеи 3 октября 1928 года. Спустя ровно шесть лет она приносит вечные обеты.
Обеспокоенная трудностями с исполнением пожелания Иисуса о распространения почитания Богоматери, возникающими из-за невозможности открыть другим вверенную ей тайну, Лусия молится перед Пресвятыми Дарами в монастырской часовне в Туе. «Иисус дал ей очень отчетливо услышать такие слова: ‘Дочь Моя, напиши то, что они просят у тебя. Напиши также всё, что Пресвятая Дева открыла тебе в явлении, в котором Она говорила об этом почитании’».
Лусия имеет видение Пресвятой Троицы, которое характеризуется словами «Благодать и Милосердие». Согласно записи, которую сделал ее духовный наставник, о. Жозе Бернардеш Гонсалвеш, за этим видением последовала просьба Девы Непорочного Сердца, касающееся посвящения России.
Тело провидицы Жасинты Марту было перенесено на кладбище в Фатиме. По косвенному свидетельству Лусии, «лицо Слуги Божией было обретено не тронутым тлением».
Последняя провидица заканчивает писать Первые Воспоминания, посвященные воспоминаниям о ее двоюродной сестре Жасинте и составленные в ответ на просьбу епископа Лейрийского.
Лусия оканчивает свои Вторые Воспоминания.
Лусия пишет письмо Пию XII, в котором просит Святого Отца о «благословении и распространении этого почитания [Пренепорочного Сердца Девы Марии] по всему миру», а также о посвящении всего мира Пренепорочному Сердцу Пресвятой Девы Марии, с особым упоминанием России.
Монахиня завершает Третьи Воспоминания, о которых епископ Лейрийский просил ее 26 июля 1941 года.
Лусия завершает составление четвертых Воспоминаний, в ответ на просьбу епископа Лейрийского от 7 октября 1941 года.
В этом посвящении не была прямо упомянута Россия. Поскольку это посвящение не было совершено в единстве со всеми епископами мира, сестра Лусия подтвердила, что оно не является исполнением просьбы Девы Марии.
В середине октября епископ Лейриский да Силва письменно дает сестре Лусии указание записать Третью Тайну, однако та долгое время не находит в себе сил сделать это. 2 января 1944 года Богородица является ей в лазарете в Туе и дает разрешение исполнить поручение епископа да Силвы (Согласно опубликованной в 2013 году в биографии сестры Лусии записи из ее дневника, явление произошло в часовне, 3 января). После этого сестра Лусия записывает содержание Третьей тайны на листках бумаги, запечатывает их в конверт и в июне того же года передает их титулярному архиепископу Гурзы Мануэлу Марии Феррейре да Силве, который отвозит конверт епископу Лейрийскому.
Монахиню отправляют в в общину Сестер св. Доротеи в Колежио-ду-Сардан в Вила-Нова-Гая. С 20 по 22 мая Лусия находится в Фатиме, вернувшись туда после двадцати лет отсутствия. Она посещает Кова-да-Ирия, Лока-ду-Кабесу, Валиньош и Алжуштрел.
Лусия поступает в кармелитский монастырь святой Терезы в Коимбре. 13 мая она принимает облачение с именем Мария Лусия Иисуса и Непорочного Сердца, а 31 мая 1949 года приносит торжественные обеты. В своем письме, написанном в 1954 году, Лусия так описывает момент, когда она впервые вошла в свою монастырскую келью: «Когда мне посчастливилось поступить в Кармель, меня проводили в келью, и войдя, я несколько мгновений изумленно смотрела на огромный пустой крест с его перекладиной, обращенной ко мне. Наша досточтимая мать настоятельница спросила меня: ‘Ты знаешь, зачем здесь это крест без изображения?’ И не дав мне ответить, она продолжила: ‘Это для распятия самой сестры’. Какой прекрасный идеал — быть распятым вместе с Христом!»
Останки Жасинты были идентифицированы и 1 мая того же года торжественно перенесены в Базилику Пресвятой Девы Марии Розария в Фатиме.
Останки Франсишку были эксгумированы. Идентификация была затруднена тем фактом, что в одной и той же могиле были погребены несколько тел, однако она была проведена должным образом и основывалась, в значительной степени, на 148 зернах Розария, с которым был похоронен Франсишку, и которые были найдены рядом с его костями и были без труда опознаны отцом провидца. Тело было торжественно перенесено в Базилику Пресвятой Девы Марии Розария в Фатиме 13 марта того же года.
Епископ Лейрийский Жозе Алвеш Коррейа да Силва открывает два диоцезных процесса по сбору информации о святости и добродетелях Франсишку и Жасинты Марту. Сначала процессы беатификации Франсишку и Жасинты велись отдельно, будучи объединены лишь после провозглашения декрета о признании героических добродетелей брата и сестры Марту. Процесс Франсишку Марту состоял из 63 сессий и включал 25 свидетельств. Процесс Жасинты Марту состоял из 77 сессий и включал 27 свидетельств.
Поскольку это посвящение не было совершено в единстве со всеми епископами мира, сестра Лусия подтвердила, что оно не является исполнением просьбы Девы Марии.
Во время паломничества Павла VI по случаю пятидесятой годовщины Фатимских явлений сестра Лусия приезжает в Фатиму и встречается с Папой.
Сестра Лусия принимает в кармелитском монастыре св. Терезы в Коимбре кардинала Альбино Лучани — патриарха Венеции и будущего Папу Иоанна Павла I.
Закрытие диоцезного процесса по сбору информации о Жасинте.
Закрытие диоцезного процесса по сбору информации о Франсишку.
Иоанн Павел II в первый раз прибывает паломником в Фатиму, совершая эту поездку в знак благодарности за материнскую защиту Божьей Матери во время покушения на его жизнь, произошедшего ровно год назад, 13 мая 1981 года, на площади св. Петра в Риме. Во время своей речи в Часовне Явлений в Фатиме Понтифик произнес следующие слова благодраности: «Я вижу во всем происходящем — и я не устаю повторять это — особую материнскую защиту Пресвятой Девы. И в этом поразительном совпадении — а в замысле Божественного Провидения не бывает просто случайных совпадений — я также вижу вызов, а, возможно, и призыв к более внимательному отношению к посланию, которые было здесь послано и оставлено пятьдесят пять лет назад, через трех детей, родившихся у смиренных селян, через маленьких фатимских пастушков, которые ныне известны повсюду». В Фатиме Иоанн Павел II совершает посвящение всего мира Непорочному Сердцу Девы Марии.
Там же произошла и первая встреча сестры Лусии с польским Папой.
Перед этим посвящением Иоанн Павел II разослал епископам послание, в котором призвал их присоединиться к торжественному посвящению, которое он собирался совершить. Специально для церемонии посвящения в Рим была доставлена статуя Пресвятой Девы Марии из малой часовни в Фатиме.
Хотя в этом посвящении вновь не была прямо упомянута России, сестра Лусия подтвердила, что это посвящение было сделано в соответствии с пожеланием Богородицы.
Лусия завершает написание Пятых Воспоминаний, в которых она рассказывает о своем отце. Об этом тексте ее неоднократно просил Лусиану Герра, в то время — ректор Фатимского святилища. В апреле того же года сестра Лусия сделала еще два дополнения к этим Воспоминаниям.
Иоанн Павел II своим декретом признает героические добродетели Франсишку. То же самое он делает и в отношении Жасинты. Декреты о героических добродетелях брата и сестры Марту и последующее присвоение им титула «Досточтимых» представляют собой действительно значимый момент истории Церкви, поскольку впервые и после длительного периода богословских размышлений, поводом для которых послужил именно процесс по делу двух фатимских пастушков, были признаны героические добродетели детей, не являвшихся мучениками. Это открыло путь и создало прецедент для признания детской святости.
Иоанн Павел II во второй раз совершает паломничество в Фатиму, где вновь встречается с сестрой Лусией.
Сестра Лусия завершает свои шестые Воспоминания, посвященные личности ее матери.
Иоанн Павел II издает декрет, подтверждающий чудо исцеления Эмилии Сантуш, произошедшее по заступничеству Франсишку и Жасинты.
Во время своего третьего и последнего паломничества в Фатиму в Юбилейный 2000 Год Папа Иоанн Павел II беатифицировал Франсишку и Жасинту Марту, представив их Церкви и миру как «две свечи, которые Бог зажег, чтобы осветить человечество в эти темные и тревожные часы».
В папском декрете о беатификации говорится: «Отвечая на пожелание, выраженное Нашим собратом Серафимом, епископом Лейрийским и Фатимским, а также многими другими собратьями во епископстве и многочисленными верными, заслушав мнение Конгрегации по делам святых, Нашей Апостольской властью Мы позволяем, чтобы досточтимые Слуги Божии Франсишку и Жасинта Марту впредь именовались блаженными, а их праздник совершался ежегодно 20 февраля в тех местах и тем способом, которые установлены правом. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
Перед завершением Мессы беатификации Государственный секретарь кардинал Анджело Содано, по поручению Папы, объявил о предстоящей публикации текста «Третьей тайны» Фатимы.
В тот же день сестра Лусия, присутствовавшая на Мессе беатификации своих двоюродных брата и сестры, встретилась с Папой. В следующие дни кармелитка посетила места своего детства: Лока-ду-Кабесу, Алжуштрел и приходскую церковь в Фатиме.
Конгрегация вероучения публикует текст «Третьей тайны» Фатимы, предварив его введением секретаря Конгрегации архиепископа Тарчизио Бертоне и сопроводив его богословским комментарием префекта Конгрегации кардинала Йозефа Ратцингера — будущего Папы Бенедикта XVI.
Лусия умирает в кармелитском монастыре св. Терезы в Коимбре. В послании, которое тяжело больной Иоанн Павел II направил епископу Коимбры, он написал: «Я с волнением вспоминаю те несколько встреч, которые у нас были, и узы духовной дружбы, которые с течением времени становились всё крепче. Я всегда ощущал, что меня поддерживает дар ее каждодневной молитвы, особенно в тяжелые времена испытаний и страданий. Да воздаст ей Господь преизобильно за ее великое и сокрытое служение Церкви. Я с радостью думаю о том, что сестра Лусия в момент своего блаженного перехода с земли на небо была встречена Той, Которую она видела в Фатиме так много лет назад».
Сам Иоанн Павел II скончается менее чем через два месяца после сестры Лусии, 2 апреля 2005 года.
Останки Лусии перенесены в Базилику Пресвятой Девы Марии Розария в Фатиме и упокоены рядом с гробницей ее двоюродной сестры Жасинты.
В кармелитском монастыре в Коимбре кардинал Жозе Сарайва Мартинш, в то время — префект Конгрегации по делам святых, сообщил, что «Бенедикт XVI любезно принял просьбу епископа Коимбры монс. Альбину Мамеде Клету, поддержанную множеством епископов и верующих по всему миру, и отменил требование пятилетнего периода ожидания, установленное каноническими нормами, разрешив начать уже по истечении трех лет со дня смерти диоцезный этап процесса беатификации кармелитки».
Епископ Коимбры открывает процесс беатификации сестры Лусии Иисуса и Пренепорочного Сердца
В 11-ю годовщину кончины сестры Лусии было объявлено о завершении диоцезной стадии процесса ее беатификации. В ходе этого этапа были собраны показания 60 свидетелей относительно святости и героических добродетелей монахини-кармелитки. 30 экспертов, в числе которых были 8 членов исторической комиссии и 18 богословов, в течение 9 лет анализировали около 10 000 писем и 2000 страниц дневников, написанных сестрой Лусией.
[/spoiler]