4 ОКТЯБРЯ. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня

141003195627-l

Отдание (то есть завершение) многодневного праздника в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня в Русской Православной Церкви совершается 21 сентября (4 октября) во время Божественной Литургии.
В этот день в храме поются праздничные тропарь и кондак и в целом богослужение выглядит более торжественно, чем в дни попразднства, то есть в дни между самим днём праздника (14/27 сентября) и днём его отдания.
После отпуста Литургии священник выходит в храм и совершает вокруг аналоя с Крестом трехкратное каждение, а затем при пении тропаря и кондака праздника Воздвижения вносит Крест чрез Царские врата в алтарь, полагая его на святом престоле.
В этот день верующим стоит почаще думать о крестных страданиях Иисуса Христа и молиться о своём спасении.
«Слово о Кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1, 18).

***
Тропарь праздника, глас 1:
Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя // и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Кондак праздника, глас 4:
Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству / щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы дая нам на сопостаты, / пособие имущим Твое оружие мира, // непобедимую победу.

***
Что такое три столетия? С чем их сравнить? Это время, протекшее от Петра Первого до наших дней. Вот прям от Полтавской битвы до очередных выборов в Государственную Думу или в верховную Раду. Велик ли этот исторический период? Очень велик. Он огромен не только по годам, часам и минутам, но, главное, по внутренней насыщенности событиями! И эту протяженность такого длительного периода, его событийную загруженность нужно себе представить, потому что именно такой период отделяет утрату Креста Христова от его обретения, а значит, и Воздвижения.
Возьмите иные триста лет с небольшим хвостиком или без оного. Всюду это будет одна эпоха или несколько. От открытия Америки до Французской революции примерно столько лет. От Лютеровой реформации до Наполеона примерно столько же. Может быть, в Китае за это время не успевают смениться династии и не нарушается метрика привычного стиха. Но в христианском мире за триста с небольшим лет проходит невообразимое для обычного сознания количество событий. Таков период времени от Воскресения Христова до обретения Его Креста.
Это три столетия, в которые Иерусалим был разрушен до состояния отсутствия камня, лежащего на камне, как и пророчествовалось. Потом город был отстроен, но с другим именем и без восстановления Соломонова Храма, а также без памяти о Христовых страданиях и воскресении. Всё самое важное, связанное с городом Давида и Христ — сына Давидова, покрылось двойным слоем: забвения и нарочитого пренебрежения. И именно в эти столетия Церковь переживала период интенсивного роста. Она, словно дерево, пускала корни в направлении всех сторон света. Она росла тайно, скрыто от посторонних глаз, катакомбно, но она проникала всюду: и в царские палаты, и в лачуги простолюдинов. Она росла без всякой государственной поддержки, напротив — в условиях жесткого государственного неприятия, периодически проявляющегося в гонениях. «Но слово Божие не вяжется», и со временем втайне молящаяся Церковь, стала такой, которую нельзя не заметить.
Наконец настало время Золушке явиться во всей красе. Гонения утихли, храмы выросли, императоры склонились перед Крестом. Только тогдавозникла мысль об обретении Креста Господня.
Пусть это будет первым и одним из главных уроков праздника. Внутренний рост Церкви, ее подлинное развитие возможны в условиях попрания или утраты ее самых важных святынь или невозможности открыто эти святыни почитать. Церковь и впоследствии не раз теряла свои святыни, теряла с такой болью и таким позором, что дальнейшая жизнь казалась невозможной. В Софии Царьграда имамы возглавляли молитву мусульман. На заброшенной Софии Киевской при униатах росли деревья, а внутри птицы вили гнезда. На месте храма Христа Спасителя зимой и летом еще не так давно парил хлоркой плавательный бассейн. Но Церковь продолжала жить, что-то утрачивая снаружи и чем-то богатея внутри.
Затем происходил очередной исторический сдвиг, и ситуация менялась. Находилось потерянное, вспоминалось забытое, сияло вновь то, что казалось навеки потускневшим. Чтобы место Страданий Христовых увенчалось храмом, а крест Искупления был найден в земле, Бог нашел добрую в женах — царицу Елену. Богу всегда нужен какой-то один человек, который не захочет спать посреди общей спячки, и не будет страдать беспамятством посреди всеобщего безразличия. Таков закон возрождения, поскольку сразу все возрождаться не способны.
Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Она нашла место страданий Христа, на месте которых в это время находился … храм Венеры. Храм «покровительницы блудных удовольствий», оказывается, с бесовской прозорливостью был воздвигнут на Голгофе. «Бесовской прозорливостью» здесь назван тот умный и злой опыт, согласно которому ничто так не погашает жизнь духа, как разврат. Разврат есть оружие почище многих ракет и пушек, поскольку видимо оставляет людей в живых, но невидимо убивает их, делая неспособными ко всякому благому делу. Вдумайтесь — храм Венеры долгие годы стоял на Голгофе!
Блуд мешал евреям овладеть Землей и безопасно путешествовать по пустыне. Блуд мешал им удержаться в Земле Израиля, и они ушли в плен, неся на себе наказание за капитуляцию перед ритуальным развратом окрестных народов. Блуд всегда мешает людям верить, молиться и не отчаиваться. Он и ныне входит, как лакомство, во внутренности чрева и растлевает человека, лишая его силы и радости. Блуд — один из главных врагов веры, поэтому храм Венеры на Голгофе возник не случайно. Не случайно он был и разрушен. И велика та, которая приказала сравнять его с землей!
Уже само воспоминание об этом историческом событии должно подсказать нам, что если где-то Крест Христов забыт, или не замечен, или пренебрежен, там с неотвратимостью будет построен, а может строится уже, капище, для принесения блудных жертв ложным богам.
Какие интересные уроки! Голгофа попрана врагами Креста, а вера растет и ширится, не боясь ничего. Над Голгофой стоит храм томной «богини», зажигающей огонь в крови «обычного» человека. Падший дух выдает себя с потрохами. Блуд на месте святе — его главная радость. Но Бог велит, и приходит святой человек, разрушающий твердыни греха, как кубики, и возвеличивающий веру в Господа. Таков наш праздник.
Воздвижение Креста Господня роднит нас с галатами, о которых апостол Павел в послании к ним говорит, что Христос словно был распят у них перед глазами. Такова была их вера при первом слышании благовестия. Словно пред очами их висел на Кресте Невинный Сын Божий! Так и перед нашими глазами должно произойти Голгофское Таинство в сей праздник. Мы увидим в храме, как Крест возносится и опускается, как он осеняет поочередно все стороны света.
Мы сопроводим его освящающее движение многократным «Господи помилуй!». И слова еще одной молитвы в это время пусть зазвучат в душах верных:
«Крест восходит — и падают духов воздушных чины! Крест нисходит — и нечестивые все ужасаются, яко молнию видящее крестную силу!»
Протоиерей Андрей Ткачёв

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *