Акафистная — ХИЛЕНДАРСКАЯ
ИСТОРИЯ
[spoiler]
Икона Божией Матери «Акафистная» находится в иконостасе соборного храма Введения Богородицы сербского Хиландарского монастыря на Афоне.
Данных о появлении и истории прославления образа на Святой горе не сохранилось. Предание относит время ее пребывания на Афоне к концу XII века, когда святым Саввой Сербским по откровению от иконы были обретены сокровища и завершено строительство обители. Однако ни в одной из редакций жития святого подтверждения этому рассказу не содержится. Единственным достоверным сообщением об иконе, записанным со слов очевидцев, является история о ее чудесном спасении во время пожара в монастыре в 1837 г.
Иконографический тип иконы – «Умиление». По некоторым сведениям это греческая икона XVI в. хорошей сохранности. Младенец изображен слева от Матери с благословляющей правой рукой и опущенной вниз левой, в которой Он держит свиток. Правой рукой Богоматерь поддерживает Младенца за правое плечо. Икона помещена в серебряный оклад, вероятно, русской работы XIX в., и в раму с живописными изображениями 12 кондаков и 12 икосов Акафиста Богородицы (XVII в.).
Сведения о происхождении названия иконы не совсем определенны: с одной стороны, в названии образа могло запечатлеться воспоминание о чтении перед ним во время пожара Акафиста Богоматери, с другой – по наблюдению епископа Порфирия (Успенского), наименование может служить указанием на иконографию композиций рамы с изображением сцен Акафиста.
[/spoiler]
Попская (Иерейская)
ИСТОРИЯ
[spoiler]
Некогда один еретичествующий иерей, Бог весть с каким, только во всяком случае не с хорошим намерением, притворно объявил себя православным и поступил в число братии в Афонскую Хилендарскую обитель. Там он оставался некоторое время, тая в своем сердце от людей свои злоумышления. С виду благочестивый, исполняющий все предписания монастырского устава, исправно присутствующий при богослужении и, по-видимому, молящийся, он, этот еретичествующий иереи, казался многим, его видевшим, если не праведником, то по крайней мере христианином, достойно носящим это высокое имя и еще более возвышенное имя иерея, руководителя других христиан-мирян. Это и естественно, ибо взор человеческий не проникает в глубины сердец других людей и останавливается только на внешности. Что скрывается за этой внешностью? Какие тайные мысли скрываются за этой видимой оболочкой? К какой цели стремится человек? Согласуется ли его видимая, внешняя жизнь с его внутренними, невидимыми желаниями? Все это не дано знать человеку. Но еретичествующий иерей дошел, очевидно, до ослепления: он забыл, что, если ему удалось скрыть свои нехорошие намерения от людей, то он не может скрыть их от Всеведущего Бога, Которому известны все тайны человеческих сердец и от Которого ничто не может утаиться.
Прежде чем были приведены в исполнение тайные намерения еретичествующего иерея, Пресв. Дева, Матерь Бога Всеведущего, призрела с высоты жилища Своего и в праведном Своем гневе скоро потребила с лица земли этого волка в одежде овчей: неся в крестном ходу Попскую икону Богоматери, этот иерей неожиданно упал в море во время водосвятия и утонул.
С тех пор ту чудотворную икону всегда носят во время крестных ходов и водосвятия, а так как носят ее при этом непременно иереи, то сербы и усвоили ей это простосердечное название «Попская». Вот одно из объяснений, откуда произошло такое своеобразное наименование данной иконы Богоматери.
Существует, однако, еще и другое объяснение наименования этой иконы Попской. Этот чудотворный образ считается покровителем певчих, почему и перстосложение у Божественного Младенца на нем изображено такое, каким обыкновенно начальник хора подает знак к пению. А так как у греческих церковных певцов искусство нотного пения и вообще нотная наука называлась в древности поповским искусством, то и икона получила название «Попская».
Попская икона Богоматери находится в монастырском соборном храме, при колонне у левого клироса. Перед этой чудотворной иконой Небесной Владычицы всякий служащий иерей после каждой службы делает отпуст, то есть произносит слова: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!»
[/spoiler]
«Млекопитательница»
ИСТОРИЯ
[spoiler]
Икона Божией Матери «Млекопитательница» является одним из лучших образцов византийской школы и имеет богатую историю, связанную с именем святого Саввы Освященного, в Лавре которого близ Иерусалима она первоначально и находилась. Святой основатель Лавры при кончине своей в 532 году предсказал братии, что Лавру посетит соименный ему царственный паломник из Сербии Савва, и повелел передать ему в благословение чудотворную икону. Это и произошло через шесть столетий – в ХIII веке. Святитель Савва Сербский привез образ Божией Матери «Млекопитательница» в Хилендарский монастырь на Святой Горе Афон и поставил ее в церкви при Карейской келлии по правую сторону иконостаса – это обстоятельство невольно обращает на себя внимание, т.к. по правую сторону от Царских врат обыкновенно помещается икона Святой Троицы или Спасителя. Впоследствии церковь была названа Типикарницей, так как там хранился устав святителя Саввы.
Наиболее известные чудотворные списки иконы есть также в России (Москве и Одессе), Греции и на Святой Земле. История появления этих списков в нашей стране связана с именем преподобного Гавриила Афонского.
В главном приделе московского Елоховского Богоявленского собора помещена икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».
В Одессе список чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница», привезенный преподобным Гавриилом Афонским, находится в Свято-Успенском мужском монастыре.
Есть еще одна икона Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». Она была обретена в 1650 году на высоком дереве в урочище Крестогорске, что в двадцати верстах от Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Божией Матери. Помещается образ над царскими вратами и посредством особого механизма спускается вниз для того, чтобы богомольцы могли к нему приложиться. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, она помогала при избавлении от различных бед и недугов.
Празднование образу Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы» установлено в день памяти святителя Саввы Сербского, 12 января.
[/spoiler]
Святитель Савва I Сербский, архиепископ
КРАТКОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ САВВЫ I, АРХИЕПИСКОПА СЕРБСКОГО
[spoiler]
Святитель Савва, возлюбленное и лучезарное светило на сербском духовном небосводе, родился в благочестивой семье правителей Неманей. Из этой семьи произошло множество святых, как еще при жизни святителя Саввы, так и в течение двух последующих столетий, включая и его отца, преподобного Симеона Мироточивого (Великого жупана Стефана), его мать, святую Анастасию (Анну) и его брата, преподобного Стефана Первовенчанного. В возрасте 17 лет, уклонившись от брака, святитель Савва принял монашеский постриг на Святой Горе Афон и скоро проявил себя как непреклонный воин и подвижник Христов. Четыре года спустя его отец отрекся от престола Сербского королевства, постригся в монаха и пришел на Святую Гору, где вместе со святителем Саввой основал Хиландарский монастырь. Позже святитель Савва был направлен Господом обратно в Сербию и объединил свою смятенную страну, получив от вселенского патриарха автокефалию для Сербской Церкви, спас ее от войн, бушевавших вокруг. Глубокий патриот, святитель Савва ревновал об ограждении безопасности Сербии. Принявший архиепископский сан с великим принуждением, он был истинным исихастом. Совершенно проникшись учением древних отцов пустыни, он дал то направление духовной жизни Сербии, которому она и доныне следует. Просветитель Сербии, святитель Савва был великим поборником православия. По смерти прославился многочисленными чудесами.
[/spoiler]
ПОЛНОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ САВВЫ I, АРХИЕПИСКОПА СЕРБСКОГО
[spoiler]
Святитель Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном самодержца Сербии Стефана Немани и Анны, дочери греческого императора Романа. С раннего детства он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к инокам. В семнадцатилетнем возрасте, встретив русского инока со Святой Горы Афон, Ростислав тайно оставил отчий дом и прибыл в русский Пантелеимонов монастырь. (По Промыслу Божию в год рождения святого – 1169 – древний монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона был отдан на вечное владение русским инокам.) Отец его, узнав, что сын на Афоне, снарядил целую дружину с верным воеводой и написал правителю области, куда входил Афон, что, если ему не вернут сына, он пойдет на греков войной. Прибыв в монастырь, воевода велел глаз не спускать с Ростислава. Во время вечернего богослужения, когда упоенные вином воины уснули, Ростислав принял постриг (1186 г.) и послал родителям свою мирскую одежду, волосы и письмо. Инок Савва сумел убедить своих державных родителей принять монашество. Отец преподобного (память преподобного Стефана, во иночестве Симеона, царя Сербского, 13 февраля) вместе с сыном подвизался в Ватопедской обители. На Афоне они обновили сербский Хилендарский монастырь, и эта обитель получила звание царской ставропигии. В Хилендарском монастыре преподобный Савва был посвящен в диакона и затем во пресвитера. В Солуни за свои иноческие подвиги на Святой Горе преподобный был удостоен сана архимандрита. В 1219 году в Никее на праздник Успения Пресвятой Богородицы вселенский патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву в сан архиепископа всей Сербии. При этом преподобный Савва испросил у греческого императора право ищущему достоинства архиепископа быть посвящаемым в Сербии собором епископов, что было очень важно для того времени частых войн между восточными и западными властителями. Прибыв из Никеи на Святую Гору, святитель в последний раз обошел все монастыри, поклонился всем церквам и, вспоминая блаженное житие пустынных отцов, в глубоком сокрушении простился с подвижниками, «исходя из Святой Горы, как бы из некоего Божественного рая». По пути с Афона, удрученный тяжестью разлуки со Святой Горой, святитель едва шел. Только слова явившейся святому во сне Пресвятой Богородицы – «имея Меня Споручницею к Царю всех, Сыну и Богу Моему, о сих ли еще скорбишь?» – вызволили его из уныния, переменив печаль на радость. В память об этом явлении святитель заказал в Солуни две большие иконы Спасителя и Божией Матери, поставленные им в церкви Филокалии.
В Сербии деятельность первосвятителя по устройству дел Церкви и отечества сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами. Во время литургии и всенощной, когда святитель приходил покадить над гробом своего отца, преподобного Симеона, святые мощи источали благоуханное миро.
Ведя переговоры с венгерским королем Владиславом, объявившим войну Сербии, прославленный небесными знамениями святитель не только доставил желанный мир своему отечеству, но и привел в православие венгерского монарха. Положив начало историческому существованию самостоятельной Сербской Церкви, святитель Савва способствовал также утверждению сербской государственности. Чтобы укрепить независимое государство сербов, святой архиепископ Савва венчал на царство державного брата Стефана. По преставлении Стефана, венчав на царство его старшего сына Радослава, святитель Савва отправился в Святую Землю «со слезами облобызать святой Гроб Христов и страшную Голгофу». Вернувшись на родину, святитель благословил и венчал на царство Владислава и, для большего утверждения престола сербского, обручил его с дочерью болгарского князя Асана. Святой первосвятитель обошел всю землю Сербскую, исправил иноческие уставы по образцу афонских и палестинских, построил и освятил множество церквей, утверждая православных в вере. Завершив свой подвиг на родине, святитель, назначив своим преемником иеромонаха Арсения, рукоположив его во епископа и преподав всем благословение, отправился в невозвратный путь, желая «окончить дни свои странником в земле чужой». Пройдя всю Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками, собирая священные останки святых, святитель окончил свое странствие в Тырнове, в Болгарии, в доме родственника царя Асана, где с духовной радостью предал свою душу Господу († 1237). При перенесении святых мощей святителя Саввы в Сербию в 1237 году исцеления были столь многочисленны, что болгары стали роптать на Асана, «зачем он уступает такое сокровище». На родине святителя его честные мощи были положены в церкви Милешево, даруя исцеление всем приходящим с верою. Жители Тырнова продолжали получать исцеления от остатков гроба святителя, которые благочестивый Асан приказал собрать вместе и положить во вновь сооруженную гробницу.
Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хилендарский монастырь на Афоне. Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих – Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу православия.
[/spoiler]