25 ЯНВАРЯ. ДЕНЬ ТРЕХ ИКОН БОГОРОДИЦЫ: АКАФИСТНАЯ — ХИЛЕНДАРСКАЯ; ПОПСКАЯ (ИЕРЕЙСКАЯ); «МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА». СВОЙ ДЕНЬ ОТМЕЧАЕТ СВЯТИТЕЛЬ САВВА I СЕРБСКИЙ, АРХИЕПИСКОП

Акафистная — ХИЛЕНДАРСКАЯ

 

ИСТОРИЯ

[spoiler]

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ака­фист­ная» на­хо­дит­ся в ико­но­ста­се со­бор­но­го хра­ма Вве­де­ния Бо­го­ро­ди­цы серб­ско­го Хи­лан­дар­ско­го мо­на­сты­ря на Афоне.
Дан­ных о по­яв­ле­нии и ис­то­рии про­слав­ле­ния об­ра­за на Свя­той го­ре не со­хра­ни­лось. Пре­да­ние от­но­сит вре­мя ее пре­бы­ва­ния на Афоне к кон­цу XII ве­ка, ко­гда свя­тым Сав­вой Серб­ским по от­кро­ве­нию от ико­ны бы­ли об­ре­те­ны со­кро­ви­ща и за­вер­ше­но стро­и­тель­ство оби­те­ли. Од­на­ко ни в од­ной из ре­дак­ций жи­тия свя­то­го под­твер­жде­ния это­му рас­ска­зу не со­дер­жит­ся. Един­ствен­ным до­сто­вер­ным со­об­ще­ни­ем об иконе, за­пи­сан­ным со слов оче­вид­цев, яв­ля­ет­ся ис­то­рия о ее чу­дес­ном спа­се­нии во вре­мя по­жа­ра в мо­на­сты­ре в 1837 г.
Ико­но­гра­фи­че­ский тип ико­ны – «Уми­ле­ние». По неко­то­рым све­де­ни­ям это гре­че­ская ико­на XVI в. хо­ро­шей со­хран­но­сти. Мла­де­нец изо­бра­жен сле­ва от Ма­те­ри с бла­го­слов­ля­ю­щей пра­вой ру­кой и опу­щен­ной вниз ле­вой, в ко­то­рой Он дер­жит сви­ток. Пра­вой ру­кой Бо­го­ма­терь под­дер­жи­ва­ет Мла­ден­ца за пра­вое пле­чо. Ико­на по­ме­ще­на в се­реб­ря­ный оклад, ве­ро­ят­но, рус­ской ра­бо­ты XIX в., и в ра­му с жи­во­пис­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми 12 конда­ков и 12 ико­сов Ака­фи­ста Бо­го­ро­ди­цы (XVII в.).
Све­де­ния о про­ис­хож­де­нии на­зва­ния ико­ны не со­всем опре­де­лен­ны: с од­ной сто­ро­ны, в на­зва­нии об­ра­за мог­ло за­пе­чат­леть­ся вос­по­ми­на­ние о чте­нии пе­ред ним во вре­мя по­жа­ра Ака­фи­ста Бо­го­ма­те­ри, с дру­гой – по на­блю­де­нию епи­ско­па Пор­фи­рия (Успен­ско­го), на­име­но­ва­ние мо­жет слу­жить ука­за­ни­ем на ико­но­гра­фию ком­по­зи­ций ра­мы с изо­бра­же­ни­ем сцен Ака­фи­ста.

[/spoiler]

Попская (Иерейская)

 

ИСТОРИЯ

[spoiler]

Неко­гда один ере­ти­че­ству­ю­щий иерей, Бог весть с ка­ким, толь­ко во вся­ком слу­чае не с хо­ро­шим на­ме­ре­ни­ем, при­твор­но объ­явил се­бя пра­во­слав­ным и по­сту­пил в чис­ло бра­тии в Афон­скую Хи­лен­дар­скую оби­тель. Там он оста­вал­ся неко­то­рое вре­мя, тая в сво­ем серд­це от лю­дей свои зло­умыш­ле­ния. С ви­ду бла­го­че­сти­вый, ис­пол­ня­ю­щий все пред­пи­са­ния мо­на­стыр­ско­го уста­ва, ис­прав­но при­сут­ству­ю­щий при бо­го­слу­же­нии и, по-ви­ди­мо­му, мо­ля­щий­ся, он, этот ере­ти­че­ству­ю­щий иереи, ка­зал­ся мно­гим, его ви­дев­шим, ес­ли не пра­вед­ни­ком, то по край­ней ме­ре хри­сти­а­ни­ном, до­стой­но но­ся­щим это вы­со­кое имя и еще бо­лее воз­вы­шен­ное имя иерея, ру­ко­во­ди­те­ля дру­гих хри­сти­ан-ми­рян. Это и есте­ствен­но, ибо взор че­ло­ве­че­ский не про­ни­ка­ет в глу­би­ны сер­дец дру­гих лю­дей и оста­нав­ли­ва­ет­ся толь­ко на внеш­но­сти. Что скры­ва­ет­ся за этой внеш­но­стью? Ка­кие тай­ные мыс­ли скры­ва­ют­ся за этой ви­ди­мой обо­лоч­кой? К ка­кой це­ли стре­мит­ся че­ло­век? Со­гла­су­ет­ся ли его ви­ди­мая, внеш­няя жизнь с его внут­рен­ни­ми, неви­ди­мы­ми же­ла­ни­я­ми? Все это не да­но знать че­ло­ве­ку. Но ере­ти­че­ству­ю­щий иерей до­шел, оче­вид­но, до ослеп­ле­ния: он за­был, что, ес­ли ему уда­лось скрыть свои нехо­ро­шие на­ме­ре­ния от лю­дей, то он не мо­жет скрыть их от Все­ве­ду­ще­го Бо­га, Ко­то­ро­му из­вест­ны все тай­ны че­ло­ве­че­ских сер­дец и от Ко­то­ро­го ни­что не мо­жет ута­ить­ся.
Преж­де чем бы­ли при­ве­де­ны в ис­пол­не­ние тай­ные на­ме­ре­ния ере­ти­че­ству­ю­ще­го иерея, Пре­св. Де­ва, Ма­терь Бо­га Все­ве­ду­ще­го, при­з­ре­ла с вы­со­ты жи­ли­ща Сво­е­го и в пра­вед­ном Сво­ем гне­ве ско­ро по­тре­би­ла с ли­ца зем­ли это­го вол­ка в одеж­де ов­чей: неся в крест­ном хо­ду По­пскую ико­ну Бо­го­ма­те­ри, этот иерей неожи­дан­но упал в мо­ре во вре­мя во­до­свя­тия и уто­нул.
С тех пор ту чу­до­твор­ную ико­ну все­гда но­сят во вре­мя крест­ных хо­дов и во­до­свя­тия, а так как но­сят ее при этом непре­мен­но иереи, то сер­бы и усво­и­ли ей это про­сто­сер­деч­ное на­зва­ние «По­пская». Вот од­но из объ­яс­не­ний, от­ку­да про­изо­шло та­кое свое­об­раз­ное на­име­но­ва­ние дан­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри.
Су­ще­ству­ет, од­на­ко, еще и дру­гое объ­яс­не­ние на­име­но­ва­ния этой ико­ны По­пской. Этот чу­до­твор­ный об­раз счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем пев­чих, по­че­му и пер­сто­сло­же­ние у Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца на нем изо­бра­же­но та­кое, ка­ким обык­но­вен­но на­чаль­ник хо­ра по­да­ет знак к пе­нию. А так как у гре­че­ских цер­ков­ных пев­цов ис­кус­ство нот­но­го пе­ния и во­об­ще нот­ная на­у­ка на­зы­ва­лась в древ­но­сти по­пов­ским ис­кус­ством, то и ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние «По­пская».
По­пская ико­на Бо­го­ма­те­ри на­хо­дит­ся в мо­на­стыр­ском со­бор­ном хра­ме, при ко­лонне у ле­во­го кли­ро­са. Пе­ред этой чу­до­твор­ной ико­ной Небес­ной Вла­ды­чи­цы вся­кий слу­жа­щий иерей по­сле каж­дой служ­бы де­ла­ет от­пуст, то есть про­из­но­сит сло­ва: «Мо­лит­ва­ми свя­тых отец на­ших, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Бо­же наш, по­ми­луй нас!»

[/spoiler]

«Млекопитательница»

 

ИСТОРИЯ

[spoiler]

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» яв­ля­ет­ся од­ним из луч­ших об­раз­цов ви­зан­тий­ской шко­лы и име­ет бо­га­тую ис­то­рию, свя­зан­ную с име­нем свя­то­го Сав­вы Освя­щен­но­го, в Лав­ре ко­то­ро­го близ Иеру­са­ли­ма она пер­во­на­чаль­но и на­хо­ди­лась. Свя­той ос­но­ва­тель Лав­ры при кон­чине сво­ей в 532 го­ду пред­ска­зал бра­тии, что Лав­ру по­се­тит со­имен­ный ему цар­ствен­ный па­лом­ник из Сер­бии Сав­ва, и по­ве­лел пе­ре­дать ему в бла­го­сло­ве­ние чу­до­твор­ную ико­ну. Это и про­изо­шло через шесть сто­ле­тий – в ХIII ве­ке. Свя­ти­тель Сав­ва Серб­ский при­вез об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» в Хи­лен­дар­ский мо­на­стырь на Свя­той Го­ре Афон и по­ста­вил ее в церк­ви при Ка­рей­ской кел­лии по пра­вую сто­ро­ну ико­но­ста­са – это об­сто­я­тель­ство неволь­но об­ра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние, т.к. по пра­вую сто­ро­ну от Цар­ских врат обык­но­вен­но по­ме­ща­ет­ся ико­на Свя­той Тро­и­цы или Спа­си­те­ля. Впо­след­ствии цер­ковь бы­ла на­зва­на Ти­пи­кар­ни­цей, так как там хра­нил­ся устав свя­ти­те­ля Сав­вы.
Наи­бо­лее из­вест­ные чу­до­твор­ные спис­ки ико­ны есть так­же в Рос­сии (Москве и Одес­се), Гре­ции и на Свя­той Зем­ле. Ис­то­рия по­яв­ле­ния этих спис­ков в на­шей стране свя­за­на с име­нем пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Афон­ско­го.
В глав­ном при­де­ле мос­ков­ско­го Ело­хов­ско­го Бо­го­яв­лен­ско­го со­бо­ра по­ме­ще­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» со сле­ду­ю­щей над­пи­сью: «Сия свя­тая ико­на на­пи­са­на и освя­ще­на на Свя­той Афон­ской Го­ре в ски­ту свя­то­го про­ро­ка Илии и по­сы­ла­ет­ся в дар и бла­го­сло­ве­ние в цар­ству­ю­щий град Моск­ву в храм Бо­го­яв­ле­ния, что на Ело­хо­вом по­ле. В неза­бвен­ную па­мять 2-ме­сяч­но­го пре­бы­ва­ния в оном хра­ме чу­до­твор­но­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца», при­над­ле­жа­щей вы­ше­ска­зан­но­му ски­ту в быт­ность на­сто­я­те­ля ар­хи­манд­ри­та Гав­ри­и­ла. 1894 год».
В Одес­се спи­сок чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца», при­ве­зен­ный пре­по­доб­ным Гав­ри­и­лом Афон­ским, на­хо­дит­ся в Свя­то-Успен­ском муж­ском мо­на­сты­ре.
Есть еще од­на ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца». Она бы­ла об­ре­те­на в 1650 го­ду на вы­со­ком де­ре­ве в уро­чи­ще Кре­сто­гор­ске, что в два­дца­ти вер­стах от Мин­ска. На ме­сте ее яв­ле­ния был по­стро­ен храм в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. По­ме­ща­ет­ся об­раз над цар­ски­ми вра­та­ми и по­сред­ством осо­бо­го ме­ха­низ­ма спус­ка­ет­ся вниз для то­го, чтобы бо­го­моль­цы мог­ли к нему при­ло­жить­ся. Оста­лось мно­го пре­да­ний о чу­до­твор­ной си­ле этой ико­ны, она по­мо­га­ла при из­бав­ле­нии от раз­лич­ных бед и неду­гов.
Празд­но­ва­ние об­ра­зу Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Мле­ко­пи­та­тель­ни­цы» уста­нов­ле­но в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Сав­вы Серб­ско­го, 12 ян­ва­ря.

[/spoiler]

 

 

 

Святитель Савва I Сербский, архиепископ

 

КРАТКОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ САВВЫ I, АРХИЕПИСКОПА СЕРБСКОГО

[spoiler]

Свя­ти­тель Сав­ва, воз­люб­лен­ное и лу­че­зар­ное све­ти­ло на серб­ском ду­хов­ном небо­сво­де, ро­дил­ся в бла­го­че­сти­вой се­мье пра­ви­те­лей Нема­ней. Из этой се­мьи про­изо­шло мно­же­ство свя­тых, как еще при жиз­ни свя­ти­те­ля Сав­вы, так и в те­че­ние двух по­сле­ду­ю­щих сто­ле­тий, вклю­чая и его от­ца, пре­по­доб­но­го Си­мео­на Ми­ро­то­чи­во­го (Ве­ли­ко­го жу­па­на Сте­фа­на), его мать, свя­тую Ана­стас­ию (Ан­ну) и его бра­та, пре­по­доб­но­го Сте­фа­на Пер­во­вен­чан­но­го. В воз­расте 17 лет, укло­нив­шись от бра­ка, свя­ти­тель Сав­ва при­нял мо­на­ше­ский по­стриг на Свя­той Го­ре Афон и ско­ро про­явил се­бя как непре­клон­ный во­ин и по­движ­ник Хри­стов. Че­ты­ре го­да спу­стя его отец от­рек­ся от пре­сто­ла Серб­ско­го ко­ролев­ства, по­стриг­ся в мо­на­ха и при­шел на Свя­тую Го­ру, где вме­сте со свя­ти­те­лем Сав­вой ос­но­вал Хи­лан­дар­ский мо­на­стырь. Поз­же свя­ти­тель Сав­ва был на­прав­лен Гос­по­дом об­рат­но в Сер­бию и объ­еди­нил свою смя­тен­ную стра­ну, по­лу­чив от все­лен­ско­го пат­ри­ар­ха ав­то­ке­фа­лию для Серб­ской Церк­ви, спас ее от войн, бу­ше­вав­ших во­круг. Глу­бо­кий пат­ри­от, свя­ти­тель Сав­ва рев­но­вал об ограж­де­нии без­опас­но­сти Сер­бии. При­няв­ший ар­хи­епи­скоп­ский сан с ве­ли­ким при­нуж­де­ни­ем, он был ис­тин­ным ис­их­а­стом. Со­вер­шен­но про­ник­шись уче­ни­ем древ­них от­цов пу­сты­ни, он дал то на­прав­ле­ние ду­хов­ной жиз­ни Сер­бии, ко­то­ро­му она и до­ныне сле­ду­ет. Про­све­ти­тель Сер­бии, свя­ти­тель Сав­ва был ве­ли­ким по­бор­ни­ком пра­во­сла­вия. По смер­ти про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми.

[/spoiler]

ПОЛНОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ САВВЫ I, АРХИЕПИСКОПА СЕРБСКОГО

[spoiler]

Свя­ти­тель Сав­ва, пер­вый ар­хи­епи­скоп Серб­ский, в ми­ру Ро­сти­слав (Рас­т­ко), был сы­ном са­мо­держ­ца Сер­бии Сте­фа­на Нема­ни и Ан­ны, до­че­ри гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра Ро­ма­на. С ран­не­го дет­ства он усерд­но по­се­щал цер­ков­ные служ­бы и пи­тал осо­бую лю­бовь к ино­кам. В сем­на­дца­ти­лет­нем воз­расте, встре­тив рус­ско­го ино­ка со Свя­той Го­ры Афон, Ро­сти­слав тай­но оста­вил от­чий дом и при­был в рус­ский Пан­те­ле­и­мо­нов мо­на­стырь. (По Про­мыс­лу Бо­жию в год рож­де­ния свя­то­го – 1169 – древ­ний мо­на­стырь свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка и це­ли­те­ля Пан­те­ле­и­мо­на был от­дан на веч­ное вла­де­ние рус­ским ино­кам.) Отец его, узнав, что сын на Афоне, сна­ря­дил це­лую дру­жи­ну с вер­ным во­е­во­дой и на­пи­сал пра­ви­те­лю об­ла­сти, ку­да вхо­дил Афон, что, ес­ли ему не вер­нут сы­на, он пой­дет на гре­ков вой­ной. При­быв в мо­на­стырь, во­е­во­да ве­лел глаз не спус­кать с Ро­сти­сла­ва. Во вре­мя ве­чер­не­го бо­го­слу­же­ния, ко­гда упо­ен­ные ви­ном во­и­ны усну­ли, Ро­сти­слав при­нял по­стриг (1186 г.) и по­слал ро­ди­те­лям свою мир­скую одеж­ду, во­ло­сы и пись­мо. Инок Сав­ва су­мел убе­дить сво­их дер­жав­ных ро­ди­те­лей при­нять мо­на­ше­ство. Отец пре­по­доб­но­го (па­мять пре­по­доб­но­го Сте­фа­на, во ино­че­стве Си­мео­на, ца­ря Серб­ско­го, 13 фев­ра­ля) вме­сте с сы­ном под­ви­зал­ся в Ва­то­пед­ской оби­те­ли. На Афоне они об­но­ви­ли серб­ский Хи­лен­дар­ский мо­на­стырь, и эта оби­тель по­лу­чи­ла зва­ние цар­ской став­ро­пи­гии. В Хи­лен­дар­ском мо­на­сты­ре пре­по­доб­ный Сав­ва был по­свя­щен в диа­ко­на и за­тем во пре­сви­те­ра. В Со­лу­ни за свои ино­че­ские по­дви­ги на Свя­той Го­ре пре­по­доб­ный был удо­сто­ен са­на ар­хи­манд­ри­та. В 1219 го­ду в Ни­кее на празд­ник Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы все­лен­ский пат­ри­арх Гер­ман ру­ко­по­ло­жил ар­хи­манд­ри­та Сав­ву в сан ар­хи­епи­ско­па всей Сер­бии. При этом пре­по­доб­ный Сав­ва ис­про­сил у гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра пра­во ищу­ще­му до­сто­ин­ства ар­хи­епи­ско­па быть по­свя­ща­е­мым в Сер­бии со­бо­ром епи­ско­пов, что бы­ло очень важ­но для то­го вре­ме­ни ча­стых войн меж­ду во­сточ­ны­ми и за­пад­ны­ми вла­сти­те­ля­ми. При­быв из Ни­кеи на Свя­тую Го­ру, свя­ти­тель в по­след­ний раз обо­шел все мо­на­сты­ри, по­кло­нил­ся всем церк­вам и, вспо­ми­ная бла­жен­ное жи­тие пу­стын­ных от­цов, в глу­бо­ком со­кру­ше­нии про­стил­ся с по­движ­ни­ка­ми, «ис­хо­дя из Свя­той Го­ры, как бы из неко­е­го Бо­же­ствен­но­го рая». По пу­ти с Афо­на, удру­чен­ный тя­же­стью раз­лу­ки со Свя­той Го­рой, свя­ти­тель ед­ва шел. Толь­ко сло­ва явив­шей­ся свя­то­му во сне Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – «имея Ме­ня Спо­руч­ни­цею к Ца­рю всех, Сы­ну и Бо­гу Мо­е­му, о сих ли еще скор­бишь?» – выз­во­ли­ли его из уны­ния, пе­ре­ме­нив пе­чаль на ра­дость. В па­мять об этом яв­ле­нии свя­ти­тель за­ка­зал в Со­лу­ни две боль­шие ико­ны Спа­си­те­ля и Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­став­лен­ные им в церк­ви Фило­ка­лии.
В Сер­бии де­я­тель­ность пер­во­свя­ти­те­ля по устрой­ству дел Церк­ви и оте­че­ства со­про­вож­да­лась мно­го­чис­лен­ны­ми зна­ме­ни­я­ми и чу­де­са­ми. Во вре­мя ли­тур­гии и все­нощ­ной, ко­гда свя­ти­тель при­хо­дил по­ка­дить над гро­бом сво­е­го от­ца, пре­по­доб­но­го Си­мео­на, свя­тые мо­щи ис­то­ча­ли бла­го­ухан­ное ми­ро.
Ве­дя пе­ре­го­во­ры с вен­гер­ским ко­ро­лем Вла­ди­сла­вом, объ­явив­шим вой­ну Сер­бии, про­слав­лен­ный небес­ны­ми зна­ме­ни­я­ми свя­ти­тель не толь­ко до­ста­вил же­лан­ный мир сво­е­му оте­че­ству, но и при­вел в пра­во­сла­вие вен­гер­ско­го мо­нар­ха. По­ло­жив на­ча­ло ис­то­ри­че­ско­му су­ще­ство­ва­нию са­мо­сто­я­тель­ной Серб­ской Церк­ви, свя­ти­тель Сав­ва спо­соб­ство­вал так­же утвер­жде­нию серб­ской го­судар­ствен­но­сти. Чтобы укре­пить неза­ви­си­мое го­су­дар­ство сер­бов, свя­той ар­хи­епи­скоп Сав­ва вен­чал на цар­ство дер­жав­но­го бра­та Сте­фа­на. По пре­став­ле­нии Сте­фа­на, вен­чав на цар­ство его стар­ше­го сы­на Ра­до­сла­ва, свя­ти­тель Сав­ва от­пра­вил­ся в Свя­тую Зем­лю «со сле­за­ми об­ло­бы­зать свя­той Гроб Хри­стов и страш­ную Гол­го­фу». Вер­нув­шись на ро­ди­ну, свя­ти­тель бла­го­сло­вил и вен­чал на цар­ство Вла­ди­сла­ва и, для боль­ше­го утвер­жде­ния пре­сто­ла серб­ско­го, об­ру­чил его с до­че­рью бол­гар­ско­го кня­зя Аса­на. Свя­той пер­во­свя­ти­тель обо­шел всю зем­лю Серб­скую, ис­пра­вил ино­че­ские уста­вы по об­раз­цу афон­ских и па­ле­стин­ских, по­стро­ил и освя­тил мно­же­ство церк­вей, утвер­ждая пра­во­слав­ных в ве­ре. За­вер­шив свой по­двиг на ро­дине, свя­ти­тель, на­зна­чив сво­им пре­ем­ни­ком иеро­мо­на­ха Ар­се­ния, ру­ко­по­ло­жив его во епи­ско­па и пре­по­дав всем бла­го­сло­ве­ние, от­пра­вил­ся в невоз­врат­ный путь, же­лая «окон­чить дни свои стран­ни­ком в зем­ле чу­жой». Прой­дя всю Па­ле­сти­ну, Си­рию и Пер­сию, Ва­ви­лон, Еги­пет и Ана­то­лию, по­всю­ду по­се­щая свя­тые ме­ста, бе­се­дуя с ве­ли­ки­ми по­движ­ни­ка­ми, со­би­рая свя­щен­ные остан­ки свя­тых, свя­ти­тель окон­чил свое стран­ствие в Тыр­но­ве, в Бол­га­рии, в до­ме род­ствен­ни­ка ца­ря Аса­на, где с ду­хов­ной ра­до­стью пре­дал свою ду­шу Гос­по­ду († 1237). При пе­ре­не­се­нии свя­тых мо­щей свя­ти­те­ля Сав­вы в Сер­бию в 1237 го­ду ис­це­ле­ния бы­ли столь мно­го­чис­лен­ны, что бол­га­ры ста­ли роп­тать на Аса­на, «за­чем он усту­па­ет та­кое со­кро­ви­ще». На ро­дине свя­ти­те­ля его чест­ные мо­щи бы­ли по­ло­же­ны в церк­ви Ми­ле­ше­во, да­руя ис­це­ле­ние всем при­хо­дя­щим с ве­рою. Жи­те­ли Тыр­но­ва про­дол­жа­ли по­лу­чать ис­це­ле­ния от остат­ков гро­ба свя­ти­те­ля, ко­то­рые бла­го­че­сти­вый Асан при­ка­зал со­брать вме­сте и по­ло­жить во вновь со­ору­жен­ную гроб­ни­цу.
На­сле­дие свя­ти­те­ля Сав­вы Серб­ско­го жи­вет в пра­во­слав­ном цер­ков­ном пре­да­нии сла­вян­ских на­ро­дов. С его име­нем свя­за­но пер­вое вве­де­ние Иеру­са­лим­ско­го уста­ва в сла­вян­ских ино­че­ских оби­те­лях, по Ти­пи­ку свя­то­го Сав­вы до­ныне жи­вет Серб­ский Хи­лен­дар­ский мо­на­стырь на Афоне. При­над­ле­жа­щая свя­ти­те­лю ре­дак­ция Корм­чей кни­ги с тол­ко­ва­ни­я­ми Алек­сия Ари­сти­на ста­ла наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ной в Рус­ской Церк­ви. В 1270 го­ду мит­ро­по­ли­ту Ки­ев­ско­му Ки­рил­лу был при­слан из Бол­га­рии пер­вый спи­сок Корм­чей свя­то­го Сав­вы. С него бы­ла спи­са­на од­на из древ­ней­ших рус­ских Корм­чих – Ря­зан­ская Корм­чая 1284 го­да. Она, в свою оче­редь, лег­ла в ос­но­ву пе­чат­ной Корм­чей, из­дан­ной в 1653 го­ду и неиз­мен­но с тех пор пе­ре­из­да­вав­шей­ся в Рус­ской Церк­ви. Та­ков вклад свя­ти­те­ля Сав­вы в ка­но­ни­че­скую со­кро­вищ­ни­цу пра­во­сла­вия.

[/spoiler]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *