Седмица 29-я по Пятидесятнице
18-24 декабря
Преподобный Савва
|
18 декабря
Понедельник
Глас 3.
Пища с растительным маслом
Прпп. Кариона монаха и сына его Захарии, египтян (IV). Свт. Гурия, архиеп. Казанского (1563).
Мч. Анастасия. Сщмч. Илии пресвитера (1932). Прмч. Геннадия (1941). Св. Сергия исп., пресвитера (1950).
|
Кóихъ же негодовá четы́редесять лѣ́тъ? Не согрѣши́вшихъ ли, и́хже кóсти падóша въ пусты́ни? Котóрымъ же кля́лся не вни́ти въ покóище егó? Я́вѣ, я́ко проти́вльшымся. И ви́димъ, я́ко не возмогóша вни́ти за невѣ́рствiе.
|
На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие.
|
А я́ко востаю́тъ мéртвiи, и Моисéй сказá при купинѣ́, я́коже глагóлетъ Гóспода Бóга Авраáмля и Бóга Исаáкова и Бóга Иáковля. Бóгъ же нѣ́сть мéртвыхъ, но живы́хъ: вси́ бо томý жи́ви сýть.Отвѣщáвше же нѣ́цый от кни́жникъ рекóша: учи́телю, дóбрѣ рéклъ еси́.
|
А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал.
|
Мысли святителя Феофана Затворника
Саддукеи имели возражение против воскресения, которое казалось им неразрешимым; а Господь решил его несколькими словами, и притом так ясно, что все поняли и признали саддукеев побежденными истиною слова Его (Лк. 20, 27-40).
Что тогда были саддукеи, то ныне неверы всех сортов. Нагородили они себе множество мечтательных предположений, возвели их в неопровержимые истины и величаются тем, полагая, что уж против них и сказать нечего. На деле же они так пусты, что и говорить против них не стоит. Все их мудрования — карточный дом: дунь и разлетится. |
Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца
|
19 декабря
Вторник
Разрешается рыба
Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца (ок. 345).
|
Повинýйтеся настáвникомъ вáшымъ и покаря́йтеся: тíи бо бдя́тъ о душáхъ вáшихъ, я́ко слóво воздáти хотя́ще: да съ рáдостiю сié творя́тъ, а не воздыхáюще, нѣ́сть бо полéзно вáмъ сié. Моли́теся о нáсъ: уповáемъ бо, я́ко добрý сóвѣсть и́мамы, во всѣ́хъ дóбрѣ хотя́ще жи́ти.
|
Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.
|
И тóй возвéдъ óчи свои́ на ученики́ своя́, глагóлаше: блажéни ни́щiи дýхомъ: я́ко вáше éсть цáрствiе Бóжiе. Блажéни, áлчущiи ны́нѣ: я́ко насы́титеся. Блажéни, плáчущiи ны́нѣ: я́ко возсмѣéтеся. Блажéни бýдете, егдá возненави́дятъ вáсъ человѣ́цы, и егдá разлучáтъ вы́, и понóсятъ, и пронесýтъ и́мя вáше я́ко злó, Сы́на человѣ́ческаго рáди. Возрáдуйтеся въ тóй дéнь и взыгрáйте: сé бо мздá вáша мнóга на небеси́. По си́мъ бо творя́ху прорóкомъ отцы́ и́хъ.
|
И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
|
Тропарь святителя Николая, глас 4
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ Яже вещей Истина./ Сего ради стяжал еси смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче священноначальниче Николае,/ моли Христа Бога,// спастися душам нашим.
Кондак, глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/ Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/ положил еси душу твою о людех твоих/ и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,// яко великий таинник Божия благодати.
Величание
Величаем тя, святителю отче Николае, и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
|
Преподобный Нил Столобенский
|
20 декабря
Среда
Монастырский устав: горячая пища без масла
Мч. Афинодора (ок. 304). Мц. Филофеи (1060) (Рум.).
Прп. Иоанна, постника Печерского (XII). Прп. Нила Столобенского (1554). Прп. Антония Сийского (1556).
Прп. Павла Послушливого. Прмч. Сергия (1917). Сщмч. Антония пресвитера, прмч. Андроника (1918). Сщмчч. Сергия, Михаила и Сергия пресвитеров, Никифора диакона и прмчч. Галактиона и Гурия, мч. Иоанна (1937). Сщмчч. Петра и Василия пресвитеров (1941).
Селигерской (Владимирской) иконы Божией Матери.
|
У́бо остáвлено éсть и ещé суббóтство лю́демъ Бóжiимъ: вшéдый бо въ покóй егó, и тóй почи́ от дѣ́лъ свои́хъ, я́коже от свои́хъ Бóгъ. Потщи́мся ýбо вни́ти во óный покóй, да не ктó въ тý же при́тчу противлéнiя впадéтъ. Жи́во бо слóво Бóжiе и дѣ́йственно, и острѣ́йше пáче вся́каго мечá обою́ду острá, и проходя́щее дáже до раздѣлéнiя души́ же и дýха, членóвъ же и мозгóвъ, и суди́телно помышлéниемъ и мы́слемъ сердéчнымъ.
|
Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
|
Прéжде же си́хъ всѣ́хъ возложáтъ на вы́ рýки своя́, и ижденýтъ, предаю́ще на сóнмища и темни́цы, ведóмы къ царéмъ и влады́камъ, и́мене моегó рáди: прилучи́тся же вáмъ во свидѣ́телство. Положи́те ýбо на сердцáхъ вáшихъ, не прéжде поучáтися отвѣщавáти: áзъ бо дáмъ вáмъ устá и премýдрость, éйже не возмóгутъ проти́витися или́ отвѣщáти вси́ противля́ющiися вáмъ.
|
Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.
|
Мысли святителя Феофана Затворника
«И будете ненавидимы всеми за имя Мое». Кто вдохнет в себя хоть мало духа мира, тот становится холодным к христианству и его требованиям. Равнодушие это переходит в неприязнь, когда долго в нем остаются не опамятываясь, и особенно когда при этом захватят откуда-либо частицу превратных учений.
Дух мира с превратными учениями — дух неприязненный Христу: он антихристов; расширение его — расширение враждебных отношений к христианскому исповеданию и христианским порядкам жизни. Кажется, вокруг нас деется что-то подобное. Пока ходит повсюду только худое рыкание; но не дивно, что скоро начнется и прореченное Господом: «возложат на вас руки. . . и будут гнать вас . . . преданы будете. . . и умертвят вас». Дух антихристовский всегда один; что было вначале, то будет и теперь, в другой, может быть, форме, но в том же значении. Как же быть? «Терпением вашим спасайте души ваши». Терпи, с твердым словом исповедания истины в устах и в сердце.
Ученики указывали Господу на красоту здания и утварей храма, а Он сказал: «придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено». Это подпись всему красному мира сего. На вид кажется прочно и вековечно; но день-другой, смотришь, как ничего не бывало: и красота увядает, и силы истощаются, и слава меркнет, и умы изживаются, и одежда изнашивается. Все в себе самом носит силу разрушительную, которая не лежит, как семя неразвитое, а состоит в непрестанном действии и все течет к своему концу. «Преходит образ мира сего. Убо образом ходит человек: сокровиществует и не весть, кому соберет я».
А мы все суетимся, все хлопочем, и хлопотам нашим конца нет. Встречаем кругом себя постоянные уроки, а все свое, словно слепы и ничего не видим. Да и правду сказать, что слепы или ослеплены: и себе, и ничему окружающему нас, и владеемому нами, конца не чаем. И что еще? Обстановившись, как нам представляется, хорошо, уверены что стоим твердо, как на утесе; тогда положение наше скорее похоже на то, как если бы мы стояли на трясине: вот-вот провалимся. Но не чуем этого и предаемся безпечному наслаждению текущим, как будто всегда имеющим пребывать. Помолимся же, да откроет Господь умные очи наши, и да узрим все, не как оно кажется, а как оно есть. |
Патапий Фивский
|
21 декабря
Четверг
Пища с растительным маслом
Апп. от 70-ти Сосфена, Аполлоса, Кифы, Тихика, Епафродита, Кесаря и Онисифора (I). Мчч. 62-х иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших (477). Мц. Анфисы в Риме (V).
Прп. Кирилла Челмогорского (1368). Сщмч. Сергия пресвитера (1937).
|
Сéй бо Мелхиседéкъ, Цáрь Сали́мскiй, свящéнникъ Бóга вы́шняго, и́же срѣ́те Авраáма возврáщшася от сѣ́ча царéй и благослови́ егó, емýже и десяти́ну от всѣ́хъ отдѣли́ Авраáмъ, пéрвѣе ýбо сказýется Цáрь прáвды, потóмъ же Цáрь Сали́мскiй, éже éсть, Цáрь ми́ра, безъ отцá, безъ мáтере, безъ при́чта рóда, ни начáла днéмъ, ни животý концá имѣ́я, уподóбленъ же Сы́ну Бóжiю, пребывáетъ свящéнникъ вы́ну.
|
Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, — во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда.
|
И речé при́тчу и́мъ: ви́дите смокóвницу и вся́ древá: егдá прошибáются ужé, ви́дяще сáми вѣ́сте, я́ко бли́зъ жáтва éсть. Тáко и вы́, егдá ýзрите сiя́ бывáюща, вѣ́дите, я́ко бли́зъ éсть цáрствiе Бóжiе. Ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко не и́мать прейти́ рóдъ сéй, дóндеже вся́ сiя́ бýдутъ. Нéбо и земля́ мимои́детъ, а словесá моя́ не и́мутъ прейти́.
|
И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья: когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
|
Мысли святителя Феофана Затворника
«Смотрите же за собою. чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно». «День тот», то есть последний день мира или каждого из нас, приходит как тать, и захватывает как сеть; потому и предписывает Господь: «итак бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21, 36). А так как сытость и многозаботливость — первые враги бдения и молитвы, то наперед еще указано, чтоб не допускать себя до отяжеления пищею, питьем и печалями житейскими. Кто поел, попил, повеселился, спать — выспался и опять за то же, у того какому быть бдению? Кто и день и ночь занят одним житейским, тому до молитвы ли?
«Что же, скажешь, делать? Без пищи нельзя; и ее надо добыть. Вот и забота». Да Господь не сказал: не работай, не ешь, не пей, «да не отяготится» сердце ваше этим. Руками работай, а сердце держи свободным; есть — ешь, но не обременяй себя пищею; и вина выпей, когда нужно, но не допускай до возмущения головы и сердца.
Раздели внешнее твое от внутреннего и последнее поставь делом жизни твоей, а первое приделком: там будь вниманием и сердцем, а здесь только телом, руками, ногами и глазами: «бодрствуйте на всякое время и молитесь», да сподобишься небоязненно стать перед Сыном Человеческим. Чтобы сподобиться этого, надо здесь еще, в жизни своей, установиться перед Господом, а для этого одно средство — бодренная молитва в сердце совершаемая умом. Кто так настроится — на того не найдет «день той» внезапно. |
Анна, Мать Пресвятой Богородицы
|
22 декабря
Пятница
Монастырский устав: горячая пища без масла
Пророчицы Анны, матери прор. Самуила (1100 до Р.Х.). Свт. Софрония, архиеп. Кипрского (VI). Прп. Стефана Новосиятеля (912).
Сщмч. Владимира пресвитера (1919). Сщмч. Владимира пресвитера и мц. Евфросинии (1920). Сщмчч. Василия и Александра пресвитеров (1937).
Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость».
|
Отлагáнiе ýбо бывáетъ прéжде бы́вшiя зáповѣди за нéмощное ея́ и неполéзное: ничтóже бо соверши́лъ закóнъ: привведéнiе же éсть лýчшему уповáнiю, и́мже приближáемся къ Бóгу.
|
Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
|
Приближáшеся же прáздникъ опрѣснóкъ, глагóлемый пáсха: и искáху архiерéе и кни́жницы, кáко бы уби́ли егó: боя́хуся бо людéй. Вни́де же сатанá во Иýду нарицáемаго Искарióтъ, сýща от числá обоюнáдесяте. И шéдъ глагóла архiерéомъ и воевóдамъ, кáко егó предáстъ и́мъ.
|
Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою, и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.
|
Мысли святителя Феофана Затворника
Вошел сатана в Иуду и научил его, как предать Господа: тот согласился и предал. Вошел сатана потому, что была отворена для него дверь. Внутреннее наше всегда заключено; Сам Господь стоит вне и стучит, чтоб отворили. Чем же оно отворяется? Сочувствием, предрасположением, согласием. У кого все это клонится на сторону сатаны, в того он и входит; у кого, напротив, все это клонится на сторону Господа, в того входит Господь. Что входит сатана, а не Господь, в этом виноват сам человек. Не допускай сатане угодных мыслей, не сочувствуй им, не располагайся по внушению их, и не соглашайся на них, — сатана походит, походит около, да и отойдет: ему ведь ни над кем не дано власти. Если же завладевает он кем, то потому, что тот сам себя отдает ему в рабство.
Начало всему злу мысли. Не допускай худых мыслей и навсегда заключишь тем дверь души твоей для сатаны. А что мысли приходят недобрые — что же делать; без них никого нет на свете, и греха тут никакого нет. Прогони их, и всему конец; опять придут, опять прогони — и так всю жизнь. Когда же примешь мысли, и станешь ими заниматься, то не дивно, что и сочувствие к ним явится; тогда они станут еще неотвязнее. За сочувствием пойдут худые намерения то на те, то на другие недобрые дела. Неопределенные намерения определятся потом расположением к одному какому-либо; начинается выбор, согласие и решимость — вот и грех внутри! Дверь сердца отворена настежь. Как только согласие образуется, вскакивает внутрь сатана, и начинает тиранствовать. Тогда бедная душа, как невольник или как вьючное животное, бывает гоняема и истомляема в делании непотребных дел. Не допусти она худых мыслей — ничего бы такого не было. |
Свт. Иоасаф Белгородский
|
23 декабря
Суббота
Разрешается рыба
Мчч. Мины, Ермогена и Евграфа (ок. 313). Мч. Гемелла Пафлагонянина (ок. 361). Прп. Фомы (ок. 886-912).
Блж. Иоанна (1503) и родителей его блжж. Стефана (1446) и Ангелины, Бранковичей, правителей Сербских.
Сщмчч. Иакова и Александра пресвитеров, сщмч. Евграфа пресвитера и сына его мч. Михаила (1918). Сщмчч. Анатолия, Александра, Евгения, Константина, Николая пресвитеров, и с ними мчч. Петра, Евсевия, Михаила, Дорофея, Лаврентия, Григория и мцц. Александры и Татианы (1937). Сщмч. Михаила пресвитера (1937). Прмч. Сергия (1937). Сщмч. Николая и Алексия пресвитеров (1938). Свв. Анны и Татианы испп (1948). Св. Феклы исп (1954). Прп. Анны исп (1958).
|
Такóвъ бо нáмъ подобáше архiерéй: преподóбенъ, незлóбивъ, безсквéрненъ, отлучéнъ от грѣ́шникъ и вы́шше небéсъ бы́вый, и́же не и́мать по вся́ дни́ нýжды, я́коже первосвящéнницы, прéжде о свои́хъ грѣсѣ́хъ жéртвы приноси́ти, потóмъ же о людски́хъ: сié бо сотвори́ еди́ною, себé принéсъ. Закóнъ бо человѣ́ки поставля́етъ первосвящéнники, имýщыя нéмощь: слóво же кля́твенное, éже по закóнѣ, Сы́на во вѣ́ки совершéнна.
|
Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
|
А́зъ éсмь пáстырь дóбрый: пáстырь дóбрый дýшу свою́ полагáетъ за óвцы: а наéмникъ, и́же нѣ́сть пáстырь, емýже не сýть óвцы своя́, ви́дитъ вóлка грядýща, и оставля́етъ óвцы, и бѣ́гаетъ: и вóлкъ расхи́титъ и́хъ, и распýдитъ óвцы.
|
Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
|
Мысли святителя Феофана Затворника
«Подвизайтесь войти сквозь тесные врата». Тесные врата — жизнь не по своей воле, не по своим желаниям, не в угоду себе; широкие врата — жизнь по всем движениям и стремлениям страстного сердца, без малейшего себе отказа в чем-либо. Таким образом, врата в царствие — самостеснение. Стесняй себя во всем — и это будет то же, что напряжение или упор в дверь, чтоб отворить ее и протесниться сквозь нее.
Как и чем себя стеснять? Заповедями Божиими, противоположными страстным движениям сердца:
-
Когда начинаешь сердиться на кого, вспомни заповедь Господа: «не гневайтесь всяко», и стесни тем сердце свое.
-
Когда придут блудные движения, приведи на мысль запрещение даже и смотреть на жену с вожделением, и стесни тем свое похотение.
-
Когда захочется осудить кого, вспомни слово Господа, что этим ты делаешь Судью небесного неумолимым в отношении к себе, и стесни тем свою заносчивость.
Так в отношении и ко всякому порочному движению. Собери против каждого из них изречения Божественного Писания и держи их в памяти. Как только выйдет из сердца какое-либо дурное желание, ты тотчас вяжи его направленным против него изречением; или наперед обвяжи все свои желания и помышления Божественными словами и ходи в них: будешь, будто в узах. Но в этих узах — свобода, или свободный путь в Царствие Божие.
|
Прп Даниил Столпник
|
24 декабря
Воскресенье
Глас 4.
Разрешается рыба
Мчч. Акепсия и Аифала (354). Мч. Миракса (VII). Прп. Луки Столпника (970-980). Прп. Никона Сухого, Печерского (XII).
Сщмч. Феофана, еп. Соликамского, и с ним двух священномучеников и пяти мучеников (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1937). Сщмч. Иоанна пресвитера (1941).
|
Ны́нѣ же отложи́те и вы́ тá вся́: гнѣ́въ, я́рость, злóбу, хулéнiе, срамослóвiе от ýстъ вáшихъ: не лжи́те дрýгъ на дрýга, совлéкшеся вéтхаго человѣ́ка съ дѣя́ньми егó и облéкшеся въ нóваго, обновля́емаго въ рáзумъ по о́бразу создáвшаго егó, идѣ́же нѣ́сть éллинъ, ни Иудéй, обрѣ́занiе и необрѣ́занiе, вáрваръ и ски́ѳъ, рáбъ и свобóдь, но вся́ческая и во всѣ́хъ Христóсъ.
|
А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
|
О́нъ же речé емý: человѣ́къ нѣ́кiй сотвори́ вéчерю вéлiю, и звá мнóги: и послá рабá своегó въ гóдъ вéчери рещи́ звáннымъ: гряди́те, я́ко ужé готóва сýть вся́.И начáша вкýпѣ отрицáтися вси́. Пéрвый речé емý: селó купи́хъ, и и́мамъ нуждý изы́ти и ви́дѣти é. Молю́тися, имѣ́й мя́ отречéна. И другíй речé: супрýгъ волóвъ купи́хъ пя́ть, и грядý искуси́ти и́хъ: молю́ тя, имѣ́й мя́ отречéна. И другíй речé: женý поя́хъ, и сегó рáди не могý прiити́.
И речé господи́нъ къ рабý: изы́ди на пути́ и халýги, и убѣди́ вни́ти, да напóлнится дóмъ мóй: глагóлю бо вáмъ, я́ко ни еди́нъ мужéй тѣ́хъ звáнныхъ вкýситъ моея́ вéчери: мнóзи бо сýть звáни, мáло же избрáнныхъ. |
Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.
Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных. |
Мысли святителя Феофана Затворника
«Много званных, но мало избранных». Званные это все христиане. Избранные же — это те из христиан, которые и веруют и живут по-христиански. В первое время христианства к вере призывала проповедь; мы же призваны самым рождением от христиан и воспитанием среди христиан. И слава Богу! Половину дороги, то есть вступление в христианство и вкоренение начал его в сердце с самого детства, проходим мы без всякого труда. Казалось бы, тем крепче должна быть вера и тем исправнее жизнь во все последующее время.
Оно так и было; но с некоторого времени стало у нас не так быть. В школьное воспитание допущены нехристианские начала, которые портят юношество; в общество вошли нехристианские обычаи, которые развращают его по выходе из школы. И не дивно, что, если по слову Божию и всегда мало избранных, то в наше время оказывается их еще меньше: таков уж дух века — противохристианский!
Что дальше будет? Если не изменят у нас образа воспитания и обычаев общества, то будет все больше и больше слабеть истинное христианство, а наконец, и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех преисполнит дух мира. Что же делать? Молиться. |
|