АНДРОНИКОВСКАЯ
АНДРОНИКОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИЗВЕСТНАЯ ТАКЖЕ ПОД ИМЕНАМИ МОНЕМВАСИЙСКОЙ И ГРЕЧЕСКОЙ, – РОДОВАЯ СВЯТЫНЯ ГРЕЧЕСКОГО ИМПЕРАТОРА АНДРОНИКА III ПАЛЕОЛОГА, ПО ПРЕДАНИЮ, ОДНА ИЗ НАПИСАННЫХ АПОСТОЛОМ И ЕВАНГЕЛИСТОМ ЛУКОЙ. ПО ПЕРВОМУ СОХРАНИВШЕМУСЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ОБ ИКОНЕ, В 1347 ГОДУ АНДРОНИК ПОЖЕРТВОВАЛ ЕЕ МОНЕМВАСИЙСКОЙ ОБИТЕЛИ В МОРЕЕ, ГДЕ ОНА ПРЕБЫВАЛА ДО НАЧАЛА XIX-ГО СТОЛЕТИЯ. ПОСЛЕ НАПАДЕНИЯ НА ГРЕЦИЮ В 1821 ГОДУ ТУРЕЦКИХ ВОЙСК, НАСТОЯТЕЛЬ МОНАСТЫРЯ, ЕПИСКОП АГАПИЙ, ПЫТАЯСЬ СПАСТИ ЧУДОТВОРНУЮ АНДРОНИКОВСКУЮ ИКОНУ, СКРЫЛСЯ С НЕЮ В Г. ПАТРАС. ПЕРЕД СМЕРТЬЮ АГАПИЙ ЗАВЕЩАЛ ЭТУ СВЯТЫНЮ СВОЕМУ РОДСТВЕННИКУ, РУССКОМУ ГЕНЕРАЛЬНОМУ КОНСУЛУ Н. И. ВЛАССОПУЛО, СЫН КОТОРОГО, А. Н. ВЛАССОПУЛО, В 1839 ГОДУ ПЕРЕСЛАЛ ИКОНУ ИЗ АФИН В ОДЕССУ С ПИСЬМОМ НА ВЫСОЧАЙШЕЕ ИМЯ ДЛЯ ПРЕПРОВОЖДЕНИЯ ЕЕ В ПЕТЕРБУРГ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ ПАВЛОВИЧУ. С 1839 ПО 12 МАЯ 1868 ГОДА АНДРОНИКОВСКАЯ ИКОНА НАХОДИЛАСЬ В ЗИМНЕМ ДВОРЦЕ, А С 12 МАЯ 1868 ГОДА ПО 16 АПРЕЛЯ 1877 Г. – В ТРОИЦКОМ СОБОРЕ, ЧТО НА ПЕТЕРБУРГСКОЙ СТОРОНЕ. В 1877 ГОДУ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БЫЛА ПЕРЕНЕСЕНА В КАЗАНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ БЛИЗ ГОРОДА ВЫШНИЙ ВОЛОЧОК ТВЕРСКОЙ ЕПАРХИИ. В 1984 Г. ИКОНА БЫЛА УКРАДЕНА И НЫНЕШНЕЕ ЕЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНО.
ИКОНА ИЗОБРАЖАЕТ БОГОРОДИЦУ ОПЛЕЧНО, БЕЗ МЛАДЕНЦА. НА ШЕЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ С ПРАВОЙ СТОРОНЫ КРОВОТОЧАЩАЯ РАНА. В НИЖНЕЙ ЧАСТИ ИКОНЫ БЫЛ ПРИДЕЛАН ФУТЛЯР, В КОТОРОМ ХРАНИЛСЯ НОЖ ДАМАССКОЙ СТАЛИ С КОСТЯНОЙ РУКОЯТЬЮ, КОТОРЫМ ТУРОК-ИКОНОНЕНАВИСТНИК НАНЕС УДАР ИКОНЕ, ПОСЛЕ ЧЕГО И ПОЯВИЛАСЬ КРОВОТОЧАЩАЯ РАНА. К ИКОНЕ ПРИЛАГАЛСЯ ТАКЖЕ ВЫШИТЫЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ ГЕРБ (ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ), ПОДТВЕРЖДАЮЩИЙ ИМПЕРАТОРСКОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОБРАЗА.
СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ЧТИМЫХ СПИСКОВ АНДРОНИКОВСКОЙ ИКОНЫ.
ЯКОБШТАДТСКАЯ
ДО НАЧАЛА XX ВЕКА ЯКОБШТАДТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ БЫЛА ЕДИНСТВЕННОЙ ЧУДОТВОРНОЙ СВЯТЫНЕЙ ЛАТВИИ.
СВЯТОЙ ОБРАЗ БЫЛ ОБРЕТЕН ВО ВРЕМЯ РУССКО-ШВЕДСКОЙ ВОЙНЫ 1654–1667 ГГ. ПРИ ПЕРЕПРАВЕ ЧЕРЕЗ ЗАПАДНУЮ ДВИНУ СОЛДАТ ШВЕДСКОЙ АРМИИ ЯКОВ ГУДЫНСКИЙ ПОДДЕЛ КОПЬЕМ ПЛЫВШУЮ ПО РЕКЕ ДОЩЕЧКУ. НА БЕРЕГУ ОН С УЖАСОМ ОБНАРУЖИЛ, ЧТО ПО ДРЕВКУ КОПЬЯ ОТ ДОЩЕЧКИ ТЕЧЕТ КРОВЬ, А НА ПОТЕМНЕВШЕЙ ДРЕВЕСИНЕ ПРОСТУПИЛ ЛИК БОЖИЕЙ МАТЕРИ С МЛАДЕНЦЕМ НА РУКАХ. ШВЕДСКИЙ СОЛДАТ ПРИНЕС ОБРАЗ В БЛИЖАЙШИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА. ХРАМ, ПРИ КОТОРОМ БЫЛА НЕБОЛЬШАЯ МОНАШЕСКАЯ ОБЩИНА, НАХОДИЛСЯ В СЛОБОДЕ ГОЛЬМГОФ (С 1670 ГОДА – Г. ЯКОБШТАДТ, НЫНЕ – Г. ЕКАБПИЛС). ПЕРЕДАВ ОБРАЗ БРАТИИ МОНАСТЫРЯ, СОЛДАТ ПРИНЯЛ ПРАВОСЛАВИЕ, А ЗАТЕМ ИНОЧЕСКИЙ ПОСТРИГ И НАВСЕГДА ОСТАЛСЯ В ОБИТЕЛИ.
В 1675 ГОДУ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ БЫЛА ПЕРЕНЕСЕНА В НОВЫЙ, ПОСТРОЕННЫЙ НА ПОЖЕРТВОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО КУПЦА ЯКОВА РАТКЕВИЧА, СВЯТО-ДУХОВСКИЙ ХРАМ.
БОЛЕЕ ТРЕХ СТОЛЕТИЙ ЯКОБШТАДТСКАЯ ИКОНА БЫЛА ЕДИНСТВЕННОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНОЙ ЛАТВИИ. К НЕЙ СЪЕЗЖАЛИСЬ ПАЛОМНИКИ, ПО МОЛИТВАМ ПЕРЕД СВЯТЫМ ОБРАЗОМ СОВЕРШАЛИСЬ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ЧУДОТВОРЕНИЯ. НЕ РАЗ ИКОНА СПАСАЛА ЯКОБШТАДТ ОТ ПОЖАРОВ; В 1878 ГОДУ КРЕСТНЫЙ ХОД СО СВЯТЫНЕЙ ВОКРУГ ОБИТЕЛИ ОСТАНОВИЛ БЫСТРО РАСПРОСТРАНЯВШИЙСЯ ОГОНЬ.
ПОЧИТАНИЕ ЧУДОТВОРНОГО ЯКОБШТАДТСКОГО ОБРАЗА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ БЫЛО ПОИСТИНЕ ВСЕНАРОДНЫМ: ЕЖЕГОДНО С 1901 ПО 1914 ГОД ИКОНА ПРИНОСИЛАСЬ ИЗ ЕКАБПИЛСА ДЛЯ ПОКЛОНЕНИЯ В РИГУ, МИТАВУ (ЕЛГАВУ) И СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКУЮ ПУСТЫНЬ.
ВО ВРЕМЯ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БЫЛА УТРАЧЕНА.
В 2008 ГОДУ ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II МОСКОВСКИЕ ИКОНОПИСЦЫ ПО СОХРАНИВШИМСЯ ОПИСАНИЯМ СОЗДАЛИ НОВЫЙ СПИСОК ЧУДОТВОРНОГО ОБРАЗА. ДО ПЕРЕНЕСЕНИЯ В РИГУ И ЕКАБПИЛС СПИСОК ПРЕБЫВАЛ В РИЗОПОЛОЖЕНСКОМ ХРАМЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ, ГДЕ В ПРАЗДНИК ПОЛОЖЕНИЯ ЧЕСТНОЙ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ОН БЫЛ ОСВЯЩЁН.
19 ИЮЛЯ ЯКОБШТАДТСКАЯ ИКОНА БЫЛА ТОРЖЕСТВЕННО ВСТРЕЧЕНА В РИГЕ, А 25 ИЮЛЯ СВЯТЫНЯ ВОЗВРАТИЛАСЬ В СВЯТО-ДУХОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, ГДЕ И БУДЕТ ПРЕБЫВАТЬ ВСЕГДА.
ИКОНОГРАФИЯ ИКОНЫ НЕОБЫЧНА – НЕБОЛЬШОЙ ПО РАЗМЕРАМ (ПРИБЛИЖЕННЫЙ К ОРИГИНАЛУ) ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ С ПРЕДВЕЧНЫМ МЛАДЕНЦЕМ НА РУКАХ ПОДДЕРЖИВАЮТ ПРЕДСТОЯЩИЕ АРХАНГЕЛЫ МИХАИЛ И ГАВРИИЛ, НА ЗАДНЕМ ПЛАНЕ ИЗОБРАЖЕН СВЯТО-ДУХОВ МОНАСТЫРЬ В СОВРЕМЕННОМ ВИДЕ.
31 ИЮЛЯ 2008 ГОДА ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ II ПРАЗДНОВАНИЕ ЯКОБШТАДТСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВНЕСЕНО В ПРАВОСЛАВНЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ.