Седмица 27-я по Пятидесятнице
4-10 декабря
В 2015 году было возобновлено следствие по делу найденных в Екатеринбургской области останков, предположительно, принадлежащих членам убитой Царской семьи.
А 27 ноября 2017 в Сретенском монастыре прошла конференция «Дело об убийстве Царской семьи: новые экспертизы и материалы. Дискуссия». Видеозапись конференции можно посмотреть поссылке ЗДЕСЬ.
|
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ НА СЛЕДУюЩУю НЕДЕЛю
[spoiler]
Введение во храм Пресвятой Богородицы
|
4 декабря
Понедельник
Глас 1.
Разрешается рыба
|
Имѣ́яше ýбо пéрвая ски́нiя оправдáнiя слýжбы, святóе же людскóе: ски́нiя бо сооруженá бы́сть пéрвая, въ нéйже свѣти́лникъ и трапéза и предложéнiе хлѣ́бовъ, я́же глагóлется святáя. По вторѣ́й же завѣ́сѣ ски́нiя глагóлемая святáя святы́хъ, злáту имýщи кади́лницу и ковчéгъ завѣ́та оковáнъ всю́ду злáтомъ, въ нéмже стáмна златá имýщая мáнну, и жéзлъ Аарóновъ прозя́бшiй, и скрижáли завѣ́та: превы́шше же егó херуви́ми слáвы, осѣня́ющiи олтáрь: о ни́хже не лѣ́ть ны́нѣ глагóлати подрóбну.
|
И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
|
Бы́сть же ходя́щымъ и́мъ, и сáмъ вни́де въ вéсь нѣ́кую: женá же нѣ́кая и́менемъ мáрѳа прiя́тъ егó въ дóмъ свóй. И сестрá éй бѣ́ нарицáемая Марíа, я́же и сѣ́дши при ногý Иисýсову, слы́шаше слóво егó.
Мáрѳа же мóлвяше о мнóзѣ слýжбѣ, стáвши же речé: Гóсподи, не брежéши ли, я́ко сестрá моя́ еди́ну мя́ остáви служи́ти? рцы́ ýбо éй, да ми́ помóжетъ.
Отвѣщáвъ же Иисýсъ речé éй: мáрѳо, мáрѳо, печéшися, и мóлвиши о мнóзѣ, еди́но же éсть на потрéбу: Марíа же благýю чáсть избрá, я́же не отъи́мется от нея́. |
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. |
Мысли святителя Феофана Затворника
В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы начинают петь: «Христос раждается», приготовляя верующих к достойному сретению праздника Рождества Христова. Поняв это внушение, и действуй по нему. Углубись в таинство воплощения Единородного Сына Божия, взойди до начала его в предвечном совете Божием о бытии мира и человека в нем, усмотри отражение его в сотворении человека, радостно встреть первое о нем благовестие тотчас по падении, проследи разумно постепенное его раскрытие в пророчествах и прообразах ветхозаветных; уясни, кто и как приготовился к принятию воплощенного Бога, под влиянием Божественных воспитательных учреждений и действий, среди Израиля, — перейди, если хочешь, за пределы народа Божия, и там собери лучи света Божия, во тьме светящегося, — и сообрази, насколько избранные от всех народов дошли до предчувствия необыкновенного проявления Божеского смотрения о людях. Это будет мысленное приготовление.
Но тут пост: соберись же поговеть, исповедуйся и причастись святых Христовых таин: это будет приготовление деятельное и жизненное. Если, вследствие всего этого, даст тебе Господь ощутить силу пришествия Своего во плоти — то, когда придет праздник, ты будешь праздновать его не из-за чуждой тебе радости, а из-за своей кровной.
Тропарь праздника Введения, глас 4
Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.
Кондак праздника, глас 4
Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.
Величание
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ Богоизбранная Отроковице,/ и чтим еже в храм Господень// вхождение Твое.
Задостойник
(поется или читается вместо «Достойно есть» до 8 декабря)
Яко одушевленному Божию кивоту,/ да никакоже коснется рука скверных,/ устне же верных Богородице немолчно,/ глас Ангела воспевающе, с радостию да вопиют:// истинно вышши всех еси, Дево Чистая.
|
Михаил Тверской
|
5 декабря
Вторник
Пища с растительным маслом
Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Апп. от 70-ти Филимона и Архиппа и мц. равноап. Апфии (I). Мц. Кикилии (Цецилии) и мчч. Валериана, Тивуртия и Максима (ок. 230). Мч. Менигна (250). Мч. Прокопия чтеца (303). Прп. Агаввы исмаильтянина (V).
Прав. Михаила воина, болгарина (866). Блгв. Ярополка, во св. Крещении Петра, кн. Владимиро-Волынского (1086).
Сщмч. Владимира пресвитера (1932). Сщмч. Иоасафа, еп. Могилевского, сщмчч. Иоанна, Василия, Павла, Иакова, Феодора, Иоанна, Илии, Алексия, Афанасия пресвитера и прмчч. Герасима, Евтихия, Авенира, Саввы, Марка и мч. Бориса (1937). Прп. Параскевы исп (1952).
|
Вдови́цы чти́ сýщыя и́стинныя вдови́цы. А́ще же кáя вдови́ца чáда или́ внýчата и́мать, да учáтся прéжде свóй дóмъ благоче́сти́во устрóити и взаéмъ воздая́ти роди́телемъ: сié бо éсть благоугóдно предъ Бóгомъ. А сýщая и́стинная вдови́ца и уединéна, уповáетъ на Бóга и пребывáетъ въ моли́твахъ и молéнiихъ дéнь и нóщь: питáющаяся же прострáнно, живá умерлá.
|
Вдовиц почитай, истинных вдовиц. Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла.
|
Вопрошéнъ же бы́въ от фарисéй, когдá прiи́детъ цáрствiе Бóжiе, отвѣщáвъ и́мъ речé: не прiи́детъ цáрствiе Бóжiе съ соблюдéнiемъ: нижé рекýтъ: сé здѣ́, или́: óндѣ. Сé бо цáрствiе Бóжiе внýтрь вáсъ éсть.
|
Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.
|
Мысли святителя Феофана Затворника
Сказав, что Сын Человеческий явится в день свой, как молния, мгновенно освещающая всю поднебесную, Господь прибавил: «Прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим». По связи речи видно, что это «надлежит пострадать» должно предшествовать явлению Господа во славе. Следовательно, все время до того дня — время страданий Господа.
В Своем лице Он пострадал в одно известное время, после же того, страдания Его продолжаются в лице верующих, — страдания рождения верующих, их воспитание в духе и охранения от вражеских действий, внутренних и внешних; ибо союз у Господа с своими не мысленный только и нравственный, а живой, ради которого все касающееся их воспринимается и Им, как главою.
Исходя из этой мысли, нельзя не видеть, что Господь точно много страдает. Самые чувствительные скорби, это падения верующих; еще более чувствительны для Него отпадения от веры. Но это — заключительные уязвления; постоянные же стрелы — скорби и соблазны и колебания веры неверием. Речи и писания, дышащие неверием, — разженные стрелы лукавого. В нынешнее время много кузниц завел лукавый для кования таких стрел. Сердца верующих болят, бывая поражаемы ими и видя поражения других; с ними и Господь болит. Но явится день славы Господа — тогда откроются тайная тьмы, и страдавшие возрадуются с Господом. До того же времени надо терпеть и молиться.
«Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее». Нужно понимать так: сберегать душу свою значит жалеть себя; а губить душу — не жалеть себя; надобно только подразумевать: на пути заповедей Господних, или в работании Господу. И выйдет так: кто работает Господу в исполнении Его заповедей, не жалея себя, тот спасается; а кто жалеет себя, тот погибает. Стань жалеть себя, непременно уж окажешься нарушителем заповедей, и, следовательно, рабом неключимым; а неключимому рабу какой приговор? «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».
Потрудитесь наблюсти за собою хоть в продолжении одного дня, и увидите, что саможаление кривит все дела наши и отбивает охоту делать их. Без труда и напряжения ничего не сделаешь; а понудить себя жаль, — вот и остановка. Есть дела, которые, хочешь — не хочешь, надо делать. Такие дела делаются неопустительно, хоть и трудновато. Но тут саможаление побеждается саможалением. Не станешь делать — есть будет нечего. А так как дела заповедей не такого рода, то при саможалении они всегда опускаются. И на худые дела поблажка тоже делается из саможаления. Жаль отказать себе в том, чего захотелось — желание и исполняется; а оно или прямо грешно, или ведет ко греху. Так жалеющий себя всегда — что должно, того не делает, а что не должно, в том себе поблажает, и выходит никуда негожим. Какое же тут спасение? |
Святой благоверный князь Александр Невский
|
6 декабря
Среда
Пища с растительным маслом
Свт. Амфилохия, еп. Иконийского (после 394). Свт. Григория, еп. Акрагантийского (VI-VII). Сщмч. Сисиния, еп. Кизического (III), Мч. Феодора Антиохийского (после 363).
Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703).
Прмч. Серафима (1931). Св. Иоанна исп (1932). Сщмч. Елеазара пресвитера и мч. Александра (1937).
|
Бесѣ́ды злы́я растлѣ́нныхъ человѣ́ковъ умóмъ и лишéнныхъ и́стины, непщýющихъ приобрѣ́тенiе бы́ти благоче́стiе. Отступáй от таковы́хъ. Е́сть же снискáнiе вéлiе благоче́стiе съ довóлствомъ. Ничтóже бо внесóхомъ въ мíръ сéй: я́вѣ, я́ко нижé изнести́ чтó мóжемъ. Имѣ́юще же пи́щу и одѣя́нiе, си́ми довóлни бýдемъ.
|
Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких. Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем.
|
Приношáху же къ немý и младéнцы, да и́хъ кóснется: ви́дѣвше же ученицы́ запрети́ша и́мъ. Иисýсъ же призвáвъ и́хъ, глагóла: остáвите дѣтéй приходи́ти ко мнѣ́ и не брани́те и́мъ: таковы́хъ бо éсть цáрствiе Бóжiе. Ами́нь бо глагóлю вáмъ: и́же áще не прiи́метъ цáрствiя Бóжiя я́ко отрочá, не и́мать вни́ти въ нé.
|
Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
|
Мысли святителя Феофана Затворника
«Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». Как же это принимать, как дитя? А вот как: в простоте, полным сердцем, без раздумываний. Рассудочный анализ неприложим в области веры. Он может иметь место только в преддверии ее. Как анатом все тело разлагает о подробности, а жизни не видит, так и рассудок — сколько ни рассуждает, силы веры не постигает. Вера сама дает созерцания, которые в целом представляют веру, всецело удовлетворяющею всем потребностям естества нашего, и обязуют сознание, совесть, сердце принять веру. Они и принимают, и приняв, не хотят уже отстать от нее.
Тут происходит то же, что с вкусившим приятной и здоровой пищи. Вкусив однажды, он знает, что она пригодна и принимает ее в ряд питающих его веществ. Химия, ни прежде, ни после, не помощница ему в этом убеждении. Убеждение его основано на личном опыте, непосредственно.
Так и верующий знает истинность веры непосредственно. Сама вера вселяет в нем непоколебимое убеждение, что она вера. Как же после того вера будет верою разумною? В том и разумность веры, чтоб непосредственно знать, что она вера. Рассудок только портит дело, охлаждая веру и ослабляя жизнь по вере, а главное кичит, и отгоняет благодать Божию. Голый рассудок — это зло в христианстве первой важности. |
Великомученица Екатерина
|
7 декабря
Четверг
Пища с растительным маслом
Вмч. Меркурия (III). Мч. Меркурия Смоленского (1238). Мц. Августы, мчч. Порфирия Стратилата и 200 воинов (305-313).
Прп. Меркурия, постника Печерского (XIV). Прп. Симона Сойгинского (1562). Прп. Мастридии девицы.
Сщмч. Евграфа пресвитера (1919). Сщмчч. Евгения и Михаила пресвитеров (1937). Сщмчч. Александра, Алексия, Иоанна, Корнилия и Митрофана пресвитеров (1937).
|
Богáтымъ въ ны́нѣшнемъ вѣ́цѣ запрещáй не высокомýдрствовати, нижé уповáти на богáтство погибáющее, но на Бóга жи́ва, даю́щаго нáмъ вся́ оби́лно въ наслаждéнiе: благóе дѣ́лати, богати́тися въ дѣ́лѣхъ дóбрыхъ, благоподáтливымъ бы́ти, общи́телнымъ, сокрóвищующе себѣ́ основáнiе добрó въ бýдущее, да прiи́мутъ вѣ́чную жи́знь.
|
Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни.
|
Поéмь же обанáдесяте ученики́ своя́, речé къ ни́мъ: сé восхóдимъ во Иерусали́мъ, и скончáются вся́ пи́санная прорóки о Сы́нѣ человѣ́честѣ: предадя́тъ бо егó язы́комъ, и поругáются емý, и укоря́тъ егó, и оплюю́тъ егó, и би́вше убiю́тъ егó: и въ трéтiй дéнь воскрéснетъ.
|
Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
|
|
Климент, папа Римский
|
8 декабря
Пятница
Монастырский устав: горячая пища без масла
Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Сщмчч. Климента, папы Римского (101), и Петра, архиеп. Александрийского (311).
Прп. Петра молчальника Галатийского (ок. 429).
Прмц. Магдалины (1931). Сщмчч. Серафима, архиеп. Смоленского, Григория, Иоанна, Василия, Космы, Иоанна, Симеона, Илариона, Ярослава, Александра, Иоанна, Виктора, Андрея, Варлаама пресвитеров и мч. Павла (1937). Мч. Николая (1938).
|
Не постыди́ся ýбо стрáстiю Гóспода нáшего Иисýса Христá, ни мнóю ю́зникомъ егó: но спостражди́ благовѣствовáнiю Христóву по си́лѣ Бóга, спасшаго нáсъ и призвáвшаго звáнiемъ святы́мъ, не по дѣлóмъ нáшымъ, но по своемý благоволéнiю и благодáти дáннѣй нáмъ о Христѣ́ Иисýсѣ прéжде лѣ́тъ вѣ́чныхъ, я́вльшейся же ны́нѣ просвѣщéнiемъ спаси́теля нáшего Иисýса Христá, разруши́вшаго ýбо смéрть и возсiя́вшаго жи́знь и нетлѣ́нiе благовѣствовáнiемъ, въ нéже постáвленъ бы́хъ áзъ проповѣ́дникъ и апóстолъ и учи́тель язы́ковъ.
|
Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие, для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
|
Речé ýбо: человѣ́къ нѣ́кiй добрá рóда и́де на странý далéче, прiя́ти себѣ́ цáрство и возврати́тися. Призвáвъ же дéсять рáбъ свои́хъ, дадé и́мъ дéсять мнáсъ, и речé къ ни́мъ: кýплю дѣ́йте, дóндеже прiидý. И грáждане егó ненави́дяху егó, и послáша послы́ вслѣ́дъ егó, глагóлюще: не хóщемъ семý, да цáрствуетъ надъ нáми.
|
Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
|
|
Святитель Иннокентий Иркутский
|
9 декабря
Суббота
Разрешается рыба
Прп. Алипия столпника (640). Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051-1054). Прп. Иакова отшельника Сирийского (457). Прп. Стилиана Пафлагонского (V-VI).
Сщмчч. Иоанна, Георгия, Назария, Василия, Василия, Илии, Василия, Даниила, Михаила, Николая пресвитеров, прмч. Тихона (1937). Мч. Петра (после 1937).
|
Плóдъ же духóвный éсть любы́, рáдость, ми́ръ, долготерпѣ́нiе, блáгость, милосéрдiе, вѣ́ра, крóтость, воздержáнiе: на таковы́хъ нѣ́сть закóна. А и́же Христóвы сýть, плóть распя́ша со страстьми́ и похотьми́. А́ще живéмъ дýхомъ, дýхомъ и да хóдимъ.
|
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
|
Сé, даю́ вáмъ влáсть наступáти на змiю́ и на скорпíю и на всю́ си́лу врáжiю: и ничесóже вáсъ вреди́тъ. Обáче о сéмъ не рáдуйтеся, я́ко дýси вáмъ повинýются: рáдуйтеся же, я́ко именá вáша напи́сана сýть на небесѣ́хъ.
|
Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
|
|
Икона Божией Матери «Знамение»
|
10 декабря
Воскресенье
Глас 2.
Разрешается рыба
Вмч. Иакова Персянина (421). Прп. Палладия Александрийского (VI-VII). Прмчч. 17-ти монахов в Индии (IV). Прп. Романа чудотворца.
Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170).
Обретение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во св. Крещении Гавриила, Псковского чудотворца (1192). Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Блж. Андрея Симбирского (1841). Собор новомучеников и исповедников Радонежских.
Сщмчч. Николая, архиеп. Владимирского, Василия, Бориса, Феодора, Николая, Алексия, Иоанна, Сергия, Иоанна, Сергия, Николая, Димитрия, Владимира, Иоанна пресвитеров, прмчч. Иоасафа, Кронида, Николая, Ксенофонта, Алексия, Аполлоса, Серафима, Никона и мч. Иоанна (1937).
|
Стáните ýбо препоя́сани чреслá вáша и́стиною, и обóлкшеся въ броня́ прáвды, и обýвше нóзѣ во уготóванiе благовѣствовáнiя ми́ра: надъ всѣ́ми же воспрiи́мше щи́тъ вѣ́ры, въ нéмже возмóжете вся́ стрѣ́лы лукáваго разжжéнныя угаси́ти: и шлéмъ спасéнiя воспрiими́те, и мéчь духóвный, и́же éсть глагóлъ Бóжiй.
|
Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.
|
Бя́ше же учя́ на еди́номъ от сóнмищъ въ суббóту: и сé женá бѣ́ имýщи дýхъ недýженъ лѣ́тъ осмьнáдесять, и бѣ́ сля́ка и не могýщи восклони́тися отню́дъ. Ви́дѣвъ же ю́ Иисýсъ, пригласи́ и речé éй: жéно, отпущенá еси́ от недýга твоегó. И возложи́ на ню́ рýцѣ: и áбiе прострéся, и слáвляше Бóга.
Отвѣщáвъ же старѣ́йшина собóру, негодýя, занé въ суббóту исцѣли́ ю́ Иисýсъ, глагóлаше нарóду: шéсть днíй éсть, въ ня́же достóитъ дѣ́лати: въ ты́я ýбо приходя́ще цѣли́теся, а не въ дéнь суббóтный. |
В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи те исцеляться, а не в день субботний. |
|
[/spoiler]
|
|