Печерская-Нерукотворенная
Пе­чер­ская Неру­ко­тво­рен­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла яв­ле­на в 1085 г. на стене ал­та­ря древ­не­го Ве­ли­ко­го Успен­ско­го хра­ма Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры, ко­то­рая, со­глас­но пре­да­нию за­пе­чат­лен­но­му в Пе­чер­ском Па­те­ри­ке, счи­та­лась уде­лом Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
О са­мом чу­дес­ном яв­ле­нии свя­то­го об­ра­за Па­те­рик сви­де­тель­ству­ет сле­ду­ю­щее: «Ико­но­пис­цы при­ня­лись за де­ло – укра­шать храм. Во вре­мя тру­дов их в ал­та­ре неви­ди­мою си­лою са­ма изо­бра­зи­лась ико­на Бо­го­ма­те­ри. С недо­уме­ни­ем смот­ре­ли они на об­раз; вдруг про­свет­лил­ся он па­че солн­ца, так что ико­но­пис­цы долж­ны бы­ли пасть ниц. Ко­гда они при­под­ня­лись с зем­ли и ста­ли смот­реть на ико­ну, вдруг из уст Бо­го­ро­ди­цы вы­ле­тел бе­лый го­лубь, по­ле­тел го­ре́ к об­ра­зу Спа­си­те­ля и там скрыл­ся. Чрез несколь­ко вре­ме­ни го­лубь вы­ле­тел из уст Спа­си­те­ля и ле­тал по всей церк­ви, под­ле­тая к ико­нам всех свя­тых, и сел за чу­до­твор­ною мест­ною ико­ною Бо­го­ма­те­ри. Сто­яв­шие вни­зу хо­те­ли его пой­мать, но ни за ико­ною, ни за за­на­ве­сью не мог­ли най­ти его. Вдруг го­лубь опять вы­ле­тел из уст Бо­го­ро­ди­цы в ал­та­ре и по­ле­тел квер­ху, к об­ра­зу Спа­си­те­ля. Быв­шие ввер­ху хо­те­ли его пой­мать, но он опять вле­тел в уста Спа­си­те­ля, и свет об­ли­стал ико­ны».
С это­го вре­ме­ни мно­же­ство спис­ков Пе­чер­ско­го Неру­ко­тво­рен­но­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы име­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние как по Ру­си, так и по все­му пра­во­слав­но­му ми­ру.

 

ЯСКИНСКАЯ-ПЕЧЕРСКАЯ
Из­вест­ны две Яс­кин­ских чу­до­твор­ных ико­ны. О ме­сте и вре­ме­ни яв­ле­ния од­ной из них нет ни­ка­ких све­де­ний, и из­вест­на она толь­ко по изо­бра­же­нию. На ней Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на с Бо­же­ствен­ным Мла­ден­цем, при­ник­шим к Ней с ле­вой сто­ро­ны. Дру­гая Яс­кин­ская ико­на яви­лась 3 мая 682 го­да в Кон­стан­ти­но­по­ле, от­ку­да по­том бы­ла пе­ре­не­се­на в Ки­е­во-Пе­чер­скую лав­ру. На ней так­же изо­бра­же­на Бо­го­ма­терь с Пред­веч­ным Мла­ден­цем. Ле­вой ру­кой Она под­дер­жи­ва­ет Мла­ден­ца сни­зу, а пра­вая ру­ка Ее про­стер­та как бы для мо­лит­вы. Пред­веч­ный Мла­де­нец изо­бра­жен с ле­вой сто­ро­ны Бо­го­ма­те­ри, при этом пра­вая ру­ка Его бла­го­слов­ля­ет.

 

Свенская (Печерская)

 

Свен­ская Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри име­ет 2 празд­но­ва­ния: 3 мая, в день кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия Пе­чер­ско­го (см. о ней под этим чис­лом), и 17 ав­гу­ста, в день кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Али­пия Пе­чер­ско­го, ко­то­рый ее на­пи­сал. День празд­но­ва­ния 17 ав­гу­ста был уста­нов­лен в 1815 г. в бла­го­дар­ность за из­бав­ле­ние г. Брян­ска (око­ло ко­то­ро­го ико­на яви­лась в 1288 г.) от на­ше­ствия на­по­лео­нов­ских войск в 1812 г.
Свен­ская-Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла на­пи­са­на пре­по­доб­ным Али­пи­ем Пе­чер­ским († око­ло 1114, па­мять 17 ав­гу­ста). На иконе изо­бра­же­на Бо­жия Ма­терь, си­дя­щая на пре­сто­ле, на ко­ле­нях у Нее Бо­гом­ла­де­нец. Спра­ва от тро­на сто­ит пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий, а сле­ва – пре­по­доб­ный Ан­то­ний Пе­чер­ские. До 1288 го­да она на­хо­ди­лась в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, где про­сла­ви­лась чу­де­са­ми, и в 1288 го­ду бы­ла пе­ре­не­се­на в Брян­ский Свен­ский мо­на­стырь, в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Чер­ни­гов­ский князь Ро­ман Ми­хай­ло­вич, бу­дучи в Брян­ске, ослеп. Услы­шав о чу­де­сах от ико­ны, пи­сан­ной са­мим пре­по­доб­ным Али­пи­ем, князь по­слал в мо­на­стырь гон­ца с прось­бой при­слать к нему в Брянск ико­ну для ис­це­ле­ния. Ико­ну от­пра­ви­ли вме­сте со свя­щен­ни­ком по ре­ке Десне. Во вре­мя пла­ва­ния лод­ка при­ста­ла к пра­во­му бе­ре­гу ре­ки Све­ны. По­сле но­чев­ки пут­ни­ки утром по­шли к лод­ке, чтобы по­мо­лить­ся иконе, но не на­шли ее там, а уви­де­ли на го­ре про­тив ре­ки Све­ны. Ико­на сто­я­ла на ду­бе меж­ду вет­вя­ми. Весть об этом до­шла до кня­зя Ро­ма­на; его при­ве­ли к иконе пеш­ком. Князь го­ря­чо мо­лил­ся и обе­щал по­стро­ить на этом ме­сте мо­на­стырь, от­дав ему все зем­ли, ко­то­рые уви­дит с го­ры. По­сле мо­лит­вы князь на­чал про­зре­вать. Сна­ча­ла он уви­дел тро­пин­ку, за­тем близ­кие пред­ме­ты и, на­ко­нец, все окрест­но­сти. При­ло­жив­шись к иконе, князь от­слу­жил мо­ле­бен, а за­тем все со­брав­ши­е­ся ос­но­ва­ли де­ре­вян­ный храм в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Де­ре­во, на ко­то­ром пре­бы­ва­ла ико­на, сру­би­ли и упо­тре­би­ли на дос­ки для дру­гих икон. То­гда же бы­ло уста­нов­ле­но празд­не­ство Свен­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри 3 мая.
Ико­на про­сла­ви­лась ис­це­ле­ни­я­ми сле­пых, бес­но­ва­тых, за­ступ­ни­че­ством от вра­гов.

 

«Успение» Киево-Печерская

 

Ки­е­во-Пе­чер­ская ико­на Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы – од­на из древ­ней­ших яв­лен­ных икон в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца вру­чи­ла ее 4-м ви­зан­тий­ским зод­чим, ко­то­рые в 1073 го­ду при­нес­ли ико­ну пре­по­доб­ным Ан­то­нию и Фе­о­до­сию Пе­чер­ским. Зод­чие при­шли в пе­ще­ру к пре­по­доб­ным и спро­си­ли: «Где хо­ти­те вы на­чать цер­ковь?» Свя­тые от­ве­ти­ли: «Иди­те, Гос­подь на­зна­чит ме­сто». – «Как вы, пред­ска­зы­вая се­бе ско­рую смерть, не на­зна­чи­ли еще ме­ста? – уди­ви­лись зод­чие. – А еще да­ли нам столь­ко зо­ло­та». То­гда пре­по­доб­ные при­зва­ли всю бра­тию и ста­ли рас­спра­ши­вать гре­ков, го­во­ря: «Ска­жи­те нам ис­ти­ну, кто вас по­слал и как вы по­па­ли сю­да?». Зод­чие ста­ли рас­ска­зы­вать: «Од­на­жды, ко­гда мы спа­ли в сво­их до­мах, ра­но, на вос­хо­де солн­ца, при­шли к каж­до­му из нас бла­го­об­раз­ные юно­ши и ска­за­ли: «Зо­вет вас Ца­ри­ца во Влахер­ну». Мы при­шли все в од­но вре­мя и, рас­спро­сив­ши друг дру­га, узна­ли, что ту же речь Ца­ри­цы слы­шал каж­дый из нас и од­ни и те же по­слан­ные бы­ли за все­ми на­ми. На­ко­нец, мы уви­де­ли Ца­ри­цу со мно­же­ством во­и­нов. Мы по­кло­ни­лись Ей, и Она ска­за­ла: «Я хо­чу по­стро­ить Се­бе Цер­ковь на Ру­си, в Ки­е­ве, и вот, ве­лю вам это сде­лать. Возь­ми­те зо­ло­та на 3 го­да». – Мы же, по­кло­нив­шись, спро­си­ли: «Гос­по­жа, Ца­ри­ца! Ты по­сы­ла­ешь нас в чу­жую стра­ну, к ко­му мы там при­дем?» – Она от­ве­ча­ла: «Я по­сы­лаю вас вот с ни­ми, с Ан­то­ни­ем и Фе­о­до­си­ем». – Мы уди­ви­лись: «За­чем же, Гос­по­жа, Ты да­ешь нам зо­ло­та на 3 го­да? Им и при­ка­жи за­бо­тить­ся о нас, что нам есть и что пить, и нас ода­ришь, чем Са­ма зна­ешь». – Ца­ри­ца воз­ра­зи­ла: «Этот, Ан­то­ний, толь­ко бла­го­сло­вит и отой­дет от это­го све­та в веч­ный по­кой. А этот, Фе­о­до­сии, отой­дет по­сле него через 2 го­да. Итак, бе­ри­те зо­ло­та до из­быт­ка. А что до то­го, чтобы по­чтить вас, то ни­кто не мо­жет сде­лать это так, как Я. Дам вам, че­го и ухо не слы­ша­ло, и глаз не ви­дел и что на серд­це че­ло­ве­ку не всхо­ди­ло. Я Са­ма при­ду смот­реть Цер­ковь и бу­ду в ней жить». – Она да­ла нам так­же мо­щи свя­тых му­че­ни­ков: Ар­те­мия, По­ли­евк­та, Леон­тия, Ака­кия, Аре­фы, Иа­ко­ва, Фе­о­до­ра – и ска­за­ла: «Это по­ло­жи­те в ос­но­ва­ние». – Мы взя­ли зо­ло­та боль­ше, чем нам нуж­но бы­ло, и Она ска­за­ла: «Вый­ди­те на двор, по­смот­ри­те ве­ли­чи­ну Церк­ви». – Мы вы­шли и уви­де­ли Цер­ковь на воз­ду­хе. Во­шед­ши опять к Ца­ри­це, мы по­кло­ни­лись и ска­за­ли: «Гос­по­жа Ца­ри­ца, ка­кое имя Церк­ви?» – Она от­ве­ти­ла: «Я хо­чу на­звать ее Сво­им Име­нем». – Мы не сме­ли спро­сить, как Ее Имя, но Она опять ска­за­ла Са­ма: «Бо­го­ро­ди­цы­на бу­дет Цер­ковь». – И, дав­ши нам эту ико­ну, ска­за­ла: «Она бу­дет в ней на­мест­ной». Мы по­кло­ни­лись Ей и по­шли в свои до­ма, неся с со­бой ико­ну, по­лу­чен­ную из рук Ца­ри­цы». Вы­слу­шав это, все про­сла­ви­ли Бо­га, и пре­по­доб­ный Ан­то­ний ска­зал: «Де­ти, мы ни­ко­гда не вы­хо­ди­ли из это­го ме­ста. Звав­шие вас бла­го­об­раз­ные юно­ши бы­ли свя­тые Ан­ге­лы, а Ца­ри­ца во Влахерне – Са­ма Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца. А что до на­ше­го об­ра­за и дан­но­го как бы через нас зо­ло­та, то Гос­подь ве­да­ет, как Он из­во­лил со­тво­рить это со Сво­и­ми ра­ба­ми. Бла­го­сло­вен при­ход ваш, доб­рую спут­ни­цу вы име­е­те, чест­ную ико­ну Гос­по­жи». Три дня мо­лил­ся пре­по­доб­ный Ан­то­ний, чтобы Гос­подь Сам ука­зал ему ме­сто для церк­ви. По­сле пер­вой но­чи по всей зем­ле бы­ла ро­са, а на свя­том ме­сте су­хо. На дру­гое утро по всей зем­ле бы­ло су­хо, а на свя­том ме­сте ро­са. На тре­тье утро, по­мо­лив­шись, бла­го­сло­ви­ли ме­сто и из­ме­ри­ли зо­ло­тым по­я­сом ши­ри­ну и дли­ну церк­ви. (Этот по­яс еще дав­но при­нес ва­ряг Ши­мон, ко­то­ро­му бы­ло ви­де­ние о по­строй­ке церк­ви.) Огонь, спад­ший с неба по мо­лит­ве пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, ука­зал, что Бо­гу угод­но на­чи­на­ние. Так бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло Бо­же­ствен­ной Церк­ви.
Ико­на Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы про­сла­ви­лась чу­де­са­ми. Два дру­га, Иоанн и Сер­гий, по­бра­та­лись пе­ред ней. Спу­стя мно­го лет Иоанн смер­тель­но за­бо­лел. Он от­дал свою часть иму­ще­ства в Пе­чер­ский мо­на­стырь, а часть 5-лет­не­го сы­на пе­ре­дал на со­хра­не­ние Сер­гию; ему же от­дал и сы­на За­ха­рию на по­пе­че­ние. Ко­гда За­ха­рии ис­пол­ни­лось 15 лет, он за­хо­тел взять при­над­ле­жав­шее ему иму­ще­ство, но Сер­гий упор­но го­во­рил, что Иоанн все роз­дал ни­щим. Он до­шел до то­го, что при­шел в Успен­скую цер­ковь и по­клял­ся пе­ред чу­до­твор­ной ико­ной, что не брал ни­че­го. Ко­гда он за­хо­тел по­це­ло­вать ико­ну, то не смог при­бли­зить­ся к ней; по­шел к две­рям и вдруг за­кри­чал: «Свя­тые Ан­то­ний и Фе­о­до­сии! Не ве­ли­те уби­вать ме­ня это­му неми­ло­сти­во­му и мо­ли­тесь Гос­по­же Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, чтобы Она ото­гна­ла от ме­ня это мно­же­ство бе­сов, ко­то­рым я пре­дан. Пусть бе­рут зо­ло­то и се­реб­ро: оно за­пе­ча­та­но в мо­ей кле­ти». За­ха­рия от­дал все иму­ще­ство в Пе­чер­ский мо­на­стырь, где и сам по­стриг­ся. С тех пор ни­ко­му не да­ва­ли клясть­ся чу­до­твор­ной ико­ной. Ико­на не раз за­щи­ща­ла стра­ну от на­ше­ствия вра­гов. В 1677 го­ду, ко­гда тур­ки оса­жда­ли Чи­ги­рин и Ки­е­ву гро­зи­ла опас­ность, ико­ну по­чти в те­че­ние все­го дня 27 ав­гу­ста об­но­си­ли во­круг го­ро­да. Бо­го­ро­ди­ца бла­го­слов­ля­ла рус­ские вой­ска, шед­шие на Пол­тав­скую бит­ву (1709 г.). В 1812 го­ду ико­ну сно­ва об­но­си­ли во­круг Ки­е­ва. Празд­но­ва­ние иконе по­ло­же­но два­жды в год: 3 мая и 15 ав­гу­ста;

 

ПЕЧЕРСКАЯ С ПРЕД­СТО­Я­ЩИ­МИ ПРЕ­ПО­ДОБ­НЫ­МИ АН­ТО­НИ­ЕМ И ФЕ­О­ДО­СИ­ЕМ ПЕ­ЧЕР­СКИ­МИ

Пе­чер­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри с пред­сто­я­щи­ми пре­по­доб­ны­ми Ан­то­ни­ем и Фе­о­до­си­ем Пе­чер­ски­ми изо­бра­жа­ет Бо­жию Ма­терь, си­дя­щую на троне с ко­ро­ной на го­ло­ве. Свои ру­ки Она воз­ла­га­ет на ко­ле­но­пре­кло­нен­ных пре­по­доб­ных Ан­то­ния и Фе­о­до­сия. На ко­ле­нях у Бо­жи­ей Ма­те­ри – Бо­гом­ла­де­нец, бла­го­слов­ля­ю­щий обе­и­ми ру­ка­ми. По сто­ро­нам тро­на сто­ят скло­нен­ные Ан­ге­лы.