8 ОКТЯБРЯ. 19-Я СЕДМИЦА ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. 9 — 15 ОКТЯБРЯ.

 

 
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
9 октября
Понедельник
26 сентября по старому стилю
Поста нет
Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II века н.э.).
Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси(прославление 1989).
Прав. Гедеона, судии Израильского (XIV до Р.Х.). Прп. Ефрема Перекомского, Новгородского (1492).
Сщмч. Афанасия, Александра и Димитрия пресвитеров, мчч. Иоанна и Николая (1937). Сщмч. Владимира пресвитера (1939).
Первое послание Иоанна Богослова
И́же áще исповѣ́сть, я́ко Иисýсъ éсть Сы́нъ Бóжiй, Бóгъ въ нéмъ пребывáетъ, и тóй въ Бóзѣ. И мы́ познáхомъ и вѣ́ровахомъ любо́вь, ю́же и́мать Бóгъ къ нáмъ. Бóгъ любы́ éсть, и пребывáяй въ любви́ въ Бóзѣ пребывáетъ, и Бóгъ въ нéмъ пребывáетъ… любы́ вóнъ изгоня́етъ стрáхъ, я́ко стрáхъ мýку и́мать: боя́йся же не соверши́ся въ любви́.
Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем… В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
Евангелие от Иоанна
Стоя́ху же при крéстѣ́ Иисýсовѣ Мáти егó, и сестрá Мáтере егó, Марíа клеóпова, и Марíа Магдали́на. Иисýсъ же ви́дѣвъ Мáтерь и ученикá стоя́ща, егóже любля́ше, глагóла Мáтери своéй: жéно, сé, сы́нъ твóй. Потóмъ глагóла ученикý: сé, Мáти твоя́. И от тогó часá поя́тъ ю́ учени́къ во своя́ си.
При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Савватий Соловецкий
10 октября
Вторник
27 сентября ст.ст.
Поста нет
Мч. Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных (304). Апп. от 70-ти Марка, Аристарха и Зины (I). Мц. Епихарии (III-IV). Прп. Игнатия (963-975).
Прп. Савватия Соловецкого чудотворца (1435).
Сщмч. Петра, митрополита Крутицкого (1937). Сщмч. Димитрия пресвитера (1918). Сщмчч. Германа, епископа Вольского, и Михаила пресвитера (1919). Сщмч. Феодора пресвитера (1937).
Послание к филиппийцам
Благодарю́ Бóга моегó о всéй пáмяти вáшей, всегдá во вся́цѣй моли́твѣ моéй за всѣ́хъ вáсъ съ рáдостiю моли́тву мою́ творя́, о общéнiи вáшемъ въ благовѣствовáнiе от пéрваго днé дáже и доны́нѣ, надѣ́явся на сié и́стое, я́ко начны́й дѣ́ло благо въ вáсъ соверши́тъ é дáже до днé Иисýсъ Христóва: я́коже éсть прáведно мнѣ́ сié мýдрствовати о всѣ́хъ вáсъ, за éже имѣ́ти ми́ въ сéрдцы вáсъ, во ýзахъ мои́хъ и во отвѣ́тѣ и извѣщéнiи благовѣ́стiя, соóбщниковъ мнѣ́ благодáти всѣ́хъ вáсъ сýщихъ.
Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне, будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
Евангелие от Луки
Востáвъ же изъ сóнмища, вни́де въ дóмъ Си́моновъ: тéща же Си́монова бѣ́ одержи́ма огнéмъ вéлiимъ: и моли́ша егó о нéй. И стáвъ надъ нéю, запрети́ огню́, и остáви ю́: áбiе же востáвши служáше и́мъ.
Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; тёща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(Лк. 4, 37-44)
«И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан». Это — «ибо на то Я послан» — священству нашему надобно, принять себе в непреложный закон. И апостол заповедал им, в лице св. Тимофея: «настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай» (11 Тим. 4, 2
(Лк. 5, 12-16)
Припал прокаженный к Господу молясь: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить». Господь сказал: «хочу, очистись». И тотчас проказа сошла с него. Так и всякая нравственная проказа тотчас отходит, как только пpипадет кто к Господу с верою, покаянием и исповедью — истинно отходит и теряет силу всякую над ним.

Отчего же проказа иногда опять возвращается? Оттого же, отчего возвращаются и телесные болезни. Говорят выздоровевшему: «того не ешь, этого не пей, туда не ходи». Не послушает и раздражит опять болезнь.

Так и в духовной жизни. Надо трезвиться, бодрствовать, молиться: болезнь греховная и не воротится. Не станешь внимать себе, все без разбору позволишь себе и видеть, и слышать, и говорить, и действовать, — как тут не раздражиться греху и не взять силу снова? Господь велел прокаженному все исполнить по закону. Это вот что: по исповеди надо брать эпитимию и верно ее исполнять; в ней сокрыта великая предохранительная сила.

Но отчего иной говорит: одолела меня греховная привычка, не могу с собою сладить. Оттого, что или покаяние и исповедь были неполны, или после предосторожностей слабо держится, или блажь на себя напускает. Хочет без труда и самопринуждения все сделать, и осмеян бывает от врага. Решись стоять до смерти и делом это покажи: увидишь, какая в этом сила. Правда, что во всякой непреодолимо являющейся страсти, враг овладевает душой, но это не оправдание; ибо он тотчас отбежит, как только произведешь, с Божиею помощью, поворот внутри.

Преподобные Кирилл и Мария
11 октября
Среда
28 сентября ст.ст.
Пища с растительным маслом
Прор. Варуха (VI до Р.Х.).
Прп. Харитона Исповедника (ок. 350). Мчч. Александра, Алфея, Зосимы, Марка пастыря, Никона, Неона, Илиодора и прочих (IV). Блгв. кн. Вячеслава Чешского (935).
Прпп. схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей прп. Сергия Радонежского (ок. 1337).
Прп. Харитона Сянжемского (1509). Прп. Иродиона Илоезерского (1541). Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих. Мц. Анны (1925). Прмч. Илариона, прмц. Михаилы (1937). Прмц. Татианы (1942).
Послание к филиппийцам
Обáче вся́цѣмъ о́бразомъ, áще винóю, áще и́стиною Христóсъ проповѣ́даемь éсть, и о сéмъ рáдуюся, но и возрáдуюся: вѣ́мъ бо, я́ко сié сбýдется ми́ во спасéнiе вáшею моли́твою и подая́нiемъ Дýха Иисýсъ Христóва,по чáянiю и уповáнiю моемý, я́ко ни о еди́нѣмъ же постыжýся, но во вся́цѣмъ дерзновéнiи, я́коже всегдá, и ны́нѣ возвели́чится Христóсъ въ тѣ́лѣ моéмъ, áще животóмъ, áще ли смéртiю.
Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа, при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Евангелие от Луки
Глагóлаше же и при́тчу къ ни́мъ, я́ко никтóже приставлéнiя ри́зы нóвы приставля́етъ на ри́зу вéтху: áще ли же ни́, и нóвую раздерéтъ, и вéтсѣй не согласýетъ éже от нóваго. И никтóже вливáетъ винá нóва въ мѣ́хи вéтхи: áще ли же ни́, растóргнетъ нóвое винó мѣ́хи, и самó излiéтся, и мѣ́си поги́бнутъ: но винó нóвое въ мѣ́хи нóвы вливáти подобáетъ: и обоя́ соблюдýтся. И никтóже пи́въ вéтхое, áбiе хóщетъ нóваго: глагóлетъ бо: вéтхое лýчше éсть.
При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое. И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(Лк. 5, 33-39)
Сынам брачным непристойно поститься, пока с ними жених, сказал Господь, и тем изрек закон, что и в добродетелях с подвигами всему свое место и время. И это до того неотложно, что дело неблаговременное и неуместное теряет свою добротность, или совсем, или частью. В природе внешней Господь все устроил мерою, весом и числом; хочет, чтоб и в нравственном порядке было все благообразно и по чину.

Внутреннее благообразие составляет сочетание каждой добродетели со всеми ими в совокупности, или гармония добродетелей, чтоб никакая не выдавалась без нужды, а все были бы в строю, как голоса в хоре. Внешнее благообразие всякому делу дает свои места, время и другие соприкосновенности. Когда все это устраивается, как следует, тогда происходит то же, что красивую особу одеть в прекрасные одежды. Добродетель благообразная, и внутренно и внешне, достолюбезна; а делает ее такою христианское благоразумие, у старцев — рассуждение, приобретаемое опытами, здравым обсуждением житий святых при свете слова Божия.

Сщмч Иоанн Рижский
12 октября
Четверг
29 сентября ст.ст.
Поста нет
Прп. Кириака отшельника (556). Мчч. Дады, Гаведдая и Каздои (IV). Прп. Феофана Милостивого.
Сщмч. Иоанна, архиеп. Рижского (1934).
Послание к филиппийцам
Мнѣ́ бо éже жи́ти, Христóсъ, и éже умрéти, приобрѣ́тенiе éсть. А́ще же, éже жи́ти ми́ тѣ́ломъ, сié мнѣ́ плóдъ дѣ́ла: и чтó извóлю, не вѣ́мъ. Обдержи́мь же éсмь от обою́, желáнiе имы́й разрѣши́тися и со Христóмъ бы́ти, мнóго пáче лýчше: а éже пребывáти во плóти, нýжнѣйше éсть вáсъ рáди.
Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.
Евангелие от Луки
И егдá бы́сть дéнь, призвá ученики́ своя́: и избрá от ни́хъ дванáдесяте, и́хже и апóстолы наречé: Си́мона, егóже именовá Петрá, и Андрéа брáта егó, Иáкова и Иоáнна, Фили́ппа и Варѳоломéа, Матѳéа и Ѳомý, Иáкова алфéева и Симóна нарицáемаго зилóта, Иýду Иáковля, и Иýду Искарióтскаго, и́же и бы́сть предáтель.
Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(Лк. 6, 12-19)
«И пробыл всю ночь в молитве к Богу». Тут основание и начало христианских всенощных бдений. Жар молитвенный гонит сон, и восхищения духа не дают заметить течения времени. Настоящие молитвенники и не замечают того; им кажется, будто они только что стали на молитву, а между тем уж и день показался.

Но пока дойдет кто до такого совершенства, надо поднимать труд бдения. Несли его и несут уединенники; несли его и несут общежительные; несли его и несут благоговейные и богобоязненные миряне. Но хоть с трудом приходится бдение, плод его остается в душе прямой, всегдашний — умиротворение души и умиление, при расслаблении и изнеможении тела. Состояние очень ценное в ревнующих о преуспеянии в духе! Оттого где заведены бдения (на Афоне), от них отстать не хотят. Все сознают, как это трудно; но отменить этот чин никому нет желания, ради той пользы, какую принимает душа от бдений.

Сон больше всего успокаивает и питает плоть; бдение же больше всего смиряет ее. Выспавшийся вдоволь тяжел бывает на дела духовные и хладен к ним; бдящий — быстродвижен, как серна и горит духом. Если должно обучать добру плоть, как рабу, то ничем нельзя так успеть в этом, как частым бдением. Тут она испытывает вполне власть духа над собою и приучается покорствовать ему, а дух приобретает навык властвовать над нею (Лк. 6, 17-23).

Святитель Григорий Армянский
13 октября
Пятница
30 сентября ст.ст.
Пища с растительным маслом
Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении (ок. 335).
Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев (IV).
Свт. Михаила, первого митр. Киевского (992).
Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца (1442).
Сщмч. Прокопия пресвитера (1918). Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия, Александра пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии (1937).
Послание к филиппийцам
А́ще ýбо кóе утѣшéнiе о Христѣ́, или́ áще кáя утѣ́ха любвé, áще кóе общéнiе дýха, áще кóе милосéрдiе и щедрóты, испóлните мою́ рáдость, да тóжде мýдрствуете, тý же любо́вь имýще, единодýшни, единомýдренни: ничтóже по рвéнiю или́ тщеслáвiю, но смиреномýдрiемъ дрýгъ дрýга чéстiю бóлша себé творя́ще. Не свои́хъ си́ кíйждо, но и дрýжнихъ кíйждо смотря́йте.
Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.
Евангелие от Луки
И тóй возвéдъ óчи свои́ на ученики́ своя́, глагóлаше: блажéни ни́щiи дýхомъ: я́ко вáше éсть цáрствiе Бóжiе. Блажéни, áлчущiи ны́нѣ: я́ко насы́титеся. Блажéни, плáчущiи ны́нѣ: я́ко возсмѣéтеся. Блажéни бýдете, егдá возненави́дятъ вáсъ человѣ́цы, и егдá разлучáтъ вы́, и понóсятъ, и пронесýтъ и́мя вáше я́ко злó, Сы́на человѣ́ческаго рáди. Возрáдуйтеся въ тóй дéнь и взыгрáйте: сé бо мздá вáша мнóга на небеси́. По си́мъ бо творя́ху прорóкомъ отцы́ и́хъ.
И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(Лк. 5, 17-26)
«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — сказал Он расслабленному: тебе говорю, встань, возьми постель твою и иди в дом твой». Отпущение грехов чудо внутреннее, духовное; исцеление от расслабления — чудо внешнее, естественное действие Божие на мир, вместе с тем физическое. Этим событием оправдывается и утверждается привтечение силы Божией и в порядке мира нравственного, и в течении явлений мира физического. Последнее в видах первого, ибо в нем цель всего.

Господь не наcилует свободы, а вразумляет, возбуждает, поражает. Лучшее к тому средство — чудо внешнее. Быть ему положено тогда, когда было положено быть разумной твари, управляющейся свободою. Эта связь так существенна, что отвергающие сверхъестественное действие Божие на мир, вместе с тем отвергают и свободу человека, в сознании, что последняя необходимо вызывает первое; и наоборот, иcповедующие истину воздействия Божия в мире, поверх естественного течения явлений, могут смело им говорить: мы чувствуем, что мы свободны. Сознание свободы также сильно и неотразимо, как сознание бытия. Свобода же неотложно требует непосредственных промыслительных Божиих действий: следовательно, и их признание также твердо стоит, как сознание свободы.

Покров Пресвятой Богородицы
14 октября
Суббота
1 октября ст.ст.
Поста нет
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Ап. от 70-ти Анании (I).
Прп. Романа Сладкопевца (VI). Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (330) (Груз.). Собор Молдавских святых.
Мч. Домнина Солунского (ок. 284-305). Прмч. Михаила, игумена Зовийского, и с ним 36-ти преподобномучеников (780-790).
Прп. Саввы Вишерского, Новгородского (1461).
Сщмч. Алексия пресвитера (1918). Сщмч. Михаила пресвитера (1920). Сщмчч. Александра, Георгия, Николая пресвитеров, мч. Иоанна (1937). Люблинской (IX), Псково-Покровской (1581), Браиловской (1635), Касперовской (1840), Гербовецкой (1859), и Барской икон Божией Матери.
Послание к евреям
Имѣ́яше ýбо пéрвая ски́нiя оправдáнiя слýжбы, святóе же людскóе: ски́нiя бо сооруженá бы́сть пéрвая, въ нéйже свѣти́лникъ и трапéза и предложéнiе хлѣ́бовъ, я́же глагóлется святáя. По вторѣ́й же завѣ́сѣ ски́нiя глагóлемая святáя святы́хъ, злáту имýщи кади́лницу и ковчéгъ завѣ́та оковáнъ всю́ду злáтомъ, въ нéмже стáмна златá имýщая мáнну, и жéзлъ Аарóновъ прозя́бшiй, и скрижáли завѣ́та: превы́шше же егó херуви́ми слáвы, осѣня́ющiи олтáрь: о ни́хже не лѣ́ть ны́нѣ глагóлати подрóбну.
И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое. За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
Евангелие от Луки
Бы́сть же ходя́щымъ и́мъ, и сáмъ вни́де въ вéсь нѣ́кую: женá же нѣ́кая и́менемъ мáрѳа прiя́тъ егó въ дóмъ свóй. И сестрá éй бѣ́ нарицáемая Марíа, я́же и сѣ́дши при ногý Иисýсову, слы́шаше слóво егó. Мáрѳа же мóлвяше о мнóзѣ слýжбѣ, стáвши же речé: Гóсподи, не брежéши ли, я́ко сестрá моя́ еди́ну мя́ остáви служи́ти? рцы́ ýбо éй, да ми́ помóжетъ. Отвѣщáвъ же Иисýсъ речé éй: мáрѳо, мáрѳо, печéшися, и мóлвиши о мнóзѣ, еди́но же éсть на потрéбу: Марíа же благýю чáсть избрá, я́же не отъи́мется от нея́.
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Святые мученики Киприан и Иустина
15 октября
Воскресенье
2 октября ст.ст.
Поста нет
Сщмч. Киприана, мц. Иустины и мч. Феоктиста (304).
Блж. Андрея, Христа ради юродивого (936).
Мчч. Давида и Константина, князей Арагветских (740) (Груз.). Блгв. кн. Анны Кашинской (1338). Прп. Кассиана Угличского (1504).
Прав. воина Феодора Ушакова (1817). Мц. Александры (1938).
Второе послание к коринфянам
Вѣ́мъ человѣ́ка о Христѣ́, прéжде лѣ́тъ четыре­нá­де­ся­ти: áще въ тѣ́лѣ, не вѣ́мъ, áще ли кромѣ́ тѣ́ла, не вѣ́мъ, Бóгъ вѣ́сть: восхищéна бы́в­ша таковáго до трéтiяго небесé.

И вѣ́мъ таковá человѣ́ка: áще въ тѣ́лѣ, или́ кромѣ́ тѣ́ла, не вѣ́мъ: Бóгъ вѣ́сть: я́ко восхищéнъ бы́сть въ рáй, и слы́ша неизрѣчéн­ны глагóлы, и́хже не лѣ́ть éсть человѣ́ку глагóлати.

Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба.

И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать.

Евангелие от Луки
И я́коже хóщете да творя́тъ вáмъ человѣ́цы, и вы́ твори́те и́мъ тáкожде. И áще лю́бите лю́бящыя вы́, кáя вáмъ благодáть éсть? и́бо и грѣ́шницы лю́бящыя и́хъ лю́бятъ. И áще благотворитé благотворя́щымъ вáмъ, кáя вáмъ благодáть éсть? и́бо и грѣ́шницы тóжде творя́тъ.
И ка к хотите, чтобы с вами поступали люди, та к и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(Лк. 6, 31-36)
Коренная, исходная заповедь — люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, «как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других?

Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: люби ближнего, как самого себя, то хотел, чтобы вместо нас, стал в нас, т. е. в сердце нашем, ближний. Если же там по старому будет стоять наше «я», то не жди добра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *