style=»text-align: center;»>

ПЕТРОВСКАЯ

 

ИСТОРИЯ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Пет­ров­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на­зы­ва­ет­ся так по­то­му, что бы­ла на­пи­са­на свя­ти­те­лем Пет­ром, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским († 21 де­каб­ря 1326 г.) в быт­ность его еще игу­ме­ном Рат­ско­го мо­на­сты­ря на Во­лы­ни. Во вре­мя по­се­ще­ния Рат­ской оби­те­ли свя­ти­те­лем Мак­си­мом, мит­ро­по­ли­том Ки­ев­ским и всея Ру­си († 6 де­каб­ря 1306), свя­той Петр под­нес ему в дар эту ико­ну. Мит­ро­по­лит пе­ре­нес ее во Вла­ди­мир на Клязь­ме, где то­гда на­хо­ди­лась его ка­фед­ра. По смер­ти свя­ти­те­ля Мак­си­ма игу­мен Ге­рон­тий, ре­шив­ший за­хва­тить мит­ро­по­ли­чий пре­стол, хо­дил с этой ико­ной к Кон­стан­ти­но­поль­ско­му Пат­ри­ар­ху Афа­на­сию (1303–1311). Во вре­мя пла­ва­ния игу­ме­на Ге­рон­тия под­ня­лась страш­ная бу­ря. Но­чью ему яви­лась Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и ска­за­ла: «Не на те­бя воз­ло­жит­ся сан свя­ти­тель­ский, но на то­го, кто на­пи­сал Мой об­раз». Ко­гда он пред­стал пе­ред Пат­ри­ар­хом Афа­на­си­ем с ико­ной, свя­ти­тель Петр уже был в Кон­стан­ти­но­по­ле. Пат­ри­арх пе­ре­дал ико­ну свя­ти­те­лю Пет­ру со сло­ва­ми: «При­и­ми свя­той Бо­го­ро­дич­ный об­раз, ко­то­рый ты на­пи­сал сво­и­ми ру­ка­ми, ибо ра­ди это­го воз­да­ла те­бе дар Са­ма Вла­ды­чи­ца, пред­ска­зав о те­бе». Свя­ти­тель Петр пе­ре­нес ико­ну во Вла­ди­мир, а в 1325 го­ду при пе­ре­не­се­нии мит­ро­по­ли­чьей ка­фед­ры в Моск­ву ико­ну как ве­ли­кую свя­ты­ню по­ме­сти­ли в Мос­ков­ском Успен­ском со­бо­ре.
Святитель Петр Московский, всея Руси чудотворец, митрополит

КРАТКОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

 

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Свя­той мит­ро­по­лит Петр ро­дил­ся на Во­лы­ни от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. Две­на­дца­ти лет по­сту­пил в мо­на­стырь. До­стиг­нув свя­щен­ства, он по бла­го­сло­ве­нию сво­е­го на­став­ни­ка уда­лил­ся из мо­на­сты­ря и ос­но­вал оби­тель в уеди­нен­ном ме­сте на бе­ре­гу ре­ки Ра­ти. Здесь он так про­сла­вил­ся по­дви­га­ми бла­го­че­стия, что сде­лал­ся из­вест­ным всей Во­лы­ни. В 1308 го­ду пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Афа­на­сий воз­вел св. Пет­ра на Рус­скую мит­ро­по­лию. Мно­го труд­но­стей ис­пы­тал пер­во­свя­ти­тель в го­ды управ­ле­ния. В стра­дав­шей под та­тар­ским игом Рус­ской Зем­ле утвер­ждал ис­тин­ную ве­ру, при­зы­вал враж­до­вав­ших кня­зей к ми­ро­лю­бию и един­ству.
В 1325 го­ду свт. Петр по прось­бе Иоан­на Ка­ли­ты пе­ре­нес мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву, что име­ло важ­ное зна­че­ние для всей Рус­ской Зем­ли. Свт. Петр про­ро­че­ски пред­ска­зал осво­бож­де­ние от та­тар­ско­го ига и бу­ду­щее воз­вы­ше­ние Моск­вы как цен­тра всей Рос­сии.
Свя­ти­тель Петр, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, скон­чал­ся 21 де­каб­ря 1326 го­да. (Све­де­ния о нем по­ме­ще­ны 21 де­каб­ря.) Пер­вое пе­ре­не­се­ние его мо­щей бы­ло 1 июля 1472 го­да, то­гда же уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние. Вто­рое пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра бы­ло по­сле освя­ще­ния вновь по­стро­ен­но­го Успен­ско­го со­бо­ра, 24 ав­гу­ста 1479 го­да, а празд­но­ва­ние 1 июля бы­ло от­ме­не­но. Из­вест­но так­же празд­но­ва­ние про­яв­ле­ния мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра (4 ав­гу­ста) по слу­чаю яв­ле­ния су­пру­ге Иоан­на Гроз­но­го (1533–1584) ца­ри­це Ана­ста­сии (1547–1560). Свя­ти­тель Петр явил­ся ца­ри­це Ана­ста­сии и не раз­ре­шил ни­ко­му рас­кры­вать свой гроб. Он по­ве­лел за­пе­ча­тать гроб пе­ча­тью и уста­но­вить празд­ник.
От свя­ти­те­ля Пет­ра со­хра­ни­лось три по­сла­ния. Пер­вое – к свя­щен­ни­кам с уве­ща­ни­ем до­стой­но про­хо­дить пас­тыр­ское слу­же­ние, усерд­но па­сти ду­хов­ных чад. Оно за­кан­чи­ва­ет­ся из­ло­же­ни­ем цер­ков­но­го за­ко­но­по­ло­же­ния о вдо­вых свя­щен­ни­ках: с це­лью ограж­де­ния их от на­ре­ка­ния и со­блаз­нов им пред­ла­га­лось по­се­лять­ся в мо­на­сты­рях, а де­ти долж­ны бы­ли опре­де­лять­ся на вос­пи­та­ние и обу­че­ние в мо­на­стыр­ские шко­лы. Во вто­ром по­сла­нии свя­ти­тель при­зы­ва­ет свя­щен­ни­ков быть ис­тин­ны­ми пас­ты­ря­ми, а не на­ем­ни­ка­ми, за­бо­тить­ся об укра­ше­нии се­бя хри­сти­ан­ски­ми и пас­тыр­ски­ми доб­ро­де­те­ля­ми. В тре­тьем по­сла­нии свя­ти­тель Петр сно­ва да­ет на­став­ле­ния свя­щен­ни­кам об их пас­тыр­ских обя­зан­но­стях, а ми­рян уве­ща­ет ис­пол­нять за­по­ве­ди Хри­сто­вы.
Вы­да­ю­ща­я­ся цер­ков­но-го­судар­ствен­ная де­я­тель­ность свя­ти­те­ля Пет­ра уже совре­мен­ни­кам да­ва­ла ос­но­ва­ние срав­ни­вать его со свя­ти­те­ля­ми Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким, Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом и Иоан­ном Зла­то­устом. Глав­ный по­двиг свя­ти­те­ля Пет­ра – борь­ба за един­ство Рус­ско­го го­су­дар­ства и бла­го­сло­ве­ние Моск­вы как со­би­ра­тель­ни­цы Рус­ской зем­ли[1].

ПОЛНОЕ ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Свя­ти­тель Петр, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, ро­дил­ся на Во­лы­ни от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей Фе­о­до­ра и Ев­прак­сии. Еще до рож­де­ния сы­на в сон­ном ви­де­нии Гос­подь от­крыл Ев­прак­сии бла­го­дат­ную пре­ды­з­бран­ность ее сы­на. В 12 лет юный Петр по­сту­пил в мо­на­стырь. К то­му вре­ме­ни он успеш­но изу­чил книж­ные на­у­ки и с осо­бой рев­но­стью стал ис­пол­нять мо­на­стыр­ские по­слу­ша­ния. Мно­го вре­ме­ни уде­лял бу­ду­щий свя­ти­тель вни­ма­тель­но­му изу­че­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния и обу­чил­ся ико­но­пи­са­нию. Ико­ны, на­пи­сан­ные ино­ком Пет­ром, раз­да­ва­лись бра­тии и по­се­щав­шим мо­на­стырь хри­сти­а­нам. За доб­ро­де­тель­ную по­движ­ни­че­скую жизнь игу­мен оби­те­ли ру­ко­по­ло­жил ино­ка Пет­ра в сан иеро­мо­на­ха. По­сле мно­го­лет­них по­дви­гов в мо­на­сты­ре иеро­мо­нах Петр, ис­про­сив бла­го­сло­ве­ние игу­ме­на, оста­вил оби­тель в по­ис­ках уеди­нен­но­го ме­ста. На ре­ке Ратс он по­ста­вил кел­лию и стал под­ви­зать­ся в без­мол­вии. Впо­след­ствии на ме­сте по­дви­гов об­ра­зо­вал­ся мо­на­стырь, на­зван­ный Но­во­двор­ским. Для при­хо­див­ших ино­ков был вы­стро­ен храм во Имя Спа­са. Из­бран­ный игу­ме­ном, свя­той Петр крот­ко на­став­лял ду­хов­ных чад, ни­ко­гда не гне­вал­ся на про­ви­нив­ше­го­ся ино­ка, сло­вом и при­ме­ром по­учал бра­тию. О доб­ро­де­тель­ном игу­мене-по­движ­ни­ке ста­ло из­вест­но да­ле­ко за пре­де­ла­ми оби­те­ли. Неред­ко в мо­на­стырь при­хо­дил Га­лиц­кий князь Юрий Льво­вич, чтобы услы­шать ду­хов­ные на­став­ле­ния свя­то­го по­движ­ни­ка.
Од­на­жды оби­тель по­се­тил Вла­ди­мир­ский мит­ро­по­лит Мак­сим, об­хо­див­ший Рус­скую зем­лю со сло­вом по­уче­ния и на­зи­да­ния. При­ни­мая свя­ти­тель­ское бла­го­сло­ве­ние, игу­мен Петр при­нес в дар на­пи­сан­ный им об­раз Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, пе­ред ко­то­рым свя­ти­тель Мак­сим до кон­ца сво­ей жиз­ни мо­лил­ся о спа­се­нии вве­рен­ной ему Бо­гом Рус­ской зем­ли.
Ко­гда мит­ро­по­лит Мак­сим скон­чал­ся, Вла­ди­мир­ская ка­фед­ра неко­то­рое вре­мя оста­ва­лась неза­ня­той. Ве­ли­кий князь Вла­ди­мир­ский, а им был в это вре­мя свя­той Ми­ха­ил Твер­ской (па­мять 22 но­яб­ря), на­пра­вил к пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му сво­е­го спо­движ­ни­ка и еди­но­мыш­лен­ни­ка игу­ме­на Ге­рон­тия с прось­бой о по­став­ле­нии его на Рус­скую мит­ро­по­лию.
По со­ве­ту Га­лиц­ко­го кня­зя Юрия игу­мен Петр так­же от­пра­вил­ся к Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху для при­ня­тия свя­ти­тель­ской ка­фед­ры. Бог из­брал для окорм­ле­ния Рус­ской Церк­ви свя­то­го Пет­ра. Плыв­ше­му Чер­ным мо­рем Ге­рон­тию но­чью во вре­мя бу­ри яви­лась Бо­жия Ма­терь и ска­за­ла: «На­прас­но тру­дишь­ся, сан свя­ти­тель­ский не до­ста­нет­ся те­бе. Тот, кто на­пи­сал Ме­ня, Рат­ский игу­мен Петр, воз­ве­ден бу­дет на пре­стол Рус­ской мит­ро­по­лии». Сло­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри в точ­но­сти ис­пол­ни­лись: пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Афа­на­сий (1289–1293) с со­бо­ром воз­вел на Рус­скую мит­ро­по­лию свя­ти­те­ля Пет­ра, пе­ре­дав ему свя­ти­тель­ские об­ла­че­ния, жезл и ико­ну, при­ве­зен­ные Ге­рон­ти­ем. По воз­вра­ще­нии в Рос­сию в 1308 го­ду мит­ро­по­лит Петр в те­че­ние го­да пре­бы­вал в Ки­е­ве, а за­тем пе­ре­ехал во Вла­ди­мир.
Мно­го труд­но­стей ис­пы­тал пер­во­свя­ти­тель в пер­вые го­ды управ­ле­ния Рус­ской мит­ро­по­ли­ей. В стра­дав­шей под та­тар­ским игом Рус­ской зем­ле не бы­ло твер­до­го по­ряд­ка, и свя­ти­те­лю Пет­ру при­хо­ди­лось ча­сто ме­нять ме­ста сво­е­го пре­бы­ва­ния. В этот пе­ри­од осо­бен­но важ­ны бы­ли тру­ды и за­бо­ты свя­ти­те­ля об утвер­жде­нии в го­су­дар­стве ис­тин­ной ве­ры и нрав­ствен­но­сти. Во вре­мя по­сто­ян­ных объ­ез­дов епар­хий он неустан­но по­учал на­род и ду­хо­вен­ство о стро­гом хра­не­нии хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия. Враж­до­вав­ших кня­зей он при­зы­вал к ми­ро­лю­бию и един­ству.
В 1312 го­ду свя­ти­тель со­вер­шил по­езд­ку в Ор­ду, где по­лу­чил от ха­на Уз­бе­ка гра­мо­ту, охра­няв­шую пра­ва рус­ско­го ду­хо­вен­ства.
В 1325 го­ду свя­ти­тель Петр по прось­бе ве­ли­ко­го кня­зя Иоан­на Да­ни­ло­ви­ча Ка­ли­ты (1328–1340) пе­ре­нес мит­ро­по­ли­чью ка­фед­ру из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву. Это со­бы­тие име­ло важ­ное зна­че­ние для всей Рус­ской зем­ли. Свя­ти­тель Петр про­ро­че­ски пред­ска­зал осво­бож­де­ние от та­тар­ско­го ига и бу­ду­щее воз­вы­ше­ние Моск­вы как цен­тра всей Рос­сии.
По его бла­го­сло­ве­нию в Мос­ков­ском Крем­ле в ав­гу­сте 1326 го­да был за­ло­жен со­бор в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Это бы­ло глу­бо­ко зна­ме­на­тель­ное бла­го­сло­ве­ние ве­ли­ко­го Пер­во­свя­ти­те­ля Рус­ской зем­ли. 21 де­каб­ря 1326 го­да свя­ти­тель Петр ото­шел к Бо­гу. Свя­тое те­ло пер­во­свя­ти­те­ля бы­ло по­гре­бе­но в Успен­ском со­бо­ре в ка­мен­ном гро­бу, ко­то­рый он сам при­го­то­вил. Мно­же­ство чу­дес со­вер­ши­лось по мо­лит­вам угод­ни­ка Бо­жия. Мно­гие ис­це­ле­ния со­вер­ша­лись тай­но, что сви­де­тель­ству­ет о глу­бо­ком сми­ре­нии свя­ти­те­ля да­же по­сле смер­ти. Глу­бо­кое по­чи­та­ние пер­во­свя­ти­те­ля Рус­ской Церк­ви со дня его пре­став­ле­ния утвер­жда­лось и рас­про­стра­ня­лось по всей Рус­ской зем­ле. Через 13 лет, в 1339 го­ду, при свя­ти­те­ле Фе­о­гно­сте, он был при­чтен к ли­ку свя­тых. У гро­ба свя­ти­те­ля кня­зья це­ло­ва­ли крест в знак вер­но­сти ве­ли­ко­му кня­зю Мос­ков­ско­му. Как осо­бо чти­мый по­кро­ви­тель Моск­вы свя­ти­тель при­зы­вал­ся в сви­де­те­ли при со­став­ле­нии го­судар­ствен­ных до­го­во­ров. Нов­го­род­цы, имев­шие пра­во из­би­рать се­бе вла­дык у Свя­той Со­фии, по­сле при­со­еди­не­ния к Москве при Иоанне III клят­вен­но обе­ща­ли ста­вить сво­их ар­хи­епи­ско­пов толь­ко у гро­ба свя­ти­те­ля Пет­ра чу­до­твор­ца. При гро­бе свя­ти­те­ля на­ре­ка­лись и из­би­ра­лись рус­ские пер­во­свя­ти­те­ли.
О нем по­сто­ян­но упо­ми­на­ют рус­ские ле­то­пи­си, ни од­но зна­чи­тель­ное го­судар­ствен­ное на­чи­на­ние не об­хо­ди­лось без мо­лит­вы у гро­ба свя­ти­те­ля Пет­ра. В 1472 и 1479 го­дах со­вер­ша­лось пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­ля Пет­ра. В па­мять этих со­бы­тий уста­нов­ле­ны празд­но­ва­ния 5 ок­тяб­ря и 24 ав­гу­ста.
Празд­но­ва­ние в один день в честь все­рос­сий­ских свя­ти­те­лей Пет­ра, Алек­сия и Ио­ны уста­нов­ле­но пат­ри­ар­хом Иовом 5 ок­тяб­ря 1596 го­да. Свя­ти­тель Филипп при­чис­лен к ним в 1875 го­ду по хо­да­тай­ству свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го (па­мять 31 мар­та и 23 сен­тяб­ря), а свя­ти­тель Ер­мо­ген – в 1913 го­ду.
Празд­нуя па­мять свя­ти­те­лей в один день, Цер­ковь воз­да­ет каж­до­му из них рав­ную честь как небес­ным по­кро­ви­те­лям го­ро­да Моск­вы и мо­лит­вен­ни­кам за на­ше Оте­че­ство.
Поучение игуменам, попам и диаконам
ОДИН ИЗ ТРУДОВ СВЯТИТЕЛЯ ПЕТРА. 

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

 Апостол Павел пишет: «кийждо в звании, в немъже призван бысть, в том да пребывает» (1 Кор.7:20). Вы, дети, называетесь стражами Церкви, пастырями словеснмх овец, за которых Христос пролил Свою спасительную кровь. Будьте же, дети, истинными пастырями, а не наемниками, которые «млеко ядят и во́лною одеваются», а об овцах не пекутся (Иезек.34:3). И «не входящие дверьми во двор овчий» также не суть пастыри, но «татие» и «разбойницы» (Ин.10:1). Но вы, дети, таким не последуйте; подражайте же истинному пастырю Христу, как Сам Он сказал в Евангелии Своем: «Аз есмь пастырь добрый, и душу Мою полагаю за овцы», и прочее (Ин.10:11,15). Будьте, дети, образцем для своего стада, по слову Спасителя, как Он говорил Своим Апостолам: «вы есте свет мира, вы есте соль земли. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Матф.5:13-14, 16). Прежде всего вам до́лжно просветиться сими добродетелями: кротостию и смирением; также блюстись от всех дел непристойных, которыми мир соблазняется: ибо «горе человеку тому», сказал Спаситель, «имже соблазн приходит» (Матф.18:7). Оградившись страхом Божиим, отсеките, дети, от сердец ваших всякую отрасль, пагубную для души: гнев, ярость, зависть, ненависть, пиянство, которое есть корень всякому злу, и смехотворство. Ибо сказано: «всяко слово гнило да не исходит из уст ваших» (Ефес.5:29). И Спаситель сказал: «от словес своих оправдишися и от словес своих осудишися» (Матф.12:37). Будьте, дети, в дому Божием, как маслина плодовитая, и приносите плоды духовные, святость. Упражняйтесь, дети, в чтении Святых книг и в учении день и ночь, по слову Пророка: «в законе» Господни «поучится день и нощь», и проч. (Псал.1:2). Вы – люди святые, «царское священие, язык свят» (1 Петр.2:9). Да почивает на вас Дух Святый, как пишет Василий Великий Кесарийский в божественной Литургии: «свят бо есть Господь и во святых почиваяй». Нужно, чтобы дела ваши соответствовали имени вашего священства: «вера без дел мертва есть» (Иак.2:20). Облекитесь, дети, как избранные Божии, в оружие света, то есть в благочестие. Если таким образом сами вы, дети, будете творить добрыя дела пред Богом; тогда в состоянии будете научить и своих детей духовных. Посему, Бога ради, всеми силами потщитесь, дети, проводить жизнь в страхе Божием, чтобы упасти себя и стадо свое и избавиться вечной муки. Писанием и неписанием понуждаю вас, дети, на дела благия: потому что и должен всегда напоминать вам и писать о том, что душеполезно и спасительно. Вместе и сам прошу вас, преподобныя: помолитесь о моем недостоинстве и о моей худости, -по слову Писания: «молитесь друг за друга, яко да исцелеете» (Иак.5:16): да сподобит Бог всех нас без вреда освободиться от сей суетной жизни, и получить вечное блаженство и неизреченную радость Христа Бога нашего, молитвами пречистыя Владычицы нашея Богородицы. Наконец будем славить безначалънаго Отца и Единороднаго Сына Его, Христа Бога нашего, и пречистаго, преблагаго и животворящаго Духа: ибо так верными славится пресвятое имя Божие, и Тою божественною силою мы избавляемся от враг видимых и невидимых в сем веке и в будущем, во веки. Аминь.

 

МЕРОПРИЯТИЯ 6 СЕНТЯБРЯ 2017 В МОСКВЕ КО ДНЮ ПЕТРА.

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

В 2017 году празднование Дня святителя Петра традиционно начнется утром с богослужения в Высоко-Петровском монастыре и Крестного хода вокруг обители с главной монастырской святыней – иконой святителя Петра. Москва в этот день будет праздновать день улицы Петровки, названной так в честь святителя Петра – вечером у Кутафьей башни Московского Кремля начнется квест «Тайны древней Петровки», участников которого ждут необычные задания. В завершение праздника в саду «Эрмитаж» состоится концерт.
Равноапостольный Косма Этолийский, Афонский, Албанский, иеромонах

 

ЖИТИЕ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Рав­ноап­о­столь­ный свя­щен­но­му­че­ник Кос­ма, в ми­ру Кон­стан­тин, был ро­дом из Это­лии. Он обу­чал­ся сна­ча­ла на ро­дине под ру­ко­вод­ством ар­хи­ди­а­ко­на Ана­нии Дер­ви­ша­на, а за­тем за­вер­шил свое об­ра­зо­ва­ние на Свя­той Афон­ской Го­ре, в Ва­то­пед­ском учи­ли­ще у та­ких из­вест­ней­ших в то вре­мя учи­те­лей, как Ни­ко­лай Цар­цу­лия (из Ме­зо­вы) и Ев­ге­ний Бул­га­рис (впо­след­ствии, в 1775–1779 го­дах, ар­хи­епи­скоп Ека­те­ри­но­слав­ский и Хер­сон­ский).
Остав­шись на Афоне в Фило­фе­ев­ской оби­те­ли для пре­успе­ва­ния в ду­хов­ных тру­дах, он был по­стри­жен там в ино­че­ский чин с име­нем Кос­ма, а за­тем ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. Стрем­ле­ние на­пра­вить на путь спа­се­ния и укре­пить в ве­ре бра­тьев-хри­сти­ан по­бу­ди­ло свя­то­го Кос­му ис­про­сить бла­го­сло­ве­ние ду­хов­ных от­цов и уй­ти в Кон­стан­ти­но­поль. Там он овла­дел ис­кус­ством крас­но­ре­чия и, по­лу­чив пись­мен­ное доз­во­ле­ние у пат­ри­ар­ха Се­ра­фи­ма II (а позд­нее и у его пре­ем­ни­ка Со­фро­ния) про­по­ве­до­вать Свя­тое Еван­ге­лие, стал воз­ве­щать его сна­ча­ла в церк­вах Кон­стан­ти­но­по­ля и окрест­ных се­ле­ни­ях, за­тем в при­ду­най­ских кня­же­ствах, в Фес­са­ло­ни­ках, в Вер­рии, в Ма­ке­до­нии, в об­ла­стях Хи­ма­ре, Акар­на­нии, Это­лии, на ост­ро­вах Свя­той Мав­ры, Ке­фа­ло­нии и в дру­гих ме­стах. Его про­по­ведь, ис­пол­нен­ная бла­го­да­ти Свя­то­го Ду­ха, про­стая, спо­кой­ная и крот­кая, при­но­си­ла хри­сти­а­нам ве­ли­кую ду­хов­ную поль­зу. Как и свя­тым Сво­им апо­сто­лам, Сам Гос­подь спо­спе­ше­ство­вал ему и утвер­ждал сло­во его зна­ме­ни­я­ми и чу­де­са­ми. Про­по­ве­дуя в Ал­ба­нии, в тех от­да­лен­ных ме­стах ее, где хри­сти­ан­ское бла­го­че­стие бы­ло по­чти утра­че­но, сре­ди оди­чав­ших и огру­бев­ших лю­дей, за­кос­нев­ших в гре­хах, свя­той Кос­ма Сло­вом Бо­жи­им при­во­дил их к ис­крен­не­му по­ка­я­нию и ис­прав­ле­нию.
По его на­став­ле­нию в се­лах от­кры­ва­лись цер­ков­ные учи­ли­ща. Бо­га­тые жерт­во­ва­ли свои сред­ства на бла­го­устрой­ство церк­вей, на по­куп­ку свя­щен­ных книг (ко­то­рые свя­той раз­да­вал гра­мот­ным), по­кры­вал (ко­то­ры­ми он на­де­лял жен­щин, уве­ще­вая их хо­дить с по­кры­ты­ми го­ло­ва­ми), че­ток и кре­стов (ко­то­рые он раз­да­вал про­сто­му на­ро­ду). Так как церк­ви не вме­ща­ли всех же­лав­ших по­слу­шать муд­ро­го про­по­вед­ни­ка, свя­той Кос­ма с со­бо­ром иере­ев со­вер­шал бде­ния в по­лях, на пло­ща­дях, где ты­ся­чи лю­дей мо­ли­лись о жи­вых и усоп­ших и на­зи­да­лись его на­став­ле­ни­я­ми. И вез­де, где оста­нав­ли­вал­ся свя­той Кос­ма и го­во­рил свою про­по­ведь, бла­го­дар­ные слу­ша­те­ли воз­дви­га­ли боль­шие де­ре­вян­ные кре­сты, ко­то­рые оста­ва­лись на­все­гда в па­мять об этом.
Апо­столь­ское слу­же­ние свя­то­го Кос­мы за­вер­ши­лось му­че­ни­че­ской смер­тью в 1779 го­ду. В 65-лет­нем воз­расте по на­ве­там иуде­ев он был пре­дан тур­кам и удав­лен. Те­ло его бы­ло бро­ше­но в ре­ку, а через три дня об­ре­те­но свя­щен­ни­ком Мар­ком и пре­да­но по­гре­бе­нию близ се­ле­ния Ка­ли­кон­та­си в Ар­де­вуз­ском мо­на­сты­ре Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Впо­след­ствии ча­сти­цы мо­щей свя­щен­но­му­че­ни­ка бы­ли пе­ре­не­се­ны на бла­го­сло­ве­ние в раз­ные ме­ста.