Седмица 23-я по Пятидесятнице
6-12 ноября
Здравствуйте, братья и сестры!

Предлагаем календарь на 23-ю седмицу по Пятидесятнице.

  • 8 ноября (среда) — великомученика Димитрия Солунского.
  • 10 ноября (пятница) — святителя Димитрия, митрополита Ростовского.
Желаем душеполезного чтения!

Some Image
Братья и сестры, приглашаем вас на беседы о христианской семье.

Беседы предназначены для молодых людей, которые задумываются о создании супружеского союза, а также для молодых семей, которые хотят укрепить отношения в браке и сделать свою семейную жизнь более счастливой. Их проводят опытные в семейных вопросах священники, а также профессиональные психологи и педагоги.

Встречи проходят в Историческом парке «Россия — Моя история» (57-й павильон ВДНХ) по субботам с 12:00 до 14:30.

Расписание занятий доступно на общей странице Православных просветительских курсов.

Первая встреча: 11 ноября.

Чтобы участвовать, заполните онлайн-анкету.


Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость»
6 ноября
Понедельник
24 октября по старому стилю
Поста нет
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688).
Мч. Арефы и с ним 4299 мучеников (523). Блж. Елезвоя (Калеба), царя Ефиопского (553-555). Мц. Синклитикии и двух дщерей ее (VI).
Прпп. Арефы (XII), Сисоя (XIII) и Феофила (XII-XIII), затворников Печерских. Свт. Афанасия, Патриарха Цареградского (после 1311).
Прп. Зосимы (1833).
Прп. Георгия (1959). Сщмчч. Лаврентия, еп. Балахнинского, Алексия пресвитера и мч. Алексия (1918). Прп. Арефы исп. (1932). Сщмчч. Иоанна и Николая пресвитеров (1937). Сщмч. Петра пресвитера (1938).
Первое послание к Фессалоникийцам
Благодари́мъ Бóга всегдá о всѣ́хъ вáсъ, поминáнiе о вáсъ творя́ще въ моли́твахъ нáшихъ, непрестáнно поминáюще вáше дѣ́ло вѣ́ры, и трýдъ любвé, и терпѣ́нiе уповáнiя Гóспода нáшего Иисýса Христá, предъ Бóгомъ и Отцéмъ нáшимъ, вѣ́дяще, брáтiе возлю́бленная, от Бóга избрáнiе вáше: я́ко благовѣствовáнiе нáше не бы́сть къ вáмъ въ слóвѣ тóчiю, но и въ си́лѣ, и въ Дýсѣ святѣ, и во извѣщéнiи мнóзѣ, я́коже и вѣ́сте, какови́ бы́хомъ въ вáсъ рáди вáсъ.
Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим, зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Евангелие от Луки
И́ обрáщься ко ученикóмъ, речé: вся́ мнѣ́ преданá бы́ша от Отцá моегó: и никтóже вѣ́сть, ктó éсть Сы́нъ, тóкмо Отéцъ: и ктó éсть Отéцъ, тóкмо Сы́нъ, и емýже áще хóщетъ Сы́нъ откры́ти. И́ обрáщься ко ученикóмъ, еди́нъ речé: блажéни óчи ви́дящiи, я́же ви́дите: глагóлю бо вáмъ, я́ко мнóзи прорóцы и цáрiе восхотѣ́ша ви́дѣти, я́же вы́ ви́дите, и не ви́дѣша: и слы́шати, я́же слы́шите, и не слы́шаша.
И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(1 Фес. 1, 1-5; Лк. 10, 22-24)
«Кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Сын же был на земле и все нужное нам открыл Сам и через Духа Святого, действовавшего в апостолах. Следовательно, что найдешь в Евангелии и апостольских писаниях, то только и будешь и можешь знать об Отце и Божеских вещах. Больше этого не ищи и помимо этого не думай где либо еще найти истину о Боге и планах Божиих.

Каким великим сокровищем обладаем мы! Все уже сказано. Не ломай головы, а только с верою прими, что открыто:

  • Открыто, что Бог един по существу и троичен в лицах. Отец, Сын и Святый Дух, прими это верою и содержи так.
  • Открыто, что Триипостасный Бог все создал словом, все содержит в деснице Своей и о всем промышляет, прими это верою и содержи так.
  • Открыто, что мы были в блаженном состоянии и пали, и что для восстановления и искупления нас Сын Божий, второе лицо Пресвятой Троицы, воплотился, пострадал, умер на кресте, воскрес и вознесся на небо, — прими это верою и содержи так.
  • Открыто, что желающий спастись должен уверовать в Господа и, приняв божественную благодать во св. таинствах, с помощью ее, жить по заповедям Господним, борясь со страстями и похотями посредством соответствующих подвигов, — прими это верою и делай так.
  • Открыто, что кто живет по указанию Господню, тот по смерти поступает в светлые обители, предначаток вечного блаженства, а кто не живет так, тот по смерти предначинает испытывать муки адские, — прими это верою и тем вразумляй и воодушевляй себя на добро и подвиги.
Так и все с верою принимай и верно храни. Нет надобности ломать голову на придумывание чего-либо своего; и тех, которые умничают много, не слушай, ибо они пошли не зная куда.
Святые мученики Маркиан и Мартирий
7 ноября
Вторник
25 октября ст.ст.
Поста нет
Мчч. Маркиана и Мартирия
(ок. 355). Прав. Тавифы (I).
Мч. Анастасия (III).
Прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских (XIII-XIV).
Прп. Матроны исп (1963).
Первое послание к Фессалоникийцам
И вы́ подóбницы бы́сте нáмъ и Гóсподу, прiéмше слóво въ скóрби мнóзѣ съ рáдостiю Дýха святáго, я́ко бы́ти вáмъ о́бразъ всѣ́мъ вѣ́рующымъ въ македóнiи и Ахáiи. От вáсъ бо промчéся слóво Госпóдне не тóкмо въ македóнiи и Ахáiи, но и во вся́ко мѣ́сто вѣ́ра вáша, я́же къ Бóгу, изы́де, я́ко не трéбовати нáмъ глагóлати чтó.
И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии. Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.
Евангелие от Луки
Речé же и́мъ: егдá мóлитеся, глагóлите: óтче нáшъ, и́же на небесѣ́хъ, да святи́тся и́мя твоé: да прiи́детъ цáрствiе твоé: да бýдетъ вóля твоя́, я́ко на небеси́, и на земли́: хлѣ́бъ нáшъ насýщный подавáй нáмъ на вся́къ дéнь: и остáви нáмъ грѣхи́ нáшя, и́бо и сáми оставля́емъ вся́кому должникý нáшему: и не введи́ нáсъ во искушéнiе, но избáви нáсъ от лукáваго.

И áзъ вáмъ глагóлю: проси́те, и дáстся вáмъ: ищи́те, и обря́щете: толцы́те, и отвéрзется вáмъ: вся́къ бо прося́й прiéмлетъ, и ищя́й обрѣтáетъ, и толкýщему отвéрзется.

Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

 
Мысли святителя Феофана Затворника
(1 Фес. 1, 6-10; Лк. 11, 1-10)
Господь дал молитву общую для всех, совместив в ней все нужды наши, духовные и телесные, внутренние и внешние, вечные и временные. Но так как в одной молитве нельзя совместить всего, о чем приходится молиться Богу в жизни, то, после молитвы общей, дано правило на случай частных о чем-либо прошений: «просите, и дано будет вам; ищете, и найдете; стучите и отворят вам».

В церкви Божией так и делается: христиане все обще молятся об общих нуждах, но каждый частно излагает перед Господом свои нужды и потребности. Обще молимся в храмах по установленным чинопоследованиям, которые все ничто иное, как разъясненная и в разных видах изложенная молитва Господня, а частно, дома, всякий как умеет просит Господа о своем.

И в храме можно молиться о своем, и дома можно молиться о своем, и дома можно молиться общею молитвою. Об одном только надо заботиться, чтобы, когда стоим на молитве, дома ли или в церкви, у нас на душе была действительная молитва, действительное обращение и восхождение ума и сердца нашего к Богу. Как кто сумеет пусть делает это.

Не стой как статуя и не бормочи молитв, как заведенная машинка, играющая песни. Сколько ни стой так и сколько ни бормочи, нет у тебя молитвы, когда ум блуждает и сердце полно суетных чувств. Уж если стоишь на молитве, приладился к ней, что стоит тебе и ум и сердце привлечь сюда же? И влеки их, хотя бы они упорствовать стали. Тогда составится молитва настоящая и привлечет милость Божию и Божие обетование молитве: просите и дастся, исполнится. Не дается часто оттого, что прошения нет, а только просительное положение.

Великомученик Димитрий Солунский
8 ноября
Среда
26 октября ст.ст.
Пища с растительным маслом
Вмч. Димитрия Солунского(ок. 306).
Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения) бывшего в Царьграде (740). Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814).
Прп. Феофила Печерского, архиеп. Новгородского (1482). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).
Первое послание к Фессалоникийцам
Утѣшéнiе бо нáше не от прéлести, ни от нечистоты́, ни лéстiю: но я́коже искуси́хомся от Бóга вѣ́рни бы́ти прiя́ти благовѣствовáнiе, тáко глагóлемъ, не áки человѣ́комъ угождáюще, но Бóгу искушáющему сердцá нáша. Никогдáже бо въ словеси́ ласкáнiя бы́хомъ къ вáмъ, я́коже вѣ́сте, нижé въ винѣ́ лихоимáнiя: Бóгъ свидѣ́тель!
Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
Евангелие от Луки
И áзъ вáмъ глагóлю: проси́те, и дáстся вáмъ: ищи́те, и обря́щете: толцы́те, и отвéрзется вáмъ: вся́къ бо прося́й прiéмлетъ, и ищя́й обрѣтáетъ, и толкýщему отвéрзется. Котóраго же вáсъ отцá воспрóситъ сы́нъ хлѣ́ба, едá кáмень подáстъ емý? или́ ры́бы, едá въ ры́бы мѣ́сто змiю́ подáстъ емý? или́ áще попрóситъ яицá, едá подáстъ емý скóрпiю? А́ще ýбо вы́ зли́ сýще, умѣ́ете дая́нiя блáга дая́ти чáдомъ вáшымъ, кóльми пáче Отéцъ, и́же съ небесé, дáстъ Дýха святáго прося́щымъ у негó?
И Я скажу вам: проси те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(1 Фес. 2, 1-8; Лк. 11, 9-13)
Господь убеждает к молитве обетованием услышания, поясняя его сердоболием естественного отца, благосклонного к прошениям детей своих. Но тут же намекает на причину и того, почему иногда бывают не услышаны или не исполняются молитвы и прошения. Отец не даст детям камня, вместо хлеба, и змеи, вместо рыбы. Если же естественный отец не делает так, тем более не станет так делать Отец Небесный.

А прошения наши нередко походят на прошение змеи и камня. Нам кажется, что то хлеб и рыба, чего просим, а Отец Небесный видит, что просимое будет для нас камень или змея — и не дает просимого. Отец и мать изливают перед Богом теплые молитвы о сыне, да устроит ему лучшее, но вместе с тем выражают и то, что считают лучшим для своего сына, именно, чтобы был он жив, здоров и счастлив. Господь слышит молитву их и устраивает для сына их лучшее, только не по понятию просящих, а так, как оно есть на самом деле для сына их: посылает болезнь, от которой умирает сын.

Для тех, у которых все кончается настоящею жизнью, это не услышание, а делание наперекор, или предоставление лица, о котором молятся, его участи; для верующих же, что настоящая жизнь только приготовление к другой жизни, не может быть сомнения, что сын, о котором молились, заболел и умер именно потому, что услышана молитва и что для него лучше было отойти отсюда, чем оставаться тут.

Скажешь: так на что же и молиться? Нет, не молиться нельзя, но в молитвах об определенных предметах всегда надо содержать в мысли условие: «если, Господи, Сам Ты находишь это спасительным». Св. Исаак Сирианин и всякую молитву советует сокращать так: «Тебе Господи, ведомо, что для меня полезно: сотвори же со мной по воле Твоей».

Мученик Нестор
9 ноября
Четверг
27 октября ст.ст.
Поста нет
Мч. Нестора Солунского (ок. 306). Мч. Марка и иже с ним (304). Мцц. Капитолины и Еротииды (304).
Прп. Нестора Летописца (1114). Нестора Некнижного, Печерского (XIV). Обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского в Переславле-Залесском (1539).
Прмч. Сергия (1942).
Первое послание к Фессалоникийцам
Сегó рáди и мы́ благодари́мъ Бóга непрестáнно, я́ко прiéмше слóво слы́шанiя Бóжiя от нáсъ, прiя́сте не áки слóво человѣ́ческо, но, я́коже éсть вои́стинну, слóво Бóжiе, éже и дѣ́йствуется въ вáсъ вѣ́рующихъ. Вы́ бо подóбницы бы́сте, брáтiе, цéрквамъ Бóжiимъ сýщымъ во Иудéи о Христѣ́ Иисýсѣ, занé тáяжде и вы́ пострадáсте от свои́хъ сплемéнникъ, я́коже и тíи от иудéй.
Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не ка к слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине,- которое и действует в вас, верующих. Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев.
Евангелие от Луки
О́нъ же вѣ́дый помышлéнiя и́хъ, речé и́мъ: вся́ко цáрство самó въ себѣ́ раздѣля́яся, запустѣ́етъ: и дóмъ на дóмъ, пáдаетъ. А́ще же и сатанá сáмъ въ себѣ́ раздѣли́ся, кáко стáнетъ цáрство егó, я́коже глагóлете, о веельзевýлѣ изгоня́щя мя́ бѣ́сы. А́ще же áзъ о веельзевýлѣ изгоню́ бѣ́сы, сы́нове вáши о кóмъ изгóнятъ? сегó рáди тíи бýдутъ вáмъ судiи́. А́ще ли же о пéрстѣ Бóжiи изгоню́ бѣ́сы, ýбо пости́же на вáсъ цáрствiе Бóжiе.
Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; если же и сатана разделится сам в себе, то ка к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(1 Фес. 2, 9-14; Лк. 11, 14-23)
«Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него».

Это иносказание объясняет, как Господом разоряется власть бесовская над душами. Пока душа в грехе, ею владеет дух злой, хоть не всегда явно показывает то. Он сильнее души, потому и не боится восстания с ее стороны, властвует и тиранствует над нею без сопротивления. Но когда Господь приходит в душу, привлеченный верою и покаянием, тогда разрывает все узы сатанинские, изгоняет беса и лишает его всякой власти над душею такого.

И пока работает душа та Господу, бесы не могут возобладать над нею, ибо она сильна Господом, сильнее их. Когда же душа оплошает и отшатнется от Господа, бес опять нападает и одолевает, и бывает ей, бедной, хуже, чем прежде. Это всеобщий невидимый порядок явлений в духовном мире. Если б у нас открылись умные очи, мы увидели бы всемирную брань духов с душами: побеждает то одна, то другая сторона, смотря по тому, общаются ли души с Господом верою, покаянием и ревнованием о добрых делах или отстают от Него нерадением, беспечностью и охлаждением к добру.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
10 ноября
Пятница
28 октября ст.ст.
Пища с растительным маслом
Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их: Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила, Евникии (ок. 249-250). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, Патриарха Иерусалимского (363). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (587) (Груз.). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI).
Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266).
Прп. Иова, игумена Почаевского(1651).
Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853).
Прп. Арсения Каппадокийского (1924). Сщмч. Иоанна пресвитера (1918).
Первое послание к Фессалоникийцам
Вы́ бо подóбницы бы́сте, брáтiе, цéрквамъ Бóжiимъ сýщымъ во Иудéи о Христѣ́ Иисýсѣ, занé тáяжде и вы́ пострадáсте от свои́хъ сплемéнникъ, я́коже и тíи от иудéй, уби́вшихъ и Гóспода Иисýса и егó прорóки, и нáсъ изгнáвшихъ, и Бóгу не угоди́вшихъ, и всѣ́мъ человѣ́комъ проти́вящихся, и возбраня́ющихъ нáмъ глагóлати язы́комъ, да спасýтся, во éже испóлнити и́мъ грѣхи́ своя́ всегдá: пости́же же на ни́хъ гнѣ́въ до концá.
Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.
Евангелие от Луки
Егдá же нечи́стый дýхъ изы́детъ от человѣ́ка, прехóдитъ сквозѣ́ безвóдная мѣ́ста, ищя́ покóя: и не обрѣтáя, глагóлетъ: возвращýся въ дóмъ мóй, отню́дуже изыдóхъ. И пришéдъ обря́щетъ и́ пометéнъ и укрáшенъ: тогдá и́детъ и пóйметъ сéдмь други́хъ духóвъ гóршихъ себé, и вшéдше живýтъ тý: и бывáютъ послѣ́дняя человѣ́ку томý гóрша пéрвыхъ.
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(1 Фес. 2, 14-19; Лк. 11, 23-26)
«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Выходит, что можно целый век трудиться и думать, что собрано много всякого добра, а все ни к чему, коль скоро собираемо было не с Господом.

Что же значит собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его, — жить так, чтоб духом жизни был дух Христов.

Есть в мире две области — добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное; но добро и истина только от Господа, и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра, не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным, то что ни собирал бы кто, все не в прок, все напрасный труд, напрасная трата сил и времени.

Преподобномученица
Анастасия Римлянка
11 ноября
Суббота
29 октября ст.ст.
Поста нет
Прмц. Анастасии Римлянки (ок. 249-259). Прп. Аврамия затворника и блж. Марии, племянницы его (ок. 360). Мчч. Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы (285). Прп. Анны (Евфимиана) (826).
Прп. Аврамия, архим. Ростовского (1073-1077).
Сщмч. Николая пресвитера и с ним. мчч. Космы, Виктора, Наума, Филиппа, Иоанна, Павла, Андрея, Павла, Василия, Алексия, Иоанна и мц. Агафии (1918). Сщмч. Иоанна пресвитера (1930). Сщмч. Евгения пресвитера (1937). Мц. Анастасии (после 1937). Сщмч. Леонида пресвитера (1941).
Второе послание к Коринфянам
Сказýемъ же вáмъ, брáтiе, благодáть Бóжiю, дáнную въ цéрквахъ македóнскихъ: я́ко во мнóзѣмъ искушéнiи скорбéй избы́токъ рáдости и́хъ, и я́же во глубинѣ́ нищетá и́хъ избы́точествова въ богáтство простоты́ и́хъ: я́ко по си́лѣ и́хъ, свидѣ́телствую, и пáче си́лы доброхóтни, со мнóгимъ молéнiемъ моля́ще нáсъ, благодáть и общéнiе служéнiя, éже ко святы́мъ, прiя́ти нáмъ: и не я́коже надѣ́яхомся, но себé вдáша пéрвѣе Гóсподеви, и нáмъ вóлею Бóжiею.
Уведомляем вас, братия, о благодати Божией, данной церквам Македонским, ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия. Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель: они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым; и не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя, во-первых, Господу, потом и нам по воле Божией.
Евангелие от Луки
Прiидóша же къ немý Мáти и брáтiя егó, и не можáху бесѣ́довати къ немý нарóда рáди. И возвѣсти́ша емý, глагóлюще: Мáти твоя́ и брáтiя твоя́ внѣ́ стоя́тъ, ви́дѣти тя́ хотя́ще. О́нъ же отвѣщáвъ речé къ ни́мъ: мáти моя́ и брáтiя моя́ сíи сýть, слы́шащiи слóво Бóжiе, и творя́щiи é.
И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(2 Кор. 8, 1-5; Лк. 8, 16-21)
«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы». Стало быть, как бы мы ни прятались с своими худыми делами, им независимо от нас ведется запись, которая в свое время и предъявлена будет.

Что же это за хартия, на которой пишется эта запись? Совесть наша. Заставляем мы ее иногда молчать — она и молчит. Но хоть и молчит, а свое дело делает, ведет самую точную летопись делам нашим. Как же быть, если там записано много худого? Надо изгладить написанное. Чем? Слезами покаяния. Эти слезы все смоют и следа никакого не останется от того худого, что было записано.

Если же не смоем, то на суде придется самим перечитать все написанное. А так как тогда правда будет властною в сознании, то сами же и суд себе произнесем, а Господь утвердит его. Тогда будет решение безапелляционное, потому что всякий сам себя осудит, до других же и дела никому не будет. И все это совершится во мгновение ока: взглянешь и увидишь, что ты такое; и от Господа вездесущего тотчас же услышишь подтверждение суда; а затем всему конец.

Святой Стефан Милютин
12 ноября
Воскресенье
30 октября ст.ст.
Поста нет
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его Зиновии (285). Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии Александрийской (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III).
Св. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).
Сщмч. Леонида пресвитера (1941). Сщмч. Матфея диакона (1942). Обретение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998).
Озерянской иконы Божией Матери (XVI).
Послание к Ефесянам
Бóгъ же, богáтъ сы́й въ ми́лости, за премнóгую любо́вь свою́, éюже возлюби́ нáсъ, и сýщихъ нáсъ мéртвыхъ прегрѣшéньми, сооживи́ Христóмъ: благодáтiю естé спасéни: и съ ни́мъ воскреси́, и спосади́ на небéсныхъ во Христѣ́ Иисýсѣ, а яви́тъ въ вѣ́цѣхъ грядýщихъ презѣ́лное богáтство благодáти своея́ благосты́нею на нáсъ о Христѣ́ Иисýсѣ.
Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
Евангелие от Луки
И преидóша во странý гадари́нску, я́же éсть объ о́нъ пóлъ Галилéи. Изшéдшу же емý на зéмлю, срѣ́те егó мýжъ нѣ́кiй от грáда, и́же имя́ше бѣ́сы от лѣ́тъ мнóгихъ, и въ ри́зу не облачáшеся, и во хрáмѣ не живя́ше, но во гробѣ́хъ. Узрѣ́въ же Иисýса и возопи́въ, припадé къ немý, и глáсомъ вéлiимъ речé: чтó мнѣ́ и тебѣ́, Иисýсе Сы́не Бóга вы́шняго? молю́ся ти́, не мýчи менé. Повелѣ́ бо дýхови нечи́стому изы́ти от человѣ́ка: от мнóгихъ бо лѣ́тъ восхищáше егó: и вя́заху егó ýзы желѣ́зны и пýты, стрегýще егó: и растерзáя ýзы, гони́мь бывáше бѣ́сомъ сквозѣ́ пусты́ни. Вопроси́ же егó Иисýсъ, глагóля: чтó ти́ éсть и́мя? О́нъ же речé: легеóнъ: я́ко бѣ́си мнóзи внидóша вóнь.
И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(Еф. 2, 4-10; Лк. 8, 26-39)
Гадаринский бесноватый по исцелении своем прилепляется к Господу и желает быть с Ним всегда; затем, услышав волю Его, идет и проповедует о благодеянии, им полученном, по всему городу. Благодетель привлекает, воля Его становится законом для облагодетельствованного, и язык не может удержаться, чтоб не возвещать о том, что получено от Него. Если бы мы не имели в памяти всех благ, полученных и получаемых от Господа, то не было бы между нами неблагодарных, не было бы нарушителей святой воли Его, не было бы таких, которые не любили бы Его более всего.

В крещении мы избавлены от прародительского греха и всей погибельности его; в покаянии постоянно омываемся от грехов, непрестанно прилипающих к нам. Промышлением Божиим охраняемся от бед, нередко невидимых для нас самих, и получаем направление жизни наиболее безопасное для нас и благоприятное целям нашим; да и все, что имеем, все от Господа. Потому-то нам следует вседушно принадлежать Господу, во всем исполнять волю Его и прославлять имя Его пресвятое, а наипаче жизнью и делами, чтоб не быть хуже гадаринского бесноватого, который сразу оказался настолько мудрым, что стал достойным примером подражания для всех.