Неделя 37. О Закхее 

 

ОЧЕНЬ ПОУЧИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ ХРИСТА. КАК ВАЖНО ОТКРЫТЬ СВОЮ ДУШУ И ПРИНЯТЬ В НЕЙ СПАСИТЕЛЯ. МАРИЯ МАГДАЛИНА, РАЗБОЙНИК С СОСЕДНЕГО С ХРИСТОМ КРЕСТА И МНОГО ДРУГИХ. БРАТЬЯ И СЕСТРЫ, КАК ЖЕ НАМ НАДО СЛЕДОВАТЬ ПРИМЕРУ ЭТИХ ЛЮДЕЙ. ВРОДЕ БЫ И ЛЮБИМ ХРИСТА, СТРЕМИМСЯ К НЕМУ, ХОТИМ ПОХОДИТЬ НА НЕГО, ОДНАКО, ЧАСТО ЗАБЫВАЕМ КАКУЮ ТЯЖЕЛУЮ ЖИЗНЬ ОН ПРОЖИЛ И ЗАКОНЧИЛ ЕЕ МУЧЕНИЧЕСКИ. СЫН БОГА РОДИЛСЯ В ХЛЕВУ, ЖИЛ В БЕДНОЙ СЕМЬЕ, БЫЛ И ГОНИМ, ИЗБИВАЕМ, НЕУСЛЫШАН В СВОЕЙ ВСЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛЮБВИ К ЛЮДЯМ И УМЕР ВЗЯВ НА СЕБЯ ВСЕ ГРЕХИ ЛЮДЕЙ. МЫ ЖЕ, ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ, ХОТИМ СЛАДКО ПИТЬ, ВКУСНО ЕСТЬ, БОГАТСТВА ПОБОЛЬШЕ, ДАЧ, МАШИН, ШУБ, ЗОЛОТА И Т.Д. КАК МЫ ЧИТАЕМ В ВЕЧЕРНЕМ ПРАВИЛЕ, В МОЛИТВЕ 9-ОЙ КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ, ПЕТРА СТУДИЙСКОГО: «…ВЕСИ БО, ВЛАДЫЧИЦЕ МОЯ БОГОРОДИЦЕ, ЯКО ОТНЮД ИМАМ В НЕНАВИСТИ ЗЛАЯ МОЯ ДЕЛА, И ВСЕЮ МЫСЛИЮ ЛЮБЛЮ ЗАКОН БОГА МОЕГО; НО НЕ ВЕМ, ГОСПОЖЕ ПРЕЧИСТАЯ, ОТКУДУ ЯЖЕ НЕНАВИЖДУ, ТА И ЛЮБЛЮ, А БЛАГАЯ ПРЕСТУПАЮ.» ГОСПОДИ. ПОМОГИ НАМ НЕМОЩНЫМ РАЗОБРАТЬСЯ В УМАХ, ДУШАХ И ДЕЛАХ НАШИХ.   ВО СЛАВУ БОЖИЮ.
В 37-ю Неделю по Пятидесятнице читается Евангельский отрывок, посвященный покаянию мытаря Закхея.

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начал роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. (Мф. 19:1-10).

Неделя о Закхее, первое подготовительное воскресенье перед Великим постом. Святая Церковь за четыре недели начинает подготавливать свою паству к Святой Четыредесятнице. Благодатное время Великого поста — приближается!..
Ниже мы прилагаем проповедь Святейшего Патриарха Кирилла посвященную сему назидательному Евангельскому событию:
Окончание
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
“Сегодня читалось замечательное зачало из Евангелия от Луки, в котором говорится об обращении Закхея (Лк. 19:1-10). Закхей — мытарь, то есть сборщик податей, говоря современным языком, налоговый инспектор. Народ не любил сборщиков податей, потому что они собирали подать не для своего народа, а для римских оккупантов, причем не обижали и себя, нередко забирая у людей больше, чем требовала римская власть. Потому в глазах народа мытари были предателями, отступниками, а, значит, и богохульниками, великими грешниками, которые грехи, связанные со своей работой, усугубляли еще и грехом корыстолюбия, обижая свой народ. Наверное, никто в иудейском обществе того времени не был столь презираем и ненавидим, как мытари.
И вот Господь посещает Иерихон. Его окружает огромная толпа людей, и вдруг на дерево взбирается мытарь по имени Закхей. Из-за своего малого роста он не может увидеть Спасителя и взбирается для того, чтобы посмотреть на Него. Можно ли представить, чтобы сейчас на дерево влез какой-нибудь государственный чиновник? Сказали бы, что он с ума сошел. Наверное, так на Закхея и посмотрели, ведь он важный человек, сборщик податей, представитель римской власти, и вдруг забирается на дерево, чтобы увидеть Спасителя.
Патриарх КириллЕсли бы это было простое любопытство, мы бы сегодня о Закхее не говорили, мы просто не знали бы его имени. Но в его деянии было нечто великое: Закхей уничижил себя, смирил себя перед людьми, чтобы увидеть Спасителя. Вот такой была внезапная внутренняя потребность, такой невероятной силы тяготение к чистоте и святости, которые Христос являл людям. Закхей взобрался, и Господь подошел к нему и сказал: «Закхей, спускайся, Я сегодня буду в твоем доме» (см. Лк. 19:5). Это был уже абсолютный вызов всем: пойти в дом к предателю, разбойнику, вору, к тому, кто наживался на благополучии других людей. И одно только слово Спасителя преобразует Закхея. Он вдруг осознает всю бездну своего падения, всю глубину своего заблуждения, и говорит: «Господи, если кого я обидел, я вчетверо ему воздам» (Лк. 19:8). Это были не простые слова: наверное, нужно было отдать почти все, что имел Закхей, чтобы вернуть людям несправедливо взятое у них. Но он во мгновенье решается на этот поступок, и Господь говорит, что ныне пришло избавление и дому Закхея (Лк. 19:9-10).
Это событие очень многому нас учит. Каждый из нас совершает грехи. Чем выше человек по своему положению, тем чаще его грех влияет на других людей. Грехами мы всегда обижаем других, будь то коллеги по работе или наша семья, наши родители или наши дети, наши мужья или наши жены. Грех всегда несет людям горе, хотя иногда нам кажется, что он так глубоко внутри нас, что никто его и разглядеть не может. Это неправда — грех всегда разит других; грех разрушает самого человека, но несет несчастье и другим людям.
Пример Закхея учит нас, что, каким бы грешником каждый из нас ни был, какая бы тяжесть ни лежала на нашем сердце, у нас есть возможность привлечь к себе Божию любовь и Божию милость. И нам не нужно забираться на деревья — нам следует просто обрести решимость, которую обрел Закхей, и исповедовать пред Богом эту решимость простить других людей, вернуть то, что мы несправедливо у них взяли, будь то материальные ценности или нечто иное, разделить с людьми свою жизнь, отдать им часть самого себя. И тогда мы услышим  замечательные слова, которые Господь сказал Закхею, о том, что и на нас распространяется принесенное Христом спасение людей.
Если мы сумеем в предстоящие дни Великого поста поработать над собой, проанализировать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, попытаемся их исправить, то даже небольшие наши усилия приведут к тому, что мы станем лучше. Ведь человек в своей жизни никогда не стоит на одном месте; а если стоит, значит, он деградирует, становится хуже. Только движение вперед означает развитие и умственное (это хорошо знают те, кто учится), и нравственное, и духовное, и материальное; только движение вперед возвышает человека. Вот нам и даются такие дни, как дни Великого поста, чтобы мы могли пред Богом, принеся покаяние, взять под контроль свои мысли и поступки и двигаться вперед, навстречу Господу.