Седмица 24-я по Пятидесятнице
13-19 ноября

Здравствуйте, братья и сестры!

Поздравляем вас с наступающим Воскресным днем! Предлагаем календарь на 24-ю седмицу по Пятидесятнице.

Желаем душеполезного чтения!

Сщмч. Иоанн Кочуров 13 ноября

Понедельник

31 октября по старому стилю

Поста нет

Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула (I). Мч. Епимаха (ок. 250). Прп. Мавры Константинопольской (V). Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских (XII).

Сщмч. протоиерея Иоанна Царскосельского, Петроградского (1917). Прмч. Леонида (1918). Сщмчч. Всеволода, Александра, Сергия и Алексия и Василия, Петра, Василия пресвитеров, прмч. Анатолия, Евфросина и мч. Иакова (1937). Прмч. Иннокентия (1938).

Сегó рáди и áзъ ктомý не терпя́, послáхъ разумѣ́ти вѣ́ру вáшу, да не кáко искуси́лъ вы́ искушáяй, и вотщé бýдетъ трýдъ нáшъ. Ны́нѣ же пришéдшу тимоѳéю къ нáмъ от вáсъ и благовѣсти́вшу нáмъ вѣ́ру вáшу и любо́вь, и я́ко и́мате пáмять о нáсъ блáгу, всегдá желáюще нáсъ ви́дѣти, я́коже и мы́ вáсъ: сегó рáди утѣ́шихомся, брáтiе, о вáсъ, во вся́кой скóрби и нуждѣ́ нáшей, вáшею вѣ́рою: я́ко мы́ ны́нѣ жи́ви есмы́, áще вы́ стои́те о Гóсподѣ. Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры; ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.
Нарóдомъ же собирáющымся начáтъ глагóлати: рóдъ сéй лукáвъ éсть: знáменiя и́щетъ, и знáменiе не дáстся емý, тóкмо знáменiе Иóны прорóка: я́коже бо бы́сть Иóна знáменiе Ниневи́томъ, тáко бýдетъ и Сы́нъ человѣ́ческiй рóду семý. Цари́ца ю́жская востáнетъ на сýдъ съ мýжи рóда сегó, и осýдитъ и́хъ: я́ко прiи́де от конéцъ земли́ слы́шати премýдрость соломóнову: и сé мнóжае соломóна здѣ́. Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо ка к Иона был знамением для Ниневитян, та к будет и Сын Человеческий для рода сего. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
 

Мысли святителя Феофана Затворника

(1 Фес. 2, 20-3, 8; Лк. 11, 29-33)

«Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их», За что? За равнодушие к делу совершаемому Господом перед их глазами. Та царица, услышав о мудрости Соломоновой, издалека пришла послушать его, а эти мужи, имея перед лицом Самого Господа, не внимают Ему, хоть очевидно было, что Он выше Соломона, как небо выше земли. И всех равнодушных к делам Божиим, осуждает южная царица, потому что Господь всегда и среди нас так же очевидно присущ в евангельских сказаниях, как было тогда.

Читая Евангелие, мы имеем пред очами Господа со всеми дивными делами Его, ибо оно также несомненно, как несомненно свидетельство собственных очей. Между тем, кто-кто внимает Господу так печатлеющемуся в душах наших. Мы смежили очи свои или обратили их в другую сторону, оттого и не видим; а не видя, не занимаемся делами Господа. Но это не извинение, а причина невнимания, столько же преступная, сколько преступно и самое дело, происходящее от него.

Дело Господа наше первое дело, то есть спасение души. К тому, что от Господа, мы должны внимать и без отношения к нам, не тем ли более когда оно все обращено на нас, на устроение нашего сушественного дела, значение которого простирается на всю вечность? Судите, сколь же преступно невнимание к такому делу!

Косма и Дамиан Асийские 14 ноября

Вторник

1 ноября ст.ст.

Поста нет

Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Азийских и матери их прп. Феодотии (III).

Сщмчч. Иоанна епископа и Иакова пресвитера, в Персии пострадавших (ок. 345). Мцц. Кириены и Иулиании (305-311). Мч. Ерминингельда, царевича Готфского (586). Мчч. Кесария, Дасия и с ними пяти (VII).

Сщмчч. Александра и Феодора пресвитеров (1918). Сщмчч. Александра и Димитрия пресвитеров, мц. Елисаветы (1937). Мч. Петра (1941).

Вáсъ же Госпóдь да умнóжитъ и да избы́точествитъ любо­́вiю дрýгъ ко дрýгу и ко всѣ́мъ, я́коже и мы́ къ вáмъ, во éже утверди́ти сердцá вáша непорóчна въ святы́ни предъ Бóгомъ и Отцéмъ нáшимъ, въ пришéствiе Гóспода нáшего Иисýса Христá со всѣ́ми святы́ми егó. Ами́нь. А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, 3чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.
Свѣти́лникъ тѣ́лу éсть óко: егдá ýбо óко твоé прóсто бýдетъ, всé тѣ́ло твоé свѣ́тло бýдетъ: егдá же лукáво бýдетъ, и тѣ́ло твоé тéмно: блюди́ ýбо, едá свѣ́тъ, и́же въ тебѣ́, тмá éсть. А́ще бо тѣ́ло твоé всé свѣ́тло, не имы́й нѣ́кiя чáсти тéмны, бýдетъ свѣ́тло всé, я́коже егдá свѣти́лникъ блистáнiемъ просвѣщáетъ тя́. Егдá же глагóлаше, моля́ше егó фарисéй нѣ́кiй, да обѣ́дуетъ у негó: вшéдъ же возлежé. Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно. Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё та к, как бы светильник освещал тебя сиянием.
 

Мысли святителя Феофана Затворника

(Фес. 3, 9-13; Лк. 11, 34-41)

«Светильник тела есть око»; а светильник душе ум. Как при неповрежденности ока телесного все вокруг нас, во внешнем быту нашем, видно для нас и мы знаем, как и куда идти и что делать, так при здравости ума видно бывает для нас все во внутреннем быту нашем, в нашем отношении к Богу и ближним и в том, как должно нам держать самих себя.

Ум, высшая сторона души, совмещает чувство Божества, требования совести и чаяние лучшего, сравнительно со всем обладаемым нами и ведомым нам. Когда ум здрав, в душе царствует страх Божий, добросовестность и несвязанность ничем внешним, а когда он нездрав — Бог забыт, совесть хромает на обе ноги и душа вся погрязает в видимое и обладаемое. В последнем случае у человека темная ночь: понятия спутаны, в делах нестройность, в сердце безотрадная туга. Толкают его соприкосновенные обстоятельства и он влечется вслед их, как щепка по течению ручья. Не знает он, что доселе сделано, что он теперь и чем кончится путь его.

Напротив, у кого ум здрав, тот, боясь Бога, ведет дела свои с осмотрительностью, слушает одного закона совести, дающего однообразный строй всей жизни его и не погружается в чувственное, воскрыляясь чаянием будущего всеблаженства. От этого у него взор на все течение жизни, со всеми ее прикосновенностями, ясен и для него светло все так, как бы светильник освещал кого сиянием (Лк. 11, 36).

Икона Божией Матери
«Одигитрия» Шуйская
15 ноября

Среда

2 ноября ст.ст.

Пища с растительным маслом

Мчч. Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста и иже с ними (ок. 341-345). Прп. Маркиана Киринейского (388).

Сщмчч. Константина и Анании пресвитеров (1918).

Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери (1654-1655).

Сiя́ бо éсть вóля Бóжiя, свя́тость вáша, храни́ти себé самѣ́хъ от блудá, и вѣ́дѣти комýждо от вáсъ свóй сосýдъ стяжавáти во святы́ни и чéсти, а не въ стрáсти пóхотнѣй, я́коже и язы́цы не вѣ́дящiи Бóга, и éже не преступáти и лихои́мствовати въ вéщи брáта своегó: занé мсти́тель éсть Госпóдь о всѣ́хъ си́хъ, я́коже и прéжде рекóхомъ къ вáмъ и засвидѣ́телствовахомъ. Не призвá бо нáсъ Бóгъ на нечистотý, но во свя́тость. Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.
Но гóре вáмъ фарисéомъ, я́ко одеся́тствуете от мя́твы и пигáна и вся́каго зéлiя, и мимохóдите сýдъ и любóвь Бóжiю: сiя́ подобáше сотвори́ти, и óнѣхъ не оставля́ти. Гóре вáмъ фарисéомъ, я́ко лю́бите предсѣдáнiя на сóнмищехъ и цѣловáнiя на тóржищихъ. Гóре вáмъ, кни́жницы и фарисéе лицемѣ́ри, я́ко естé я́ко грóби невѣ́доми, и человѣ́цы ходя́щiи верхý не вѣ́дятъ. Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
 

Мысли святителя Феофана Затворника

(1 Фес. 4, 1-12; Лк. 11, 42-46)

Господь начинает укор Своим современникам тем, что они «нерадят о суде и любви Божией». Иссякновение правды и любви — корень всякого нестроения как в обществе, так и в каждом человеке. Само же оно происходит от преобладания самолюбия или эгоизма.

Когда эгоизм вселится в сердце, то в нем распложается целое полчище страстей. Сам он поражает правду и любовь, требующих самоотвержения, а страсти, им порождаемые, изгоняют все другие добродетели. И становится человек, по сердечному строю, негодным ни к чему истинно доброму. Дать «десятину с мяты, руты и всяких овощей» еще может, а сделать что-либо посущественнее не находит в себе мужества. Это не значит, чтоб и внешнее поведение его было безобразно. Нет, оно всячески скрашивается добропорядочностью, только сам в себе он «гроб скрытый, над которым люди ходят и не знают того».

Начало самоисправления — начало возникновения в сердце самоотвержения, вслед за которым восстанавливается правота и любовь, а от них потом начинают оживать одна за другою и все прочие добродетели. Человек по сердечному строю становится тогда благообразен перед очами Божиими, хотя для людей, снаружи, может иногда казаться невзрачным. Но суд людской не важное дело, лишь бы суд Божий был не против нас.

Святой Георгий Победоносец 16 ноября

Четверг

3 ноября ст.ст.

Поста нет

Обновление (освящение) храма вмч. Георгия в Лидде (IV).

Мчч. Акепсима еп., Иосифа пресвитера и Аифала диакона (IV). Мчч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия, Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320). Прп. Акепсима (IV). Прав. Снандулии (IV).

Сщмч. Николая и мч. Павла (1918). Сщмчч. Василия, Петра, Василия, Александра, Владимира, Сергия, Николая, Викентия, Иоанна, Петра, Александра, Павла, Космы пресвитеров и Симеона диакона (1937). Мц. Евдокии (1938). Сщмч. Сергия диакона (1942).

А о лѣ́тѣхъ и о временѣ́хъ, брáтiе, не трéбѣ éсть вáмъ писáти, сáми бо вы́ извѣ́стно вѣ́сте, я́ко дéнь Госпóдень, я́коже тáть въ нощи́, тáко прiи́детъ. Егдá бо рекýтъ: ми́ръ и утверждéнiе, тогдá внезáпу нападéтъ на ни́хъ всегуби́телство, я́коже болѣ́знь во чрéвѣ имýщей, и не и́мутъ избѣжáти. О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
Гóре вáмъ, я́ко зи́ждете грóбы прорóкъ, отцы́ же вáши изби́ша и́хъ. У́бо свидѣ́телствуете и соблаговоли́те дѣлóмъ отéцъ вáшихъ: я́ко тíи ýбо изби́ша и́хъ, вы́ же зи́ждете и́хъ грóбы. Сегó рáди и премýдрость Бóжiя речé: послю́ въ ни́хъ прорóки и апóстолы, и от ни́хъ убiю́тъ и изженýтъ: да взы́щется крóвь всѣ́хъ прорóкъ, проливáемая от сложéнiя мíра, от рóда сегó, от крóве А́веля дáже до крóве захáрiи, поги́бшаго мéжду олтарéмъ и хрáмомъ: éй, глагóлю вáмъ, взы́щется от рóда сегó. Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего.
 

Мысли святителя Феофана Затворника

(1 Фес. 5, 1-8; Лк. 11, 47-12, 1)

«Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». Отличительная черта лицемерия — делать все напоказ. Действовать на глазах других еще не лицемерие, потому что большая часть обязательных для нас дел и должны быть совершаемы для людей, следовательно, среди них и на виду у них. Хоть и лучше поступают те, которые ухищряются все делать тайно, но не всегда это возможно; потому-то действующих на виду нельзя тотчас укорять в желании только быть показными или действовать напоказ. У них может быть искреннее желание делать добро, а показанность необходимое сопутствие дел совершаемых внешне.

Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а показать только себя делающим добро. И это опять не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда возымеется в виду установить за собою репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же ко всему этому присоединится еще скрытная цель пользоваться и выгодами подобной репутации, то тут уж лицемерие во всей своей силе.

Смотри же всякий чего требует Господь, когда заповедует «беречься закваски фарисейской». Делай добро по желанию другим добра, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься — и избежишь лицемерия.

Блаженный Симон Юрьевецкий 17 ноября

Пятница

4 ноября ст.ст.

Пища с растительным маслом

Прп. Иоанникия Великого (846). Сщмчч. Никандра, еп. Мирского, и Ермея пресвитера.

Прп. Меркурия Печерского (XIV). Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (1584). Прп. Никандра Городноезерского (XVI).

Св. Николая исп., пресвитера (1931). Прмц. Евгении (1935). Сщмч. Александра пресвитера (1937). Сщмч. Исмаила пресвитера (1941).

Я́ко не положи́ нáсъ Бóгъ въ гнѣ́въ, но въ получéнiе спасéнiя Гóсподемъ нáшимъ Иисýсъ Христóмъ, умéршимъ за нáсъ, да, áще бди́мъ, áще ли спи́мъ, кýпно съ ни́мъ живéмъ. Сегó рáди утѣшáйте дрýгъ дрýга, и созидáйте кíйждо бли́жняго, я́коже и творитé. Мóлимъ же вы́, брáтiе, знáйте труждáющихся у вáсъ, и настоя́телей вáшихъ о Гóсподѣ, и наказýющихъ вы́, и имѣ́йте и́хъ по преизли́ха въ любви́ за дѣ́ло и́хъ: ми́рствуйте въ себѣ́. Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
Глагóлю же вáмъ другóмъ свои́мъ: не убóйтеся от убивáющихъ тѣ́ло и потóмъ не мóгущихъ ли́шше чтó сотвори́ти: сказýю же вáмъ, когó убóйтеся: убóйтеся имýщаго влáсть по убiéнiи воврещи́ въ дéбрь óгненную: éй, глагóлю вáмъ, тогó убóйтеся. Не пя́ть ли пти́цъ цѣни́тся пѣ́нязема двѣмá, и ни еди́на от ни́хъ нѣ́сть забвéна предъ Бóгомъ. Но и влáси главы́ вáшея вси́ изочтéни сýть. Не убóйтеся ýбо: мнóзѣхъ пти́цъ ýнши естé вы́. Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.
 

Мысли святителя Феофана Затворника

(1 Фес. 5, 9-13, 24-28; Лк. 12, 2-12)

«Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь». Самый большой у нас страх — смерти. Но Господь говорит, что страх Божий должен быть выше страха смертного. Когда так сложатся обстоятельства, что необходимо или потерять жизнь, или поступить против внушений страха Божия — лучше умри, но не иди против страха Божия; потому что если пойдешь против страха Божия, то по смерти телесной, которой все-таки не миновать, встретишь другую смерть, которая безмерно страшнее всех страшнейших смертей телесных. Если бы это последнее имелось всегда в мысли, страх Божий не ослабевал бы в нас и не было бы у нас никаких дел, противных страху Божию.

Положим, что восстают страсти. В то время когда они восстают, совесть, оживленная страхом Божиим, требует идти им наперекор; отказ требованию страстей кажется расставанием с жизнью, убиванием тела. Потому-то, когда возродятся последнего рода тревожные чувства и начнут колебать совесть, поспеши восставить страх Божий и страх суда Божия с его последствиями. Тогда опасение страшнейшей смерти прогонит опасение смерти слабейшей, и тебе легко будет устоять в требованиях долга и совести. Вот как исполняется то, что сказано у Премудрого: «помни последняя твоя, и во веки не согрешишь».

Патриарх Тихон 18 ноября

Суббота

5 ноября ст.ст.

Поста нет

Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси.

Мчч. Галактиона и Епистимии (III). Апп. от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I). Свт. Григория, архиеп. Александрийского (ок. 813-820).

Свт. Ионы, архиеп. Новгородского (1470).

Сщмч. Гавриила пресвитера (1937).

Ревнýю бо по вáсъ Бóжiею рéвностiю: обручи́хъ бо вáсъ еди́ному мýжу дѣ́ву чи́сту предстáвити Христóви. Бою́ся же, да не кáко, я́коже змíй Е́ву прельсти́ лукáвствомъ свои́мъ, тáко истлѣ́ютъ и рáзумы вáши от простоты́, я́же о Христѣ́. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.
Созвáвъ же обанáдесяте, дадé и́мъ си́лу и влáсть на вся́ бѣ́сы, и недýги цѣли́ти: и послá и́хъ проповѣ́дати цáрствiе Бóжiе и исцѣли́ти боля́щыя. И речé къ ни́мъ: ничесóже возми́те на пýть: ни жезлá, ни пи́ры, ни хлѣ́ба, ни сребрá, ни по двѣмá ри́зама имѣ́ти: и въ óньже дóмъ вни́дете, тý пребывáйте и оттýду исходи́те: и ели́цы áще не прiéмлютъ вáсъ, исходя́ще от грáда тогó, и прáхъ от нóгъ вáшихъ оттряси́те, во свидѣ́телство на ня́. Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы , ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь. А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.
 

Мысли святителя Феофана Затворника

(2 Кор. 11, 1-6; Лк. 9, 1-6)

«И послал их» (св. апостолов) «проповедывать Царствие Божие». В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное св. апостолами от лица Господа во св. Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим св. апостолов и Самого Господа так, как бы они были перед нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит.

Варлаам Хутынский 19 ноября

Воскресенье

6 ноября ст.ст.

Поста нет

Свт. Павла исп., патриарха Константинопольского (350). Мцц. Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Прп. Луки Тавроменийского (800-820).

Прп. Варлаама Хутынского (1192). Прп. Луки, эконома Печерского (XIII). Свт. Германа, архиеп. Казанского (1567). Прп. Варлаама Керетского (XVI).

Сщмч. Никиты, еп. Орехово-Зуевского, Анатолия, Арсения, Николая, Николая, Константина пресвитеров., прмчч. Варлаама и Гавриила, Гавриила, прмцц. Нины и Серафимы (1937). Сщмч. Василия пресвитера (1938).

И пришéдъ благовѣсти́ ми́ръ вáмъ, дáльнимъ и бли́жнимъ, занé тѣ́мъ и́мамы приведéнiе óбои во еди́нѣмъ Дýсѣ ко Отцý. Тѣ́мже ýбо ктомý нѣ́сте стрáнни и пришéлцы, но сожи́теле святы́мъ и при́снiи Бóгу, наздáни бы́вше на основáнiи апóстолъ и прорóкъ, сýщу краеугóлну самомý Иисýсу Христý, о нéмже вся́ко создáнiе составля́емо растéтъ въ цéрковь святýю о Гóсподѣ: о нéмже и вы́ созидáетеся въ жили́ще Бóжiе Дýхомъ. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
И женá сýщи въ точéнiи крóве от двоюнáдесяте лѣ́ту, я́же врачéмъ издáвши всé имѣ́нiе, и не возмóже ни от еди́наго исцѣлѣ́ти: и пристýпльши созади́, коснýся крáя ри́зъ егó: и áбiе стá тóкъ крóве ея́. И речé Иисýсъ: ктó éсть коснýвыйся мнѣ́? Отметáющымся же всѣ́мъ, речé пéтръ и и́же съ ни́мъ: настáвниче, нарóди одержáтъ тя́ и гнѣтýтъ, и глагóлеши: ктó éсть коснýвыйся мнѣ́? Иисýсъ же речé: прикоснýся мнѣ́ нѣ́кто: áзъ бо чýхъ си́лу изшéдшую изъ менé. Ви́дѣвши же женá, я́ко не утаи́ся, трепéщущи прiи́де, и пáдши предъ ни́мъ, ея́же рáди вины́ прикоснýся емý, повѣ́да емý предъ всѣ́ми людьми́, и я́ко исцѣлѣ́ áбiе. О́нъ же речé éй: дерзáй дщи́, вѣ́ра твоя́ спасé тя: иди́ въ ми́рѣ. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
 

Мысли святителя Феофана Затворника

(Еф. 2, 14-22; Лк. 8, 41-56)

Иаир гласно, при всех, упав к ногам Спасителя, молил Господа об исцелении дочери своей, и был услышан. Господь, ничего не сказав, тотчас встал и пошел к нему. На пути к Иаиру была исцелена кровоточивая жена, конечно, тоже не без молитвы с ее стороны, хоть она и не взывала словом и не падала ниц к ногам Господа: у ней была сердечная молитва веры. Господь услышал ее и дал исцеление. Тут все совершалось сокровенно. Кровоточивая сердцем обратилась к Господу; Господь слышал этот вопль-сердца и удовлетворил прошение. У этой жены и у Иаира молитва, по существу, одна, хотя и можно различать в них некоторые степени.

Такие-то молитвы, полные веры, упования и преданности никогда не бывают не услышаны. Говорят иногда: «молюсь, молюсь, а молитва моя все-таки не слышится». Но потрудись взойти в меру молитвы неотказываемой, ты и увидишь, почему она не услышана. Если ты будешь в молитвенном ли положении, как Иаир, или в простом обычном, как все окружающие, подобно кровоточивой, когда подвигнется в сердце твоем настоящая молитва, она несомненно войдет к Господу и преклонит Его на милость. Все дело в том, как дойти до такой молитвы. Трудись и дойдешь. Все чины молитвенные имеют в предмете вознести молитвенников в такую меру молитвы, и все, которые разумно проходят этот молитвенный курс, достигают цели своей.