РАЗЛИЧНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ, С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕМСЯ

 

 

 Для познания, привожу 

1. ЛИКИ СВЯТОСТИ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

 

2. СОКРАЩЕНИЯ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В СВЯТЫХ ПИСАНИЯХ:

3. ЗНАКИ ТИПИКОНА. СИМВОЛЫ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В КАЛЕНДАРЯХ

1. ЛИКИ СВЯТОСТИ

В Православной Церкви приняты следующие лики святости.

 Апостолы (ап.) – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят.

 Двое из апостолов, Петр и Павел, называются Первоверховными
 Бессребренники (бесср.) — служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, ккак телесные, так и душевные, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и другие.
Благоверные (блгв.). — В праздновании памяти святых монархов и князей прославляется их подвиг, запечатленный в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры, а не властные полномочия, бывшие у них в земной жизни, или родовитое происхождение. Например, Святой благоверный князь Даниил Московский, святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская. 
Блаженные (юро́дивые) ) (гр. σαλός слав.: глупый, безумный) – представители сонма святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения.
 Великомученики , как например: св. великомученик Георгий; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие. 
Исповедники (исп., испов.) — Сонм святых, прославляемых Церковью за открытое оглашение своей веры в Христа во время гонений; к числу исповедников причислялись те христиане, которые, претерпев мучения, остались – в отличие от мучеников – в живых
Мученики (мч.) – те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Например, св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. 
Первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла, и потому, они называются первомучениками
 Начертанные Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными.
 Новомученики (новмч., новомуч.). — Христиане, принявшие мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений. 
 Праведные (прав.) — проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др.  Первые праведники на земле: родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами
 Преподобноисповедники (прп. исп., прписп.) — Исповедники из числа монахов.
 Преподобномученики (прмч.). — Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.
 Преподобные (прп.) – праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.
 Пророки (прор.) святые Божиии, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю.
 Равноапостольные (равноап.) – святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, например: Мария Магдалина, первомученица Фекла, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Российский Владимир, св. Нина, просветительница Грузии и др.
 Святители (свт.) – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит московский и др.   Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями
 Священноисповедники (сщисп.). — Исповедники, принадлежащие к священническому чину.
 Священномученики (сщмч.). — Священнослужители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками.
 Столпники (столпн.) – святые подвижники, подвизавшиеся на столпе – башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних.
 Страстотерпцы (страст.) – принявшие мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев – в силу их злобы, коварства, заговора. Подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества — которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры. Этим именованием подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам, что является заповедями Иисуса Христа.
 Чудотворцы (чудотв.) – эпитет святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на помощь. Можно сказать, что все святые обладают даром чудотворения, т.к. засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

 

 Общепринятые сокращения

 Сокращение множественного числа термина образуется, как правило, от сокращения единственного числа путём удвоения последней буквы. Пример: св. — святой, свв. — святые
 ап.— апостол 
апп.— апостолы
 архиеп.— архиепископ 
архиепп.— архиепископы
 архим.— архимандрит
 архимм.— архимандриты
 бесср.— бессребреник, бессеребреники
 блгв.— благоверный (благоверная)
блгвв.— благоверные 
блж. (блаж.[1])  блаженная, блаженный 
блжж.— блаженные 
вел.— великий, великая
вмц. —  (влкмц.[1])  великомученица 
влмцц .- (влкмцц.[1])  великомученицы 
вмч. — (влкмч.[1])  великомученик 
вмчч. — (влкмчч.[1])  великомученики
 диак. — диакон
ев.— евангелист 
еп.— епископ 
епп.— епископы 
игум.— игумен 
иером.— иеромонах 
иеросхим.— иеросхимонах 
имп.— император
 исп. (испов,)  исповедник, исповедница
 кн. — князь 
Кнн.— князья
кнг. — княгиня 
кнж.— княжна 
митр.— митрополит 
митрр.— митрополиты 
мч.— мученик 
мчч.— мученики 
мц.— мученица
мцц. (мчцц.[1])  мученицы 
новмч. (новомуч.[1])  новомученик 
новосвщмч.— новосвященномученик
патр.— патриарх
патрр. —патриархи 
прав.— праведный 
правв.— праведные 
пресвит.— пресвитер 
прор.— пророк 
прорр.— пророки
 пророчц.— пророчица 
просвет.— просветитель, просветительница 
прот.— протоиерей 
протопресв.— протопресвитер 
прмч.— преподобномученик 
прмчч.— преподобномученики
 прмц.— преподобномученица 
прмцц.— преподобномученицы 
прп. (вне календаря допустимо преп. ) — преподобный
 прпп.— преподобные
равноап. — равноапостольный 
равноапп.— равноапостольные 
св.— святой, святая 
свв.— святые 
свт.— святитель
 свтт.— святители
свящ. (вне календаря) — священник 
сщмч.— священномученик 
сщмчч.— священномученики
столпн.  столпник 
страст.— страстотерпец 
схим.— схимонах 
чудотв.— чудотворец 
юрод.— юродивый

 

2. СОКРАЩЕНИЯ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В СВЯТЫХ ПИСАНИЯХ

Единого списка сокращённых названий книг Библии не существует, хотя многие списки сокращений, по большей части, могут совпадать.
При написании ссылки на текст Библии вначале указывается сокращённое название книги, затем номер главы и номера стихов.
Ссылка на текст из Библии обычно выглядит следующим образом:
  • Ин. 3:16, где «Ин.» — это название книги, 3 — это глава, а 16 — это номер стиха.
  • Ин. 3:16—18 (Книга. Глава: с этого [—] по этот стих)
  • Ин. 3:16—18, 21, 34—36 (Книга. Глава: с этого [—] по этот стих, этот стих, с этого [—] по этот стих)
  • Мф. 5—6 (Книга. С этой [—] по эту главу). (Возможный и более понятный вариант: Матф., гл. 5—6), или
  • Иуд. 6 (Книга, в которой всего лишь одна глава, указывается для краткости только номер стиха — шестой).

Сокращения названий

Сокращения могут включать в себя только собственно название книги или также и тип книги. Сокращения могут быть сделаны как путем урезания слова, так и путем выбора основных звуков.
Ниже перечислены принятые сокращения названий книг Библии (расположены в порядке их нахождения в Библии):
Канонические книги
Ветхий Завет или Танах
Тора или Пятикнижие Моисеево
Остальные книги
Второканонические книги
Новый Завет

 

Евангелия
Соборные послания апостолов и их деятельность[править 
Послания апостола Павла

 

3. ЗНАКИ ТИПИКОНА. СИМВОЛЫ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В КАЛЕНДАРЯХ.

 

Православный календарь снабжен специальными знаками, которые проставляются обычно на полях около праздничного события или памяти святого. В литургическом смысле эти знаки указывают, с какой торжественностью следует совершать Богослужение данного праздника. В техническо-богослужебном смысле знак содержит информацию о наличии/отсутствии тех или иных корпусов Богослужения (напр.: чтение Евангелия на утрени или пение «Блажен муж»), наличии/отсутствии или кол-ве стихир, седальнов, антифонов, канонов и т.д. Объяснение знаков содержится в 47 главе Типикона «О знамениях праздников великих, и средних, и малых».
Количество знаков, применяемых в Типиконе – 5, а количество служб, разделяемых по рангу – 6 (самая «непраздничная» служба не обозначается никаким знаком). Для изображения знаков используются два цвета – черный и красный.
В Православном календаре, ввиду отсутствия в шрифте таких специальных знаков, мы использовали обозначения, которые заменяют собой оригинальные знаки Типикона:
(+) – «крест окружен» (красный знак), бдение на великие праздники;
наиболее праздничная служба, где все изменяемые песнопения посвящены Празднику.
+) – «крест полуокружен», «бдение» (красный знак)
такому святому совершается Всенощное бдение. Его устав близок к полиелейной службе, отличия заключаются в том, что появляется малая вечерня, великая вечерня и утреня объединяются (отсюда бдение), бывает освящение хлебов и елеопомазание в конце утрени.
+ – «крест», «полиелей», «с полиелеем» (красный знак);
полиелейная служба, т.е. такая служба, на которой на утрени исполняется полиелей (торжественное пением псалмов 134 и 135 с припевами); кроме того, на такой службе бывает чтение Евангелия, прокимен, степенные антифоны, канон на 8, поются хвалитны и Великое славословие, а на вечерни появляется «Блажен муж» (первая Слава 1-й кафисмы), бывает Вход, читаются паремии, а также все стихиры поются святому, может служиться лития.
(:· – «славословный», «со славословием» (красный цвет);
такому святому полагается петь Великое славословие в конце утрени (в службах рангом ниже оно читается), кроме того, на службе поются уже некоторые воскресные богородичны, седальны по кафисмам – святому, на каноне бывает катавасия, а в конце утрени поются стихиры на хвалитех, Великое славословие, и все окончание утрени бывает по праздничному.
(:· – «шестерик», «на шесть» (черный цвет);
святому положены все шесть стихир на «Господи воззвах», бывает Слава на вечерней и утреней стиховне, тропарь, утренний канон святого на шесть.
– «без знака»; самая рядовая повседневная служба святому,
которому положено только три стихиры на «Господи воззвах» и канон на утрени на 4 тропаря. Тропаря святого может не быть.