Икона Богородицы Остробрамская Виленская

 

ИСТОРИЯ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Остробрам­ская (Ви­лен­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся глав­ной свя­ты­ней Виль­ны.
Со­хра­ни­лось несколь­ко пре­да­ний, по­вест­ву­ю­щих об ис­то­рии про­ис­хож­де­ния об­ра­за. Со­глас­но од­но­му из них, ико­на бы­ла при­не­се­на из Кор­су­ни ве­ли­ким кня­зем Оль­гер­дом и по­да­ре­на пер­вой су­пру­ге Ма­рии. Вто­рая су­пру­га ве­ли­ко­го кня­зя, Иули­а­ния, пе­ре­да­ла ико­ну в Тро­иц­кую цер­ковь, от­ку­да об­раз по­пал в ча­сов­ню у ост­рых во­рот.
Дру­гое пре­да­ние го­во­рит о том, что ико­на бы­ла при­сла­на Оль­гер­ду гре­че­ским им­пе­ра­то­ром Иоан­ном Па­лео­ло­гом, ко­гда тот узнал о при­ня­тии Оль­гер­дом хри­сти­ан­ства.
По тре­тье­му ис­точ­ни­ку, чу­до­твор­ная ико­на са­ма чу­дес­но яви­лась на ост­рых во­ро­тах 14 ап­ре­ля 1431 г. Несо­мнен­но од­но – в 1431 го­ду ико­на уже на­хо­ди­лась в ча­совне близ Тро­иц­кой церк­ви в рус­ском (или остром) кон­це го­ро­да Виль­ны и име­но­ва­лась Кор­сун­ской.
В 1498 г. в Вильне в свя­зи с воз­ник­шей опас­но­стью на­па­де­ния та­тар бы­ли за­ло­же­ны но­вые го­род­ские ка­мен­ные сте­ны, со­ору­же­ны во­ро­та с баш­ней, над ко­то­рой бы­ла устро­е­на ча­сов­ня. На эту ча­сов­ню (сна­ру­жи) и бы­ла по­ме­ще­на Кор­сун­ская ико­на, об­ра­щен­ная ли­ком ко вхо­дя­щим в го­род. Так как ча­сов­ня бы­ла со­ору­же­на в «остром» кон­це го­ро­да над во­ро­та­ми, то и на­зва­ние ико­ны по­сте­пен­но за­ме­ни­лось но­вым: она ста­ла име­но­вать­ся Ост­ро­во­рот­ной или Остробрам­ской (бра­ма – во­ро­та).
Во вре­ме­на унии об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пе­ре­шел сна­ча­ла в соб­ствен­ность ба­зи­ли­ан, а за­тем, при­бли­зи­тель­но в 1624 го­ду, кар­ме­ли­тов, за­хва­тив­ших и ча­сов­ню и ико­ну в свои ру­ки. В 1671 г. кар­ме­ли­ты устро­и­ли вме­сто преж­ней (вет­хой) ча­сов­ни но­вую и, уста­нав­ли­вая в ней ико­ну, об­ра­ти­ли ее ли­ком к ко­сте­лу и го­ро­ду, т.е. внутрь.
По­сле страш­но­го по­жа­ра Виль­ны в 1714 г. ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Те­ре­зин­ский ко­стел, но в 1744 г., ко­гда ча­сов­ня бы­ла вновь от­стро­е­на, сно­ва по­ме­ще­на над во­ро­та­ми. В на­ча­ле XIX сто­ле­тия ба­зи­ли­ане пы­та­лись воз­вра­тить ико­ну в свою соб­ствен­ность, спор до­шел до Ри­ма, и па­па по­ве­лел оста­вить ико­ну на по­пе­че­нии оби­те­ли кар­ме­ли­тов, так как она на­хо­ди­лась бли­же к ча­совне, в ко­то­рой пре­бы­вал свя­той об­раз.
В 1812 г. ико­на бы­ла немно­го по­вре­жде­на фран­цу­за­ми, а в 1829 г. от­ре­ста­ври­ро­ва­на. По­сле за­кры­тия в 1832 г. кар­ме­лит­ско­го мо­на­сты­ря, Те­ре­зин­ский ко­стел был пе­ре­име­но­ван в Остробрам­ский и остал­ся в ве­де­нии рим­ско-ка­то­ли­че­ско­го ду­хо­вен­ства.
Ико­на на­пи­са­на на ду­бо­вой дос­ке, изо­бра­же­ние по­яс­ное. Пре­чи­стая Де­ва изо­бра­же­на в мо­мент Бла­го­ве­ще­ния.
Ико­на оди­на­ко­во по­чи­та­ет­ся и пра­во­слав­ны­ми, и ка­то­ли­ка­ми.
Трех Радостей

 

ИСТОРИЯ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

В на­ча­ле XVIII сто­ле­тия некий бла­го­че­сти­вый жи­во­пи­сец при­вез из Ита­лии спи­сок с ико­ны, изо­бра­жа­ю­щей Свя­тое Се­мей­ство. Этот об­раз он оста­вил в Москве у сво­е­го род­ствен­ни­ка, свя­щен­ни­ка Тро­иц­кой, на Гря­зях, церк­ви. Впо­след­ствии свя­щен­ник по­жерт­во­вал при­ве­зен­ный ему об­раз в свою при­ход­скую цер­ковь. Здесь ико­на бы­ла по­ме­ще­на на па­пер­ти, над вхо­дом в цер­ковь.
Через со­рок лет Бо­жия бла­го­дать про­сла­ви­ла ико­ну див­ны­ми зна­ме­ни­я­ми.
Пре­да­ние гла­сит, что од­на­жды на некую знат­ную жен­щи­ну за ко­рот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни об­ру­ши­лось сра­зу несколь­ко несча­стий — муж ее был окле­ве­тан и от­прав­лен в ссыл­ку, име­ние ото­бра­но в каз­ну, а един­ствен­ный лю­би­мый сын, опо­ра и уте­ше­ние несчаст­ной жен­щи­ны, во вре­мя вой­ны по­пал в плен. Ока­зав­шись в без­вы­ход­ном по­ло­же­нии, бед­ная жен­щи­на об­ра­ти­лась с го­ря­чей мо­лит­вой к Ца­ри­це Небес­ной, про­ся Ее ми­ло­сти­во­го за­ступ­ле­ния. Вла­ды­чи­ца Небес­ная услы­ша­ла слез­ные мо­ле­ния несчаст­ной — од­на­жды во сне жен­щи­на услы­ша­ла го­лос, по­веле­ва­ю­щий ей отыс­кать ико­ну Свя­то­го Се­мей­ства и по­мо­лить­ся пе­ред ней. Дол­го ис­ка­ла скор­бя­щая жен­щи­на об­раз по мос­ков­ским церк­вам и на­шла его, на­ко­нец, на па­пер­ти Тро­иц­кой церк­ви на По­кров­ке. Усерд­но по­мо­лив­шись Пре­свя­той Де­ве, она вско­ре по­лу­чи­ла три ра­дост­ных из­ве­стия: муж ее был оправ­дан и воз­вра­щен из ссыл­ки, сын осво­бож­ден из пле­на и име­ние воз­вра­ще­но из каз­ны. От­сю­да и пошло на­име­но­ва­ние ико­ны — «Трех Ра­до­стей».
На иконе Бо­жия Ма­терь изо­бра­же­на с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ко­ле­нях. По пра­вую Ее ру­ку сто­ит ста­рец Иосиф, а сле­ва — Иоанн Пред­те­ча, взи­ра­ю­щие на Бо­гом­ла­ден­ца с лю­бо­вью.
Помимо двух известных образов Божией Матери «Трех радостей» в церкви во имя Живоначальной Троицы, что на Грязех, в Москве чтимые списки с иконы пребывают в двух храмах: в честь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне и в домовой церкви Софринской бригады оперативного назначения МВД России.
В 1918 году в Ризоположенскую церковь в Леонове перешло значительное число икон и церковной утвари из Свято-Михайловской церкви Гродненской епархии. Среди них туда была отправлена и икона «Трех Радостей». До реставрации она находилась у правого клироса главного алтаря, а в настоящее время пребывает в левом приделе перед клиросом.
Байбузская

 

ИСТОРИЯ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Бла­го­дат­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Бай­буз­ская на­хо­дит­ся в но­во­по­стро­ен­ном Свя­то-Успен­ском хра­ме с. Бай­бу­зы Чер­кас­ской епар­хии. По пре­да­нию бла­го­дат­ный об­раз явил­ся в се­ле на сру­бе ко­лод­ца, и про­изо­шло это в да­ле­ком 1832 го­ду. А пер­вый храм в се­ле, как пи­шет мест­ный кра­е­вед Люд­ми­ла Небы­ли­ца, был по­стро­ен в 1796 го­ду ста­ра­ни­ем Фе­до­ра Ла­да­на, мест­но­го за­жи­точ­но­го жи­те­ля, с по­мо­щью мно­гих кре­стьян. Через сто лет здесь бы­ла воз­ве­де­на но­вая цер­ковь, ко­то­рая про­сла­ви­лась сво­ей свя­ты­ней — бла­го­дат­ной Бай­буз­ской ико­ной.
В на­ча­ле XX ве­ка гра­фи­ня Ба­ла­шо­ва по­стро­и­ла еще од­ну цер­ковь, де­ре­вян­ную. В эту но­вую кра­си­вую цер­ковь пе­ре­нес­ли свя­той Бай­буз­ский об­раз. Но недол­го он там пре­бы­вал. В 1933 го­ду храм раз­ру­ши­ли и на его ме­сте по­стро­и­ли шко­лу, ко­то­рая сго­ре­ла во вре­мя Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны. Ико­ну же мест­ные жи­те­ли пря­та­ли в до­мах и да­же в сто­гах со­ло­мы. Ко­гда на­ча­лась вой­на, ее об­нес­ли во­круг се­ла — и оно по­стра­да­ло от фа­шист­ской агрес­сии зна­чи­тель­но мень­ше, чем со­сед­ние се­ла…
Пер­вым слу­ча­ем бла­го­дат­ной по­мо­щи Бо­жи­ей Ма­те­ри и Ее Сы­на от ико­ны ста­ло ис­це­ле­ние пя­ти­лет­ней де­воч­ки в 1832 го­ду. Стра­да­ли­ца не мог­ла хо­дить, но по­сле то­го как по­сто­я­ла око­ло ико­ны два ча­са, вне­зап­но ощу­ти­ла си­лу в но­гах и са­ма, без по­сто­рон­ней по­мо­щи по­бе­жа­ла к сво­ей ма­ме. По­сле это­го чу­дес­но­го ис­це­ле­ния лю­ди ста­ли по­чи­тать яв­лен­ную ико­ну чу­до­твор­ной и на­зва­ли ее Бай­буз­ской. Для под­твер­жде­ния ее бла­го­дат­ной си­лы об­раз от­вез­ли в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру. Ико­на дол­го от­сут­ство­ва­ла, и о ее воз­вра­ще­нии хо­да­тай­ство­вал бай­бу­зя­нин Фе­дот Мак­си­мо­вич, цер­ков­ный ста­ро­ста бай­буз­ской церк­ви, имев­ший род­ствен­ные свя­зи с ки­ев­ской зна­тью. Через неко­то­рое вре­мя ему уда­лось вер­нуть об­раз в Бай­бу­зы.
Ко­гда его тор­же­ствен­но, с пе­ни­ем, нес­ли на ру­ках, про­изо­шло еще од­но чу­до: в то вре­мя сто­я­ла небы­ва­лая жа­ра и за­су­ха, но сто­и­ло кре­стья­нам при­не­сти чти­мую ико­ну, по­шел силь­ный дождь.
По­след­ние трид­цать лет ико­на хра­ни­лась у бла­го­че­сти­вой жи­тель­ни­цы се­ла Со­фии Ефи­мов­ны На­стен­ко. Имен­но из ее до­ма она бы­ла пе­ре­не­се­на в но­вый храм, по­стро­ен­ный уси­ли­я­ми мно­гих лю­дей, но преж­де все­го тру­да­ми и за­бо­той ди­рек­то­ра мест­но­го ООО «Ис­кра» Ни­ко­лая Пав­ло­ви­ча Небы­ли­цы. Боль­шин­ство ра­бот про­во­ди­лось си­ла­ми мест­ной об­щи­ны, и день­ги, бо­лее 600 000 гри­вен, со­би­ра­ли на бла­гое де­ло всем ми­ром. По­мо­га­ли и уро­жен­цы се­ла, жи­ву­щие в Ки­е­ве. Быв­ший на­род­ный де­пу­тат Укра­и­ны Алек­сей Мар­чен­ко со­дей­ство­вал вы­де­ле­нию из бла­го­тво­ри­тель­но­го фон­да 25 ты­сяч гри­вен, пред­при­ни­ма­тель Лео­нид Ши­я­тый из соб­ствен­ных средств по­жерт­во­вал 10 ты­сяч, а ди­рек­тор кол­ле­джа и со­труд­ник Ки­ев­ско­го На­цио­наль­но­го Уни­вер­си­те­та им. Т.Г. Шев­чен­ко Иван Гри­цен­ко, по­жерт­во­вал 12 ты­сяч гри­вен. Сре­ди жерт­во­ва­те­лей бы­ло нема­ло и по­доб­ных еван­гель­ской вдо­ве, о ко­то­рой Гос­подь наш Иисус Хри­стос ска­зал, что ее леп­та боль­ше всех.
Вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ший Со­фро­ний, ар­хи­епи­скоп Чер­кас­ский и Ка­нев­ский, на­пра­вил в Бай­бу­зы свя­щен­ни­ка, иерея Ге­ор­гия, и ба­тюш­ка рев­ност­но взял­ся за де­ло про­све­ще­ния жи­те­лей се­ла Све­том Хри­сто­вым. Как пи­шет отец Ге­ор­гий, недав­но свя­ты­ня сно­ва про­яви­ла свою чу­дес­ную си­лу: од­на де­воч­ка из Чер­касс бо­ле­ла ра­ком щи­то­вид­ной же­ле­зы. Услы­шав о бла­го­дат­ной иконе, она ста­ла при­ез­жать в Бай­бу­зы на мо­лит­ву в храм. Слез­но мо­ли­ли Бо­жию Ма­терь об ис­це­ле­нии де­воч­ки и ее ро­ди­те­ли. И Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца Бо­го­ро­ди­ца пе­ред празд­ни­ком Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния пре­кра­ти­ла стра­да­ния ре­бен­ка — про­изо­шло но­вое чу­до. И те­перь ро­ди­те­ли с де­воч­кой при­ез­жа­ют в Бай­бу­зы бла­го­да­рить Ца­ри­цу Небес­ную и Прис­но­де­ву Ма­рию за ока­зан­ную ми­лость.
Милостивая

 

ИСТОРИЯ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Ми­ло­сти­вая», (Кикк­ская) на­пи­са­на, по пре­да­нию, свя­тым апо­сто­лом и еван­ге­ли­стом Лу­кой.
Дру­гое свое на­име­но­ва­ние «Кик­ки­о­ти­са» (что озна­ча­ет «Пре­бы­ва­ю­щая в Кик­ко­се») ико­на по­лу­чи­ла от на­зва­ния го­ры Кик­кос, рас­по­ло­жен­ной на ост­ро­ве Кипр. Здесь, в Кикк­ской оби­те­ли, ко­то­рую еще на­зы­ва­ют им­пе­ра­тор­ской, в хра­ме, по­стро­ен­ном в его честь и пре­бы­ва­ет чу­до­твор­ный об­раз.
Преж­де чем по­пасть на ост­ров Кипр чу­до­твор­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы про­из­во­ле­ни­ем Бо­жи­им дол­го стран­ство­ва­ла. Сна­ча­ла на­хо­ди­лась в од­ной из пер­вых хри­сти­ан­ских об­щин в Егип­те, за­тем, в 980 го­ду, бы­ла пе­ре­ве­зе­на в Кон­стан­ти­но­поль, где оста­ва­лась до цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Алек­сия Ком­ни­на (ко­нец ХI – на­ча­ло ХII ве­ка), а за­тем вер­ну­лась на Кипр. Про­изо­шло это так: кипр­ский пра­ви­тель Ма­ну­ил Ву­то­мит, за­блу­див­шись во вре­мя охо­ты в го­рах и силь­но озло­бив­шись, же­сто­ко из­бил встре­тив­ше­го­ся ему ино­ка-пу­стын­ни­ка Ис­а­ию. В на­ка­за­ние за это Ма­ну­и­ла на­стиг тяж­кий недуг. Меж­ду тем стар­цу-от­шель­ни­ку Ис­а­ии в чуд­ном зна­ме­нии бы­ло от­кры­то, что его ста­ра­ни­я­ми чу­до­твор­ный об­раз, на­пи­сан­ный свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой, бу­дет пре­бы­вать на ост­ро­ве Кипр. Ста­рец мно­го тру­дов по­ло­жил на вы­пол­не­ние Бо­же­ствен­но­го от­кро­ве­ния. На­чав воз­во­дить храм для ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, он по­ве­лел при­шед­ше­му к нему рас­ка­яв­ше­му­ся Ма­ну­и­лу от­пра­вить­ся в Кон­стан­ти­но­поль к им­пе­ра­то­ру и вер­нуть чу­до­твор­ный об­раз. На­мест­ник не сра­зу ре­шил­ся за­го­во­рить об иконе с пра­ви­те­лем Ца­рь­гра­да, од­на­ко, ко­гда дочь по­след­не­го за­бо­ле­ла, Ма­ну­ил при­шел к им­пе­ра­то­ру и пе­ре­дал ему по­ве­ле­ние ино­ка. По­сле то­го, как пра­ви­тель по­обе­щал от­пра­вить свя­тую ико­ну на ост­ров Кипр, де­вуш­ка сра­зу по­чув­ство­ва­ла ослаб­ле­ние бо­лез­ни.
С ве­ли­ки­ми по­че­стя­ми ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри при­бы­ла на ост­ров, где бы­ла по­ме­ще­на в со­ору­жен­ный для нее храм. По­сте­пен­но во­круг хра­ма об­ра­зо­вал­ся мо­на­стырь, на обу­строй­ство ко­то­ро­го Ма­ну­ил по­жерт­во­вал сред­ства (по­это­му оби­тель и на­зы­ва­ют им­пе­ра­тор­ской). От чу­до­твор­но­го об­ра­за Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ми­ло­сти­вой» ста­ли со­вер­шать­ся мно­гие чу­де­са. Из­древ­ле и до­ныне в оби­тель со всех сто­рон сте­ка­ют­ся одер­жи­мые все­воз­мож­ны­ми неду­га­ми и по­лу­ча­ют ис­це­ле­ние по ве­ре сво­ей. В чу­до­дей­ствен­ную си­лу свя­той ико­ны ве­ру­ют не толь­ко хри­сти­ане, но и ино­вер­цы. Неис­чер­па­е­ма ми­лость Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы, За­ступ­ни­цы всех страж­ду­щих, и во­ис­ти­ну при­су­ще Ее об­ра­зу имя «Ми­ло­сти­вая». Чу­до­твор­ная Кикк­ская ико­на Бо­го­ма­те­ри име­ет за­ме­ча­тель­ную осо­бен­ность: она, неиз­вест­но с ка­ко­го вре­ме­ни, за­кры­та до по­ло­ви­ны пе­ле­ною от верх­не­го ле­во­го уг­ла до пра­во­го ниж­не­го, так что ли­ков Бо­го­ма­те­ри и Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца ни­кто не мо­жет и не дер­за­ет ви­деть.
Изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри на иконе яв­ля­ет со­бой тип «Еле­усы», лик Пре­свя­той Де­вы на­кло­нен в ле­вую сто­ро­ну, Бо­гом­ла­де­нец под­дер­жи­ва­ет ру­кой край ма­фо­рия Бо­го­ма­те­ри, а в со­еди­нен­ных вме­сте ру­ках – гре­че­ский сви­ток.
На Ру­си спис­ки чу­до­твор­но­го об­ра­за по­яви­лись в XVII в. Один из наи­бо­лее из­вест­ных и по­чи­та­е­мых пре­бы­вал в мос­ков­ском За­ча­тьев­ском жен­ском мо­на­сты­ре и яв­лял­ся его глав­ной свя­ты­ней. По­сле ра­зо­ре­ния оби­те­ли в 20-х го­дах про­шло­го сто­ле­тия чу­до­твор­ный спи­сок был пе­ре­дан в близ­ле­жа­щий храм про­ро­ка Илии в Обы­ден­ском пе­ре­ул­ке. В 1999 го­ду, ко­гда мо­на­ше­ская жизнь в оби­те­ли ста­ла воз­рож­дать­ся, ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ми­ло­сти­вая» вер­ну­лась на свое преж­нее ме­сто. Мо­лит­ва пе­ред этой ико­ной укреп­ля­ет и ду­хов­но уте­ша­ет всех, кто с ве­рой и упо­ва­ни­ем об­ра­ща­ет­ся к Вла­ды­чи­це Небес­ной.

 

 

Барловская (Блаженное Чрево)

 

ИСТОРИЯ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Бла­жен­ное Чре­во» до 1924 го­да на­хо­ди­лась в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля, в на­сто­я­щее вре­мя ее ме­сто­на­хож­де­ние неиз­вест­но. Бар­лов­ский спи­сок этой ико­ны был яв­лен 26 де­каб­ря 1392 го­да, в вос­по­ми­на­ние че­го и уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние в этот день. Стро­ки из Еван­ге­лия от Лу­ки «Бла­жен­но чре­во, но­сив­шее Те­бя, и сос­цы, Те­бя пи­тав­шие» (Лк.11:27) по­слу­жи­ли на­име­но­ва­ни­ем ико­ны. Об осо­бом по­чи­та­нии Бар­лов­ско­го об­ра­за Бо­го­ма­те­ри сви­де­тель­ству­ет то, что в со­бо­ре его по­ме­сти­ли на­про­тив цар­ско­го ме­ста, а во вто­рой по­ло­вине XVII ве­ка ико­ну по­нов­лял гла­ва ико­но­пис­цев Ору­жей­ной па­ла­ты Си­мон Уша­ков. Бо­го­ма­терь на мос­ков­ской иконе бы­ла изо­бра­же­на по­ко­лен­но, а Мла­де­нец Хри­стос воз­ле­жал, вку­шая мле­ко из Ее сос­ца. Со­глас­но ру­ко­пис­но­му сбор­ни­ку XVIII ве­ка, об­раз был при­не­сен в Моск­ву из г. Ба­ри, где он на­хо­дил­ся при гро­бе свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, ар­хи­епи­ско­па Мир­ли­кий­ско­го, от­сю­да и дру­гое на­зва­ние ико­ны — «Бар­лов­ская».
На иконе «Бла­жен­ное Чре­во» из со­бра­ния му­зея г. Ры­бин­ска Бо­го­ма­терь пред­став­ле­на в ти­пе «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» (по-гре­че­ски «Га­лак­то­тро­фу­са»). Пре­да­ние го­во­рит о том, что об­раз при­над­ле­жал пре­по­доб­но­му Сав­ве Освя­щен­но­му († 532) и на­хо­дил­ся в лав­ре его име­ни неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма. Пе­ред кон­чи­ной пре­по­доб­ный пред­рек, что оби­тель по­се­тит те­зо­име­ни­тый ему бо­го­мо­лец цар­ско­го ро­да, ко­то­ро­му над­ле­жит пе­ре­дать чу­до­твор­ный об­раз. В XIII ве­ке свя­ти­тель Сав­ва Серб­ский во ис­пол­не­ние это­го за­ве­ща­ния пе­ре­нес ико­ну в ос­но­ван­ный им Хи­лан­дар­ский мо­на­стырь на Афоне, где она пре­бы­ва­ет по сей день в Ка­рей­ской ке­лье и на­зы­ва­ет­ся «Ти­пи­кар­ни­цей». На ры­бин­ском об­ра­зе по­за Хри­ста ди­на­мич­на и бо­лее слож­на по срав­не­нию с древним па­мят­ни­ком. Ори­ги­наль­ным де­ко­ра­тив­ным до­пол­не­ни­ем яв­ля­ет­ся ра­ма со слож­ным пле­те­ным ор­на­мен­том позд­не­ба­роч­но­го ти­па («стиль ре­гент­ства»), за­им­ство­ван­ная, оче­вид­но, из ка­кой-то за­пад­но­ев­ро­пей­ской гра­вю­ры.
Помощница в родах

ИСТОРИЯ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Список храмов с престольным праздником в честь иконы Божией Матери «Помощница в родах»
С неза­па­мят­ных вре­мен в ми­ну­ты же­сто­чай­ших стра­да­ний при рож­де­нии де­тей, ко­гда смерть так близ­ка, жен­щи­ны при­бе­га­ют с осо­бен­но го­ря­чей мо­лит­вой к Спа­си­те­лю и Пре­чи­стой Его Ма­те­ри. В бла­го­че­сти­вых се­мей­ствах и в на­ше вре­мя мож­но ви­деть ико­ну Бо­го­ма­те­ри, на­зы­ва­е­мую «По­мощь в ро­дах». На ней Бо­го­ма­терь изо­бра­жа­ет­ся сто­я­щей в рост с воз­де­ты­ми для мо­лит­вы ру­ка­ми и с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на лоне. Этот об­раз на­по­ми­на­ет несколь­ко ико­ну «Зна­ме­ние». Су­ще­ству­ет еще древ­няя ико­на Бо­го­ро­ди­цы «По­мо­га­тель­ни­цы же­нам ча­ды рож­да­ти». На ней Бо­жия Ма­терь изо­бра­же­на с от­кры­той го­ло­вой и рас­пу­щен­ны­ми во­ло­са­ми. Ру­ки Ее сло­же­ны на гру­ди, при­чем пер­сты ле­вой ру­ки до по­ло­ви­ны по­кры­ва­ют пер­сты пра­вой. Ни­же сло­жен­ных рук изо­бра­жен Пред­веч­ный Мла­де­нец, дес­ной ру­кой бла­го­слов­ля­ю­щий, а ле­вую дер­жа­щий на ко­лене. Из-под ко­рот­кой одеж­ды Его вид­ны око­неч­но­сти ног. На Бо­го­ма­те­ри верх­няя одеж­да крас­ная с про­зо­ло­тью, име­ю­щая на каж­дом пле­че по зо­ло­той звез­доч­ке. Ниж­няя же одеж­да тем­но-зе­ле­но­го цве­та с по­зо­ло­той и с зо­ло­ты­ми звез­доч­ка­ми и та­кой же ото­роч­кой по во­ро­ту и ру­ка­вам. Го­ло­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри несколь­ко на­кло­не­на. На Спа­си­те­ле одеж­да жел­тая с по­зо­ло­той, на гру­ди от­ли­ва­ю­щая в тем­но-зе­ле­ный цвет. Все изо­бра­же­ние по­ме­ще­но на по­лу­ме­ся­це.
О Тебе радуется

 

ИСТОРИЯ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

На­зва­ние иконе да­но по пер­вым сло­вам гим­на, по­свя­щён­но­го Бо­го­ро­ди­це: «О Те­бе ра­ду­ет­ся, Бла­го­дат­ная…» Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на в рай­ском са­ду на фоне мно­го­гла­во­го хра­ма – сим­во­ла Небес­но­го Иеру­са­ли­ма. У под­но­жия тро­на, на ко­то­ром вос­се­да­ет Бо­жия Ма­терь с Пред­веч­ным Мла­ден­цем, изо­бра­жён ав­тор гим­на – пре­по­доб­ный Иоанн Да­мас­кин, пес­но­пи­сец (па­мять 17 де­каб­ря по но­во­му сти­лю), в ру­ках ко­то­ро­го сви­ток с тек­стом гим­на. Вни­зу – сонм пра­во­слав­ных свя­тых, сла­вя­щих Бо­го­ро­ди­цу.
Валерий Мельников. «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *