Мирожская

 

 ИСТОРИЯ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

В Спас­ском Ми­рож­ском мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном при устье ре­ки Ми­ро­жи на Псков­щине в 1156 го­ду пре­по­доб­ным Ав­ра­ами­ем Ми­рож­ским и свя­ти­те­лем Ни­фон­том, ар­хи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским, хра­ни­лась Ми­рож­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Яв­ле­ние ее про­изо­шло в 1198 го­ду. По­чти че­ты­ре сто­ле­тия спу­стя, в 1567 го­ду, в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ав­ра­амия, в го­ро­де Пско­ве, во вре­мя сви­реп­ство­вав­ше­го мо­ро­во­го по­вет­рия, от этой ико­ны, как гла­сит пре­да­ние, «та­ин­ство со­вер­ши­ся Гос­по­жи Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Ма­рии чест­на­го Ее зна­ме­ния: от пре­чи­с­та­го об­ра­за ико­ны сле­зы из обою очию, яко струя, те­ча­ху, и мно­га бла­го­да­ре­ния и цель­бы бы­ва­ху че­ло­ве­ком от об­ра­за Ма­те­ре Гос­под­ня». То­гда из Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра Ми­рож­ско­го мо­на­сты­ря ико­ну пе­ре­нес­ли, «…по­ста­ви­ша ю в со­бор­ной церк­ви свя­тыя Жи­во­на­чаль­ныя Тро­и­цы воз­ле ал­та­ря… чест­но, и от то­го вре­ме­ни на­ча­ша мно­га и раз­лич­на ис­це­ле­ния че­ло­ве­ком быв­ши…». С тех пор в па­мять мно­го­чис­лен­ных бла­го­де­я­ний Бо­го­ма­те­ри, яв­лен­ных через Ее свя­той об­раз, бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние в честь Ми­рож­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри 24 сен­тяб­ря.
Чу­до­твор­ная ико­на на­пи­са­на по чи­ну Оран­ты – «Мо­ля­щей­ся». Бо­жи­ей Ма­те­ри пред­сто­ят Псков­ские свя­тые: спра­ва – свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт, в ино­че­стве – Ти­мо­фей (па­мять 20 мая), сле­ва – в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии его су­пру­га, пре­по­доб­ная Мар­фа, в ми­ру Ма­рия Ди­мит­ри­ев­на. Не без ос­но­ва­ния пред­по­ла­га­ют, что изо­бра­же­ния кня­зя и его су­пру­ги по­яви­лись на иконе поз­же, так как ико­на яви­лась в 1198 г., а князь скон­чал­ся в 1299 г.
Царь Иоанн Гроз­ный увез чу­до­твор­ный Ми­рож­ский об­раз из Пско­ва (он не со­хра­нил­ся), а в мо­на­сты­ре остал­ся спи­сок – так на­зы­ва­е­мая «Ве­ли­кая Па­на­гия» Спа­со-Ми­рож­ско­го мо­на­сты­ря.
Чу­до­твор­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри пре­бы­вал в оби­те­ли вплоть до тра­ги­че­ских со­бы­тий на­ча­ла XX ве­ка. В 1922 го­ду Ми­рож­ский мо­на­стырь был за­крыт боль­ше­ви­ка­ми, а «Ве­ли­кая Па­на­гия» через че­ты­ре го­да по­па­ла в об­ласт­ной ху­до­же­ствен­ный и ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ный му­зей, в хра­ни­ли­щах ко­то­ро­го на­хо­дит­ся и сей­час. В 1998 го­ду чу­до­твор­ный об­раз на вре­мя по­ки­нул свое му­зей­ное за­то­че­ние – по слу­чаю 800-ле­тия яв­ле­ния Ми­рож­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Пско­ве про­шел тор­же­ствен­ный крест­ный ход от Свя­то-Тро­иц­ко­го со­бо­ра в Ми­рож­ский мо­на­стырь – ту­да, где и по­до­ба­ет на­хо­дить­ся свя­то­му чу­до­твор­но­му об­ра­зу.

МОЛИТВЫ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Мирожской

глас 4
Яко звезда пресветла возсия в Российской земли/ от иконы честнаго образа Твоего, Богородице Дево,/ из обою очию текущи слезы Твоя, яко река,/ и видевше народи псковскии, мужи и жены и с чады,/ с плачем молящеся образу Твоему, сице глаголюще:/ О, Пресвятая Владычице Богородице,/ не забуди грешных раб Твоих,/ молящися Христу Богу нашему спастися нам.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее Мирожской
глас 7
Заступнице христианом непостыдная/ и Предстательнице граду нашему Пскову,/ не презри моления нас грешных,/ и видящих от Твоего честнаго образа слезы текуща из обою очию,/ и молящуся прилежно,/ но предвари яко Блага на помощь нашу, верно к Тебе прибегающим,/ услыши наша моления, Богородице,/ и избави нас от нахождения поганых,/ ускори же на молитву нашу и потщися на умоление,/ заступающи присно, Богородице, чтущих Тя;/ радуйся, Дево, христианом похвале.
Равноапостольная Фекла Иконийская, Селевкийская, первомученица

 

 

ЖИТИЕ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Свя­тая пер­во­му­че­ни­ца рав­ноап­о­столь­ная Фек­ла ро­ди­лась в го­ро­де Ико­нии. Она бы­ла до­че­рью знат­ных и бо­га­тых ро­ди­те­лей и от­ли­ча­лась необык­но­вен­ной кра­со­той. В 18 лет ее об­ру­чи­ли знат­но­му юно­ше. Услы­шав про­по­ведь свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла о Спа­си­те­ле, свя­тая Фек­ла всем серд­цем воз­лю­би­ла Гос­по­да Иису­са Хри­ста и твер­до ре­ши­ла не всту­пать в брак и по­свя­тить свою жизнь еван­гель­ской про­по­ве­ди. Мать свя­той Фек­лы вос­про­ти­ви­лась на­ме­ре­нию до­че­ри и при­нуж­да­ла ее вый­ти за­муж за об­ру­чен­но­го ей же­ни­ха. Об­руч­ник свя­той Фек­лы по­жа­ло­вал­ся пра­ви­те­лю го­ро­да на апо­сто­ла Пав­ла, об­ви­няя его в том, что он от­вра­тил от него неве­сту. Пра­ви­тель за­клю­чил свя­то­го апо­сто­ла в тем­ни­цу. Свя­тая Фек­ла но­чью тай­но убе­жа­ла из до­ма, под­ку­пи­ла тю­рем­ных стра­жей, от­дав им все свои зо­ло­тые укра­ше­ния, и про­ник­ла к уз­ни­ку в тем­ни­цу. Три дня она си­де­ла у ног апо­сто­ла, вни­мая его оте­че­ским на­став­ле­ни­ям. Ис­чез­но­ве­ние Фек­лы об­на­ру­жи­лось, и по­всю­ду бы­ли разо­сла­ны слу­ги на по­ис­ки про­пав­шей. На­ко­нец ее на­шли в тюрь­ме и на­силь­но при­ве­ли до­мой.
Суд при­го­во­рил апо­сто­ла Пав­ла к из­гна­нию из го­ро­да. Свя­тую Фек­лу вновь дол­го убеж­да­ли со­гла­сить­ся на брак, но она не из­ме­ни­ла сво­е­го ре­ше­ния. Ни сле­зы ма­те­ри, ни гнев ее, ни угро­зы пра­ви­те­ля не смог­ли от­лу­чить свя­тую Фек­лу от люб­ви к Небес­но­му Же­ни­ху – Гос­по­ду Иису­су Хри­сту. Ее мать в ис­ступ­ле­нии по­тре­бо­ва­ла от судьи смерт­но­го при­го­во­ра непо­кор­ной до­че­ри, и свя­тая Фек­ла бы­ла при­го­во­ре­на к со­жже­нию. Свя­тая му­че­ни­ца бес­тре­пет­но взо­шла на ко­стер и пе­ре­кре­сти­лась. В этот мо­мент ей явил­ся Спа­си­тель, бла­го­слов­ляя на пред­сто­я­щий по­двиг, и неиз­ре­чен­ная ра­дость на­пол­ни­ла ее свя­тую ду­шу. Вы­со­ко взви­лось пла­мя ко­ст­ра, орео­лом окру­жи­ло му­че­ни­цу и не кос­ну­лось ее. Гря­нул гром, и силь­ный ли­вень с гра­дом по­га­сил ко­стер. Му­чи­те­ли в стра­хе раз­бе­жа­лись. Свя­тая Фек­ла, хра­ни­мая Гос­по­дом, по­ки­ну­ла го­род и с по­мо­щью од­но­го юно­ши-хри­сти­а­ни­на отыс­ка­ла апо­сто­ла Пав­ла. Свя­той апо­стол и его спут­ни­ки, сре­ди ко­то­рых был и свя­той апо­стол Вар­на­ва, укры­ва­лись в пе­ще­ре неда­ле­ко от го­ро­да, усерд­но мо­лясь, чтобы Гос­подь укре­пил свя­тую Фек­лу в стра­да­ни­ях. Вме­сте с ни­ми свя­тая Фек­ла про­шла с про­по­ве­дью Еван­ге­лия до Ан­тио­хии. В этом го­ро­де она под­верг­лась пре­сле­до­ва­ни­ям неко­е­го са­нов­ни­ка Алек­сандра, пле­нив­ше­го­ся ее кра­со­той. Свя­тая Фек­ла от­верг­ла его пред­ло­же­ние всту­пить в брак и, как хри­сти­ан­ка, бы­ла осуж­де­на на смерть. Два­жды на нее вы­пус­ка­ли го­лод­ных зве­рей, но они не тро­га­ли свя­тую де­ву, по­кор­но ло­жи­лись у ее ног и ли­за­ли их. Во всех ис­тя­за­ни­ях свя­тая му­че­ни­ца Про­мыс­лом Бо­жи­им со­хра­ня­лась невре­ди­мой. На­ко­нец, ее при­вя­за­ли к двум бы­кам и ста­ли гнать их в раз­ные сто­ро­ны рас­ка­лен­ны­ми пру­тья­ми, но креп­кие ве­рев­ки разо­рва­лись, как па­у­ти­на, и бы­ки раз­бе­жа­лись, а свя­тая Фек­ла оста­лась невре­ди­мой. На­род возо­пил: «Ве­лик Бог хри­сти­ан­ский!» Сам пра­ви­тель устра­шил­ся, ура­зу­мев на­ко­нец, что свя­тую му­че­ни­цу хра­нит Все­силь­ный Бог, Ко­то­ро­му она слу­жит. Он по­ве­лел от­пу­стить Фек­лу, ра­бу Бо­жию, на сво­бо­ду. По бла­го­сло­ве­нию апо­сто­ла Пав­ла Свя­тая Фек­ла по­се­ли­лась в пу­стын­ных окрест­но­стях Селев­кии Ис­аврий­ской и про­жи­ла там дол­гие го­ды, непре­стан­но про­по­ве­дуя Сло­во Бо­жие, ис­це­ляя боль­ных мо­лит­вой. Мно­гих языч­ни­ков свя­тая Фек­ла об­ра­ти­ла ко Хри­сту; Цер­ковь до­стой­но име­ну­ет ее рав­ноап­о­столь­ной. Да­же язы­че­ско­го жре­ца, по­сяг­нув­ше­го на ее чи­сто­ту, она, на­ка­зав за дер­зость, при­ве­ла ко Свя­то­му Кре­ще­нию. Не раз враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го пы­тал­ся по­гу­бить свя­тую Фек­лу через ослеп­лен­ных гре­хом лю­дей, но си­ла Бо­жия все­гда хра­ни­ла вер­ную ра­бу Хри­сто­ву.
Ко­гда свя­тая Фек­ла бы­ла уже 90-лет­ней ста­ри­цей, на нее опол­чи­лись язы­че­ские волх­вы за то, что она без­мезд­но ле­чи­ла боль­ных. Они не мог­ли по­стичь, что свя­тая вра­чу­ет бо­лез­ни си­лой бла­го­да­ти Хри­сто­вой, и по­ла­га­ли, что ей осо­бо по­кро­ви­тель­ству­ет бо­ги­ня-дев­ствен­ни­ца Ар­те­ми­да. Из за­ви­сти к свя­той Фек­ле они по­до­сла­ли к ней на­ем­ни­ков, чтобы осквер­нить свя­тую. Ко­гда пре­сле­до­ва­те­ли бы­ли уже со­всем близ­ко, свя­тая Фек­ла возо­пи­ла о по­мо­щи ко Хри­сту Спа­си­те­лю, и рас­сту­пи­лась го­ра, и со­кры­ла свя­тую де­ву, неве­сту Хри­сто­ву. Так пре­да­ла ду­шу Гос­по­ду свя­тая Фек­ла.
Свя­тая Цер­ковь про­слав­ля­ет «пер­во­стра­даль­ную» Фек­лу как «жен сла­ву, на­став­ни­цу стра­даль­цев, от­верз­шую всем му­че­ния пу­ти». Из­древ­ле ей по­свя­ща­лось мно­го хра­мов, один из ко­то­рых был по­стро­ен в Ца­рь­гра­де свя­тым рав­ноап­о­столь­ным Кон­стан­ти­ном (па­мять 21 мая). Имя свя­той пер­во­му­че­ни­цы рав­ноап­о­столь­ной Фек­лы, мо­лит­вен­ни­цы о всех под­ви­за­ю­щих­ся, по­ми­на­ет­ся при по­стри­же­нии жен­щин в мо­на­ше­ство.

МОЛИТВЫ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Тропарь первомученицы равноапостольной Феклы

глас 4
Словесем Павловым научившися, богоневестная Фекло,/ и верою утвердившися от Петра, богозванная,/ первомученица явилася еси и первострадальница в женах,/ возшла еси на пламень, яко на место благоцветущее,/ звери и юнцы устрашишася тебе, вооружися бо Крестом./ Тем моли, всехвальная, Христа Бога,// спастися душам нашим.

Кондак первомученицы равноапостольной Феклы

глас 8
Девства добротою просияла еси,/ и мученичества венцем украсилася еси,/ Апостольству вверяешися, дево, яко преславная,/ и огня убо пламень в росу преложила еси,/ юнца же ярость молитвою твоею укротила еси,/ яко первострадальная.
Кондак первомученицы равноапостольной Феклы
глас 2
Уязвивши твое сердце, добродево, любовию Христовою,/ обручника временнаго, яко небрегома, преобидела еси,/ и на огнь дерзнула еси,/ зверей же уста заградила еси/ и, спасшися от них, прилежаше, Павла ищущи,// Фекло первострадальная.

 

 

 

7 ДНЕЙ ДО 100 ЛЕТИЯ ЯВЛЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ В ФАТИМЕ.

 

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ СМОТРЕТЬ МАТЕРИАЛ, РАЗМЕЩЕННЫЙ НА ЭТОМ САЙТЕ РАНЕЕ.  ЗДЕСЬ⇓

 

 

Хронология

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

28.03.1907 — Лусия родилась в Алжуштреле

Лусия де Жезуш Роза Сантуш родилась в Алжуштреле младшей из шести детей Марии Розы и Антониу Сантуша. В приходской метрической книге днем ее рождения указано 22 марта 1907 года. Это расхождение в датах объясняет сама Лусия в своих 5-х Воспоминаниях: «[Что касается того,] когда я родилась — я слышала как об этом говорила моя мать в беседе с др. Формиганом, который спрашивал ее о моем дне рождения, и она ответила: ‘Мы говорим, что это 22 марта, потому что ее записали как рожденную в этот день, но на самом деле, это не так. Она родилась 28 марта 1907 года. Это был Великий Четверг. Утром я пошла на Мессу и приняла Святое Причастие, и хотела еще вернуться днем, чтобы поклониться Пресвятым Дарам, но этого не случилось, потому что она родилась днем […]. Отец позаботился о том, чтобы окрестить ее немедленно. Поскольку следующая неделя ему не подходила из-за работы, а родители должны были принести ребенка для крещения в течение восьми дней после рождения — иначе они могли подвергнуться штрафу — отец решил изобразить дело так, будто она родилась 22-го, чтобы священник мог окрестить ее в Святую Субботу, которая приходилась на 30-е число того же месяца’». Таким образом, Лусия была крещена в Фатиме 30 марта 1907 года, как и записано в приходской метрической книге, заверенной приходским священником.

Memórias da Irmã Lúcia [Memoirs of Sister Lucia], II, Fatima, Sanctuary of Fatima, 2010, p. 13; cf. register No. 30/1907 of the Baptism Book of the Parish of Fatima, Civil Registry of Vila Nova de Ourém
11.06.1908 — Франсишку родился в Алжуштреле

Франсишку родился в Алжуштреле, предпоследний из семи детей Мануэла Педру Марту и Олимпии де Жезуш. Он был крещен 20 июня 1908 года в приходской церкви Фатимы, о чем была составлена запись в приходской метрической книге.

Cf. register No. 39/1908 of the Baptism Book of the Parish of Fatima, Civil Registry of Vila Nova de Ourém
11 (5?).03.1910 — Жасинта родилась в Алжуштреле

Жасинта родилась в Алжуштреле, седьмым и последним ребенком Мануэла Педру Марту и Олимпии де Жезуш. Она была крещена 19 марта 1910 года в приходской церкви Фатимы, как записано в приходской метрической книге. Хотя официально днем ее рождения считается 11 марта, скорее всего, дата рождения Жасинты была изменена родителями, подобно тому, как это произошло с Лусией, и по той же самой причине — чтобы избежать штрафа за позднее крещение (только если в случае с Лусией отец сообщил неверную дату, чтобы получить разрешение крестить дочь в Святую Субботу, почти сразу после рождения, то в случае с Жасинтой родители действительно затянули с крещением). Д-р Мануэл Нунеш Формиган, опрашивавший ее родителей 11 октября 1917 года, сделал карандашом две похожих пометки: «Жасинта, 5 марта» и «Жасинта де Жезуш, 7 лет 5 марта».

Cf. register No. 19/1910 of the Baptism Book of the Parish of Fatima, Civil Registry of Vila Nova de Ourem; cf. Documentação Crítica de Fátima, Vol. I, Fatima, Sanctuary of Fatima, 1992, p. 92 and 97.
1913 — Лусия приняла Первое Причастие

Лусия приняла Первое Причастие в приходской церкви в Фатиме. Как вспоминает она сама в своих Вторых Воспоминаниях, написанных в 1937 году, когда ей было всего шесть лет, приходской священник порекомендовал отложить принятие Святого Причастия Лусией на следующий год, однако о. Круш, находившийся в приходе с визитом, был поражен тем, как она знает катехизис, и заступился за нее перед настоятелем. В день Причастия Лусия составила такую молитву: «О господи, сделай меня святой. Сохрани мое сердце в чистоте навсегда, для Тебя одного».

Fatima in Lucia’s own words, Secretariado dos Pastorinhos, 2007, p. 73.
1915 — Лусия и три ее подруги увидели нечто, «похожее на облако в человеческом образе»

В своих Четвертых Воспоминаниях Лусия говорит, что в этом году, «когда я была с тремя подругами […], я увидела нечто, парящее в воздухе над деревьями, а затем опустившееся в лежавшую под нашими ногами долину. Это напоминало облако в форме человека, белее снега и почти прозрачное. Мои подруги спросили меня, что это было. Я ответила, что я не знаю. Это случилось еще два раза, но в другие дни».

Fatima in Lucia’s own words, Secretariado dos Pastorinhos, 2007, p. 170.
1916 — Ангел трижды является трем детям-пастушкам

8-летний Франсишку и 6-летняя Жасинта начинают пасти стадо своих родителей. Во Вторых и Четвертых Воспоминаниях, написанных Лусией соответственно в 1937 и 1941 годах, она оставила наиболее полное описание явлений Ангела, произошедших трижды, весной, летом и осенью, трем пастушкам из Фатимы — Франсишку, Жасинте и самой Лусии. Ангел, представившийся как Ангел Мира и Ангел Португалии, призвал их вести жизнь, посвященную Божественному «плану милосердия».

Cf. Fatima in Lucia’s own words, Secretariado dos Pastorinhos, 2007, p. 76-79; 170-173.
13.05.1917 — Госпожа Розария впервые является трем детям-пастушкам

Когда дети пасли стада в Кова-да-Ирия, им явилась Дама, «сиявшая ярче солнца», сказавашая им, что она пришла «с Неба». Дама попросила их приходить в Кова-да-Ирия шесть месяцев подряд, 13-го числа в тот же самый час, сказав, что во время последнего явления Она скажет им, кто Она, и чего Она желает. Она также спросила пастушков: «Принесете ли вы себя в жертву Богу?»

Fatima in Lucia’s own words, Secretariado dos Pastorinhos, 2007, p. 82-84.
27.05.1917 — Лусию в первый раз допрашивают относительно явлений

Лусию подвергли первому из многочисленных допросов относительно явлений. Первым допрашивающим был приходской священник Фатимы Мануэл Маркеш Феррейра, оставивший различные записи о своих разговорах с провидцами. Эти записи хранятся как исторические свидетельства о событиях в Фатиме, вместе с записями многих других опросов трех провидцев, составленными, в числе прочих, Мануэлом Нунешем Формиганом, Карлушем Азеведу Мендешем и Жозе Феррейрой Ласердой.

Documentação Crítica de Fátima, vol. I, Fátima: Santuário de Fátima, 1992. The first questionings by the parish priest of Fatima are in the pages 5-9.
13.06.1917 — Госпожа Розария является трем детям-пастушкам второй раз

Особенность второго явления — обещание, данное Госпожой Розария Лусии, опечаленной тем, что она останется одна: «Ты сильно страдаешь? Не падай духом. Я никогда не оставлю тебя. Мое Непорочное Сердце будет твоим прибежищем и путем, который приведет тебя к Богу».

Cf. Fatima in Lucia’s own words, Secretariado dos Pastorinhos, 2007, p. 177.
13.07.1917 — Госпожа Розария в третий раз является детям-пастушкам

Во время июльского явления Дама открыла трем детям то, что известно как Тайна Фатимы. Она заключается в тройном видении: первая сцена представляет собой видение ада; вторая являет почитание Пренепорочного Сердца Марии; в третьей изображается мученичество Церкви на ее пути ко Кресту. Именно во время этого явления Дама сообщила о необходимости Посвящения России Ее Пренепорочному Сердцу и об опасности лжеучений и войн, которые Россия может распространить по всему миру, если люди не послушаются слов Богородицы.

Cf. Fatima in Lucia’s own words, Secretariado dos Pastorinhos, 2007, p. 178; 207-215.
13-19.08.1917 — Провидцев силой задержали в Ореме, и Госпожа Розария явилась детям-пастушкам в четвертый раз 19 августа

Согласно показаниям нескольких свидетелей, трое детей были отвезены в Орем районным начальником Артуром де Оливейрой Сантушем. Он сам подтверждает это в собственноручно написанном им свидетельстве: «В то время я занимал должность муниципального администратора и рано утром 13-го, распорядившись разместить в заднии городского совета отряд жандармов для предотвращения беспорядков, я отправился в деревню Алжуштрел, с районным чиновником Кандиду Алью, чтобы привезти троих главных действующих лиц в этот город, чтобы тем самым предотвратить продолжение спекуляций церковников на их счет. Возле дома, где жили родители Франсишку и Жасинты, уже был приходской священник Порту Моша о. Жуан, разговаривавший с матерью, а рядом с небольшой площадью было много семинаристов. Лусия, по моему требованию, была допрошена священником, и снова продолжила утверждать то же, что уже говорила раньше. Я убедил родителей Лусии, Франсишку и Жасинты, а также священника, что детей должен опросить приходской священник Фатимы, чтобы установить что-то определенное. Однако когда мы прибыли в Фатиму, дети не отправились в Кова-да-Ирия, как того ожидали более дюжины священников, но я привез их в мой родовой дом в заранее взятой напрокат машине».

Documentação Crítica de Fátima, vol. I, Fátima: Santuário de Fátima, 1992, pp. 377-378; cf. Fatima in Lucia’s own words, Secretariado dos Pastorinhos, 2007, Fátima, p. 50-53; 92-93; 147-149.
13.09.1917 — Госпожа Розария является трем детям-пастушкам в пятый раз

13 сентября «дороги были забиты людьми». Дама призвала детей молиться Розарий ради окончания войны. Она сказала, что Богу угодны их жертвы, но они «не должны спать, обвязанные веревками, достаточно носить их днем».

Fatima in Lucia’s own words, Secretariado dos Pastorinhos, 2007, p. 180-182.
13.10.1917 — Госпожа Розария является трем детям-пастушкам в шестой раз. «Пляска солнца».

В день последнего явления 13 октября Кова-да-Ирия была заполнена толпами людей. В репортаже газеты «O Século» от 15 октября говорится о том, что в этом месте собралось 70 тысяч человек: «Перед ослепленными глазами этих людей, чье настроение переносит нас в библейские времена, и которые, ошеломленные, стоя с непокрытыми головами, вглядывались в ясное небо, солнце затрепетало, никогда еще не было видано, чтобы солнце так двигалось вопреки всем законам мироздания — солнце «танцевало», говоря обычными словами простолюдинов». Во время этого последнего явления Дама назвала себя «Госпожой Розария».

Avelino de Almeida, O Século, Lisboa 37 (12876), 15 oct. 1917, in: Documentação Crítica de Fátima, vol. III, Fátima: Santuário de Fátima, 2002, p. 241; cf. Fatima in Lucia’s own words, Secretariado dos Pastorinhos, 2007, Fátima, p. 182-183.
04.04.1919 — Франсишку умирает в Алжуштреле

Во время эпидемии «испанки» Франсишку заболел 18 октября 1918 года. 2 апреля 1919 года он исповедался, а на следующий день принял Последнее напутствие (Виатик), причастившись Тела Христова. Он умер в своем доме около 22.00 4 апреля. К записи о его смерти в приходской метрической книге священник сделал следующую приписку: «Франсишку — Провидец — умер в десять часов вечера 4 апреля, истощенный продолжительным страданием от длившейся 5 месяцев пневмонии, и приняв таинства в совершенно ясном сознании и с великой набожностью. Он подтвердил, что видел Даму в Кова-да-Ирия и Валиньо».

Register No. 21/1919 of the Baptism Book of the Parish of Fatima
20.02.1920 — Жасинта умирает в Лиссабоне

Младшая из трех фатимских пастушков, Жасинта, заболела, так же, как и ее брат, осенью 1918 года. Она была госпитализирована в больницу в Вила-Нова-де-Орем с 1 июля по 31 августа 1919 года, а затем повторно госпитализирована 2 февраля 1920 года, на этот раз в больницу Дона-Эстефаниа в Лиссабоне, где она была прооперирована и, в конце концов, умерла 20 февраля 1920 года. Ее тело было погребено на кладбище в Вила-Нова-де-Орем. Эурико Лисбоа, один из врачей, ответственных за госпитализацию Жасинты в столице, сообщает, что «в пятницу, 20 февраля, в 6 часов вечера, ребенок сказал, что чувствует себя плохо и хочет принять таинства. После этого позвали достойнейшего из священников прихода в Анжуше, о. Перейру душ Рейша, который выслушал ее исповедь около 8 часов вечера. Мне говорили, что маленькая девочка настаивала, чтобы ей дали Святой Виатик (последнее Причастие), но о. Перейра душ Рейш не согласился, поскольку ему казалось, что она выглядит хорошо, и пообещал ей, что она примет нашего Господа на следующий день. Ребенок продолжал просить о Причастии, сказав, что скоро умрет. И действительно, около 10.30 она умерла с великим спокойствием, так и не получив Евхаристию».

João de Marchi, Era uma Senhora mais brilhante que o sol, Fátima: Missões Consolata, 19667, p. 298; cf. Register No 36/1920, Livro de Óbitos da Paróquia dos Anjos, Lisboa.
15.06.1921 — Госпожа Розария является в седьмой раз Лусии в Кова-да-Ирия

Лусия посещает Кова-да-Ирия, где происходит седьмое явление Богородицы, перекликающееся с тем, что было 13 мая 1917 года.

На следующий день Лусия отправилась из Алжуштреля в Асилу-де-Вилар в Порту, куда она была принята 17 июня под именем Марии даш Дореш.

Diário da Irmã Lúcia, n. p.
05.01.1922 — Лусия пишет первый отчет о видениях

Находясь в Асилу-де-Вилар, Лусия пишет первый отчет о видениях.

Cf. Cartas da Irmã Lúcia, Porto: Livraria Apostolado da Imprensa, 19792, pp. 80-84.
08.07.1924 — Лусия дает ответы на официальном допросе диоцезной канонической комиссии относительно событий в Фатиме.
10.12.1925; 15.02.1926 — Пресвятая Дева и Младенец Иисус являются Лусии в Понтеведра

Лусия имеет видения Пресвятой Девы и Младенца Иисуса во время своего постулата у Сестер св. Доротеи в Понтеведра, в который она вступила 25 октября 1925 года. В рукописи 1927 года, написанной по просьбе ее исповедника, Лусия упоминает о благочестивом обычае первых суббот как об особом призыве, полученном в этих видениях. Два месяца спустя, 15 февраля 1926 года, происходит новое явление Младенца Иисуса, Который «спросил ее, распространяла ли она уже почитание Его Пресвятой Матери».

Cartas da Irmã Lúcia, Porto: Livraria Apostolado da Imprensa, 19792, p. 39-40; Fatima in Lucia’s own words, Secretariado dos Pastorinhos, 2007, Fátima, p. 193.
02.10.1926 — Лусия поступает в новициат в Туе

Лусия поступает в новициат в испанском городе Туй, принимая имя Мария Лусия даш Дореш. Она приносит свои временные обеты в Конгрегации сестер св. Доротеи 3 октября 1928 года. Спустя ровно шесть лет она приносит вечные обеты.

17.12.1927 — Лусия во время молитвы слышит голос Иисуса

Обеспокоенная трудностями с исполнением пожелания Иисуса о распространения почитания Богоматери, возникающими из-за невозможности открыть другим вверенную ей тайну, Лусия молится перед Пресвятыми Дарами в монастырской часовне в Туе. «Иисус дал ей очень отчетливо услышать такие слова: ‘Дочь Моя, напиши то, что они просят у тебя. Напиши также всё, что Пресвятая Дева открыла тебе в явлении, в котором Она говорила об этом почитании’».

Cartas da Irmã Lúcia, Porto: Livraria Apostolado da Imprensa, 1979, p. 39; Fatima in Lucia’s own words, Secretariado dos Pastorinhos, 2007, Fátima, p. 193-194.
13.06.1929 — Лусия имеет видение Пресвятой Троицы в Туе

Лусия имеет видение Пресвятой Троицы, которое характеризуется словами «Благодать и Милосердие». Согласно записи, которую сделал ее духовный наставник, о. Жозе Бернардеш Гонсалвеш, за этим видением последовала просьба Девы Непорочного Сердца, касающееся посвящения России.

Fatima in Lucia’s own words, Secretariado dos Pastorinhos, 2007, Fátima, p. 196-198.
12.09.1935 — Останки Жасинты перенесены на кладбище в Фатиме

Тело провидицы Жасинты Марту было перенесено на кладбище в Фатиме. По косвенному свидетельству Лусии, «лицо Слуги Божией было обретено не тронутым тлением».

Lúcia de Jesus, “Processo de Coimbra”, Positio super virtutibus Hyacinthae Marto. Roma, 1988, p. 340.
25.12.1935 — Лусия оканчивает свои Первые Воспоминания

Последняя провидица заканчивает писать Первые Воспоминания, посвященные воспоминаниям о ее двоюродной сестре Жасинте и составленные в ответ на просьбу епископа Лейрийского.

21.11.1937 — Лусия оканчивает свои Вторые Воспоминания

Лусия оканчивает свои Вторые Воспоминания.

02.12.1940 — Лусия пишет Пию XII

Лусия пишет письмо Пию XII, в котором просит Святого Отца о «благословении и распространении этого почитания [Пренепорочного Сердца Девы Марии] по всему миру», а также о посвящении всего мира Пренепорочному Сердцу Пресвятой Девы Марии, с особым упоминанием России.

António Maria Martins, Cartas da Irmã Lúcia. 2.ª ed. Porto: Livraria Apostolado da Imprensa, 1979, p. 58-59.
31.08.1941 — Лусия оканчивает свои Третьи Воспоминания

Монахиня завершает Третьи Воспоминания, о которых епископ Лейрийский просил ее 26 июля 1941 года.

08.12.1941 — Лусия оканчивает свои Четвертые Воспоминания

Лусия завершает составление четвертых Воспоминаний, в ответ на просьбу епископа Лейрийского от 7 октября 1941 года.

31.10.1942 — Папа Пий XII посвящает весь мир Непорочному Сердцу Девы Марии

В этом посвящении не была прямо упомянута Россия. Поскольку это посвящение не было совершено в единстве со всеми епископами мира, сестра Лусия подтвердила, что оно не является исполнением просьбы Девы Марии.

03.01.1944 — Сестра Лусия записывает содержание Третьей Тайны; этому предшествует явление Пресвятой Девы Марии

В середине октября епископ Лейриский да Силва письменно дает сестре Лусии указание записать Третью Тайну, однако та долгое время не находит в себе сил сделать это. 2 января 1944 года Богородица является ей в лазарете в Туе и дает разрешение исполнить поручение епископа да Силвы (Согласно опубликованной в 2013 году в биографии сестры Лусии записи из ее дневника, явление произошло в часовне, 3 января). После этого сестра Лусия записывает содержание Третьей тайны на листках бумаги, запечатывает их в конверт и в июне того же года передает их титулярному архиепископу Гурзы Мануэлу Марии Феррейре да Силве, который отвозит конверт епископу Лейрийскому.

17.05.1946 — Лусию переводят в общину Сестер св. Доротеи в Гае

Монахиню отправляют в в общину Сестер св. Доротеи в Колежио-ду-Сардан в Вила-Нова-Гая. С 20 по 22 мая Лусия находится в Фатиме, вернувшись туда после двадцати лет отсутствия. Она посещает Кова-да-Ирия, Лока-ду-Кабесу, Валиньош и Алжуштрел.

25.03.1948 — Лусия поступает в кармелитский монастырь святой Терезы в Коимбре

Лусия поступает в кармелитский монастырь святой Терезы в Коимбре. 13 мая она принимает облачение с именем Мария Лусия Иисуса и Непорочного Сердца, а 31 мая 1949 года приносит торжественные обеты. В своем письме, написанном в 1954 году, Лусия так описывает момент, когда она впервые вошла в свою монастырскую келью: «Когда мне посчастливилось поступить в Кармель, меня проводили в келью, и войдя, я несколько мгновений изумленно смотрела на огромный пустой крест с его перекладиной, обращенной ко мне. Наша досточтимая мать настоятельница спросила меня: ‘Ты знаешь, зачем здесь это крест без изображения?’ И не дав мне ответить, она продолжила: ‘Это для распятия самой сестры’. Какой прекрасный идеал — быть распятым вместе с Христом!»

António Maria Martins, Cartas da Irmã Lúcia. 2.ª ed. Porto: Livraria Apostolado da Imprensa, 1979, p. 65.
30.04.1951 — Останки Жасинты эксгумированы и затем перенесены в Базилику Пресвятой Девы Марии Розария в Фатиме

Останки Жасинты были идентифицированы и 1 мая того же года торжественно перенесены в Базилику Пресвятой Девы Марии Розария в Фатиме.

17.02.1952 — Останки Франсишку эксгумированы и затем перенесены в Базилику Пресвятой Девы Марии Розария в Фатиме

Останки Франсишку были эксгумированы. Идентификация была затруднена тем фактом, что в одной и той же могиле были погребены несколько тел, однако она была проведена должным образом и основывалась, в значительной степени, на 148 зернах Розария, с которым был похоронен Франсишку, и которые были найдены рядом с его костями и были без труда опознаны отцом провидца. Тело было торжественно перенесено в Базилику Пресвятой Девы Марии Розария в Фатиме 13 марта того же года.

30.04.1952 — Монс. Жозе Алвеш Коррейа да Силва открывает диоцезные процессы по сбору информации о святости и добродетелях Франсишку и Жасинты Марту.

Епископ Лейрийский Жозе Алвеш Коррейа да Силва открывает два диоцезных процесса по сбору информации о святости и добродетелях Франсишку и Жасинты Марту. Сначала процессы беатификации Франсишку и Жасинты велись отдельно, будучи объединены лишь после провозглашения декрета о признании героических добродетелей брата и сестры Марту. Процесс Франсишку Марту состоял из 63 сессий и включал 25 свидетельств. Процесс Жасинты Марту состоял из 77 сессий и включал 27 свидетельств.

07.07.1952 — Папа Пий XII публикует Апостольское послание «Sacro vergente anno», в котором посвящает народы России Непорочному Сердцу Девы Марии.

Поскольку это посвящение не было совершено в единстве со всеми епископами мира, сестра Лусия подтвердила, что оно не является исполнением просьбы Девы Марии.

13.05.1967 — Лусия встречается с Папой Павлом VI в Фатиме

Во время паломничества Павла VI по случаю пятидесятой годовщины Фатимских явлений сестра Лусия приезжает в Фатиму и встречается с Папой.

11.07.1977 — Сестра Лусия встречается с кардиналом Альбино Лучани в Коимбре

Сестра Лусия принимает в кармелитском монастыре св. Терезы в Коимбре кардинала Альбино Лучани — патриарха Венеции и будущего Папу Иоанна Павла I.

02.07.1979 — завершен диоцезный процесс по сбору информации о Жасинте

Закрытие диоцезного процесса по сбору информации о Жасинте.

01.08.1979 — завершен диоцезный процесс по сбору информации о Франсишку

Закрытие диоцезного процесса по сбору информации о Франсишку.

13.05.1982 — Папа Иоанн Павел II совершает свое первое паломничество в Фатиму, где посвящает весь мир Непорочному Сердцу Девы Марии

Иоанн Павел II в первый раз прибывает паломником в Фатиму, совершая эту поездку в знак благодарности за материнскую защиту Божьей Матери во время покушения на его жизнь, произошедшего ровно год назад, 13 мая 1981 года, на площади св. Петра в Риме. Во время своей речи в Часовне Явлений в Фатиме Понтифик произнес следующие слова благодраности: «Я вижу во всем происходящем — и я не устаю повторять это — особую материнскую защиту Пресвятой Девы. И в этом поразительном совпадении — а в замысле Божественного Провидения не бывает просто случайных совпадений — я также вижу вызов, а, возможно, и призыв к более внимательному отношению к посланию, которые было здесь послано и оставлено пятьдесят пять лет назад, через трех детей, родившихся у смиренных селян, через маленьких фатимских пастушков, которые ныне известны повсюду». В Фатиме Иоанн Павел II совершает посвящение всего мира Непорочному Сердцу Девы Марии.

Там же произошла и первая встреча сестры Лусии с польским Папой.

Обращение Папы Иоанна Павла II к епископу Лейрийскому при его прибытии в Фатиму 12 мая 1982 года.
25.03.1984 — Папа Иоанн Павел II в единстве со всеми епископами мира совершает посвящение всего мира Непорочному Сердцу Девы Марии

Перед этим посвящением Иоанн Павел II разослал епископам послание, в котором призвал их присоединиться к торжественному посвящению, которое он собирался совершить. Специально для церемонии посвящения в Рим была доставлена статуя Пресвятой Девы Марии из малой часовни в Фатиме.
Хотя в этом посвящении вновь не была прямо упомянута России, сестра Лусия подтвердила, что это посвящение было сделано в соответствии с пожеланием Богородицы.

23.02.1989 — Лусия оканчивает свои Пятые Воспоминания

Лусия завершает написание Пятых Воспоминаний, в которых она рассказывает о своем отце. Об этом тексте ее неоднократно просил Лусиану Герра, в то время — ректор Фатимского святилища. В апреле того же года сестра Лусия сделала еще два дополнения к этим Воспоминаниям.

13.05.1989 — Иоанн Павел II подписывает декрет о признании героических добродетелей Франсишку и Жасинты

Иоанн Павел II своим декретом признает героические добродетели Франсишку. То же самое он делает и в отношении Жасинты. Декреты о героических добродетелях брата и сестры Марту и последующее присвоение им титула «Досточтимых» представляют собой действительно значимый момент истории Церкви, поскольку впервые и после длительного периода богословских размышлений, поводом для которых послужил именно процесс по делу двух фатимских пастушков, были признаны героические добродетели детей, не являвшихся мучениками. Это открыло путь и создало прецедент для признания детской святости.

Часть этих богословских диспутов была опубликована в газете «L’Osservatore Romano» от 10 апреля 1981 года.
13.05.1991 — Иоанн Павел II прибывает паломником в Фатиму во второй раз

Иоанн Павел II во второй раз совершает паломничество в Фатиму, где вновь встречается с сестрой Лусией.

25.03.1993 — Лусия оканчивает свои шестые Воспоминания

Сестра Лусия завершает свои шестые Воспоминания, посвященные личности ее матери.

28.06.1999 — Иоанн Павел II издает декрет, подтверждающий чудо исцеления, произошедшее по заступничеству Франсишку и Жасинты

Иоанн Павел II издает декрет, подтверждающий чудо исцеления Эмилии Сантуш, произошедшее по заступничеству Франсишку и Жасинты.

13.05.2000 — Иоанн Павел II в третий раз прибывает паломником в Фатиму, где причисляет Франсишку и Жасинту к лику блаженных

Во время своего третьего и последнего паломничества в Фатиму в Юбилейный 2000 Год Папа Иоанн Павел II беатифицировал Франсишку и Жасинту Марту, представив их Церкви и миру как «две свечи, которые Бог зажег, чтобы осветить человечество в эти темные и тревожные часы».

В папском декрете о беатификации говорится: «Отвечая на пожелание, выраженное Нашим собратом Серафимом, епископом Лейрийским и Фатимским, а также многими другими собратьями во епископстве и многочисленными верными, заслушав мнение Конгрегации по делам святых, Нашей Апостольской властью Мы позволяем, чтобы досточтимые Слуги Божии Франсишку и Жасинта Марту впредь именовались блаженными, а их праздник совершался ежегодно 20 февраля в тех местах и тем способом, которые установлены правом. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Перед завершением Мессы беатификации Государственный секретарь кардинал Анджело Содано, по поручению Папы, объявил о предстоящей публикации текста «Третьей тайны» Фатимы.

В тот же день сестра Лусия, присутствовавшая на Мессе беатификации своих двоюродных брата и сестры, встретилась с Папой. В следующие дни кармелитка посетила места своего детства: Лока-ду-Кабесу, Алжуштрел и приходскую церковь в Фатиме.

См. Декрет о беатификации досточтимых Франсишку и Жасинты Марту; Проповедь Иоанна Павла II на церемонии беатификации досточтимых Франсишку и Жасинты Марту, 13 мая 2000 года.
26.06.2000 — Ватикан публикует текст «Третьей тайны» Фатимы

Конгрегация вероучения публикует текст «Третьей тайны» Фатимы, предварив его введением секретаря Конгрегации архиепископа Тарчизио Бертоне и сопроводив его богословским комментарием префекта Конгрегации кардинала Йозефа Ратцингера — будущего Папы Бенедикта XVI.

13.02.2005 — Лусия умирает в кармелитском монастыре в Коимбре

Лусия умирает в кармелитском монастыре св. Терезы в Коимбре. В послании, которое тяжело больной Иоанн Павел II направил епископу Коимбры, он написал: «Я с волнением вспоминаю те несколько встреч, которые у нас были, и узы духовной дружбы, которые с течением времени становились всё крепче. Я всегда ощущал, что меня поддерживает дар ее каждодневной молитвы, особенно в тяжелые времена испытаний и страданий. Да воздаст ей Господь преизобильно за ее великое и сокрытое служение Церкви. Я с радостью думаю о том, что сестра Лусия в момент своего блаженного перехода с земли на небо была встречена Той, Которую она видела в Фатиме так много лет назад».

Сам Иоанн Павел II скончается менее чем через два месяца после сестры Лусии, 2 апреля 2005 года.

Послание Иоанна Павла II на похороны сестры Лусии, Ватикан, 14 февраля 2005 года.
19.02.2006 — Останки Лусии перенесены в Базилику Пресвятой Девы Марии Розария в Фатиме

Останки Лусии перенесены в Базилику Пресвятой Девы Марии Розария в Фатиме и упокоены рядом с гробницей ее двоюродной сестры Жасинты.

13.02.2008 — Бенедикт XVI получает просьбу об освобождении от пятилетнего периода ожидания для начала процесса беатификации Лусии

В кармелитском монастыре в Коимбре кардинал Жозе Сарайва Мартинш, в то время — префект Конгрегации по делам святых, сообщил, что «Бенедикт XVI любезно принял просьбу епископа Коимбры монс. Альбину Мамеде Клету, поддержанную множеством епископов и верующих по всему миру, и отменил требование пятилетнего периода ожидания, установленное каноническими нормами, разрешив начать уже по истечении трех лет со дня смерти диоцезный этап процесса беатификации кармелитки».

30.04.2008 — Епископ Коимбры открывает процесс беатификации сестры Лусии Иисуса и Пренепорочного Сердца

Епископ Коимбры открывает процесс беатификации сестры Лусии Иисуса и Пренепорочного Сердца

13.02.2017 — Завершение диоцезной стадии процесса беатификации сестры Лусии

В 11-ю годовщину кончины сестры Лусии было объявлено о завершении диоцезной стадии процесса ее беатификации. В ходе этого этапа были собраны показания 60 свидетелей относительно святости и героических добродетелей монахини-кармелитки. 30 экспертов, в числе которых были 8 членов исторической комиссии и 18 богословов, в течение 9 лет анализировали около 10 000 писем и 2000 страниц дневников, написанных сестрой Лусией.