УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ

 

ВСЕМ НАМ НУЖНО В ЖИЗНИ УТОЛИТЬ НАШИ ПЕЧАЛИ. К КОМУ МЫ МОЖЕМ ОБРАТИТЬСЯ С ПРОСЬБОЙ? ТОЛЬКО КО ГОСПОДУ. ЧЕРЕЗ КОГО? КОНЕЧНО ЖЕ ЧЕРЕЗ МАТУШКУ БОГОРОДИЦУ.
ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ ЭТО ПРЯМО СЕЙЧАС ДЛЯ НАШЕГО СПАСЕНИЯ.
Икона Божией Матери
«УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ»
Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя
печали», прославилась в Москве многими чудесами
со второй половины XVIII века, а особенно во время
чумы в 1771 году.
Откуда повелось это название? Названия икон,
прославленных в последние три столетия, очень
часто происходят из молитвенных текстов. Данной
иконе ближе всего соответствует следующая
богородичной стихире: «Утоли болезни
многовоздыхающия души моея, утолившая слезы от
лица земли. Ты бо чело веком болезни отгоняеши,
грешником скорби разоряеши. Тебе вси стяжахом
надежду и утвержение, Пресвятая Мати Дево». Когда в
конце XIX века была составлена специальная
служба Богородице «Утоли моя печали», эта стихира
вошла в неё в качестве тропаря. И действительно,
очень многие списки иконы имеют на себе подпись
«Образ Пресвятыя Богородицы Утоли болезни» , или
же «Утоли болезни и печали» . Однако на самых
старых списках надпись иная — «Утолимыя
Пресвятыя Богородицы». Именно так называли
икону в XVIII веке. А на одной гравюре того
времени, изображающей данную икону, её название
поясняется так: «Образ Пресвятыя Богородицы
Утолимыя, утоляет жестокия раны и правит сердца
человеческия». Известен и другой вариант этого
названия: «Утоли печали» или «Утолимыя печали».
Именно от него произошло позднейшее — «Утоли моя
печали».
» Утолимая» означает утоляющая, укрощающая, т. е.
утоляющая не только печали и болезни, но и
людское жестокосердие. Этому значению как
нельзя лучше соответствует надпись на иконе из
церкви святителя Николая в Пупышах. На свитке,
который держит в руках Младенец-Христос мы
читаем: «Суд праведен судите, и милости и щедроты
творите кождо ко искреннему своему, и вдовицы и сира
и пришельца и убога не насильствуйте, и злобы брата
своего не вспоминайте» . Это фрагмент Священного
Писания — начало третьей главы книги пророка
Захарии, причём извлечённое из текста Острожской
Библии.
Образ Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали»
встречается, как говорят иконописцы, в
нескольких «изводах». Божия Матерь
представлена обращенной то в правую, то в
левую сторону с несколько отличающимися
положениями руки. Младенец-Спаситель то как
бы сидит, то почти лежит у Неё на коленях или в
колыбели, но самой колыбели не видно, и Он
кажется парящим в воздухе. Свиток в руках
Богомладенца — непременная деталь иконы, но,
как было сказано выше, на разных иконах на
свитке читаем разные надписи. Пожалуй, ещё
только одна богородичная икона в России так
многообразно пишется — «Всех скорбящих
Радость».
Первая известная с XVII века икона «Утоли моя
печали» находилась в белорусском городе Шклове
(ныне Могилевская обл.) в церкви Воскресения
Христова. В старину здесь был женский
монастырь, Слава иконы простиралась далеко за
пределы Могилёвщины. В XVIII — начале XIX века
издавались даже печатные листы с её
изображением. Со временем монастырь пришел в
упадок, а икона осталась известной лишь
ближайшей округе. После революции 1917 года о
судьбе этого образа ничего не известно.
Но списки со шкловского образа Богоматери «Утоли
моя печали», появившиеся в Москве в 1650-е годы,
имели иную историю. В 1655 году, когда Шклов был
захвачен войсками государя Алексея Михайловича,
казаки, по древней традиции, взяли ценности
занятого города, и привели в Москву редкие для
Великороссии иконы.
Самая древняя из дошедших до нас московских
икон Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали»
принадлежит кисти кого-то из царских иконописцев
второй половины XVII века. Она находилась в
церкви св. Тихона Амафунтского на Арбате — близ
слободы, где жили эти мастера. Сейчас её можно
видеть в единственной уцелевшей арбатской церкви
Воскресения Словущего в Филипповском переулке .
Её считали «самым точным и древнейшим списком
с подлинной чудотворной иконы, находящейся в
Воскресенском монастыре города Шклова».
Однако особенное, всероссийское прославление
получил другой список иконы. Уже с XVII века
подобный образ находился в церкви святителя
Николы на Пупышах . О ней на время забыли,
спрятав ее на колокольне, пока некоторый
чудесный случай не послужил её новому открытию.
Церковь Николая Чудотворца, что на Пупышах
Предание гласит, что вдалеке от Москвы жила одна
знатная женщина. В течение многих лет её тело
было парализовано. Никаких надежд на врачебную
помощь больная уже не питала; у неё оставалась
только молитва к Богу и Заступнице всех
скорбящих — Пресвятой Богородице Марии. Однажды
во сне боярыня увидела Пресвятую Богородицу с
Младенцем-Христом в виде неизвестного ей
иконного изображения. Богородица указала
расслабленной путь к исцелению: домашние
должны были отвезти болящую в Москву, в такую-
то местность, в храм святителя Николая. Там она
увидит именно такой образ, и должна помолиться
перед ним. Пробудившись, боярыня смогла
вспомнить и назвать родным ту церковь, куда ей
следовало ехать. Но когда её привезли в храм св.
Николы на Пупышах, иконы, виденной во сне, в нём
не оказалось. Насилу вспомнили, что кое-какие
ветхие образа уже давным-давно убраны на
колокольню. Священник велел принести их. И вот, с
лика Богоматери ещё не успели отереть пыль, как
больная громко воскликнула: «Она!» — и стала
креститься рукою, которой лишь минуту назад не
могла пошевелить. А после совершенного перед
иконой молебна женщина впервые за долгие годы
встала на ноги.
Этот рассказ изустно передавался в Москве до 1869
года, когда был впервые напечатан в «Московских
епархиальных ведомостях». В 1760 г. в церкви был
устроен специальный придел во имя этой
чудотворной иконы и учреждено ежегодное
празднование в 25-й день января (7 февраля по н.
ст.).
В 1930-е годы храм Святителя Николая на Пупышах,
где произошло явление иконы, был разрушен, а
икона перенесена в Церковь Николая Чудотворца в
Кузнецкой слободе (г.Москва, м.»Новокузнецкая»,
Вишняковский пер., 15) . С того времени она
находится в северном приделе, освящённом
митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым)
в честь Введения Богородицы.
Церковь Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе
Святитель Филарет Московский сам лично
совершал молебные пения перед этой чудотворной
иконой. Перед ней молились царицы — супруги
императоров Павла I, Николая I и Александра II.
Тропарь, глас 5
Утоли болезни / многовоздыхающия души моея, /
утолившая всяку слезу от лица земли: / Ты бо
человеком болезни отгониши / и грешных скорби
разрушаеши, / Тебе бо вси стяжахом надежду и
утверждение, / Пресвятая Мати Дево.
Кондак, глас 6
Не ввери мя человеческому предстательству, /
Пресвятая Владычице, / но приими моление раба
Твоего: / скорбь бо обдержит мя, / терпети не
могу демонского стреляния, / покрова не имам, /
ниже где прибегну, окаянный, всегда
побеждаем, / и утешения не имам разве Тебе,
Владычице мира, / упование и предстательство
верных, / не презри моление мое, полезно
сотвори.
Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы
Ея «Утоли моя печали»
Надеждо всех концев земли, Пречистая Дево,
Госпоже Богородице, утешение мое! Не гнушайся
мене, грешнаго, на Твою бо милость уповаю:
угаси ми пламнь греховный и покаянием ороси
изсохшее мое сердце, очисти ум мой от
греховных помыслов, приими мольбу, от души и
сердца со воздыханием приносимую Тебе. Буди о
мне Ходатаица к Сыну Твоему и Богу и укроти
гнев Его матерними Твоими молитвами,
душевныя и телесныя язвы исцели, Госпоже
Владычице, утоли болезни души и тела, утиши
бурю злых нападений вражеских, отъими бремя
грехов моих, и не остави мене до конца
погибнути, и печалию сокрушенное сердце мое
утеши, да славлю Тя до последняго издыхания моего.
Аминь.