Торжество Православия

В первое воскресенье Великого поста отмечается Торжество Православия. Публикуем его последование и комментарий.

Материал соответствует значимости праздника.

74 псалом

2 Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои. 3 «Когда изберу время, Я произведу суд по правде. 4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее». 5 Говорю безумствующим: «не безумствуйте», и нечестивым: «не поднимайте рога, 6 не поднимайте высоко рога вашего, [не] говорите жестоковыйно», 7 ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение, 8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит; 9 ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли. 10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева, 11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.

После обычного начала читается 74 псалом. Он посвящен прославлению Бога как праведного, то есть справедливого, Судии. Настанет день, когда в нашем несправедливом мире Бог восстановит справедливость. Он отнимет у нечестивых силу и власть, и даст ее праведным. Потому что только Он один дает людям славу и бесчестие, ничто на земле (восток, запад, пустыня (юг)) не может их дать. И за это мы прославляем Его. Рог — в Писании символ силы и власти. Чаша с вином — символ гнева Божьего и наказания. Вино ведет к опьянению, потере контроля над собой и невозможности себя защитить. Наказание — в потере разума и способности мудро судить о жизни.

Великая ектенья — дополнительные прошения

О е́же ми́лостивым о́ком призре́ти на Святу́ю Свою́ Це́рковь, и соблюсти́ ю́ невреди́му и непреобори́му от ересе́й и суеве́рий, и ми́ром Свои́м огради́ти, Го́споду помо́лимся.

О е́же утиши́ти раздира́ния ея́ и си́лою Свята́го Ду́ха обрати́ти всех отступи́вших к позна́нию и́стины и сопричести́ ко избра́нному Своему́ ста́ду, Го́споду помо́лимся.

О е́же просвети́ти вся све́том Своего́ богоразу́мия, ве́рных же Свои́х укрепи́ти и непоколеби́мых в правове́рии соблюсти́, Го́споду помо́лимся.

Кроме обычных прошений великой ектеньи к ней добавляется еще три. В первом мы просим Бога, чтобы Он сохранил Церковь от ересей и суеверий — суетных верований, не имеющих отношения к сути христианства. Суеверия так же вредят подлинной вере Богу, как и ереси. Во втором просим, чтобы Бог утишил раздоры в Церкви. Разногласия разрывают, раздирают Церковь на части и мы просим, чтобы Господь умирил их. Также мы молимся о тех, кто отпал от веры — чтобы Бог Духом Святым привел их обратно и они снова стали частью Его стада (см комментарий к ) В третьем прошении мы просим обо всем мире и о себе. О мире — чтобы Бог просветил каждого человека и дал каждому знать Его. О себе — чтобы он сохранил и укрепил нас в вере. Эти три прошения учат нас смирению в отношении собственного православия и любви к не православным и к миру в Церкви. Смирению — потому что мы сознаем, что только силой Божьей мы держимся веры и если мы православные, а кто-то нет — это не повод превозноситься над этим человеком; любви — потому что учит нас не превозноситься над неверующими или неправославными, не ругать их, а молиться о них; к миру в Церкви — потому что учит нас молиться об утишении церковных раздоров.

Апостольское чтение. Рим. 16

Чтец: Бра́тие, молю́ вы, блюди́теся от творя́щих ра́спри и раздо́ры, кроме́ уче́ния, ему́же вы научи́стеся, и уклони́теся от них. Такови́и бо Го́сподеви на́шему Иису́су Христу́ не рабо́тают, но своему́ чре́ву: и́же благи́ми словесы́ и благослове́нием прельща́ют сердца́ незло́бивых. Ва́ше бо послуша́ние ко всем дости́же. Ра́дуюся же е́же о вас. Хощу́ же вас му́дрым у́бо бы́ти во благо́е, просты́м же в зло́е. Бог же ми́ра да сокруши́т сатану́ под но́ги ва́ша вско́ре. Благода́ть Го́спода на́шего Иису́са Христа́ с ва́ми. Ами́нь.

17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; 18 ибо такие [люди] служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. 19 Ваша покорность [вере] всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло. 20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.

Приведем толкование Иоанна Златоуста: «Кого же именно остерегаться? Творящих распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научистеся. Ибо разделение всего более подрывает Церковь. Это диавольское орудие, им все низвращается! Доколе единение будет соблюдаемо в теле Церкви, дотоле диавол не может иметь к ней доступа; но от разделения происходит соблазн. От чего же разделение? От учения, противного учению Апостолов. Не было бы ни соблазнов, ни разделения, если бы не было выдумано учения, противного учению Апостольскому. На что самое указывая здесь, Апостол говорит: кроме учения. Он не сказал: которому мы учили вас, — но: емуже вы научистеся, — чем показывает, что они совершенно убеждены, выслушали и приняли учение. — Что же нам делать с этими зловредными людьми? Апостол не сказал: сходитесь и бейтесь с ними, — но: уклонитеся от них. Если бы они делали это по незнанию или по заблуждению, их надлежало бы исправить. Но поелику намеренно погрешают, бегите от них прочь»/ В наше время есть некоторая сложность с тем, чтобы найти именно апостольское учение. Рекомендуем курс катехизации от прот.Геннадия Фаста, в котором мы уверены.

Евангельское чтения. Мф. 18

Рече́ Госпо́дь: блюди́те, да не пре́зрите еди́наго (от) ма́лых сих: глаго́лю бо вам, я́ко а́нгели их на небесе́х вы́ну ви́дят лице́ Отца́ Моего́ Небе́снаго. Прии́де бо Сын Челове́ческий взыска́ти и, спасти́ поги́бшаго. Что вам мни́тся? Аще бу́дет не́коему челове́ку сто ове́ц, и заблу́дит еди́на от них: не оста́вит ли де́вятьдесят и де́вять в гора́х, и шед и́щет заблу́ждшия? И а́ще бу́дет обрести́ ю, ами́нь глаго́лю вам, я́ко ра́дуется о ней па́че, не́же о девяти́десятих и девяти́ не заблу́ждших. Та́ко несть во́ля пред Отце́м ва́шим Небе́сным, да поги́бнет еди́н от ма́лых сих. Аще же согреши́т к тебе́ брат твой, иди́ и обличи́ его́ между́ тобо́ю и тем еди́нем. Аще тебе́ послу́шает, приобре́л еси́ бра́та твоего́. Аще ли тебе́ не послу́шает, пойми́ с собо́ю па́ки еди́наго или́ два, да при усте́х двою́ или́ трие́х свиде́телей ста́нет всяк глаго́л. Аще же не послу́шает их, пове́ждь це́ркви; а́ще же и це́рковь преслу́шает, бу́ди тебе́ я́коже язы́чник и мыта́рь. Ами́нь бо глаго́лю вам: ели́ка а́ще свя́жете на земли́, бу́дут свя́зана на Небеси́, и ели́ка а́ще разрешите́ на земли́, бу́дут разреше́на на Небесе́х.

10 Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. 11 Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. 12 Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? 13 и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. 14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. 15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; 16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; 17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. 18 Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

Здесь Христос наставляет нас, как вести себя, если брат или сестра грешат. Не осуждать молча, не превозноситься, потому что Богу дорог каждый человек. Но, подобно пастуху за овцой, отправиться в путь за братом. Поговорить раз — конечно же, с любовью и смирением. Если не получилось, не махнуть сразу рукой, а попробовать привлечь к разговору еще людей. Не для того, чтобы насладиться обличением, а для того, чтобы согрешивший покаялся.

«И врач, видя, что болезнь не прекращается, не оставляет больного и не гневается на него, но тем более прилагает попечение. То же самое и здесь повелевает делать Спаситель. Ты был слаб, когда был один; будь сильнее при помощи других. Двое могут обличить согрешившего. Видишь ли, как Спаситель ищет пользы не оскорбленного только, но и оскорбившего? Обижен собственно тот, кто объят страстью; он и болен, и слаб, и немощен. Потому-то Спаситель и посылает к нему оскорбленного, то одного, то с другими». (Иоанн Златоуст) Если и в этот раз не получилось — сказать Церкви. Церковь здесь — церковное собрание, экклесия. Апостол Павел пишет о том, что в общине естественно наличие разумных людей, которые могли бы рассудить между братьями (1 Кор.6:5). Постепенно эти слова стали пониматься как «скажи священнику или епископу», как предстоятелю Церкви. Если же согрешивший и в этот раз не покается, он отлучается от церковного собрания. Как говорит апостол Павел, с ним нельзя «и есть вместе». «Если брат и Церкви не послушает, тогда он – язычник, он не знает, чего Бог хочет от него; он отрекся Бога истинного, воплощенного в Церкви и на самом деле не знает Бога; а не зная Бога, он не знает ни человека, ни своих евангельских обязанностей по отношению к человеку. В этой заповеди мытарь это символ самой большой, и самой упорной, и самой безоглядной греховности и грехолюбия. – А какова обязанность христианина в отношении к язычникам и мытарям? Усердно молиться Богу об их обращении, покаянии, духовном и душевном выздоровлении.» (Иустин Попович)

Сугубая ектенья — дополнительные прошения.

Не хотя́й сме́рти гре́шных, но ожида́яй обраще́ния и покая́ния, соедини́ всех во Святе́й Твое́й Це́ркви, мо́лим Ти ся, Милосе́рдый Го́споди, услы́ши и поми́луй.

Устро́ивый мир сей в сла́ву Твою́, сотвори́, я́ко да и́стинною ве́рою и благоче́стием Тебе́, Бо́га на́шего, просла́вят, мо́лим Ти ся, Всеси́льный Тво́рче, услы́ши и поми́луй.

Да́вый за́поведь Твою́ нам, е́же люби́ти Тебе́, Бо́га на́шего, и бли́жняго своего́, сотвори́, да не́нависти, вражды́, оби́ды и про́чия беззако́ния прекратя́тся, и́стинная же любо́вь да ца́рствует в сердца́х на́ших, мо́лим Ти ся, Спаси́телю наш, услы́ши и ми́лостивно поми́луй.

После чтения Евангелия мы снова молимся. Мы напоминаем Богу и сами себе, что Бог не хочет смерти грешника, к которой неизменно ведет его грех, а хочет, чтобы тот обратился к Богу и покаялся. Поэтому мы просим о том, чтобы Бог всех людей присоединил к Своей Церкви.

Мы вспоминаем, что Бог создал этот мир и все созданное прославляет Бога и просим, чтобы все люди прославили Бога как Творца. Именно в этом — начало благочестия, как говорит нам апостол Павел. (Рим.1:19-32)

Мы вспоминаем, что Бог дал нам заповедь любить Его и ближнего и просим Его дать нам эту способность, чтобы прекратились ненависть, обиды и вражда и только любовь царила в наших сердцах.

Молитва иерея

Всевы́шний Бо́же, Влады́ко и Соде́телю всея́ тва́ри, наполня́яй вся вели́чеством Твои́м и содержа́й си́лою Твое́ю! Тебе́, Вседарови́тому Го́споду на́шему, мы, недосто́йнии, благодаре́ние прино́сим, я́ко не отвраща́ешися нас беззако́ний ра́ди на́ших, но па́че предваря́еши ны щедро́тами Твои́ми. Ты ко избавле́нию на́шему посла́л еси́ Единоро́днаго Твоего́ Сы́на, и благовести́л безме́рное Твое́ к ро́ду челове́ческому снизхожде́ние, я́ко хоте́нием хо́щеши и ожида́еши, е́же обрати́тися нам к Тебе́ и спасе́ным бы́ти. Ты, снизходя́ к не́мощи на́шего естества́, укрепля́еши нас всеси́льною Свята́го Твоего́ Ду́ха благода́тию, утеша́еши спаси́тельною ве́рою и соверше́нною наде́ждою ве́чных благ и, руково́дствуя избра́нных Твои́х в го́рний Сио́н, соблюда́еши, я́ко зе́ницу о́ка. Испове́дуем, Го́споди, вели́кое Твое́ и безприкла́дное человеколю́бие и милосе́рдие.

Но ви́дяще мно́гих поползнове́ния, приле́жно Тя, Всеблаги́й Го́споди, мо́лим: при́зри на Це́рковь Твою́ и виждь, я́ко Твое́ спаси́тельное благове́стие, а́ще и ра́достно прия́хом, но те́рние суеты́ и страсте́й твори́т о́ное в не́киих малопло́дно, в не́киих же и безпло́дно, и по умноже́нию беззако́ний о́вии ересьми́, о́вии раско́лом проти́вящеся ева́нгельской Твое́й и́стине, отступа́ют от достоя́ния Твоего́, отрева́ют Твою́ благода́ть и поверга́ют себе́ суду́ Твоего́ Пресвята́го Сло́ва. Премилосе́рдый и Всеси́льный, не до конца́ гне́ваяйся, Го́споди! Бу́ди ми́лостив, мо́лит Тя Твоя́ Це́рковь, представля́ющи Тебе́ Нача́льника и Соверши́теля спасе́ния на́шего, Иису́са Христа́, бу́ди ми́лостив нам, укрепи́ нас в правове́рии си́лою Твое́ю, заблужда́ющим же просвети́ разу́мныя о́чи све́том Твои́м Боже́ственным, да уразуме́ют Твою́ и́стину; умягчи́ их ожесточе́ние и отве́рзи слух, да позна́ют глас Твой и обратя́тся к Тебе́, Спаси́телю на́шему. Испра́ви, Го́споди, ины́х развраще́ние и жизнь, несогла́сную христиа́нскому благоче́стию; сотвори́, да вси свя́то и непоро́чно поживе́м, и та́ко спаси́тельная ве́ра укорени́тся и плодоно́сна в сердца́х на́ших пребу́дет. Не отврати́ Лица́ Твоего́ от нас, Го́споди, возда́ждь нам ра́дость спасе́ния Твоего́; пода́ждь, Го́споди, и па́стырем Це́ркве Твоея́ святу́ю ре́вность, и о спасе́нии и обраще́нии заблужда́ющих попече́ние их, ду́хом ева́нгельским раствори́, да Тобо́ю вси руководи́ми, дости́гнем, иде́же соверше́ние ве́ры, исполне́ние наде́жды и и́стинная любо́вь, и та́мо с ли́ки чисте́йших Небе́сных Сил просла́вим Тебе́, Го́спода на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Хор: Аминь.

Священник молится Богу от лица всех нас. Сначала благодарит за то, что Бог не отвращается от нас, несмотря на наши грехи, но щедр к нам. Вспоминает воплощение Христа ради нас, потому что Господь не хочет смерти грешника. (Это слова из Священного Писания, книга пророка Иезекииля: «11 Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?(Иез.33:11)»). Вспоминает, что Господь укрепляет нас Духом Своим Святым и утешает верой и надеждой на вечные блага в Царствии Его. А также руководит нами на пути в горний (высший, духовный) Сион. (Сион — гора в Иерусалиме, ставший в Библии символом сначала Иерусалима, потом Израиля, а потом Царства Божьего. (Ис.51.3, Евр.12:22, Откр.) Это место обитания Бога и непрестанной радости праведников, и Бог делает все, чтобы мы туда попали).

Дальше священник констатирует, что, хотя мы и приняли Благую Весть с радостью, притча о Сеятеле исполняется на нас и семя Слова Божия плохо плодоносит в жизни некоторых людей. Ему мешают терния (сорняки) страстей и суеты. И по мере «умножения беззакония» (Мф.24:12) в людях охладела любовь и начались ереси и расколы. Мы просим Бога не гневаться на впавших в ереси и расколы, но нас самих укрепить в вере, а заблуждающихся просветить и дать им познать истину. Также мы молимся о тяжко грешащих — об исправлении Богом их жизни и даровании нам всем плодоносной, а не погрязшей в терниях, веры.

И заканчивается молитва просьбой даровать нам всем радость спасения (Пс.50.14), а пастырям ревность о спасении заблуждающихся, наполненную евангельским духом, а не мирским — чтобы мы все достигли Царствия Божия и могли вечно славить Его вместе с Ангелами и Архангелами.

Молитва дьякона

Правосла́вия день пра́зднующе, правосла́внии лю́дие, наипа́че просла́вим Вино́вника всех благ Бо́га, Иже Сый благослове́н во ве́ки. Сей Бог наш, промышля́я и утвержда́я возлю́бленное Свое́ дос тоя́ние – Святу́ю Це́рковь, пра́отцев, преступле́нием отпа́дших, утеша́я нело́жным Свои́м сло́вом, еще́ в раи́ основа́ние ей положи́. Сей Бог наш, руково́дствуя ко о́ному спаси́тельному обетова́нию, не прикрове́нна Себе́ оста́ви, но хотя́щее бы́ти спасе́ние провозвести́ пе́рвее чрез отце́в и проро́ков, живописа́ разли́чными о́бразы. Сей Бог наш, многоча́стне и многообра́зне дре́вле глаго́лавый отце́м во проро́цех, в после́док дний сих глаго́ла нам в Сы́не, И мже и ве́ки сотвори́, И же возвести́ Отчее о нас благоволе́ние, откры́ та́инства Небе́сная, уве́ри си́лою Свята́го Ду́ха о и́стине благове́стия, посла́ апо́столы во весь мир пропове́дати Ева́нгелие Ца́рствия, утверди́ о́ное разли́чными си́лами и чудесы́.

Сему́ спаси́тельному открове́нию после́дующе, сего́ благове́стия держа́щеся. Ве́руем во еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, Иже от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, Имже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, Иже от Отца́ исходя́щего, Иже со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дуем еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ем воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Сия́ ве́ра апо́стольская, сия́ ве́ра оте́ческая, сия́ ве́ра правосла́вная, сия́ ве́ра вселе́нную утверди́.

Еще́ же Собо́ры святы́х оте́ц и их преда́ния и писа́ния, Боже́ственному Открове́нию согла́сная, прие́млем и утвержда́ем.

Празднуя день православия, прежде всего прославим источника всего доброго — Бога, благословенного во веки! Это Бог наш, Который заботится о святой Церкви — возлюбленном достоянии Своем — и укрепляет ее; Который истинным словом Своим еще в раю положил ей начало, утешая праотцев, согрешивших и отпавших от Него. Это Бог наш, Который, ведя человечество к исполнению спасительного обетования, не скрывал Себя, но через патриархов и пророков предвозвещал о грядущем спасении, открывая его в различных образах. Это Бог наш, Который в древности многократно и многообразно говорил отцам нашим через пророков, а в конце времен стал говорить нам через Сына, Которым сотворил вселенную и Который возвестил о благоволении к нам Своего Отца, открыл нам небесные тайны, удостоверил истинность Своего благовестия силой Святого Духа, послал по всему миру апостолов с вестью о Царстве Божием, утверждая их проповедь различными знамениями и чудесами.

Следуя этому спасительному откровению, держась этого благовестия, мы веруем в одного Бога — Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого; и в одного Господа — Иисуса Христа, единственного Сына Божия, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого всё было создано; Который ради нас, людей, и ради нашего спасения сошел с небес, воплотился от Духа Святого и Девы Марии и стал человеком; Который ради нас был распят при Понтии Пилате, пострадал и был погребен, но воскрес в третий день, согласно Писаниям, взошел на небеса и воссел одесную Отца; Который снова придет в славе, чтобы судить живых и мертвых, и Царству Которого не будет конца; и в Духа Святого — Господа, Подателя жизни, Который исходит от Отца, Которому вместе с Отцом и Сыном воздается поклонение и слава и Который говорил через пророков; в одну, святую, общую для всех апостольскую Церковь; исповедуем одно крещение для прощения грехов, ожидаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь!

Это вера апостолов! Это вера отцов! Это вера православная! Этой верой утверждается земля!

Также соборы святых отцов, их предания и писания, согласные с Божественным откровением, мы принимаем и утверждаем

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ