ИЗБОРСКАЯ

Этот об­раз Бо­го­ма­те­ри на­хо­дит­ся в Ни­ко­ла­ев­ском со­бо­ре при­го­ро­да Из­бор­ска Псков­ской гу­бер­нии и по­ме­ща­ет­ся в ико­но­ста­се глав­но­го при­де­ла, по ле­вую сто­ро­ну цар­ских врат. В ру­ко­пис­ном ска­за­нии о быв­шем от этой ико­ны чу­де са­ма ико­на на­зва­на «пяд­нич­ной», по­то­му что изо­бра­же­ние ее по ши­рине рав­но ста­рин­ной рус­ской ме­ре — «пя­ди», или 4 верш­кам.
На иконе Бо­жия Ма­терь изо­бра­же­на по пер­си. Гла­ва Ее слег­ка скло­ни­лась в ле­вую сто­ро­ну к Бо­гом­ла­ден­цу, Ко­то­рый Сво­им немно­го при­под­ня­тым ли­ком при­ник к ли­ку Пре­чи­стой Ма­те­ри, охва­тил Ее шею пра­вой ру­кой и ле­вую про­стер к Ее пра­во­му пле­чу. Све­жесть кра­сок, яс­ность и от­чет­ли­вость изо­бра­же­ния изу­ми­тель­ны! Ико­на ка­жет­ся на­пи­сан­ной в са­мое недав­нее вре­мя, а меж­ду тем ни­кто не пом­нит, чтобы жи­во­пись об­нов­ля­лась; не вид­но это­го и из цер­ков­ных до­ку­мен­тов. Мест­ные жи­те­ли рас­ска­зы­ва­ют, что ни­ко­му не уда­ет­ся вос­про­из­ве­сти вполне точ­ную ко­пию: спи­сок все­гда рез­ко от­ли­ча­ет­ся от под­лин­ни­ка су­хо­стью изо­бра­же­ния. Ико­на укра­ше­на среб­ро­по­зла­щен­ной ри­зой, укра­шен­ной жем­чу­гом; на ней сде­ла­на сле­ду­ю­щая над­пись: «Воз­об­нов­ле­на Алек­сан­дром и На­ста­сьей Ка­мен­но­го­род­ски­ми 1833 го­да июля 5 д.». Ис­то­ри­че­ские све­де­ния об этой Кор­сун­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри на­чи­на­ют­ся со вто­рой по­ло­ви­ны XVII сто­ле­тия. В од­ной со­хра­нив­шей­ся ру­ко­пи­си го­во­рит­ся сле­ду­ю­щее:
«Бла­го­сло­ви, от­че, про­че­сти. Бысть убо сие ве­ли­кое и пре­слав­ное чу­до Бо­го­ма­те­ре, еже пре­чи­стою и Чест­ною и по­кло­ня­е­мою Ея ико­ною со­де­я­ся в ле­то 7165 (1657). Во свя­тый и ве­ли­кий пост, на ше­стой неме­ли, во втор­ник, ме­ся­ца мар­та 17 день при­шед­ше но­щию по­га­нии нем­цы к Пе­чер­ской оби­те­ли на по­сад и по­жго­ша весь по­сад той, и в той день мно­го кро­во­про­ли­тия со­тво­ри­ша. Вне же гра­да Из­бор­ска, на по­са­де, то­гда жи­ву­щии хри­сти­ане та­ко­же бо­я­ще­ся на­ше­ствия по­га­ных, при­не­со­ша име­ния своя во град Из­борск. Бе же некая вдо­ви­ца, име­нем Ев­до­кия, ту­то же на по­са­де жи­вя­ше, у нея же в до­му бе пяд­нич­ная ико­на Пре­свя­тыя Вла­ды­чи­цы на­шея Бо­го­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Ма­рии с Пред­веч­ным Мла­ден­цем Ея, Гос­по­дем на­шим Иису­сом Хри­стом. То­гда же та вдо­ви­ца, та­ко­же бо­я­щи­ся на­ше­ствия по­га­ных, взем­ши чест­ную ону ико­ну, при­не­се ю во град Из­бо­реск и по­ста­ви ю в кле­ти сво­ей. По сем же, то­го же мар­та 22 день, в неде­лю цвет­ную (Ва­ий), егда по­и­до­ша свя­щен­ный со­бор со свя­ты­ми ико­на­ми и с чест­ны­ми кре­сты вне гра­да во оби­тель св. Ни­ко­лая в го­ро­ди­щской, то­гда же у тоя вдо­ви­цы сто­я­ше та чу­до­твор­ная ико­на Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы в кле­ти ея; в то же вре­мя та вдо­ви­ца, вжег­ши, по­ста­ви све­щу пред тою ико­ною и на­ча мо­ли­ти­ся и со дще­рию сво­ею, име­нем Фо­ти­ни­ею, и абие ви­де­ша зна­ме­ние страш­но и ужа­са ис­пол­не­но, — по­ка­заш­а­ся от тоя ико­ны от об­ра­за Пре­чи­стыя Бо­го­ма­те­ре из обою оку сле­зы те­ку­ща. По сем же та вдо­ви­ца по­ве­да неко­е­му че­ло­ве­ку кли­ри­ку, име­нем Си­мео­ну; он же, взем чест­ную ону ико­ну, при­не­се ю в со­бор­ную цер­ковь св. Ни­ко­лая, ар­хи­епи­ско­па Мир Ли­кий­ских, чу­до­твор­ца. То­го же ме­ся­ца в 24 день освя­щен­ный со­бор и во­е­во­да сви­де­тель­ство­ва­ше о сем пре­слав­ном чу­де­си в со­бор­ной церк­ви и ви­де­ша слез­ные по­то­ки от обою очию от об­ра­за Пре­чи­стыя Гос­по­жи Бо­жия Ма­те­ре, а от ле­во­го ока слез­ный по­ток про­те­че и ста на Пред­веч­ном Мла­ден­це, Гос­по­де на­шем Иису­се Хри­сте. Свя­щен­ный же со­бор и во­е­во­да со­ве­то­ва­ше о том чу­де­си и воз­ве­сти­ша пи­са­ни­ем во гра­де Пско­ве ве­ли­ко­му гос­по­ди­ну, прео­свя­щен­но­му Ма­ка­рию ар­хи­епи­ско­пу. Он же по­ве­ле пред тою ико­ною че­ты­ре­де­сять дний по вся дни мо­леб­ная пе­ти. То­гда же мо­лит­ва­ми Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы град Из­бо­реск из­бав­лен бысть от на­ше­ствия по­га­ных. По сем же то­го же ле­та, В пост свя­тых апо­стол, по по­ве­ле­нию ар­хи­епи­ско­па Ма­ка­рия при­не­се­на бысть иере­ем та чу­до­твор­ная ико­на Пре­чи­стыя Бо­жия Ма­те­ре во град Псков, во свя­тую со­бор­ную цер­ковь Св. Тро­и­цы, и пре­бысть та ико­на во гра­де Пско­ве две сед­ми­цы, и укра­ше­на бла­го­чинне окла­дом; и па­ки при­не­се­на бысть во град Из­бо­реск и по­став­ле­на в со­бор­ной церк­ви св. Ни­ко­лая, яко да убо весь град честь ей и по­кло­не­ние невоз­бран­но воз­да­ет и бла­го­да­ре­ние. По сем же вре­мя пре­иде не ма­ло, егда пре­хо­дя­щу ше­сто­му на де­сять ле­ту, от нем же бысть чу­до сие Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы, дой­де в слух о том пре­див­ном чу­де­си ве­ли­ко­му Ар­се­нию ар­хи­епи­ско­пу; он же ве­ли­кий гос­по­дин, же­лая все­гда ми­ло­сти Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы и за­ступ­ле­ния Ея ро­ду хри­сти­ан­ско­му, по­ве­лел в том гра­де Из­бо­рес­ке по вся ле­та празд­но­ва­ти празд­ник Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы чест­на­го Ея зна­ме­ния ме­ся­ца мар­та в 22 день: на па­мять св. свя­щен­но­му­че­ни­ка Ва­си­лия, пре­сви­те­ра ан­кир­ския церк­ви. От то­ле же уста­ви­ся сие тво­ри­ти; на вос­по­ми­на­ние то­ли­ко­го пре­див­но­го чу­да все­нощ­ный со­де­ва­ем празд­ник, бла­годар­ствен­ныя пес­ни при­но­ся­ще Ма­те­ри Бо­жи­ей; празд­ну­ем и пред ли­тур­ги­ею, пев мо­леб­ная. И освя­ща­ют во­ду, и па­ки с мо­леб­ным же пе­ни­ем и со бла­го­вон­ным каж­де­ни­ем, взем­ше чу­до­твор­ную ону ико­ну Пре­чи­стыя Бо­го­ма­те­ре и свя­щен­ную во­ду и об­хо­дя­ще по стене гра­да бла­го­чи­ние и освя­ща­ю­ще его на вся­ко ле­то об­хож­де­ни­ем и па­ки воз­вра­щ­ше­ся в со­бор­ную цер­ковь свя­то­го Ни­ко­лая, по­став­ля­ют чест­ную ону ико­ну Бо­жия Ма­те­ри в той же церк­ви мно­же­ству бла­го­че­сти­вым при­хо­дя­щим на ви­де­ние и по­кло­не­ние; и та­ко то­го дне и про­чее цер­ков­на­го пе­ния празд­ник со­вер­ша­ют да­же и до от­пу­ста в па­мять убо про­чим ро­дом».
От древ­не­го Из­бор­ска, слу­жив­ше­го преж­де ме­стом кня­же­ской ре­зи­ден­ции бра­та Рю­ри­ко­ва Тру­во­ра, со­хра­ни­лось лишь од­но вос­по­ми­на­ние, что он су­ще­ство­вал на вер­сту к се­ве­ру, там, где ныне на­хо­дит­ся клад­би­ще с цер­ко­вью свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. Это ме­сто те­перь но­сит на­зва­ние «го­ро­ди­ща». Совре­мен­ный же Из­борск воз­ник позд­нее — в по­ло­вине XIV ве­ка, но и он по­те­рял свою преж­нюю сла­ву и ныне по­хож боль­ше на се­ло, чем на при­го­род.