Седмица 22-я по Пятидесятнице 30 октября — 5 ноября
Предлагаем календарь на 22-ю седмицу по Пятидесятнице. 4 ноября (суббота) — праздник в честь Казанской иконы Божией Матери.
Желаем душеполезного чтения!

Акция «Голос памяти»
30 октября (понедельник) приход храма Новомучеников и исповедников в Бутове проведет ежегодную акцию «Голос Памяти» на Бутовском полигоне, посвященную Дню памяти жертв политических репрессий.

В 10.00 в каменном храме Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово будет совершено поминальное богослужение, после которого в 10.30 на территории захоронений будут зачитываться имена погибших в Бутово.

Всех гостей и участников акции мы планируем угостить горячим чаем. Предположительно чтение продлится до 19.00.

При поддержке Мэрии г. Москвы будет организовано дополнительное транспортное сообщение от станции метро «Бульвар Дмитрия Донского».

Подробнее об акции


Выставка «Храмовое искусство»
В Восточном корпусе «Конного двора» Сергиево-Посадского музея-заповедника уже начался ежегодный проект «Осенний салон — 2017. Храмовое искусство».
Главная задача выставки-конкурса — дать представление о сегодняшнем уровне развития храмового искусства на примере произведений, созданных мастерами Сергиева Посада.
Подробнее о выставке

Преподобный Антоний Леохновский
30 октября
Понедельник
17 октября по старому стилю
Поста нет
Прор. Осии (820 до Р.Х.).
Прмч. Андрея Критского (767).
Мчч. бессребреников Космы и Дамиана, Аравийских, и братий их мчч. Леонтия, Анфима и Евтропия (287 или 303).
Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского (898). Прп. Антония Леохновского, Новгородского (1611).
Сщмчч. Неофита и Анатолия пресвитеров, прмчч. Иакинфа и Каллиста (1918). Сщмч. Александра, архиеп. Семипалатинского (1937).
Икон Божией Матери, именуемых «Прежде Рождества и по Рождестве Дева» (1827) и «Избавительница» (ок. 1889).
Послание к Колоссянам
Да никтóже ýбо вáсъ осуждáетъ о ядéнiи, или́ о питiи́, или́ о чáсти прáздника, или́ о новомéсячiихъ, или́ о суббóтахъ: я́же сýть стѣ́нь грядýщихъ, тѣ́ло же Христóво. Никтóже вáсъ да прельщáетъ изволéннымъ емý смиреномýдрiемъ и слýжбою áнгеловъ, я́же не увѣ́дѣ учя́, въ тѣ́хъ ходя́, безъ умá дмя́ся от умá плóти своея́, а не держя́ главы́, изъ нея́же всé тѣ́ло, состáвы и соýзы подáемо и снéмлемо, расти́тъ возращéнiе Бóжiе.
Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе. Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
Евангелие от Луки
И бы́сть егдá моля́шеся еди́нъ, съ ни́мъ бѣ́ху ученицы́: и вопроси́ и́хъ, глагóля: когó мя глагóлютъ нарóди бы́ти? Они́ же отвѣщáвше рѣ́ша: Иоáнна крести́теля: инíи же илiю́: друзíи же, я́ко прорóкъ нѣ́кiй от дрéвнихъ воскрéсе. Речé же и́мъ: вы́ же когó мя глагóлете бы́ти? Отвѣщáвъ же пéтръ речé: Христá Бóжiя.
В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(Кол. 2, 13-20; Лк. 9, 18-22)
«За кого почитает Меня народ?» спрашивал Господь. В ответ на это апостолы передали ходячие в народе мнения о Нем, которые все слагались по тогдашнему образу воззрений: кто говорил, что Он Иоанн Креститель, кто, — что Он Илия, кто, — что какой-нибудь из древних пророков воскресший.

Как же ныне отвечают? Тоже разно и всякий по своему образу мыслей. Материалисты, безбожники и бездушники из породы обезьян какой ответ дадут, когда у них нет ни Бога, ни души? Спириты, подобно арианам, отделываются ответом, который проклят на первом вселенском соборе. Деисты видят Бога очень далеким от мира, и, будучи не в силах вместить в своей системе таинство воплощения, отвечают как евиониты, социниане.

Подобные ответы вы встретите и в русском обществе, так как означенные трех родов личности есть и множатся и у нас. Но благодарение Господу, есть еще у нас безмерно преобладающее число искренно верующих и строго содержащих апостольское исповедание, что Господь Иисус Христос — воплотившийся единородный Сын Божий, еще в раю обетованный прародителям нашим Спаситель и Искупитель рода человеческого. Какая сторона пересилит — единому Богу ведомо.

Будем молиться о сохранении в нас света Христова и об отгнании тьмы лжеучений. Падки мы на худое; потому не дивно, что ложь и возьмет верх. Она и ныне уже ходит по улицам города открыто, тогда как прежде опасливо пряталась от взора верующих христиан.

Евангелист Лука
31 октября
Вторник
18 октября ст.ст.
Поста нет
Апостола и евангелиста Луки (I).
Мч. Марина Тарсийского (IV). Прп. Иулиана Пустынника (IV).
Обретение мощей прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца(1515).
Преставление вмц. Златы(Хрисы) (1795) (Болг.). Сщмчч. Андрея, Сергия, Сергия, Николая пресвитеров, мц. Елисаветы (1937).
Послание к Колоссянам
А́ще ýбо воскреснýсте со Христóмъ, вы́шнихъ ищи́те, идѣ́же éсть Христóсъ о деснýю Бóга сѣдя́: гóрняя мýдрствуйте, а не земнáя. Умрóсте бо, и живóтъ вáшъ сокровéнъ éсть со Христóмъ въ Бóзѣ.
Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
Евангелие от Луки
И́же бо áще хóщетъ дýшу свою́ спасти́, погýбитъ ю́: а и́же погýбитъ дýшу свою́ менé рáди, сéй спасéтъ ю́. Чтó бо пóльзы и́мать человѣ́къ, прiобрѣ́тъ мíръ вéсь, себé же погуби́въ или́ оттщети́въ? И́же бо áще постыди́тся менé и мои́хъ словéсъ, сегó Сы́нъ человѣ́ческiй постыди́тся, егдá прiи́детъ во слáвѣ своéй и óтчей и святы́хъ áнгелъ.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(Кол. 2, 20-3, 3; Лк. 9, 23-27)
Не стыдись исповедать Господа Иисуса Христа воплотившимся Сыном Божиим и искупившим Своею крестною смертью, воскресением же и вознесением Своим открывшим нам вход в Царство Небесное. Если ты постыдишься, то и Он постыдится тебя, «когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов».

Ныне в обществе пошла мода совсем не говорить о Господе и о спасении, тогда как в начале только и речей было, что об этих дорогих предметах. К чему больше лежит сердце, о том и речь охотнее течет.

Неужели же к Господу меньше стало лежать сердце? Судя по речам, должно быть так. Одни совсем не ведают Его, другие холодны к Нему; опасаясь попасть на таких, и те, которые теплы ко Господу, не заводят о Нем речи, и священство молчит. И вышло, что речь о Господе Спасителе и о главном нашем деле — спасении — исключена из круга речей, принятых в обществе.

Что же, скажете, неужели только и говорить, что о спасении? Зачем же только об этом? Обо всем можно говорить с этой точки зрения, так что речь вообще будет оттенена духом Христовым. Тогда и можно будет угадать, говорят ли христиане или язычники, а ныне вы этого не угадаете ни по речам, ни по писаниям. Пересмотрите все журналы, о чем только там не пишут? Но повести речь по христиански никому нет охоты. Мудреное время!

Пророк Иоиль
1 ноября
Среда
19 октября ст.ст.
Пища с растительным маслом
Прор. Иоиля (800 до Р.Х.).
Мч. Уара и с ним семи мчч., учителей христианских (ок. 307). Блж. Клеопатры (327) и сына ее Иоанна (320). Сщмч. Садока (Шах-Дуста), еп. Персидского, и с ним 128-ми мучеников (342).
Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского (1238).
Сщмч. Сергия пресвитера (1937).
Послание к Колоссянам
И вся́ко, éже áще чтó творитé, от души́ дѣ́лайте, я́коже Гóсподу, а не человѣ́комъ, вѣ́дяще, я́ко от Гóспода прiи́мете воздая́нiе достоя́нiя: Гóсподу бо Христý рабóтаете. А оби́дяй воспрiи́метъ, éже оби́дѣ: и нѣ́сть лицá обиновéнiя. Госпóдiе, прáвду и уравнéнiе рабóмъ подавáйте, вѣ́дяще, я́ко и вы́ и́мате Гóспода на небесѣ́хъ.
И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
Евангелие от Луки
И вся́ко, éже áще чтó творитé, от души́ дѣ́лайте, я́коже Гóсподу, а не человѣ́комъ, вѣ́дяще, я́ко от Гóспода прiи́мете воздая́нiе достоя́нiя: Гóсподу бо Христý рабóтаете. А оби́дяй воспрiи́метъ, éже оби́дѣ: и нѣ́сть лицá обиновéнiя. Госпóдiе, прáвду и уравнéнiе рабóмъ подавáйте, вѣ́дяще, я́ко и вы́ и́мате Гóспода на небесѣ́хъ.
Пришла же им мысль: кто бы из них был больше? Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(Кол. 3, 17-4, 1; Лк. 9, 44-50)
«Кто примет Меня тот принимает Пославшего Меня», сказал Господь: а Пославший Его — Бог, следовательно, кто исповедует Господа, тот Бога исповедует, а кто не исповедует Его, тот и Бога не исповедует.

Скажешь: я исповедаю Христа великим, премудрым, всемирным учителем. Нет, исповедуй Его так, как Он Сам говорит о Себе, что Он и Отец едино суть, единого Божеского естества лица, раздельные но единочестные и сопрестольные. Кто не исповедует так, тот, как бы ни величал Господа, все одно, что не исповедует Его, а не будучи исповедником Его, не исповедует и Отца, не исповедует Бога.

Потому, каким богочтецом ни выказывай себя, ты не богочтец, когда не исповедуешь Господа Иисуса Христа Сыном Божиим Единородным, нас ради воплотившимся и Своею крестною смертью нас спасшим. Не все одно какого Бога исповедать, лишь бы исповедать: поклонявшиеся солнцу и звездам, или вымышленным существам, не называются богочтецами, потому что не то считали Богом, что есть Бог. Так и тот, кто Господа не исповедует, не богочтец, потому что не того Бога исповедует, который истинный Бог. Истинный Бог не есть без Сына совечного и собезначального. Потому, коль скоро не исповедуешь Сына, не исповедуешь и Бога истинного. Какая цена твоего исповедания — один Бог рассудит, но так как нам Бог открыт Богом истинным, то помимо этого откровения нельзя иметь Бога истинного.

Артемий Веркольский
2 ноября
Четверг
20 октября ст.ст.
Поста нет
Вмч. Артемия (362).
Прав. отрока Артемия Веркольского (1545).
Прп. Гавриила Самтаврийского (1995) (Груз.). Сщмч. Николая пресвитера (1918). Сщмчч. Зосимы, Иоанна, Иоанна, Иоанна, Николая, Леонида, Иоанна и Александра пресвитеров, Михаила и Петра диаконов и мч. Павла (1937).
Послание к Колоссянам
Въ моли́твѣ терпи́те, бóдрствующе въ нéй со благодарéнiемъ: моля́щеся и о нáсъ вкýпѣ, да Бóгъ отвéрзетъ нáмъ двéри слóва, проглагóлати тáйну Христóву, ея́же рáди и свя́занъ éсмь: да явлю́ ю́, я́коже подобáетъ ми́ глагóлати. Въ премýдрости ходи́те ко внѣ́шнимъ, врéмя искупýюще. Слóво вáше да бывáетъ всегдá во благодáти, сóлiю растворéно, вѣ́дѣти, кáко подобáетъ вáмъ еди́ному комýждо отвѣщавáти.
Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, дабы я открыл ее, как должно мне возвещать. Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.
Евангелие от Луки
Отвѣщáвъ же Иоáннъ речé: настáвниче, ви́дѣхомъ нѣ́коего о и́мени твоéмъ изгоня́ща бѣ́сы: и возбрани́хомъ емý, я́ко вослѣ́дъ не хóдитъ съ нáми. И речé къ немý Иисýсъ: не брани́те: и́же бо нѣ́сть на вы́, по вáсъ éсть.
При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(Кол. 4, 2-9; Лк. 9, 49-56)
Как относиться к неверам, неисповедующим Господа? Так же как Господь отнесся к непринявшей Его веси. Юная ревность, являющая много жару, хотела бы огонь низвести на них с неба, но ее сдерживает Сам Господь: «не знаете, какого вы духа»…
Господь Спаситель, в принятии Которого состоит и самое спасение, ничего не сделал непринявшим Его, но, минуя их, пошел в другую весь, предоставив их самим себе. Так и ныне надобно: пусть неверы идут своею дорогою, а верующие своею. Есть Бог, Который всех разберет в свое время. О них жалеть и молиться надобно; надо желать, чтобы они познали истину и изыскивать случаи намекнуть им о ней, а когда гласно станут нападать на истину, дать им отпор любовный, но вразумительный — и довольно.
Иларион Великий
3 ноября
Пятница
21 октября ст.ст.
Пища с растительным маслом
Прп. Илариона Великого (371). Мчч. Дасия, Гаия и Зотика.
Прп. Илариона, схимника Печерского (XI). Перенесение мощей свт. Илариона, еп. Меглинского (1206). Прпп. Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476).
Сщмчч. Павлина, архиеп. Могилевского, Аркадия, еп. Екатеринбургского, и с ними Анатолия и Никандра пресвитеров и мч. Киприана (1937). Сщмч. Дамиана, архиеп. Курского (1937). Сщмчч. Константина, Сергия, Василия, Феодора, Владимира, Николая, Иоанна, Василия, Александра, Димитрия и Алексия пресвитеров, Сергия и Иоанна диаконов, прмчч. Софрония и Неофита (1937). Прмц. Пелагии (1944).
Послание к Колоссянам
Цѣлýетъ вы́ епафрáсъ, и́же от вáсъ, рáбъ Иисýса Христá, всегдá подвизáяйся о вáсъ въ моли́твахъ, да бýдете совершéни и испóлнени во вся́цѣй вóли Бóжiей. Свидѣ́телствую бо о нéмъ, я́ко и́мать рéвность мнóгу и болѣ́знь о вáсъ и о сýщихъ въ лаодикíи и во иерапóли.
Приветствует вас Епафрас ваш, раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу. Свидетельствую о нем, что он имеет великую ревность и заботу о вас и о находящихся в Лаодикии и Иераполе.
Евангелие от Луки
По си́хъ же яви́ Госпóдь и инѣ́хъ сéдмьдесятъ, и послá и́хъ по двѣмá предъ лицéмъ свои́мъ во вся́къ грáдъ и мѣ́сто, áможе хотя́ше сáмъ ити́: глагóлаше же къ ни́мъ: жáтва ýбо мнóга, дѣ́лателей же мáло: моли́теся ýбо Гóсподи́ну жáтвѣ, да изведéтъ дѣ́латели на жáтву свою́. Иди́те: сé áзъ посылáю вы́ я́ко áгнцы посредѣ́ волкóвъ. Не носи́те влагáлища, ни пи́ры, ни сапóгъ и ни когóже на пути́ цѣлýйте. Въ óнъ же áще дóмъ вни́дете, пéрвѣе глагóлите: ми́ръ дóму семý: и áще ýбо бýдетъ тý сы́нъ ми́ра, почíетъ на нéмъ ми́ръ вáшъ: áще ли же ни́, къ вáмъ возврати́тся.
После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы , ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(Лк. 10, 1-15)
Будет ли на том свете такое снисхождение к неприемлющим Господа, какое показал Он к живущим на земле? Нет, не будет. Посылая «семьдесят» на проповедь, Господь заповедал им, чтоб они, когда не примут их, говорили там на распутиях: «и прах, прилипший к нам от вашего города, оттрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие»; то есть, вашего нам ничего не нужно: не из корысти какой ходим мы с проповедью, а для возвещения вам мира и Царствия Божия. Не хотите принять этого блага — как хотите; мы идем далее.

Так заповедано на настоящее время, а на будущее что? «Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому». Стало быть, неверам нечего обнадеживать себя снисхождением Господним. Только и повольничать им, что на земле; а как смерть — так вся гроза гнева Божия обрушится на них. Великое несчастье попасть в неверы! И на земле-то им нерадостно, ибо без Бога и Господа Иисуса Христа — Спасителя и Искупителя, и здесь все мрачно и безотрадно, а что там, того и словом описать и вообразить невозможно. Уж отраднее бы уничтожиться, но и этого не дано будет им.

(2 Кор. 5, 1-10; Лк. 7, 1-10)
Какая светлая личность сотник! Как дошел он до такой веры, что превзошел ею всех израильтян, воспитанных откровением, пророчествами и чудесами? Евангелие не указывает как, а живописует только веру его и сказывает, как похвалил его Господь. Путь веры — тайный, сокровенный путь. Кто может и в себе-то самом объяснить, как слагаются в сердце убеждения веры? Лучше всего решает это св. Апостол, называя веру Божиим даром.

Вера действительно Божий дар, но неверы не безответны, то, стало быть, сами виноваты, что не дается им этот дар. Нет приемника для этого дара, он и не дается, ибо нечем принять его, а в таком случае давать то же, что тратить понапрасну. Как душа делается способною приемницею дара веры, это трудно определить. В сотнике видно крайнее смирение, несмотря на то, что он был властный человек, добродетельный и разумный. Не смирением ли вообще привлекается эта великая милость, дающая веру? Очень не дивно. По крайней мере, всем ведомо то, что неверы всегда духа гордого и что вера более всего требует покорности ума под свое иго.

Икона Богоматери Казанская
4 ноября
Суббота
22 октября ст.ст.
Поста нет
Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.
Равноап. Аверкия, еп. Иерапольского, чудотворца (ок. 167). Семи отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Антонина, Константина (Ексакустодиана) и Иоанна (ок. 250; 408-450). Мчч. Александра еп., Ираклия воина и жен Анны, Елисаветы, Феодотии и Гликерии (II-III).
Сщмчч. Серафима, архиеп. Угличского, и с ним Владимира, Александра, Василия, Александра пресвитеров и прмчч. Германа и Мины (1937). Сщмчч. Николая, Николая пресвитера и прмч. Григория (1937). Обретение мощей сщмч. Никодима, еп. Белгородского (2012).
Андрониковской (1281-1332) и Якобштадтской (XVII) икон Божией Матери.
Послание к филиппийцам
Сié бо да мýдрствуется въ вáсъ, éже и во Христѣ́ Иисýсѣ: и́же, во о́бразѣ Бóжiи сы́й, не восхищéнiемъ непщевá бы́ти рáвенъ Бóгу: но себé умáлилъ, зрáкъ рабá прiи́мъ, въ подóбiи человѣ́честѣмъ бы́въ, и о́бразомъ обрѣ́теся я́коже человѣ́къ: смири́лъ себé, послушли́въ бы́въ дáже до смéрти, смéрти же крéстныя.
Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
Евангелие от Луки
Бы́сть же ходя́щымъ и́мъ, и сáмъ вни́де въ вéсь нѣ́кую: женá же нѣ́кая и́менемъ мáрѳа прiя́тъ егó въ дóмъ свóй. И сестрá éй бѣ́ нарицáемая Марíа, я́же и сѣ́дши при ногý Иисýсову, слы́шаше слóво егó. Мáрѳа же мóлвяше о мнóзѣ слýжбѣ, стáвши же речé: Гóсподи, не брежéши ли, я́ко сестрá моя́ еди́ну мя́ остáви служи́ти? рцы́ ýбо éй, да ми́ помóжетъ. Отвѣщáвъ же Иисýсъ речé éй: мáрѳо, мáрѳо, печéшися, и мóлвиши о мнóзѣ, еди́но же éсть на потрéбу: Марíа же благýю чáсть избрá, я́же не отъи́мется от нея́.
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Иаков брат Господень, апостол
5 ноября
Воскресенье
23 октября ст.ст.
Поста нет
Апостола Иакова, брата Господня по плоти (ок. 63).
Прп. Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца (ок. 1540). Свт. Игнатия, патриарха Константинопольского (877-878).
Прп. Елисея Лавришевского (ок. 1250). Сщмчч. Николая, Владимира, Александра, Николая, Емилиана и Созонта пресвитеров (1937). Прмц. Евфросинии (1942).
Послание к галатам
Мнѣ́ же да не бýдетъ хвали́тися, тóкмо о крéстѣ́ Гóспода нáшего Иисýса Христá, и́мже мнѣ́ мíръ распя́тся, и áзъ мíру. О Христѣ́ бо Иисýсѣ ни обрѣ́занiе чтó мóжетъ, ни необрѣ́занiе, но нóва твáрь. И ели́цы прáвиломъ си́мъ жи́телствуютъ, ми́ръ на ни́хъ и ми́лость, и на Изрáили Бóжiи.
А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
Евангелие от Луки
Человѣ́къ же нѣ́кiй бѣ́ богáтъ, и облачáшеся въ порфи́ру и ви́ссонъ, веселя́ся на вся́ дни́ свѣ́тло. Ни́щь же бѣ́ нѣ́кто, и́менемъ лáзарь, и́же лежáше предъ враты́ егó гнóенъ и желáше насы́титися от крупи́цъ пáдающихъ от трапéзы богáтаго: но и пси́ приходя́ще облизáху гнóй егó. Бы́сть же умрéти ни́щему, и несéну бы́ти áнгелы на лóно Авраáмле: ýмре же и богáтый, и погребóша егó. И во áдѣ возвѣ́дъ óчи свои́, сы́й въ мýкахъ, узрѣ́ Авраáма издалéча, и лáзаря на лóнѣ егó: и тóй возглáшь речé: óтче Авраáме, поми́луй мя́, и посли́ лáзаря, да омóчитъ конéцъ пéрста своегó въ водѣ́ и устуди́тъ язы́къ мóй: я́ко стрáжду во плáмени сéмъ.
Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(Гал. 6, 11-15; Лк. 16, 19-31)
Притча о богатом и Лазаре показывает, что те, которые жили не как должно, спохватятся, но уже не будут иметь возможности поправить свое положение. Глаза их откроются и они ясно будут видеть, в чем истина. Вспомнив, что на земле много слепотствующих, подобно им, они желали бы, чтобы кто-нибудь послан был к ним из умерших для уверения, что жить и понимать вещи надо не иначе, как по указанию Откровения Господня. Но и в этом им откажется, ради того, что Откровение для желающих знать истину само удостоверительно, а для не желающих и не любящих истины неубедительно будет и самое воскресение кого-либо из умерших.

Чувства этого приточного богача наверное испытывают все отходящие отселе. И следовательно, по тамошнему убеждению, которое будет убеждением и всех нас, единственное для нас руководство на пути жизни — Откровение Господне. Но там уже такое убеждение для многих будет запоздалым; здесь оно лучше бы пригодилось, да не у всех оно. Поверим, по крайней мере, свидетельству тамошних, перенося себя в состояние их. Сущие в муках не станут лгать; жалея нас, они хотят, чтобы открылись очи наши, да не придем на место их мучения. Об этом предмете нельзя так говорить, как говорим нередко о текущих делах: «авось, как-нибудь пройдет». Нет, уж то не пройдет как-нибудь. Надо быть основательно удостоверенным, что не попадем в место богатого.