Виленская

 

 

ИСТОРИЯ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Ви­лен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой. Дол­гое вре­мя она бы­ла ро­до­вой свя­ты­ней гре­че­ских им­пе­ра­то­ров в Кон­стан­ти­но­по­ле. В 1472 го­ду ико­ну пе­ре­нес­ла в Моск­ву Со­фия Па­лео­лог, су­пру­га ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го Иоан­на III (1462–1505). В 1495 го­ду ве­ли­кий князь бла­го­сло­вил этой ико­ной свою дочь Еле­ну при вы­да­че ее за­муж за Ли­тов­ско­го ко­ро­ля Алек­сандра. В честь пе­ре­не­се­ния ико­ны в быв­шую сто­ли­цу Лит­вы г. Виль­но уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние 15 фев­ра­ля. Поз­же свя­тую ико­ну по­ста­ви­ли в Пред­те­чен­ском хра­ме, в ко­то­ром бы­ла по­гре­бе­на кня­ги­ня Еле­на.
Иоанн Гроз­ный, пы­та­ясь вер­нуть чу­до­твор­ную ико­ну в Моск­ву, пред­ла­гал за нее ко­ро­лю Си­гиз­мун­ду 50 знат­ных ли­тов­ских плен­ни­ков, но ко­роль ре­ши­тель­но от­ка­зал, по­то­му что все ду­хо­вен­ство, как пра­во­слав­ное, так и уни­ат­ское, не хо­те­ло ли­шить­ся это­го со­кро­ви­ща.
В Пре­чи­стен­ском со­бо­ре ико­на пре­бы­ва­ла до по­ло­ви­ны XVIII ве­ка, а по­том бы­ла пе­ре­не­се­на вме­сте с мит­ро­по­ли­ей в Ви­лен­ский Свя­то-Тро­иц­кий мо­на­стырь, на­хо­див­ший­ся то­гда в рас­по­ря­же­нии ба­зи­ли­ан. Пре­чи­стен­ский же со­бор был от­дан уни­а­там. Толь­ко в 1839 го­ду Свя­то-Тро­иц­кий мо­на­стырь вме­сте с ико­ной Оди­гит­рии был воз­вра­щен пра­во­слав­ным. С это­го вре­ме­ни чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пре­бы­вал там, при­вле­кая бла­го­го­вей­ное че­ство­ва­ние всех пра­во­слав­ных.
Ико­на Оди­гит­рии на­пи­са­на на че­ты­рех дос­ках, со­еди­нен­ных вме­сте: из них сред­ние сде­ла­ны из ки­па­ри­са, осталь­ные из бе­ре­зы. В 1864 го­ду чу­до­твор­ная ико­на бы­ла под­нов­ле­на.
Венская

ИСТОРИЯ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Яв­ле­ние Вен­ской ико­ны, что в Уграх, по­сле­до­ва­ло в 1570 го­ду. Уже са­мо на­име­но­ва­ние ее за­став­ля­ет ду­мать, что она при­не­се­на с За­па­да. В про­ти­во­ре­чии с этим, по-ви­ди­мо­му, на­хо­дит­ся то об­сто­я­тель­ство, что са­мо изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри на Вен­ской иконе сде­ла­но в пра­во­слав­но-во­сточ­ном сти­ле, а от­нюдь не в за­пад­ном; она очень силь­но на­по­ми­на­ет Свя­то-Ильин­скую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы, све­де­ния о ко­то­рой по­ме­ще­ны под 10 чис­лом ме­ся­ца мар­та. Но про­ти­во­ре­чие это толь­ко ка­жу­ще­е­ся. Несо­мнен­но то, что в Вене и Вен­грии ис­ко­ни бы­ло нема­ло пра­во­слав­ных хри­сти­ан. От них-то Вен­ская ико­на и мог­ла пе­рей­ти в Рос­сию да­же по­сле от­де­ле­ния За­пад­ной церк­ви от Во­сточ­ной. По неко­то­рым ска­за­ни­ям, св. ико­на Бо­го­ма­те­ри «Вен­ская, что в Уграх» пе­ре­шла к нам в Рос­сию не пря­мо из Вен­грии, а через Афон, где она на­хо­ди­лась неко­то­рое вре­мя в мо­на­сты­ре св. Ди­о­ни­сия. Из Рос­сии она впо­след­ствии опять бы­ла воз­вра­ще­на на Афон.
Далматская

 

ИСТОРИЯ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

По всей ви­ди­мо­сти, кро­ме чу­до­твор­ной ико­ны «Успе­ние Дал­мат­ская» (http://pravicon.com/icon-334), су­ще­ство­ва­ла еще и иная Дал­мат­ская ико­на. Ин­фор­ма­цию о ней най­ти не уда­лось, но она встре­ча­ет­ся на неко­то­рых ста­рин­ных мно­го­част­ных ико­нах, при­чем в раз­ном пред­став­ле­нии. На неко­то­рых мно­го­част­ных ико­нах Дал­мат­ская ико­на ско­рее на­по­ми­на­ет Оди­гит­рию, на дру­гих же бо­лее по­хо­жа на Уми­ле­ние. Яв­ля­ет­ся ли ка­кое-то из пред­ло­жен­ных изо­бра­же­ний схо­жим с ори­ги­на­лом, и ес­ли да, то ка­кое имен­но, до­сто­вер­но опре­де­лить невоз­мож­но.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *