style=»text-align: center;»>

                                                                                      Вертоград заключенный      Фео́доровская    Умиление Себежская (Опочецкая)

 

 

Фе­о­до­ров­ская — Ко­стром­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­пи­са­на еван­ге­ли­стом Лу­кой и близ­ка по ико­но­гра­фии к Вла­ди­мир­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри.

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

На­зва­ние свое ико­на по­лу­чи­ла от ве­ли­ко­го кня­зя Яро­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча († 1246), от­ца свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го, но­сив­ше­го в свя­том кре­ще­нии имя Фе­о­дор — в честь свя­то­го Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та. Об­ре­те­на она бы­ла, по пре­да­нию, его стар­шим бра­том, свя­тым Юри­ем Все­во­ло­до­ви­чем († 1238, па­мять 4 фев­ра­ля), в вет­хой де­ре­вян­ной ча­совне близ ста­рин­но­го го­ро­да Го­род­ца — поз­же на том ме­сте был устро­ен Го­ро­дец­кий Фе­о­до­ров­ский мо­на­стырь. Князь Яро­слав-Фе­о­дор, став­ший по­сле ги­бе­ли в бит­ве с та­та­ра­ми на Си­ти свя­то­го Юрия ве­ли­ким кня­зем Вла­ди­мир­ским, в сле­ду­ю­щем, 1239 го­ду тор­же­ствен­но пе­ре­нес его мо­щи из Ро­сто­ва в Успен­ский со­бор Вла­ди­ми­ра, а остав­шей­ся от бра­та ико­ной бла­го­сло­вил сво­е­го сы­на, свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го, всту­пив­ше­го в том же го­ду в брак с по­лоц­кой княж­ной Бря­чи­сла­вой.
Яро­слав-Фе­о­дор оста­вил зна­чи­тель­ную о се­бе па­мять в рус­ской ис­то­рии. С ним, про­дол­жа­те­лем слав­ных тра­ди­ций дя­ди — свя­то­го Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го (па­мять 4 июля) и от­ца — Все­во­ло­да Боль­шое Гнез­до, свя­за­ны по­чти все наи­бо­лее зна­чи­тель­ные со­бы­тия в ис­то­рии Ру­си пер­вой по­ло­ви­ны XIII ве­ка. Ему до­ста­лась в на­след­ство Русь, со­жжен­ная и раз­граб­лен­ная в 1237–1238 гг. та­та­ра­ми. Он под­нял ее из пеп­ла, от­стро­ил и укра­сил го­ро­да­ми, свя­ты­ми оби­те­ля­ми и хра­ма­ми. Им бы­ли вос­ста­нов­ле­ны опу­сто­шен­ные вра­гом го­ро­да По­вол­жья: Ка­шин, Уг­лич, Яро­славль, Ко­стро­ма, Го­ро­дец. Цер­ковь Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та в Ко­стро­ме и Фе­о­до­ров­ский мо­на­стырь близ Го­род­ца ос­но­ва­ны им в честь сво­е­го Ан­ге­ла. Все­го во­семь лет сто­ял он у кор­ми­ла ве­ли­ко­го кня­же­ния, но за это вре­мя он су­мел на­пра­вить стра­ну по един­ствен­но вер­но­му в то вре­мя пу­ти — во­ен­но-по­ли­ти­че­ско­го рав­но­ве­сия с Зо­ло­той Ор­дой на во­сто­ке и ак­тив­но­го про­ти­во­сто­я­ния ка­то­ли­че­ской Ев­ро­пе на за­па­де. Бли­жай­шим спо­движ­ни­ком и про­дол­жа­те­лем его го­судар­ствен­но­го де­ла был сын, свя­той Алек­сандр Нев­ский.
Чу­до­твор­ная Фе­о­до­ров­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри — бла­го­сло­ве­ние от­ца — по­сто­ян­но на­хо­ди­лась при свя­том Алек­сан­дре, бы­ла его мо­лен­ным об­ра­зом. По­сле его смер­ти (свя­той князь умер 14 но­яб­ря 1263 го­да в Го­род­це, в ос­но­ван­ном от­цом мо­на­сты­ре) ико­на, в па­мять о нем, бы­ла взя­та его млад­шим бра­том Ва­си­ли­ем.
Ва­си­лий Яро­сла­вич был «ми­зин­ным», то есть млад­шим (вось­мым), сы­ном Яро­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча. В 1246 го­ду по­сле смер­ти от­ца (князь был отрав­лен в сто­ли­це Мон­го­лии — Ка­ра­ко­ру­ме), пя­ти лет от ро­ду, он стал кня­зем ко­стром­ско­го уде­ла — наи­ме­нее зна­чи­тель­но­го во вла­де­ни­ях его от­ца. Но в 1272 го­ду Бог су­дил ему стать ве­ли­ким кня­зем Вла­ди­мир­ским. Че­ты­ре го­да его ве­ли­ко­го кня­же­ния (1272–1276) за­пол­не­ны обыч­ны­ми для то­го вре­ме­ни кня­же­ски­ми меж­до­усоб­ны­ми бра­ня­ми. Несколь­ко лет вел он вой­ну за Нов­го­род с непо­кор­ным пле­мян­ни­ком Ди­мит­ри­ем Алек­сан­дро­ви­чем. По­это­му, став ве­ли­ким кня­зем, Ва­си­лий не по­ехал во Вла­ди­мир, а остал­ся под за­щи­той чу­до­твор­ной ико­ны в Ко­стро­ме, счи­тая это ме­сто бо­лее на­деж­ным на слу­чай но­вых усо­биц.
При­шлось ему за­щи­щать Русь и от внеш­них вра­гов. В 1272 го­ду при оче­ред­ном та­тар­ском на­бе­ге рус­ское вой­ско вы­сту­пи­ло из Ко­стро­мы им на­встре­чу. По при­ме­ру де­да, свя­то­го Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, ко­то­рый брал с со­бой в по­хо­ды чу­до­твор­ную Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, князь Ва­си­лий дви­нул­ся в бой с чу­до­твор­ной ико­ной Фе­о­до­ров­ской. Яр­кие лу­чи ис­хо­ди­ли от свя­то­го об­ра­за, по­па­ляя вра­гов; та­та­ры бы­ли раз­гром­ле­ны и из­гна­ны из Рус­ской зем­ли.
Ле­то­пи­си рас­ска­зы­ва­ют, что ве­ли­кий князь Ва­си­лий пи­тал осо­бую лю­бовь к Церк­ви и ду­хо­вен­ству. По­сле му­че­ни­че­ской ги­бе­ли при штур­ме та­та­ра­ми Вла­ди­ми­ра 4 фев­ра­ля 1238 го­да епи­ско­па Вла­ди­мир­ско­го Мит­ро­фа­на дол­гие го­ды Вла­ди­мир­ская епар­хия оста­ва­лась вдов­ству­ю­щей. Это пе­ча­ли­ло ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия. В 1274 го­ду при его уча­стии со­сто­ял­ся во Вла­ди­ми­ре боль­шой цер­ков­ный Со­бор. Непо­сред­ствен­ным по­во­дом его яви­лась хи­ро­то­ния во епи­ско­па Вла­ди­мир­ско­го свя­ти­те­ля Се­ра­пи­о­на († 1275, па­мять 12 июля), из Пе­чер­ских игу­ме­нов, мит­ро­по­ли­том Ки­рил­лом III († 1282) и со­бо­ром рус­ских свя­ти­те­лей. Со­дер­жа­ние со­бор­ных де­я­ний бы­ло очень ши­ро­ко — это был пер­вый Со­бор в Рус­ской Церк­ви со вре­ме­ни мон­голь­ско­го на­ше­ствия. Мно­го на­ко­пи­лось про­блем и неуря­диц в цер­ков­ной жиз­ни, Рус­ская Цер­ковь толь­ко-толь­ко оправ­ля­лась от по­стиг­ше­го ее бед­ствия. Но глав­ной за­да­чей бы­ло воз­рож­де­ние рус­ской цер­ков­ной пись­мен­но­сти — вос­ста­нов­ле­ние тра­ди­ций древ­не­рус­ско­го «кня­же­ско­го стро­е­ния». Без книг невоз­мож­но бы­ло бы спа­си­тель­ное де­ла­ние Церк­ви, они нуж­ны бы­ли и для Бо­го­слу­же­ния, и для про­по­вед­ни­че­ства, и для ке­лей­но­го вра­зум­ле­ния ино­ков, и для до­маш­не­го чте­ния ве­ру­ю­щих. Тру­да­ми мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла, рус­ских епи­ско­пов и мо­на­стыр­ских ино­ков-книж­ни­ков эта за­да­ча, важ­ней­шая для по­сле­ду­ю­ще­го хри­сти­ан­ско­го про­све­ще­ния Ру­си, бы­ла успеш­но вы­пол­не­на. Со­бор при­нял но­вую ре­дак­цию Корм­чей кни­ги — ос­нов­но­го ка­но­ни­че­ско­го ко­дек­са пра­во­слав­ной цер­ков­ной жиз­ни.
В 1276 го­ду князь Ва­си­лий за­вер­шил свой жиз­нен­ный путь, важ­ней­шие ве­хи ко­то­ро­го бы­ли осе­не­ны бла­го­сло­ве­ни­ем Фе­о­до­ров­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Он умер в Ко­стро­ме и там же об­рел ме­сто по­след­не­го упо­ко­е­ния. Свя­тая ико­на пре­бы­ва­ла с тех пор в Ко­стром­ском со­бо­ре свя­то­го Фе­о­до­ра Стра­ти­ла­та.
Вос­ста­нов­ле­ние па­мя­ти Фе­о­до­ров­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние ее по­чи­та­ния по всей Рос­сии свя­за­но с со­бы­ти­я­ми на­ча­ла XVII ве­ка — пре­кра­ще­ни­ем Смут­но­го вре­ме­ни. В 1613 го­ду чу­до­твор­ной Фе­о­до­ров­ской ико­ной из Ко­стром­ско­го со­бо­ра был бла­го­слов­лен при из­бра­нии на цар­ство Ми­ха­ил Ро­ма­нов. В па­мять об этом ис­то­ри­че­ском со­бы­тии бы­ло уста­нов­ле­но по­все­мест­ное празд­но­ва­ние иконе Фе­о­до­ров­ской Бо­го­ма­те­ри 14 мар­та. По­яви­лись мно­го­чис­лен­ные спис­ки с Ко­стром­ской Фе­о­до­ров­ской ико­ны, один из пер­вых был за­ка­зан и при­не­сен в Моск­ву ма­те­рью ца­ря Ми­ха­и­ла — ино­ки­ней Мар­фой. Со вто­рой по­ло­ви­ны XVII ве­ка по­лу­ча­ют рас­про­стра­не­ние ико­ны Фе­о­до­ров­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри с клей­ма­ми, изо­бра­жа­ю­щи­ми со­бы­тия из ис­то­рии чу­до­твор­но­го об­ра­за.
В 1670 го­ду иеро­ди­а­кон Ко­стром­ско­го Ипа­тьев­ско­го мо­на­сты­ря Лон­гин на­пи­сал «Ска­за­ние о яв­ле­нии и чу­де­сах Фе­о­до­ров­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри в Ко­стро­ме». Не все со­дер­жа­щи­е­ся в ней све­де­ния сов­па­да­ют с из­ло­жен­ны­ми вы­ше, у на­род­ной па­мя­ти, своя хро­но­ло­гия, свои за­ко­ны.
Фе­о­до­ров­ская ико­на — двух­сто­рон­няя. На об­рат­ной сто­роне — об­раз свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Па­рас­ке­вы, изо­бра­жен­ной в бо­га­том кня­же­ском оде­я­нии. Пред­по­ла­га­ют, что по­яв­ле­ние об­ра­за Па­рас­ке­вы на обо­ро­те ико­ны свя­за­но с су­пру­гой свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го.

 

МОЛИТВЫ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Ин тропарь Божией Матери пред иконой Ее Феодоровскойглас 4
Днесь светло красуется преименитый град Кострома/ и вся Русская страна,/ созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския,/ на преславное торжество Божия Матере,/ пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа,/ днесь бо явися нам пресветлое великое солнце,/ приидите, вси Богоизбраннии людие, новый Израиль,/ ко источнику цельбоносному,/ источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица/ и избавляет вся грады и страны христианския/ невредимы от всех навет вражиих./ Но, о, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице,/ спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед/ по велицей Твоей милости, да зовем Ти:/ радуйся, Дево, христианом похвало.

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской

глас 4
Пришествием честныя Твоей иконы, Богоотроковице,/ обрадованный днесь Богохранимый град Кострома,/ якоже древний Израиль к кивоту Завета,/ притекает ко изображению лица Твоего/и воплотившагося от Тебе Бога нашего,/ да Твоим Матерним к Нему предстательством/ присно ходатайствуеши всем,/ под сень крова Твоего прибегающим,/ мир и велию милость.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской

глас 8
Благодарственная приносяще Ти, раби Твои, Богородительнице, о всех,/ имиже благодеяла еси граду нашему,/ из глубины души взываем к Тебе и мили ся деем:/ не престани, Владычице,/ Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами/ подавати вся благая и спасительная всем,/ верою и любовию вопиющим Ти:/ радуйся, Дево, христиан похвало.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Феодоровской

глас 8
Притецем, людие, вси к тихому и доброму пристанищу,/ в дом Божия Матере,/ чудному образу Царицы и Богородицы,/ за неизреченную милость Ея явленному,/ верно припадающе и вопиюще:/ о Всемилостивая Владычице,/ за спасительное Твое смотрение,/ чуднаго образа к нам пришествие,/ посети нас, грешных, светло сотворяющих празднество Твое,/ укрепи страну нашу,/ дивно на враги победу подающи, и веру утверди./ Церковь Сына Твоего непоколебиму соблюди,/ притекающих к Тебе спаси, от всяких напастей избави,/ сохраняющи в мире все Православие, да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.
 
 
 
 

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее «Феодоровская»

О, Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господом Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом.
 
 
Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Феодоровской»
О, Премилосердая Госпоже, Царице, Богородице, приими смиренное моление наше, и не отрини нас, заступление и прибежище наше, и не возгнушайся нас, недостойных, но, яко Милосердая, не престани молящи, Егоже родила еси, да дарует нам прощение многих согрешений наших, да спасет нас, имиже весть судьбами. Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, несмь бо нам спасение от дел. Темже верно вопием Ти: помилуй рабы Твоя и неплодное сердце наше покажи плодоносно благих дел. Призри на нас, недостойных, Ты бо упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему. Яко Невечерний Свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу нашу, Чистая, и отжени всяку мглу сердца нашего. Даруй нам умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби нас по вся дни живота нашего творити волю Сына Твоего и Бога нашего и во всем благоугождати Ему Единому. О, Богомати, не престани молящи Рождшагося от Тебе за вся, притекающия с верою к сему чудотворному образу Твоему, и подавай им скорую помощь и утешение в скорбех и напастех и злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия, от враг видимых и невидимых и всякия нужды и печали. Спаси отечество наше, град сей и вся грады и страны от всяких бед и нужд и сотвори милостива нам быти Бога нашего, отврати всякий гнев Его, на ны движимый, и избави ны от належащаго и праведнаго Его прещения. О, Боголюбивая Владычице, Ангелов украшение, мучеников славо и всех святых радосте, с ними моли Господа, да сподобит нас в покаянии скончати живота нашего течение. В смерти же час, Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и огня вечнаго, да, сподобльшеся славнаго Царствия Божия, величаем Тя и славим воплощшагося от Тебе Христа, Бога нашего, Емуже слава со Отцем и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

ОБРАЗ БОГОМАТЕРИ УМИЛЕНИЕ СЕБЕЖСКАЯ (ОПОЧЕЦКАЯ). 

 

Из­древ­ле счи­та­лась по­кро­ви­тель­ни­цей стрель­цов псков­ской кре­по­сти Се­беж. Ко­гда Се­беж по до­го­во­ру пе­ре­шёл Поль­ше, стрель­цы ушли в Опоч­ку (кре­пость в Псков­ской об­ла­сти) и унес­ли с со­бой Се­беж­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Бы­ла она по­став­ле­на в Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре Опоч­ки, и в 1634 го­ду на пер­вой сед­ми­це Ве­ли­ко­го по­ста и в июле от неё бы­ли зна­ме­ния: из очей про­ис­те­ка­ли слё­зы. Со­хра­ни­лись пись­мен­ные сви­де­тель­ства о мно­го­чис­лен­ных ис­це­ле­ни­ях от ико­ны.
В Пре­об­ра­жен­ском хра­ме Опоч­ки ико­на, ко­то­рую мест­ные жи­те­ли ста­ли на­зы­вать Опо­чец­кой, хра­ни­лась до 1917 го­да. По­сле ре­во­лю­ции чу­до­твор­ный об­раз бес­след­но ис­чез. Где сей­час древ­няя ико­на Се­беж­ская (Опо­чец­кая) — неиз­вест­но, но в хра­мах го­ро­дов Се­беж и Опоч­ка на­хо­дят­ся сде­лан­ные по её об­раз­цу спис­ки (ко­пии). На по­лях Се­беж­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри изо­бра­жён ар­хи­ди­а­кон Сте­фан, ко­то­ро­го се­беж­ские стрель­цы из­бра­ли сво­им по­кро­ви­те­лем, и пра­вед­ный Си­ме­он Бо­го­при­и­мец. Мест­но­чти­мое празд­но­ва­ние 27 мар­та (14 мар­та по ста­ро­му сти­лю).
В до­ре­во­лю­ци­он­ных из­да­ни­ях со­об­ща­ет­ся об иконе Се­беж­ская из де­рев­ни Лип­ки Смо­лен­ской гу­бер­нии, но, воз­мож­но, речь идёт о со­всем дру­гом об­ра­зе.

 

МОЛИТВЫ

 

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Тропарь Пресвятой Богородице в честь иконы Ея Себежския, нарицаемыя «Умиление»
глас 8

Взыдем, православнии народи града Опочки, на тучную гору, яко на Фаворскую, в дом Спасителя своего, в честь боголепнаго Преображения Его, обилующу чудес и стократный клас израстившую, и узрим славу чудесе от чудотворнаго образа Пресвятыя Богоматере Умиления Себежския: яко море пролияся и Евфрат, текий из рая, тако слезы Ея быша, из обою оку пролитыя, о нашедшем гневе Создателя Своего за наше согрешение, припадем, каменносердечнии, и возрыдаем, просяще: о Владычице, умоли Сына Своего и Господа нашего сими пресвятыми Своими слезами, да избавит нас от всякаго злаго обстояния, и огненнаго запаления, и междоусобныя брани, от мора и глада, и нашествия иноплеменных в грядущия времена, и, радующеся, со Гавриилом благовестником возопием Ти: радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою.

КАНОНЫ И АКАФИСТЫ
КАНОН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ «СЕБЕЖСКОЙ», НАЗЫВАЕМОЙ «УМИЛЕНИЕ»
глас 6
Песнь 1
Ирмос: Волною морскою Скрывшаго древле гонителя мучителя — под землею скрышна спасенных отроцы, но мы, яко отроковицы, Господеви поим, славно бо прославися.
Приидите, верных благочестивая множества, духовно лик совокупльше, Пречистую Матерь Слова Божественными песньми воспоим, зряще Теплую Заступницу, от Пречистаго образа Ея преужасное знамение показующую.
Якоже лествицу высокую, зрим Тя, Дево Всенепорочная, еюже к Небесней высоте восходим, и, Тя Предстательницу и утверждение непобедимое стяжавше, Пречистая, навет и сетей вражиих избавляемся, да явимся и спасемся, верою к Тебе притекающии.
В рождестве Сына Твоего тли не приемши, от тления всех нас избави и печали, просвещающи матерним Своим дерзновением, Богорадованная.
Надежду имуще Тя, Богородительнице, и несумненну веру, града сего народи Тебе, яко забрало, граду положше, Дево Неискусобрачная.
Песнь 3
Ирмос: Тобою, Христе, Небеса утверждаема вся, Слово Божие и Сила, исповедуют славу неизреченну и вседетельныя руки Твоея сотворение, несть бо пресвят, разве Тебе, Господи.
Умилосердися на стадо Свое, Пречистая, и смирение граду Твоему даруй, сопротивных челюсти сокруши и тех до конца немощны покажи.
Общаго Пастыря и Владыку порождши Христа, Дево Неискусобрачная, Тому помолися, настоящаго гнева избавитися нам, истиннаго обстояния, Владычице.
Милостива еси, Владычице, Милостиваго рождши Спаса, виждь озлобление и воздыхание людей Своих, ускори, Пречистая, ущедрити ны.
Поют Тя, Богородице, Ангельстии чини и празднуют патриархи со святители, с ними же тогда и Боголюбивии народи текуще во святую Твою Церковь, видеша Тя, Царице, за ны, грешныя, молящуюся к Сыну Своему, помиловати град Твой и люди, в нем живущия, от Твоего образа предивным знамением.
Седален, глас 8
Юже древле лик пророческий проповеда — дверь Небесную и неопалимую купину, свещник многосветлый, златую кадильницу, ручку и жезл, преславно днесь и дивно знамение показа, темже благодарственное пение возсылаем Ти, раби Твои, Богородице, моли Христа Бога нашим согрешением оставление даровати, Тебе бо надежду имамы, раби Твои.
Песнь 4
Ирмос: Удивися Твой разум от мене, услышавшу преславная веления смотрения Твоего, укрепися же возлюблением Твоего схождения, Ты бо моея нищеты не отверглся еси.
Почитающия Тя граждане, Пречистая, и по долгу славящия ограждай от безбожных, Чистая, иноплеменник, Ты бо тем еси, Пречистая, богатство неотъемлемо, покров же и держава.
Не может язык и слово человеческое похвалити Тя достойно, от Тебе бо без семене Жизнодавец Бог воплотитися, Пречистая, благоизволи.
Призри, Пречистая, спастися рабом Твоим, поющим Тя, и избави от сопротивных и нашедшаго гнева, Богородительнице.
Богатный дар и неотъемлемо сокровище даровала еси граду Твоему, образ Твой, Пречистая и Мати Слова, и сего помощию противных низлагаем.
Песнь 5
Ирмос: Союзом любве связуеми, апостоли, владычествующему всеми себе Христу возложше, красны ноги очищаху, благовествующе всем мир.
Теплая Заступнице к Тебе притекающим и ненадеющимся надеждо, виждь озлобление людей Твоих и подаждь Свою помощь, Пречистая.
Иже Огнь рождши Божественный, Дево, противных, Пречистая, молитвою Твоею— огнем — попали, яко сущи Зиждителя умоляющи, Всепетая.
Великий преднаписует во пророцех Моисей Тя ковчег, и трапезу, и свещник, и ручку, образне являя воплощение еже от Тебе Вышняго, Мати Дево.
Ты богатство неистощимое исцелением источник еси верою притекающим к храму Твоему, идеже пребывает образ Твой, Владычице.
Песнь 6
Ирмос: Ят бысть, но не удержан в персех китовых Иона: Твой бо образ нося, Страдавшаго и погребению давшагося, яко от чертога, от зверя изыде. Приглашаше же кустодии: хранящии суетная и ложная, милость сию оставили есте.
Избави языческаго нашествия град Твой, Препетая, и не предаждь до конца погибнути наследию Твоему, Пречистая, но силою Рождшагося из Тебе, Владычице, противных низложи.
Многосогрешивших к Тебе, Господи, не презри, но приими мольбу Матере Твоея о нас, Щедре, да не хвалятся сопротивнии,— где есть Бог их? — глаголюще, но да разумеют вси, яко Ты, Избавителю, с нами еси.
Честную икону Твою радостно сердцем и душею облобызаем, веселящеся и теплою верою прикасающеся, исцеление почерпаем неоскудно.
Кондак, глас 4
Притецем, людие, богатии и убозии, сирии и вдовицы, старии и юнии, в тихое пристанище, под покров цельбоноснаго источника Богоматере. Слезы бо, яко реки, источает из обою оку чудотворнаго образа Себежския о находящем гневе за наша злая согрешения и укрепляет град, егоже возлюбила еси, на сопротивныя, утверждает веру православных христиан и избавляет от всякаго зла молитвами Своими.
Икос
Разреши тьму моих согрешений, юже во уме моем лежащую, и Твоим мя светом просвети, Дево, яко да возмогу Тебе похвалу принести, Юже Отец восхвали и Дух Святый осени, Сын же и Слово Божие в Нюже вселися нетленно, от Пречистую Твоею боку произыде и с человеки поживе, темже мы, грешнии и недостойнии раби Твои, днесь совершающе священное торжество — знамение, бывшее от честныя иконы Твоея, в немже предивное чудо показала еси, и, Твоему чудеси удивльшеся и Твоих богатых даров исполньшеся, вместо благовонных аромат, елико возможно нам, земным, похвальная пения приносим Ти, глаголюще: радуйся, радосте Ангелом и человеком; радуйся, покрове, и утверждение, и надеждо граду Твоему; радуйся, противных силою Твоею низлагающая; радуйся, Разумнаго Солнца Мати, верных просвещающая, неверных же помрачающая. Радуйся, христианом похвало.
Песнь 7
Ирмос: Неизреченное чудо: в пещи Избавивый преподобныя отроки из пламене во Гробе мертв, бездыханен полагается, во спасение нас, поющих: Избавителю Боже, благословен еси.
Воистину сокровище честно граду Твоему, икона Твоя, даровася, Пречистая, юже сами зряще, о чудеси удивляемся, Сыну Твоему вопиюще: благословен Бог отец наших.
Во храм Боголепнаго Преображения, Владычице, притекающе, людие, руце простирающе, на молитву движем Тя: виждь озлобление наше и подаждь Твою помощь, Богородице.
Светоносная благодать, исцеление граду Твоему дадеся, образ Твой, Пречистая, егоже любезно облобызающе, веселящеся, вопием: благословен Бог отец наших.
Свеща Божественнаго сияния и Незаходимаго Света явися, свещник, светосияющ и мир весь озаряющ зарею чистаго девства, Тя поющия спасаеши, Благословенная, Яже Бога плотию рождшая.
Песнь 8
Ирмос: Ужаснися, бояйся, Небо, и да подвижатся основания земли: се бо в мертвецех вменяется в Вышних Живый и во Гроб мал странноприемлется. Егоже, отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.
Собезначальное Слово Отцу Дева породи Пречистая нетленно, Того моли, Богородительнице, от сопротивных напастей спастися граду Твоему и в нем людем, поющим: Господа воспевайте, дела, и превозносите Его во веки.
Едина сущи Благая, Преблагаго Слова умоли прилежно настоящаго гнева граду Твоему избавится, да несумненною верою Сыну Твоему зовем, поюще: дети, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите Его во веки.
Сопротивных разжжения и пламенновидныя стрелы, испущаемии на нас, угаси, Владычице, яко да Тя поем и превозносим, Чистая, во веки.
Яко нетленное зерцало, имея во граде Твою чудотворную икону, Пречистая, сопротивляющихся низлагаем и Сыну Твоему вопием: благословите, вся дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки.
Песнь 9
Ирмос: Странствия Владычная и Безсмертныя Трапезы на Горнем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся, возшедша Слова, от Слова, научившеся, Егоже величаем.
Оком милосердным свыше призри на град и в нем люди Твоя, Пречистая, иныя бо помощи не имамы, токмо Тя, Всенепорочную, темже вси яко Матерь Божию величаем.
Раби Твои, вопием Ти, Пречистая Мати Божия: обычныя милости Твоя на град и люди милостивно покажи и сопротивных обстояний нас изми, да Тя непрестанно величаем.
Мысли очистивше и ум, празднолюбнаго града Опочки соборы со священным чином и всех верных благочестивое множество, восхвалите Матерь Слова, яко от Тоя образа бысть предивное знамение, емуже со страхом кланяющеся, Тя величаем.
Якоже Божественною светлостию озаряему зрим днесь, Пречистая, икону Твою честную, ейже кланяющеся, Тя величаем.
Светилен
Возжелев, Пречистая, Твоея доброты, Иисус в Тя вселися, и Заступницу Тя Твоему граду Слово Божие дарова, егоже сохраняй заступлением Твоим присно, яко да Тя ублажаем, Пренепорочная Отроковице.

ВЕРТОГРАД ЗАКЛЮЧЕННЫЙ

 

Сло­во вер­то­град в пе­ре­во­де с цер­ков­но­сла­вян­ско­го озна­ча­ет сад. Ос­но­вой для на­зва­ния по­слу­жи­ли сло­ва из Биб­лии: «За­пер­тый сад — сест­ра моя, неве­ста, за­клю­чен­ный ко­ло­дезь, за­пе­ча­тан­ный ис­точ­ник: рас­сад­ни­ки твои — сад с гра­на­то­вы­ми яб­ло­ка­ми, с пре­вос­ход­ны­ми пло­да­ми, ки­пе­ры с нар­да­ми, нард и ша­фран, аир и ко­ри­ца со вся­ки­ми бла­го­вон­ны­ми де­ре­ва­ми, мир­ра и алой со вся­ки­ми луч­ши­ми аро­ма­та­ми» (Песн.4:12-15). Эта ико­на XVII ве­ка сим­во­ли­зи­ру­ет со­бой сад Небес­но­го Иеру­са­ли­ма.