Предпразднство Воздвижения Честно́го

и Животворящего Креста Господня.

 

Дубовичская

 

ИСТОРИЯ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

В се­ле Ду­бо­ви­чах Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии на­хо­дит­ся весь­ма древ­няя ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая Ду­бо­вич­ской. По пре­да­нию, она бы­ла най­де­на в гу­стой тра­ве на бе­ре­гу ре­ки Ре­ти, в по­ло­вине XVI сто­ле­тия. Пред­по­ла­га­ют, что она бы­ла об­ро­не­на здесь во­ен­ным обо­зом, вез­шим цер­ков­ную утварь. Как рас­ска­зы­ва­ет пре­да­ние, пас­тух, про­го­няя по это­му ме­сту свое ста­до и раз­ма­хи­вая кну­том, слу­чай­но и нена­ме­рен­но за­дел им ико­ну Бо­го­ма­те­ри. От ико­ны вдруг ис­шел необы­чай­ный свет, осле­пив­ший пас­ту­ха: он пал тут же на зем­лю. В бес­чув­ствен­ном со­сто­я­нии он был най­ден здесь и при­не­сен к свя­щен­ни­ку. При­дя в се­бя, пас­тух рас­ска­зал о том, что слу­чи­лось при ви­де ико­ны. Свя­щен­ник и мно­гие из при­хо­жан по­шли на ука­зан­ное им ме­сто и на­шли здесь ле­жа­щую в тра­ве св. ико­ну. Усер­ди­ем ве­ру­ю­щих на ме­сте яв­ле­ния вско­ре со­ору­же­на бы­ла ча­сов­ня, и в ней по­став­ле­на явив­ша­я­ся ико­на Бо­го­ма­те­ри. По про­ше­ствии неко­то­ро­го вре­ме­ни она бы­ла взя­та от­сю­да и по­став­ле­на в Ар­хан­гель­ской церк­ви се­ла Ду­бо­ви­чи. С то­го вре­ме­ни здесь со­вер­ша­ют­ся мно­гие чу­дес­ные ис­це­ле­ния. В вос­по­ми­на­ние пе­ре­не­се­ния ико­ны из ча­сов­ни в Ду­бо­вич­ский храм уста­нов­ле­но тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние в де­ся­тую пят­ни­цу по Па­схе. С 1861 го­да с раз­ре­ше­ния Св. Си­но­да чу­до­твор­ная Ду­бо­вич­ская ико­на с крест­ным хо­дом пе­ре­но­сит­ся для мо­леб­ствия пе­ред ней в го­род Кроле­вец Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии. По ха­рак­те­ру сво­ей жи­во­пи­си эта ико­на очень по­хо­дит на Чен­сто­хов­скую (све­де­ния см. под 6 чис­лом мар­та). С Ду­бо­вич­ской ико­ны есть весь­ма чти­мая ко­пия, на­хо­дя­ща­я­ся в Ки­е­ве, в Со­фий­ском со­бо­ре.

 

Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение слову́щее).

ОПИСАНИЕ ПРАЗДНИКА

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

26 сентября – Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее). Престольный праздник сегодня отмечается в храмах нескольких сел Нижегородской области: Воскресенское, Водоватово (Арзамасский район), Юрьево (Гагинский район) – и кафедральном соборе города Арзамаса.
В этот день вспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, сооруженного равноапостольным Константином Великим и его матерью равноапостольной царицей Еленой.
Этот праздник в народе называется Воскресением Словущим и означает, что он, в отличие от самого праздника Светлого Христова Воскресения (Пасхи), слывет (т. е. считается) Воскресением и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.
Интересна история сооружения этого храма. После крестной смерти Спасителя священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив камня на камне, как это предсказал еще Господь Иисус Христос в беседе с учениками (Мк.13:1-2). Позднее ревностный язычник император Адриан (117–138) построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем – Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем.
Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году возвел храм, посвященный Венере. Перед ее статуей приносились жертвы и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием.
В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес во славе.
Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306–337), первый из римских императоров, признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя и вновь все их освятить.
Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313–323), в котором просил его содействовать святому делу обновления христианских святынь.
Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. 
Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди.
Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого несли мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали его стоявшему народу.
Святая царица приказала немедленно начать строить большой храм, который включал бы в свои стены место распятия Спасителя – Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин.19:41-42).
Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году.
За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.
Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион» в память крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I Тирского собора и 30-летием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В нем участвовали иерархи христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта.
На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцы Церкви установили 26 (13) сентября.

МОЛИТВЫ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Тропарь обновлению храма Воскресения Христова в Иерусалиме

глас 4
Я́коже вы́шния тве́рди благоле́пие,/ и ни́жнюю споказа́л еси́ красоту́ свята́го селе́ния сла́вы Твоея́, Го́споди,/ утверди́ сие́ во век ве́ка/ и приими́ на́ша в нем непреста́нно приноси́мая Тебе́ моле́ния, Богоро́дицею,// всех Животе́ и Воскресе́ние.

Кондак обновлению храма Воскресения Христова в Иерусалиме

глас 2
Обновле́ния ду́ха в сердца́х/ и просвеще́ние вну́тренним да́руй,/ ве́рою соверша́ющим свяще́нная обновле́ния хра́ма до́му Твоего́,/ ему́же благоволи́л еси́ созда́тися в Твое́ Боже́ственное и́мя,// Еди́не во святы́х прославля́емый.
Ин кондак обновлению храма Воскресения Христова в Иерусалиме
глас 4
Не́бо многосве́тлое це́рковь показа́ся,/ вся просвеща́ющая ве́рныя, в не́йже стоя́ще зове́м:// сей дом утверди́, Го́споди.
Корнилий Сотник, епископ

ЖИТИЕ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Епи­скоп Ке­са­рии Па­ле­стин­ской. Ра­нее был языч­ни­ком, но от­ли­чал­ся глу­бо­ким бла­го­че­сти­ем и доб­ры­ми де­ла­ми, о чем сви­де­тель­ству­ет свя­той еван­ге­лист Лу­ка (Деян.10:1). Гос­подь не пре­зрел его доб­ро­де­тель­ной жиз­ни и при­вел к по­зна­нию ис­ти­ны через про­све­ще­ние све­том ве­ры Хри­сто­вой.
Од­на­жды, ко­гда Кор­ни­лий мо­лил­ся в сво­ем до­ме, ему пред­стал Ан­гел Бо­жий и со­об­щил: Мо­лит­вы твоя и ми­ло­сты­ни твоя взы­до­ша на па­мять пред Бо­га. При­зо­ви Си­мо­на, на­ри­ца­е­ма­го Пет­ра, той ре­чет те­бе гла­го­лы, в ни­х­же спя­се­ши­ся ты и весь дом твой (Деян.10:4-6). Кор­ни­лий в точ­но­сти ис­пол­нил при­ка­за­ние Ан­ге­ла. Апо­стол Петр, по­лу­чив­ший в чу­дес­ном ви­де­нии на­став­ле­ние огла­сить Кор­ни­лия сло­ва­ми еван­гель­ско­го уче­ния, при­был к нему и про­по­ве­до­вал Рас­пя­то­го Хри­ста. Под бла­го­дат­ным воз­дей­стви­ем Свя­то­го Ду­ха Кор­ни­лий уве­ро­вал во Хри­ста и кре­стил­ся вме­сте со сво­и­ми род­ствен­ни­ка­ми. Он был пер­вым из языч­ни­ков, при­няв­шим Кре­ще­ние. Дом его был об­ра­щен в цер­ковь.
Св. Кор­ни­лий мно­го по­тру­дил­ся для рас­про­стра­не­ния ве­ры Хри­сто­вой. Неко­то­рое вре­мя он раз­де­лял тру­ды апо­сто­ла Пет­ра и по­став­лен был им епи­ско­пом Ке­са­рии Па­ле­стин­ской. Св. Кор­ни­лий за­кон­чил свои про­по­вед­ни­че­ские по­дви­ги в Скеп­сии, где он со­вер­шил мно­го чу­дес и по­сле мно­гих стра­да­ний от языч­ни­ков мир­но скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти.

 

МОЛИТВЫ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Тропарь священномученику Корнилию Сотнику

глас 4
И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Корнилие, моли Христа Бога, спастися душам нашым.

Кондак священномученику Корнилию Сотнику

глас 4
Во святителех благочестно пожив, и мучения путь прошед, идольския угасил еси жертвы, и поборник быв Твоему стаду богомудре. Тем же тя почитающе, тайно вопием ти: от бед избави ны присно Твоими мольбами, Отче наш Корнилие.

Ин кондак священномученику Корнилию Сотнику

глас 4
Нача́ток святы́й тя́ Це́рковь от язы́к прия́т,/ просвеща́ющаго сию́ доброде́тельными твои́ми дея́нми,// священнотаи́нниче богому́дре Корни́лие.
Молитва священномученику Корнилию Сотнику
О, великий Христов угодниче, отче наш Корнилие! На Небеси Престолу Божию предстояй, триипостасныя Его славы наслаждаяйся, телом же и ликом святым на земли в Божественных храмех почиваяй и данною ти свыше благодатию различная чудеса источаяй. Призри милостивным твоим оком на предстоящия люди, честней твоей иконе умильно молящияся и просящия от тебе целебныя помощи и заступления, простри ко Господу Богу нашему теплыя твоя молитвы и испроси душам нашим оставление согрешений. Се бо мы, за беззакония наша не смеюще возвести очеса наша к высоте Небесней, ниже вознести глас молебный к Его в Божестве неприступней славе, сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе ходатая милостива ко Владыце и молитвенника за ны грешныя призываем, яко ты приял еси благодать от Него недуги отгоняти и страсти исцеляти. Тебе убо просим, не презри нас, недостойных, молящихся тебе и твоей помощи требующих. Буди нам в печалех утешитель, в недузех страждущим врач, напаствуемым скорый покровитель, в скорбех готовейший предстатель и исцелитель. Исходатайствуй всем нам, яже ко спасению полезная, яко да твоими Господу Богу молитвами получивше благодать и милость, прославим всех благих Источника и Дароподателя Бога, Единаго в Троице Святей славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *