style=»text-align: center;»>

АКАФИСТНАЯ
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ака­фист­ная» на­хо­дит­ся в ико­но­ста­се со­бор­но­го хра­ма Вве­де­ния Бо­го­ро­ди­цы серб­ско­го Хи­лан­дар­ско­го мо­на­сты­ря на Афоне.
Дан­ных о по­яв­ле­нии и ис­то­рии про­слав­ле­ния об­ра­за на Свя­той го­ре не со­хра­ни­лось. Пре­да­ние от­но­сит вре­мя ее пре­бы­ва­ния на Афоне к кон­цу XII ве­ка, ко­гда свя­тым Сав­вой Серб­ским по от­кро­ве­нию от ико­ны бы­ли об­ре­те­ны со­кро­ви­ща и за­вер­ше­но стро­и­тель­ство оби­те­ли. Од­на­ко ни в од­ной из ре­дак­ций жи­тия свя­то­го под­твер­жде­ния это­му рас­ска­зу не со­дер­жит­ся. Един­ствен­ным до­сто­вер­ным со­об­ще­ни­ем об иконе, за­пи­сан­ным со слов оче­вид­цев, яв­ля­ет­ся ис­то­рия о ее чу­дес­ном спа­се­нии во вре­мя по­жа­ра в мо­на­сты­ре в 1837 г.
Ико­но­гра­фи­че­ский тип ико­ны – «Уми­ле­ние». По неко­то­рым све­де­ни­ям это гре­че­ская ико­на XVI в. хо­ро­шей со­хран­но­сти. Мла­де­нец изо­бра­жен сле­ва от Ма­те­ри с бла­го­слов­ля­ю­щей пра­вой ру­кой и опу­щен­ной вниз ле­вой, в ко­то­рой Он дер­жит сви­ток. Пра­вой ру­кой Бо­го­ма­терь под­дер­жи­ва­ет Мла­ден­ца за пра­вое пле­чо. Ико­на по­ме­ще­на в се­реб­ря­ный оклад, ве­ро­ят­но, рус­ской ра­бо­ты XIX в., и в ра­му с жи­во­пис­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми 12 конда­ков и 12 ико­сов Ака­фи­ста Бо­го­ро­ди­цы (XVII в.).
Све­де­ния о про­ис­хож­де­нии на­зва­ния ико­ны не со­всем опре­де­лен­ны: с од­ной сто­ро­ны, в на­зва­нии об­ра­за мог­ло за­пе­чат­леть­ся вос­по­ми­на­ние о чте­нии пе­ред ним во вре­мя по­жа­ра Ака­фи­ста Бо­го­ма­те­ри, с дру­гой – по на­блю­де­нию епи­ско­па Пор­фи­рия (Успен­ско­го), на­име­но­ва­ние мо­жет слу­жить ука­за­ни­ем на ико­но­гра­фию ком­по­зи­ций ра­мы с изо­бра­же­ни­ем сцен Ака­фи­ста.

 

ПОПСКАЯ (ИЕРЕЙСКАЯ)

 

Неко­гда один ере­ти­че­ству­ю­щий иерей, Бог весть с ка­ким, толь­ко во вся­ком слу­чае не с хо­ро­шим на­ме­ре­ни­ем, при­твор­но объ­явил се­бя пра­во­слав­ным и по­сту­пил в чис­ло бра­тии в Афон­скую Хи­лен­дар­скую оби­тель. Там он оста­вал­ся неко­то­рое вре­мя, тая в сво­ем серд­це от лю­дей свои зло­умыш­ле­ния. С ви­ду бла­го­че­сти­вый, ис­пол­ня­ю­щий все пред­пи­са­ния мо­на­стыр­ско­го уста­ва, ис­прав­но при­сут­ству­ю­щий при бо­го­слу­же­нии и, по-ви­ди­мо­му, мо­ля­щий­ся, он, этот ере­ти­че­ству­ю­щий иереи, ка­зал­ся мно­гим, его ви­дев­шим, ес­ли не пра­вед­ни­ком, то по край­ней ме­ре хри­сти­а­ни­ном, до­стой­но но­ся­щим это вы­со­кое имя и еще бо­лее воз­вы­шен­ное имя иерея, ру­ко­во­ди­те­ля дру­гих хри­сти­ан-ми­рян. Это и есте­ствен­но, ибо взор че­ло­ве­че­ский не про­ни­ка­ет в глу­би­ны сер­дец дру­гих лю­дей и оста­нав­ли­ва­ет­ся толь­ко на внеш­но­сти. Что скры­ва­ет­ся за этой внеш­но­стью? Ка­кие тай­ные мыс­ли скры­ва­ют­ся за этой ви­ди­мой обо­лоч­кой? К ка­кой це­ли стре­мит­ся че­ло­век? Со­гла­су­ет­ся ли его ви­ди­мая, внеш­няя жизнь с его внут­рен­ни­ми, неви­ди­мы­ми же­ла­ни­я­ми? Все это не да­но знать че­ло­ве­ку. Но ере­ти­че­ству­ю­щий иерей до­шел, оче­вид­но, до ослеп­ле­ния: он за­был, что, ес­ли ему уда­лось скрыть свои нехо­ро­шие на­ме­ре­ния от лю­дей, то он не мо­жет скрыть их от Все­ве­ду­ще­го Бо­га, Ко­то­ро­му из­вест­ны все тай­ны че­ло­ве­че­ских сер­дец и от Ко­то­ро­го ни­что не мо­жет ута­ить­ся.
Преж­де чем бы­ли при­ве­де­ны в ис­пол­не­ние тай­ные на­ме­ре­ния ере­ти­че­ству­ю­ще­го иерея, Пре­св. Де­ва, Ма­терь Бо­га Все­ве­ду­ще­го, при­з­ре­ла с вы­со­ты жи­ли­ща Сво­е­го и в пра­вед­ном Сво­ем гне­ве ско­ро по­тре­би­ла с ли­ца зем­ли это­го вол­ка в одеж­де ов­чей: неся в крест­ном хо­ду По­пскую ико­ну Бо­го­ма­те­ри, этот иерей неожи­дан­но упал в мо­ре во вре­мя во­до­свя­тия и уто­нул.
С тех пор ту чу­до­твор­ную ико­ну все­гда но­сят во вре­мя крест­ных хо­дов и во­до­свя­тия, а так как но­сят ее при этом непре­мен­но иереи, то сер­бы и усво­и­ли ей это про­сто­сер­деч­ное на­зва­ние «По­пская». Вот од­но из объ­яс­не­ний, от­ку­да про­изо­шло та­кое свое­об­раз­ное на­име­но­ва­ние дан­ной ико­ны Бо­го­ма­те­ри.
Су­ще­ству­ет, од­на­ко, еще и дру­гое объ­яс­не­ние на­име­но­ва­ния этой ико­ны По­пской. Этот чу­до­твор­ный об­раз счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем пев­чих, по­че­му и пер­сто­сло­же­ние у Бо­же­ствен­но­го Мла­ден­ца на нем изо­бра­же­но та­кое, ка­ким обык­но­вен­но на­чаль­ник хо­ра по­да­ет знак к пе­нию. А так как у гре­че­ских цер­ков­ных пев­цов ис­кус­ство нот­но­го пе­ния и во­об­ще нот­ная на­у­ка на­зы­ва­лась в древ­но­сти по­пов­ским ис­кус­ством, то и ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние «По­пская».
По­пская ико­на Бо­го­ма­те­ри на­хо­дит­ся в мо­на­стыр­ском со­бор­ном хра­ме, при ко­лонне у ле­во­го кли­ро­са. Пе­ред этой чу­до­твор­ной ико­ной Небес­ной Вла­ды­чи­цы вся­кий слу­жа­щий иерей по­сле каж­дой служ­бы де­ла­ет от­пуст, то есть про­из­но­сит сло­ва: «Мо­лит­ва­ми свя­тых отец на­ших, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Бо­же наш, по­ми­луй нас!»

 

МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦА

 

Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» яв­ля­ет­ся од­ним из луч­ших об­раз­цов ви­зан­тий­ской шко­лы и име­ет бо­га­тую ис­то­рию, свя­зан­ную с име­нем свя­то­го Сав­вы Освя­щен­но­го, в Лав­ре ко­то­ро­го близ Иеру­са­ли­ма она пер­во­на­чаль­но и на­хо­ди­лась. Свя­той ос­но­ва­тель Лав­ры при кон­чине сво­ей в 532 го­ду пред­ска­зал бра­тии, что Лав­ру по­се­тит со­имен­ный ему цар­ствен­ный па­лом­ник из Сер­бии Сав­ва, и по­ве­лел пе­ре­дать ему в бла­го­сло­ве­ние чу­до­твор­ную ико­ну. Это и про­изо­шло через шесть сто­ле­тий – в ХIII ве­ке. Свя­ти­тель Сав­ва Серб­ский при­вез об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» в Хи­лен­дар­ский мо­на­стырь на Свя­той Го­ре Афон и по­ста­вил ее в церк­ви при Ка­рей­ской кел­лии по пра­вую сто­ро­ну ико­но­ста­са – это об­сто­я­тель­ство неволь­но об­ра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние, т.к. по пра­вую сто­ро­ну от Цар­ских врат обык­но­вен­но по­ме­ща­ет­ся ико­на Свя­той Тро­и­цы или Спа­си­те­ля. Впо­след­ствии цер­ковь бы­ла на­зва­на Ти­пи­кар­ни­цей, так как там хра­нил­ся устав свя­ти­те­ля Сав­вы.
Наи­бо­лее из­вест­ные чу­до­твор­ные спис­ки ико­ны есть так­же в Рос­сии (Москве и Одес­се), Гре­ции и на Свя­той Зем­ле. Ис­то­рия по­яв­ле­ния этих спис­ков в на­шей стране свя­за­на с име­нем пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Афон­ско­го.
В глав­ном при­де­ле мос­ков­ско­го Ело­хов­ско­го Бо­го­яв­лен­ско­го со­бо­ра по­ме­ще­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» со сле­ду­ю­щей над­пи­сью: «Сия свя­тая ико­на на­пи­са­на и освя­ще­на на Свя­той Афон­ской Го­ре в ски­ту свя­то­го про­ро­ка Илии и по­сы­ла­ет­ся в дар и бла­го­сло­ве­ние в цар­ству­ю­щий град Моск­ву в храм Бо­го­яв­ле­ния, что на Ело­хо­вом по­ле. В неза­бвен­ную па­мять 2-ме­сяч­но­го пре­бы­ва­ния в оном хра­ме чу­до­твор­но­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца», при­над­ле­жа­щей вы­ше­ска­зан­но­му ски­ту в быт­ность на­сто­я­те­ля ар­хи­манд­ри­та Гав­ри­и­ла. 1894 год».
В Одес­се спи­сок чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца», при­ве­зен­ный пре­по­доб­ным Гав­ри­и­лом Афон­ским, на­хо­дит­ся в Свя­то-Успен­ском муж­ском мо­на­сты­ре.
Есть еще од­на ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца». Она бы­ла об­ре­те­на в 1650 го­ду на вы­со­ком де­ре­ве в уро­чи­ще Кре­сто­гор­ске, что в два­дца­ти вер­стах от Мин­ска. На ме­сте ее яв­ле­ния был по­стро­ен храм в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. По­ме­ща­ет­ся об­раз над цар­ски­ми вра­та­ми и по­сред­ством осо­бо­го ме­ха­низ­ма спус­ка­ет­ся вниз для то­го, чтобы бо­го­моль­цы мог­ли к нему при­ло­жить­ся. Оста­лось мно­го пре­да­ний о чу­до­твор­ной си­ле этой ико­ны, она по­мо­га­ла при из­бав­ле­нии от раз­лич­ных бед и неду­гов.
Празд­но­ва­ние об­ра­зу Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Мле­ко­пи­та­тель­ни­цы» уста­нов­ле­но в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Сав­вы Серб­ско­го, 12 ян­ва­ря.