Икона Богородицы Рудненская (Руденская)

rudenskaya

 

Чу­до­твор­ная Руд­нен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла яв­ле­на в 1687 го­ду в ме­стеч­ке Руд­ня Мо­гилев­ской епар­хии. В 1689 го­ду мест­ным иере­ем от­цом Ва­си­ли­ем она бы­ла пе­ре­не­се­на в Ки­е­во-Пе­чер­ский жен­ский мо­на­стырь. С 1712 го­да об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пре­бы­вал в Ки­ев­ском Фло­ров­ском мо­на­сты­ре на По­до­ле по­сле его объ­еди­не­ния с Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­лью. В 1920-х го­дах про­шло­го сто­ле­тия чу­до­твор­ный об­раз, по­ме­щен­ный в пре­крас­ную ри­зу, укра­шен­ную брил­ли­ан­та­ми, ис­чез; по всей ви­ди­мо­сти, он был укра­ден из хра­ма. Но сей­час в Воз­не­сен­ском со­бо­ре мож­но при­ло­жить­ся к спис­ку с чу­до­твор­но­го об­ра­за.
Из­вест­но до­воль­но мно­го по­чи­та­е­мых спис­ков чу­до­твор­ной Руд­нен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Сре­ди них – древ­няя, на­пи­сан­ная на хол­сте ико­на, пре­бы­вав­шая в хра­ме По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в за­штат­ном го­род­ке Алеш­ках Харь­ков­ской об­ла­сти. Пре­да­ние гла­сит о том, что при­не­се­на она бы­ла в Харь­ков­ские пре­де­лы око­ло 1612 го­да неким свя­щен­ни­ком Пет­ром Ан­дре­евым, ко­то­рый при­шел из По­доль­ско­го края, спа­са­ясь от го­не­ний уни­а­тов.
Бы­ли из­вест­ны еще дру­гие спис­ки с Руд­нен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри – в се­ле Луб­ны Лу­бен­ско­го уез­да Пол­тав­ской гу­бер­нии; в се­ле Оли­шев­ка Ко­зе­лец­ко­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии, в неко­то­рых се­лах Ро­вен­щи­ны, Грод­нен­щи­ны и Ви­теб­щи­ны.
Са­мым из­вест­ным спис­ком счи­та­ет­ся об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рый на­хо­дит­ся в мос­ков­ском хра­ме Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Кры­лат­ском. Со­глас­но на­род­но­му пре­да­нию, пе­ре­да­вав­ше­му­ся из уст в уста, при­бли­зи­тель­но в се­ре­дине XIX ве­ка ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла об­ре­те­на кре­стья­на­ми се­ла Кры­лат­ско­го, ко­то­рые, при­дя ран­ним утром к ис­точ­ни­ку (и ныне пол­но­вод­но­му) в овра­ге, уви­де­ли в тра­ве свя­той об­раз. На ме­сте яв­ле­ния об­ра­за бы­ла воз­двиг­ну­та ча­сов­ня во имя об­ре­тен­ной Руд­нен­ской ико­ны, а спи­сок с об­ра­за был по­ме­щен в мест­ный храм Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
Из­вест­но, что еще до ок­тябрь­ско­го пе­ре­во­ро­та 1917 го­да жи­те­ли Кры­лат­ско­го за­ка­зы­ва­ли «всклад­чи­ну» в день празд­ни­ка ико­ны 12 ок­тяб­ря Все­нощ­ное бде­ние и Ли­тур­гию, объ­ез­жа­ли со свя­ты­ней мно­гие хра­мы Моск­вы, устра­и­ва­ли дли­тель­ные крест­ные хо­ды.
В 1936 го­ду, во вре­мя ате­и­сти­че­ских го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, свя­тая Руд­нен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла уни­что­же­на. Од­на­ко до­ре­во­лю­ци­он­ный спи­сок с ико­ны, на­хо­див­ший­ся в хра­ме, был со­хра­нен мест­ны­ми жи­те­ля­ми. По­нов­лен­ная ико­на, пе­ре­дан­ная на­сто­я­те­лю вновь от­крыв­ше­го­ся в 1989 го­ду хра­ма, за­ня­ла в нем по­до­ба­ю­щее ме­сто и про­сла­ви­лась мно­же­ством чу­дес, про­изо­шед­ши­ми от нее по усерд­ным мо­лит­вам при­хо­жан. В 1996 го­ду в честь Руд­нен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри был освя­щен один из пре­сто­лов хра­ма.
Мно­гие пра­во­слав­ные жи­те­ли Моск­вы при­хо­дят в день празд­но­ва­ния Руд­нен­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри на ис­точ­ник, освя­щен­ный неко­гда явив­шем­ся на этом ме­сте чу­до­твор­ным об­ра­зом.

 

Икона Богородицы Мохнатинская

moxnatinskaya

 

Этот об­раз Бо­го­ма­те­ри про­сла­вил­ся в 1691 го­ду в се­ле Мох­на­тине Чер­ни­гов­ско­го уез­да. По изо­бра­же­нию он пред­став­ля­ет по­до­бие Ру­ден­ской. Празд­но­ва­ние Мох­на­тин­ской иконе Бо­го­ро­ди­цы со­вер­ша­ет­ся еще в 10 неде­лю по Па­схе. Больше ничего об этой иконе не нашел. Если у вас есть информация, поделитесь, Христа ради.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. МОХНАТИНСКАЯ ИКОНА ПОХОЖА НА РУДНЕНСКУЮ: ОБА В КОРОНАХ, СПАСИТЕЛЬ СИДИТ НА ЛЕВОЙ РУКЕ У БОГОРОДИЦЫ, НА ОБОИХ ТОРЖЕСТВЕННЫЕ ОДЕЯНИЯ, НО НА МОХНАТИНСКОЙ В РУКЕ У СПАСИТЕЛЯ — КНИГА, А НА РУДНЕНСКОЙ — СВИТОК. 

 

Икона Богородицы Калужская

kaluzhskaya

 

Яв­ле­ние Ка­луж­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­изо­шло в 1748 го­ду в се­ле Тинь­ко­ве, неда­ле­ко от Ка­лу­ги, в до­ме по­ме­щи­ка Ва­си­лия Кон­дра­тье­ви­ча Хит­ро­во. Две слу­жан­ки пе­ре­би­ра­ли на чер­да­ке его до­ма ста­рые ве­щи. Од­на из них, Ев­до­кия, от­ли­чав­ша­я­ся несдер­жан­ным нра­вом, поз­во­ля­ла се­бе рез­кие и да­же непри­стой­ные ре­чи, не об­ра­щая вни­ма­ния на уве­ще­ва­ния сво­ей скром­ной по­дру­ги. Сре­ди про­чих ве­щей они слу­чай­но об­на­ру­жи­ли боль­шой свер­ток су­ро­во­го хол­ста. Раз­вер­нув его, бла­го­че­сти­вая де­вуш­ка уви­де­ла изо­бра­же­ние Жен­щи­ны в тем­ном оде­я­нии с кни­гой в ру­ках. При­няв изо­бра­же­ние за порт­рет мо­на­хи­ни и же­лая об­ра­зу­мить Ев­до­кию, она при­гро­зи­ла ей гне­вом игу­ме­нии. Дерз­кая Ев­до­кия от­ве­ти­ла на сло­ва по­дру­ги бра­нью и, под­дав­шись раз­дра­же­нию, плю­ну­ла на лик. Тот­час же с ней слу­чил­ся при­па­док, и она упа­ла без чувств.
Ис­пу­ган­ная по­дру­га рас­ска­за­ла о слу­чив­шем­ся в до­ме. На сле­ду­ю­щую ночь ро­ди­те­лям Ев­до­кии яви­лась Ца­ри­ца Небес­ная и от­кры­ла им, что это над Ней ко­щун­ствен­но сме­я­лась их дочь и по­ве­ле­ла им со­вер­шить мо­ле­бен пе­ред по­ру­ган­ной ико­ной, а боль­ную окро­пить освя­щен­ной на мо­лебне во­дой. По­сле мо­леб­на Ев­до­кия вы­здо­ро­ве­ла.
По­ме­щик Хит­ро­во взял чу­до­твор­ную ико­ну в свой дом, где от нее обиль­но ис­то­ча­лись ис­це­ле­ния при­бе­га­ю­щим к ней с ве­рой. Впо­след­ствии ико­ну с по­че­стя­ми пе­ре­нес­ли в при­ход­скую цер­ковь в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ка­луж­ке. В Ка­лу­гу был от­прав­лен спи­сок со свя­то­го об­ра­за.
Через эту ико­ну Ма­терь Бо­жия не раз про­яв­ля­ла Свое по­кро­ви­тель­ство Рус­ской зем­ле в тя­же­лые для нее вре­ме­на.
Празд­но­ва­ние Ка­луж­ской иконе 2 сен­тяб­ря уста­нов­ле­но в вос­по­ми­на­ние из­бав­ле­ния Ка­лу­ги от чу­мы в 1771 го­ду, ко­гда чу­до­вищ­ная эпи­де­мия бук­валь­но опу­сто­ши­ла го­род – го­ро­жане вы­ми­ра­ли це­лы­ми се­мей­ства­ми. Чу­до­твор­ную ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы то­гда при­нес­ли из се­ла Ка­луж­ки, крест­ным хо­дом обо­шли с нею весь го­род и от­слу­жи­ли все­на­род­ный мо­ле­бен. По­сле это­го чу­ма в го­ро­де пре­кра­ти­лась.
Вто­рое празд­но­ва­ние со­вер­ша­ет­ся 12 ок­тяб­ря, в па­мять спа­се­ния Ка­лу­ги от на­ше­ствия На­по­лео­нов­ских войск в 1812 го­ду. Плен­ные фран­цу­зы сви­де­тель­ство­ва­ли о том, что во вре­мя бо­ев под Ка­лу­гой и Ма­ло­я­ро­слав­цем, ко­гда они тер­пе­ли по­ра­же­ние от рус­ских войск, они ви­де­ли Бо­го­ро­ди­цу, сто­яв­шую на воз­ду­хе в окру­же­нии све­то­нос­ных му­жей.
В 1898 го­ду бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние чу­до­твор­ной Ка­луж­ской иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы 18 июля в бла­го­дар­ность Бо­жи­ей Ма­те­ри за из­бав­ле­ние Ка­лу­ги от хо­ле­ры. В те страш­ные дни по­ста­нов­ле­ни­ем го­род­ской Ду­мы был со­вер­шен крест­ный ход с чу­до­твор­ным об­ра­зом. За­ступ­ни­че­ством Пре­чи­стой го­род был спа­сен.
Празд­но­ва­ние иконе со­вер­ша­ет­ся так­же в пер­вое вос­кре­се­ние Пет­ро­ва по­ста.
В тяж­кие для Пра­во­слав­ной Церк­ви 30-е го­ды XX ве­ка вла­сти за­кры­ли храм в се­ле Ка­луж­ки, сбро­сив ко­ло­ко­ла и кон­фис­ко­вав цер­ков­ные цен­но­сти. Сле­ды чу­до­твор­но­го об­ра­за за­те­ря­лись. Лишь по от­ры­воч­ным све­де­ни­ям пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным про­сле­дить даль­ней­шую ис­то­рию свя­той ико­ны.
Су­ще­ству­ет вер­сия о том, что чу­до­твор­ная Ка­луж­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри пре­бы­ва­ла сна­ча­ла в Тро­иц­ком ка­фед­раль­ном со­бо­ре г. Ка­лу­ги, за­тем бы­ла по­ме­ще­на в мест­ный кра­е­вед­че­ский му­зей, от­ку­да ее и воз­вра­ти­ли Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви уже в по­сле­во­ен­ные го­ды. В на­сто­я­щее вре­мя она на­хо­дит­ся в Свя­то-Ге­ор­ги­ев­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре Ка­лу­ги.
По дру­гой вер­сии, пер­во­на­чаль­ный об­раз был под­ме­нен в то вре­мя, ко­гда с чу­до­твор­ной ико­ны де­ла­лось мно­же­ство спис­ков, под­лин­ник же хра­нил­ся в ар­хео­ло­ги­че­ском му­зее Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ры, от­ку­да и был тор­же­ствен­но пе­ре­дан Ка­луж­ской епар­хии в 1998 го­ду.
Од­на­ко по до­ку­мен­там, най­ден­ным в за­пас­ни­ках об­ласт­но­го кра­е­вед­че­ско­го му­зея о пе­ре­да­че в му­зей сре­ди про­чих пред­ме­тов под­лин­ни­ка Ка­луж­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, ее опи­са­ние и раз­ме­ры не со­от­вет­ству­ют пе­ре­дан­но­му из Лав­ры об­ра­зу. Кро­ме то­го, ико­на бы­ла в до­воль­но вет­хом со­сто­я­нии. Та­ким об­ра­зом, счи­та­ет­ся, что ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (сей­час в Ка­лу­ге их три) – чу­до­твор­ные спис­ки, а сам об­раз еще бу­дет яв­лен пра­во­слав­ным ве­ру­ю­щим Рос­сии.

 

НА ВСЕХ ИКОНАХ КАЛУЖСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, ОНА ИЗОБРАЖЕНА СТОЯЩЕЙ И С КНИГОЙ В РУКЕ.

 

Икона Богородицы «Одигитрия» Ярославская

odigitriya-yaroslavskaya

 

Яро­слав­ско-Смо­лен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри – ке­лей­ный об­раз ар­хи­манд­ри­та Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры Ан­то­ния. 12 ок­тяб­ря 1642 го­да во вре­мя мо­лит­вы он услы­шал от ико­ны – Смо­лен­ской Оди­гит­рии – го­лос: «Иду, иду в пре­де­лы гра­да Яро­слав­ля, в но­во­со­здан­ный мо­на­стырь во Имя Мое». Ар­хи­манд­рит Ан­то­ний по­слал эту ико­ну с ино­ком Гер­ма­ном в ука­зан­ный мо­на­стырь, стро­я­щий­ся в ле­су, неда­ле­ко от Яро­слав­ля. Чу­до­твор­ная ико­на бы­ла по­став­ле­на в мо­на­стыр­ском хра­ме око­ло ал­та­ря.

 

МАЛО ИЗВЕСТНО ОБ ЭТОЙ ИКОНЕ, НО НИКОГДА ЕЕ НЕ СПУТАЕТЕ С ДРУГИМИ ОБРАЗАМИ БОГОРОДИЦЫ: СПАСИТЕЛЬ СИДИТ НА РУКЕ У МАТУШКИ, ПРИЖИМАЕТСЯ ЩЕКОЙ К ЕЕ ЩЕКЕ И РУЧКОЙ ГЛАДИТ ЕЕ ЩЕЧКУ. УВИДЕЛИ ТАКОЙ СПИСОК, НЕ СОМНЕВАЙТЕСЬ, ЭТО — «Одигитрия» Ярославская.

 

 

Икона Богородицы Германовская (Ерманская)

germanovskaya-2 germanovskaya-1

 

Гер­ма­нов­ская (Ер­ман­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри (уда­ре­ние на «е»), чу­до­твор­ный об­раз, ко­то­рый по цер­ков­ной тра­ди­ции свя­зы­ва­ют с име­нем пат­ри­ар­ха Гер­ма­на Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, за­щит­ни­ка ико­но­по­чи­та­ния. Ар­хи­еп. Иоан­ни­кий (Га­ля­тов­ский) в сбор­ни­ке «Небо Но­вое» (1-е изд.: Львов, 1665) со­об­ща­ет об иконе сле­ду­ю­щее: буд­то свт. Гер­ман еще ре­бен­ком ви­дел в церк­ви кон­стан­ти­но­поль­ско­го мо­на­сты­ря во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри с Мла­ден­цем Хри­стом на ру­ках. Он по­дал яб­ло­ко Хри­сту «як ди­тят­ку, сам ди­тя бу­дучи», то­гда «Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы об­раз про­тя­нул ру­ку и при­нял от него яб­ло­ко». Ска­за­ние о Гер­ма­нов­ской иконе из ру­ко­пис­но­го сбор­ни­ка «Солн­це Пре­свет­лое», со­став­лен­но­го сто­ро­жем мос­ков­ско­го Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра Си­мео­ном Мо­хо­ви­ко­вым в 1715–1716 гг. (НБ МГУ. Ф. 293. № 10536-22-71), со­дер­жит да­ту это­го со­бы­тия – 3 ап­ре­ля 732 г., ко­то­рая при­хо­дит­ся на вре­мя уже по­сле Пат­ри­ар­ше­ства Гер­ма­на, но ни­как не на вре­мя его мла­ден­че­ства (род. в 630–650 или в 653–658). Ар­хи­еп. Сер­гий (Спас­ский) при­во­дит Гер­ма­нов­скую ико­ну под на­зва­ни­ем «Ер­манскiя» в спис­ке чу­до­твор­ных об­ра­зов, «мест­но чти­мых в Рос­сии».
В спис­ке «Солн­ца Пре­свет­ло­го», при­над­ле­жав­шем в 1730 г. Фе­до­ру Му­ры­ги­ну (ГИМ. Муз. 42. Л. 100 об. – 101), в ста­тье о Гер­ма­нов­ской иконе вкле­е­на гра­вю­ра Г. Теп­че­гор­ско­го с под­пи­сью: «Во­то­да­тель­ни­ца». Оче­вид­но, со­ста­ви­тель хо­ро­шо ори­ен­ти­ро­вал­ся в ико­но­гра­фии чу­до­твор­ных икон, так как из­вод по­ме­щен­ной гра­вю­ры во мно­гом сов­па­да­ет с Гер­ма­нов­ской ико­ной. Глав­ное сход­ство этих икон опре­де­ля­ют по­ло­же­ние Мла­ден­ца Хри­ста на пра­вой ру­ке Бо­го­ма­те­ри и то, как Она при­дер­жи­ва­ет Мла­ден­ца спе­ре­ди. Та­ким об­ра­зом, невзи­рая на то, что Гер­ма­нов­ская ико­на при­над­ле­жит к Бо­го­ро­дич­ным изо­бра­же­ни­ям ти­па «Уми­ле­ние», а «Во­то­да­тель­ни­ца» – к ти­пу «Оди­гит­рия», сход­ство наи­бо­лее ти­пич­ных черт ико­но­гра­фии пред­опре­де­ли­ло раз­ме­ще­ние в сбор­ни­ке Мо­хо­ви­ко­ва и в его ко­пии под ска­за­ни­ем о Гер­ма­нов­ской иконе гра­вю­ры с изо­бра­же­ни­ем ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Во­то­да­тель­ни­ца», не вос­тре­бо­ван­ной по на­зна­че­нию, так как ее опи­са­ние в сбор­ни­ке не пред­став­ле­но.
Изо­бра­же­ние Гер­ма­нов­ской ико­ны, как пра­ви­ло, вхо­дит в со­став про­стран­но­го цик­ла сво­да чу­до­твор­ных икон и из­вест­но на ико­нах «Рас­пя­тие и Стра­сти Гос­под­ни» со 142 чу­до­твор­ны­ми об­ра­за­ми Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы (кон. XVIII – нач. XIX в.) из Бо­го­яв­лен­ско­го при­де­ла Бо­го­яв­лен­ско­го со­бо­ра в Москве; Бо­го­ма­терь «Неопа­ли­мая Ку­пи­на» со 151 изо­бра­же­ни­ем празд­ни­ков и чу­до­твор­ных икон Бо­го­ма­те­ри из со­бра­ния В. А. Бон­да­рен­ко, 1894 г., ико­но­пи­сец В. А. Ку­кин, Мстё­ра (12-й ряд) и др.; а так­же на 4-ли­сто­вой гра­вю­ре с изо­бра­же­ни­ем 132 икон Бо­го­ро­ди­цы, нач. XIX в. (Ро­вин­ский. На­род­ные кар­тин­ки. Кн. 3. № 1217), и на 4-ли­сто­вой гра­вю­ре с изо­бра­же­ни­ем 160 икон Бо­го­ро­ди­цы, нач. XIX в., ма­стер Дол­гов (Там же. № 1218).

ОБЪЯСНЕНИЯ, ТОЧНЕЕ МОИ ПОПЫТКИ НАПИСАТЬ ОБ ОТЛИЧИИ ЭТОЙ ИКОНЫ, НЕМНОГО НЕ СФОРМУЛИРОВАНЫ ПРАВИЛЬНО. ОДНАКО, СУТЬ ПОДМЕЧЕНА. НА ГОЛОВЕ У БОГОРОДИЦЫ ПРИСУТСТВУЕТ КОРОНА (ТОЧНО НЕ ЗНАЮ, КАК НАЗВАТЬ ЭТОТ ГОЛОВНОЙ УБОР. ЕСЛИ ЗНАЕТЕ, ПОПРАВЬТЕ МЕНЯ. БУДУ БЛАГОДАРЕН). У ИИСУСА ХРИСТА ГОЛОВНОЙ УБОР ОТСУТСТВУЕТ. СПАСИТЕЛЬ СТОИТ НА КОЛЕНЯХ У МАТУШКИ. МОЖЕТ СМОТРЕТЬ В ЛЮБУЮ СТОРОНУ. ОДНОЙ РУКОЙ КАСАЕТСЯ ЛИБО ГОЛОВЫ, ЛИБО ШЕИ БОГОРОДИЦЫ. У МАТУШКИ В РУКЕ ВЕРЕТЕНО. УВИДЕЛИ ТАКОЙ СЮЖЕТ, — ИКОНА ГЕРМАНОВСКАЯ. КОНЕЧНО, ЗАПОМНИТЬ ВСЕ ОТЛИЧИЯ ИКОН СРАЗУ НЕ ПОЛУЧИТСЯ, НО ВЫ УЖЕ НАЧАЛИ ЗАМЕЧАТЬ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАЖДОЙ ИКОНЫ. ЭТО ПРЕКРАСНО. ВО СЛАВУ БОЖИЮ И ВО СЛАВУ БОГОРОДИЦЫ.

 

Икона Богородицы Иерусалимская

 

ierusalimskaya

 

Иеру­са­лим­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, по пре­да­нию, на­пи­са­на свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой в 15-й год по­сле Воз­не­се­ния Гос­по­да в Геф­си­ма­нии (48).
В 463 го­ду об­раз был пе­ре­не­сен гре­че­ским ца­рем Львом Ве­ли­ким в Кон­стан­ти­но­поль. Во Влахерн­ской церк­ви ико­на пре­бы­ва­ла по­чти три сот­ни лет. За­ступ­ни­че­ством Иеру­са­лим­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ви­зан­тий­ские вой­ска от­ра­зи­ли на­па­де­ние ски­фов. В 988 го­ду ико­на бы­ла при­не­се­на в Кор­сунь и по­да­ре­на свя­то­му рав­ноап­о­столь­но­му кня­зю Вла­ди­ми­ру. Ко­гда нов­го­род­цы при­ня­ли хри­сти­ан­ство, свя­той Вла­ди­мир от­пра­вил им этот об­раз. Иоанн Гроз­ный в 1571 го­ду пе­ре­нес ико­ну в Мос­ков­ский Успен­ский со­бор.
По­сле оте­че­ствен­ной вой­ны 1812 го­да древ­ний Иеру­са­лим­ский об­раз Бо­го­ма­те­ри ис­чез из Мос­ков­ско­го Крем­ля. Су­ще­ство­ва­ла ле­ген­да о том, что фран­цуз­ские сол­да­ты по­хи­ти­ли свя­ты­ню, увез­ли ее во Фран­цию и уста­но­ви­ли в со­бо­ре Па­риж­ской Бо­го­ма­те­ри. Од­на­ко в 1977 го­ду глав­ный ин­спек­тор по па­мят­ни­кам ис­то­рии Фран­ции на за­прос о судь­бе Иеру­са­лим­ско­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы от­ве­тил, что та­кая ико­на в ин­вен­та­ре со­бо­ра не зна­чит­ся.
В Успен­ском со­бо­ре за пат­ри­ар­шим ме­стом вме­сто под­лин­ни­ка был по­ме­щен ста­рин­ный спи­сок чу­до­твор­ной ико­ны, на­хо­див­ший­ся до это­го в двор­цо­вой церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, «что на Се­нях». И се­го­дня в глав­ном со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля на­хо­дит­ся точ­ный спи­сок с чу­до­твор­ной Иеру­са­лим­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Древ­ние спис­ки с чу­до­твор­ной, очень по­чи­та­е­мой в сре­де рус­ско­го пра­во­слав­но­го на­ро­да ико­ны на­хо­дят­ся в церк­ви Вос­кре­се­ния на Ста­ро­и­е­ру­са­лим­ском по­дво­рье, церк­ви Тро­и­цы в Веш­ня­ках (г. Москва), в Но­вом Иеру­са­ли­ме, г. Брон­ни­цах (Мос­ков­ская епар­хия) и дру­гих ме­стах.
На Афоне, в Ру­си­ке, над цар­ски­ми вра­та­ми со­бор­но­го По­кров­ско­го хра­ма так­же есть чти­мый Иеру­са­лим­ский об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри, пе­ред ко­то­рым на­ка­нуне Бо­го­ро­дич­ных празд­ни­ков и в вос­крес­ные дни, по­сле ве­чер­ни, чи­та­ет­ся ака­фист.

 

ЗДЕСЬ МЫ ВИДИМ, ЧТО СПАСИТЕЛЬ СИДИТ НА ПРАВОЙ РУЧКЕ МАТУШКИ. ОНА ЛЕВОЙ РУКОЙ УКАЗЫВАЕТ НА НЕГО, А ОН ПРАВОЙ РУЧКОЙ УКАЗЫВАЕТ НА НЕЕ. В ОСНОВНОМ РУКА СПАСИТЕЛЯ СЛОЖЕНА В ДВУСВЯТИИ.