style=»text-align: center;»>korsunskaya-3 korsunskaya-1

КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ.

(Пред иконой Пресвятой Богородицы «Корсунская» молятся об исцелении душевных и телесных страданий верующих).

Су­ще­ству­ют два раз­ных пре­да­ния, ка­са­ю­щих­ся ис­то­рии при­не­се­ния в пре­де­лы Рос­сии Кор­сун­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Со­глас­но са­мо­му древ­не­му из них, свя­той об­раз был на­пи­сан свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой и хра­нил­ся в Ефе­се. В 988 го­ду, 9 ок­тяб­ря, спи­сок с этой ико­ны был при­не­сен из Кор­су­ни в Ки­ев свя­тым рав­ноап­о­столь­ным кня­зем Вла­ди­ми­ром (па­мять 15 июля) по­сле его кре­ще­ния и по­лу­чил на­зва­ние Кор­сун­ской ико­ны. Поз­же эта ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Нов­го­род, а при ца­ре Иоанне Гроз­ном – в Моск­ву, в Кремлев­ский Успен­ский со­бор, где бы­ла по­ме­ще­на за пре­сто­лом и где пре­бы­ва­ет и по­ныне. За­пре­столь­ная ико­на, со­глас­но ис­сле­до­ва­ни­ям, при­над­ле­жит к чис­лу ма­ло­изу­чен­ных па­мят­ни­ков древ­ней ико­но­пи­си, а пер­вые ис­то­ри­че­ские све­де­ния о ней от­но­сят­ся к на­ча­лу XVII ве­ка. Этот об­раз по на­пи­са­нию схож с ико­на­ми ти­па «Уми­ле­ние». Свя­тая ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ста­ла од­ной из пер­вых свя­тынь Успен­ско­го со­бо­ра и бо­лее ше­сти сто­ле­тий пре­бы­ва­ла в его ал­та­ре.

По дру­го­му пре­да­нию по­доб­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри был при­не­сен из Гре­ции в Рос­сию в 1162 го­ду пре­по­доб­ной Ев­фро­си­ни­ей По­лоц­кой (па­мять 23 мая).

Свя­тая Ев­фро­си­ния ос­но­ва­ла в По­лоц­ке Спас­скую оби­тель, а несколь­ко поз­же по­стро­и­ла еще од­ну цер­ковь в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ко­гда она узна­ла, что в Гре­ции есть ико­ны, на­пи­сан­ные еван­ге­ли­стом Лу­кой, то от­пра­ви­ла бо­га­тые да­ры гре­че­ско­му им­пе­ра­то­ру и пат­ри­ар­ху Лу­ке Хри­зо­вер­гу, с прось­бой при­слать ико­ну. Свя­той об­раз был от­прав­лен на Русь из Ефе­са. Ико­ну вез­ли через Кор­сунь, и по прось­бе жи­те­лей это­го го­ро­да она про­бы­ла там око­ло го­да, по­лу­чив так­же на­зва­ние Кор­сун­ской. Свя­тая Ев­фро­си­ния укра­си­ла об­раз зо­ло­том, се­реб­ром и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и в 1173 г. по­ста­ви­ла его в хра­ме Бо­жи­ей Ма­те­ри. Здесь ико­на на­хо­ди­лась бо­лее 60 лет, ис­то­чая чу­дес­ные зна­ме­ния и ис­це­ле­ния.

В 1239 го­ду дочь По­лоц­ко­го кня­зя Бря­чи­сла­ва, Па­рас­ке­ва, вы­хо­дя за­муж за свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го (па­мять 23 но­яб­ря), увез­ла эту ико­ну в го­род То­ро­пец, где на­хо­ди­лась в Бо­го­ро­диц­ком со­бо­ре, по­чи­та­лась чу­до­твор­ной и про­сла­ви­лась мно­ги­ми чу­де­са­ми и осо­бен­но за­ступ­ле­ни­ем го­ро­да от поль­ско­го на­ше­ствия 1611 го­да.

В 1917 го­ду боль­ше­ви­ки изъ­яли чу­до­твор­ный об­раз и вы­вез­ли его в Ле­нин­град. Позд­нее он был по­ме­щен в Рус­ский му­зей г. Санкт-Пе­тер­бур­га, а во Все­х­свят­ском хра­ме г. То­роп­ца на­хо­дит­ся спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны.

Свя­той Кор­сун­ский об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы про­сла­вил­ся и дру­ги­ми сво­и­ми спис­ка­ми – в Иса­а­ки­ев­ском со­бо­ре Пе­тер­бур­га, Нежин­ском муж­ском мо­на­сты­ре, г. Усма­ни Там­бов­ской епар­хии, Пав­ло-Об­нор­ском мо­на­сты­ре Во­ло­год­ской епар­хии, Суз­даль­ском Спа­со-Ев­фи­ми­е­вом мо­на­сты­ре, Ни­же­го­род­ском Бла­го­ве­щен­ском мо­на­сты­ре и др.

АКАФИСТ ПЕРЕД ЭТОЙ ИКОНОЙ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ.

 

 

 

 

korsunskaya_shpilevskaya-1 korsunskaya-prozrennaya-shpilevskaya

КОРСУНСКАЯ ПРОЗРЕННАЯ (ШПИЛЕВСКАЯ) ПЕРЕД НЕЙ МОЛЯТСЯ ОТ СЛЕПОТЫ.

Глав­ной свя­ты­ней Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра яв­ля­ет­ся Чу­до­твор­ная Кор­сун­ская (Шпилев­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «Про­зрен­ноя». Эта ико­на на­пи­са­на на ли­сто­вом бе­лом же­ле­зе — спи­сок с ико­ны Бо­го­ма­те­ри, при­не­сен­ной кня­зем Вла­ди­ми­ром из Кор­су­ни по­сле его кре­ще­ния в Ки­ев. В XVIII сто­ле­тии ико­на бы­ла соб­ствен­но­стью од­но­го кре­стьян­ско­го се­мей­ства в с. Ро­ма­нов­ка Сум­ско­го уез­да. По пре­да­нию, в се­мей­стве вла­дель­ца ико­ны бы­ла сле­пая от рож­де­ния ма­лень­кая дочь. Од­на­жды, ко­гда все чле­ны се­мьи бы­ли за­ня­ты убор­кой в до­ме, де­воч­ке по­ру­чи­ли про­те­реть ико­ны. За­ме­тив раз­ни­цу меж­ду ико­ной, пи­сан­ной на тон­ком же­лез­ном ли­сте и пи­сан­ны­ми на дос­ках, де­воч­ка усо­мни­лась в том, что это – ико­на. На во­прос, об­ра­щен­ный к ма­те­ри, — ико­на ли это – она по­лу­чи­ла утвер­ди­тель­ный от­вет. То­гда сле­пая с го­ре­чью ска­за­ла: «Мо­жет быть вы сме­е­тесь на­до мной – и, вздох­нув, вы­ска­за­ла дав­но та­ив­ше­е­ся в глу­бине серд­ца свое же­ла­ние — Ах, ес­ли бы я са­ма сво­и­ми гла­за­ми уви­де­ла, то­гда бы не со­мне­ва­лась». Лишь толь­ко она мол­ви­ла это, ее гла­за от­кры­лись и она в ра­до­сти вос­клик­ну­ла: «Ой, вер­но вы го­во­ри­те, са­ма те­перь ви­жу!» Вско­ро­сти ис­це­лен­ная де­воч­ка ви­дит во сне Бо­жию Ма­терь та­кой же, ка­кой Она изо­бра­же­на на иконе и слы­шит ее го­лос: «От­не­си­те ико­ну Мою в цер­ковь, что в се­ле Шпилев­ка». О сне де­воч­ка рас­ска­за­ла ро­ди­те­лям и те от­нес­ли ико­ну в храм. Од­на­ко ро­ди­те­ли не рас­ска­за­ли свя­щен­ни­ку о чу­дес­ном ис­це­ле­нии сво­ей до­че­ри. Ико­на два­жды необъ­яс­ни­мым об­ра­зом по­ки­да­ла цер­ковь и ее на­хо­ди­ли непо­да­ле­ку в са­ду, под ясе­нем. Хо­зя­ин са­да – по­ме­щик Кон­дра­тьев, свя­щен­ник и ста­ро­ста церк­ви ре­ши­ли пой­ти к быв­ше­му вла­дель­цу ико­ны. Услы­шав рас­сказ о про­ис­шед­ших со­бы­ти­ях, кре­стья­нин по­дроб­но рас­ска­зал при­шед­шим о чу­де про­зре­ния сво­ей до­че­ри. Слух об этом быст­ро рас­про­стра­нил­ся по окрест­но­стям. На том ме­сте, где под ясе­нем два­жды на­хо­ди­ли ико­ну, бы­ла по­став­ле­на цер­ковь в ко­то­рую и по­ме­сти­ли Свя­той Об­раз. До 1859 го­да Кор­сун­ская ико­на по­сто­ян­но на­хо­ди­лась в Шпилев­ском По­кров­ским хра­ме. Вот как пи­са­ли „Харь­ков­ские гу­берн­ские ве­до­мо­сти” №11 за 14 мар­та 1859 го­да: „Гос­по­дин На­чаль­ник гу­бер­нии в пред­ло­же­нии от 7 фев­ра­ля за № 1361, изъ­яс­нил: ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, по ВСЕПОДДАННЕЙШЕМУ ДОКЛАДУ Обер-Про­ку­ро­ра Свя­тей­ше­го Си­но­да в 10 день ми­нув­ше­го Ян­ва­ря Ви­со­чай­ше утвер­дить со­из­во­лил опре­де­ле­ние Свя­тей­ше­го Си­но­да о раз­ре­ше­нии на­хо­дя­щу­ю­ся в се­ле Шпилев­ке Сумсь­ко­го уз­да Чу­до­твор­ную ико­ну Бо­жий Ма­те­ри, име­ну­е­мую Кор­сун­скою, пе­ре­но­сить еже­год­но в день яв­ле­ния, 9 Ок­тяб­ря, в Пре­об­ра­жен­ский Со­бор в г. Су­мы, с тем, чтобы Ико­на сия бы­ла воз­вра­ще­на в с. Шпилев­ку на тре­тий день Пас­хи.” А 9 ок­тяб­ря 1859 го­да „Харь­ков­ские гу­берн­ские ве­до­мо­сти” в раз­де­ле — Из­ве­стия из уез­дов – уже пи­са­ли: „В 12 вер­стах от уезд­но­го го­ро­да Сум, в при­ход­ской церк­ви се­ле­ния Шпилев­ки есть Чу­до­твор­ная Ико­на Бо­жий Ма­те­ри Кор­сун­ской. Пе­ре­не­се­ние этой Ико­ны из Шпилев­ки в Су­мы на зим­нее вре­мя из­дав­на бы­ло за­вет­ным же­ла­ни­ем сум­ских жи­те­лей, ко­то­рое в на­сто­я­щее вре­мя осу­ще­стви­лось в след­ствие Вы­со­чай­ше­го в ны­неш­нем го­ду со­из­во­ле­ния на пе­ре­не­се­ние еже­год­но 9 ок­тяб­ря Чу­до­твор­ной Ико­ны из Шпилев­ки в сум­ской го­род­ской Пре­об­ра­жен­ский со­бор и об­рат­но в Шпилев­ку на тре­тий день Пас­хи. Та­ким об­ра­зом в ны­неш­нем го­ду в пер­вый раз со­вер­ше­но пе­ре­не­се­ние Чу­до­твор­ной Ико­ны 9 чис­ла те­ку­ще­го ме­ся­ца Прео­свя­щен­ным Ма­ка­ри­ем (Бул­га­ко­вым), Єпис­ко­пом Харь­ков­ским и Ах­тыр­ским, с про­чим ду­хо­вен­ством, в при­сут­ствии Гос­по­ди­на На­чаль­ни­ка гу­бер­нии и су­пру­ги Его Пре­вос­хо­ди­тель­ства, а так­же г. пред­во­ди­те­ля дво­рян­ства сумсь­ко­го уз­да, мно­гих знат­них особ обо­е­го по­ла, го­род­ско­го и уезд­но­го на­чаль­ства, при сте­че­нии мно­го­чис­лен­но­го на­ро­да… В тот же день ве­че­ром Прео­свя­щен­ный в со­бор­ной церк­ви со­вер­шал все­нош­ное бде­ние, а на дру­гой день Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, пе­ред окон­ча­ни­ем ко­то­рой про­из­нес при­лич­ное тор­же­ству сло­во”.

По­кров­ская цер­ковь се­ла Шпилев­ки по­стро­е­на в 1849 го­ду ста­ра­ни­я­ми при­хо­жан и по­ме­щи­цы Вар­ва­ры Рим­ской-Кор­са­ко­вой. По­сле ре­во­лю­ции Кор­сун­ская (Шпилев­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла изъ­ята из хра­ма и по­ме­ще­на в ху­до­же­ствен­но-кра­е­вед­че­ский му­зей. Во вре­мя по­жа­ра, слу­чив­ше­го­ся в 30-х го­дах в му­зее, ико­на чу­дес­ным об­ра­зом не по­стра­да­ла. Этот слу­чай про­из­вел на со­труд­ни­ков му­зея неиз­гла­ди­мое впе­чат­ле­ние. Охва­чен­ные ду­шев­ным тре­пе­том, они ре­ши­ли воз­вра­тить Свя­той Об­раз в Бо­жий храм. По­сколь­ку По­кров­ская Шпилев­ская цер­ковь бы­ла к то­му вре­ме­ни уже раз­ру­ше­на, ико­ну пе­ре­нес­ли в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор г. Су­мы, где она пре­бы­ва­ет и по­ныне. Пре­рван­ная тра­ди­ция Крест­ных хо­дов с Чу­до­твор­ным Об­ра­зом бы­ла воз­об­нов­ле­на в 1995 го­ду. Ча­со­вой ко­ло­кол ко­ло­коль­ни Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра при­над­ле­жал ра­нее По­кров­ской церк­ви с. Шпилев­ка. По­сле уни­что­же­ния хра­ма он ока­зал­ся на се­ве­ре на­шей об­ла­сти и в на­ча­ле 90-х го­дов чу­дес­ным об­ра­зом по­пал в Сум­ской Ка­фед­раль­ный Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский со­бор.

АКАФИСТ ПЕРЕД ЭТОЙ ИКОНОЙ ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ.

 

ВНЕШНЕ, КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, НАПОМИНАЕТ ВЛАДИМИРСКУЮ ИКОНУ БОГОМАТЕРИ. БЫСТРЫМ ВЗГЛЯДОМ ИХ МОЖНО СПУТАТЬ. НО ЕСТЬ ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ, КОТОРАЯ СИЛЬНО РАЗНИТ ЭТИ ДВЕ ИКОНЫ. ДА, НА ОБЕИХ ИКОНАХ СПАСИТЕЛЬ ПЛОТНО ПРИЖИМАЕТСЯ СВОЕЙ ЩЕЧКОЙ КО ЩЕКЕ БОГОРОДИЦЫ, СИЛЬНО НАКЛОНИВ ГОЛОВУ. НО НА КОРСУНСКОЙ, БОГОРОДИЦА ОБНИМАЕТ СЫНА ЗА ШЕЮ, А НА ВЛАДИМИРСКОЙ ДЕРЖИТ ЕГО НА РУКАХ. НА КОРСУНСКОЙ, КАК ПРАВИЛО, НА РУКЕ, ОБНИМАЮЩЕЙ СПАСИТЕЛЯ ЗА ШЕЮ, СОГНУТ МИЗИНЧИК.
 НА ВСЕХ ИКОНАХ БОГОРОДИЦЫ ЕСТЬ СВОИ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ, ПО КОТОРЫМ ИХ НЕЛЬЗЯ СПУТАТЬ, КАК БЫ НЕ БЫЛ НАПИСАН ОБРАЗ. ЭТА ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЙДЕТ ПО ВСЕМ СПИСКАМ ИКОН. (СПИСОК, ЭТО РАЗНЫЕ НАПИСАНИЯ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ИКОНЫ, РАЗНЫМИ ИКОНОПИСЦАМИ. КАЖДЫЙ МОЖЕТ ВНЕСТИ, ЧТО-ТО СВОЕ, НО ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ОСТАНЕТСЯ). ВНИМАТЕЛЬНО ВНИКАЙТЕ В ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ИКОНЕ И ОЧЕНЬ СКОРО ВЫ БУДЕТЕ ЧЕТКО РАЗБИРАТЬСЯ В НИХ. БОГ В ПОМОЩЬ.