Апостол, ЕВАНГЕЛИСТ Матфий.

ЖИТИЕ АПОСТОЛА МАТФИЯ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Предание хранит подробности жизни святого. О нем повествуют еванигелия. Известно, что Матфей — сын Алфея, иначе называемый Левием (Мрк. 2:14. Мф. 9:9. Лк. 5:27), жил в Галилейском городе Капернауме. Он был человек состоятельный и занимал должность мытаря. Соотечественники презирали и чуждались его, как и всех ему подобных. Но Матфей, хотя и был грешником, но в тоже время был не только не хуже, но и много лучше гордящихся своею мнимою внешнею праведностью фарисеев. И вот Господь остановил на этом, всеми презираемом, мытаре Свой Божественный взор. Однажды, во время пребывания Своего в Капернауме, Господь вышел из города и пошел к морю, сопровождаемый народом. На берегу Он увидел сидящего у мытницы Матфея. И сказал ему:
— Иди за Мной!
Услышав сии слова Господа не телесным только слухом, но и сердечными очами, мытарь тотчас же встал с места своего и, оставив всё, последовал за Христом. Матфей не раздумывал, не удивлялся, что Великий Учитель и Чудотворец зовет его, презренного мытаря; он всем сердцем внял словам Его, и беспрекословно пошел за Христом. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И собралось в дом Матфея множество соседей его, друзей и знакомых, — все мытари и грешники, — и возлежали за столом вместе с Иисусом и учениками Его. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев. Увидев, что Господь не гнушается грешников и мытарей, но возлежит с ними рядом, они роптали и говорили ученикам Его:
— Как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками?
Господь же, услышав слова их, сказал им:
— Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
С этих пор, Матфей, оставив всё свое достояние, пошел за Христом (Лк.5:28) и, как верный ученик Его, после того уже не отлучался от Него. В скором времени он удостоился сопричисления к лику 12 избранных Апостолов (Мф. гл. 10; Мрк. 3:13-19; Лк.6:13-16). Вместе с другими учениками Господа Матфей сопровождал Его в путешествиях по Галилее и Иудее, внимал Его Божественному учению, видел бесчисленные Его чудеса, ходил с проповедью к погибшим овцам дома Израилева, был свидетелем крестных страданий и искупительной смерти Спасителя и преславного вознесения Его на небо. 
После вознесения Господня и сошествия Святого Духа на Апостолов, святой Матфей сначала оставался в Палестине, вместе с другими Апостолами проповедуя Евангелие в Иерусалиме и его окрестностях. Но вот наступило время разойтись Апостолам из Иерусалима по разным народам, для обращения их к вере Христовой. Перед отбытием Апостола из Иерусалима, Иерусалимские христиане просили его оставить для них письмена дел и учение Иисуса Христа. И святой Матфей, исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом.
 
Святой апостол Матфей 
Удалившись из Иерусалима, святой Апостол Матфей проповедывал Евангелие во многих странах. Благовествуя Христа, он прошел Македонию, Сирию, Персию, Парфию и Мидию и обошел всю Эфиопию, на которую ему пал жребий, и просветил ее светом разума Евангельского. Наконец, наставляемый Духом Святым, пришел он в землю людоедов, к чернокожему звероподобному народу, вошел в город, называемый Мирмены, и там, обратив несколько душ к Господу, поставил им епископом спутника своего Платона и создал небольшую церковь; сам же восшел на находившуюся вблизи гору и пребывал на ней в посте, усердно молясь Богу об обращении того неверного народа. И явился ему Господь в образе прекрасного юноши, имея в правой руке жезл. Отдавая святому жезл, Он повелел ему сойти с горы и водрузить жезл при дверях устроенной им церкви. 
— Жезл этот, — говорил Господь, — силою Моею вырастет в высокое дерево, и дерево то принесет обильный плод, величиною и сладостью превосходящий все другие садовые плоды; а от корня его истечет источник чистой воды. Омывшись в воде источника, людоеды получат благолепие лица, и всякий, кто только вкусит от того плода, позабудет зверские нравы и станет добрым и кротким человеком. 
Матфей, приняв жезл из руки Господней, сошел с горы и пошел в город исполнить то, что ему было велено. У правителя того города, князя Эфиопского именем Фульвиана, жена и сын были одержимы бесами. Встретив на пути Апостола, они вопили на него дикими, угрожающими голосами: 
— Кто послал тебя сюда с этим жезлом на нашу пагубу?  
Апостол запретил духам нечистым и изгнал их; исцелившиеся поклонились Апостолу и кротко последовали за ним. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром, и святой Матфей, войдя в город и приблизившись к церкви, сделал, как ему было велено: водрузил данный ему от Господа жезл, — и тотчас, в виду всех, жезл сделался великим деревом, простирающим многолиственные ветви, и на нем появились прекрасные плоды, большие и сладкие, и источник воды истек от корня.  
Все видевшие это были поражены. Весь город сошелся на такое чудо, и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. А святой апостол Матфей, стоя на высоком месте, проповедовал собравшимся людям слово Божие на их языке; и тотчас все уверовали в Господа, и крестил их Апостол в чудотворном источнике. И все крестившиеся людоеды, согласно слову Господню, выходили из воды благолепные лицом и белые кожей; они получали не только телесную, но и душевную белизну и красоту, отлагая ветхого человека и облекаясь в нового человека — Христа. Узнав о случившемся, правитель сначала порадовался исцелению супруги и сына, но потом, по научению бесовскому, разгневался на апостола за то, что весь народ приходит к нему, оставляя богов своих, и замыслил погубить его. Но в ту же ночь Апостолу явился Спаситель, повелевая ему мужаться и обещая пребывать с ним в наступающей скорби. Когда наступило утро, и Апостол в церкви вместе с верующими воспевал хвалу Богу, правитель послал четырех воинов взять его; но когда они пришли к храму Господню, тотчас объяла их тьма, и они едва могли возвратиться назад. Когда же их спросили, почему они не привели Матфея, — они отвечали: 
— Мы слышали, как он беседовал, но видеть и взять его не могли. 
Еще сильнее разгневался Фульвиан. Он послал еще больше воинов с оружием, повелев им силою привести Матфея, а кто будет противиться и защищать Матфея, — тех убивать. Но и эти воины воротились ни с чем, ибо когда они приблизились к храму, небесный свет осиял Апостола, и воины, будучи не в состоянии смотреть на него, пришли в великий страх и, бросив оружие, прибежали назад полумертвые от страха. Страшно разъярился Фульвиан и пошел со всем множеством слуг своих, желая сам схватить апостола. Но едва он успел приблизиться к апостолу, как внезапно ослеп. Тогда он стал умолять апостола простить ему согрешение его и просветить его ослепленные очи. Апостол, сотворив знамение креста на очах князя, даровал ему прозрение. Князь прозрел, но только — телесными очами, а не душевными, ибо злоба ослепила его, и столь великое чудо он приписал не Божией силе, а волхвованию. Взяв за руку апостола, он повел его к своему дворцу, как будто желая почтить его, а в сердце лукаво замышляя сжечь апостола Господня,как волхва. Но апостол, провидя тайные движения его сердца и лукавые замыслы, обличил правителя, говоря: 
— Мучитель льстивый! Скоро ли ты совершишь то, что замыслил сделать со мною? Делай то, что сатана вложил в твое сердце, а я, как видишь, готов всё перенести за Бога моего. 
Тогда князь повелел воинам схватить святого Матфея и растянуть на земле лицом кверху, а руки и ноги крепко прибить гвоздями. Когда это было сделано, слуги собрали, по повелению мучителя, множество ветвей и хворосту, принесли смолы и серы и, положив всё это на святого Матфея, зажгли. Но когда огонь разгорелся великим пламенем и все думали, что апостол Христов уже сгорел, внезапно огонь охладел и пламя угасло и святой Матфей оказался живым, невредимым и славящим Бога. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу апостола. Но Фульвиан еще более разъярился. Не желая признать в происшедшем Божию силу, сохранившую живым и неповрежденным от огня проповедника Христова, он возводил на праведника беззаконное обвинение, называя его волхвом. 
— Волхвованием, — говорил он, — погасил Матфей огонь и остался в нем жив. 
Затем он приказал принести еще более дров, ветвей и хворосту и, положив на Матфея, — зажечь, а сверху поливать смолою; кроме того, приказал принести двенадцать своих золотых идолов и, поставив их кругом огня, призывал их на помощь, чтобы силою их Матфей не мог избавиться от пламени, и обратился бы в пепел. Апостол же в пламени молился Господу, чтобы Он показал непобедимую силу Свою, явил бессилие богов языческих и посрамил надеющихся на них. 
И внезапно пламень огненный с ужасным громом устремился на золотых идолов и они растаяли от огня, как воск, и кроме того, были опалены и многие из стоявших вокруг неверных; а из расплавившихся идолов вышло пламя, в образе змея и устремилось на Фульвиана, угрожая ему, так что он не мог убежать и избавиться от опасности, пока не воззвал со смиренной мольбою к апостолу об избавлении от погибели. 
Апостол запретил огню, и тотчас пламень угас и подобие огненного змея исчезло. Фульвиан хотел с честью извести святого из огня, но он, сотворив молитву, — предал святую свою душу в руки Божии. Тогда князь приказал принести золотой одр и на нем положить честное тело Апостола, неповрежденное огнем, и, одев его в драгоценные одежды, поднял вместе со своими вельможами и внес в свой дворец. Но он еще не имел совершенной веры, и потому велел выковать железный ковчег, плотно залить со всех сторон оловом и бросить в море, при этом сказав своим вельможам: 
— Если Тот, Кто сохранил Матфея целым от огня, сохранит его также и от потопления в воде, то воистину Он есть Единый Бог, и Ему будем поклоняться, оставив всех богов наших, не могших себя избавить от гибели в огне. 
После того как этот железный ковчег с честными мощами был брошен в море, святой ночью явился епископу Платону, говоря: 
— Завтра иди на морской берег на восток от княжеского дворца и там возьми мои мощи, вынесенные на сушу.
Утром епископ, в сопровождении множества верующих, отправился на показанное место и нашел железный ковчег с мощами святого Апостола Матфея, как было ему возвещено в видении. 
Узнав об этом, пришел и правитель со своими вельможами и, на этот раз уже вполне уверовав в Господа нашего Иисуса Христа, крестился, приняв в крещении имя апостола, князь старался быть подражателем и жизни апостола: вскоре он передав другому свою княжескую власть, отказался совершенно от мирской суеты, предался молитве в церкви Божией и епископом Платоном удостоен был пресвитерского сана. А когда, по прошествии трех лет, епископ умер, оставившему власть княжескую пресвитеру Матфею явился в видении святой апостол Матфей и увещал его принять епископский престол после блаженного Платона. Приняв епископство, Матфей добре потрудился в благовестии Христовом и, отвратив многих от идолопоклонства, привел к Богу, а затем и сам отошел к Нему, после долгой богоугодной жизни, и, предстоя со святым евангелистом Матфеем престолу Божию, молить о нас Господа, дабы и мы были наследниками вечного царствия Божия. Аминь. 

МОЛИТВЫ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

 

Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов. Тропарь
глас 4
Апостолов первопрестольницы/ и вселенныя учителие,/ Владыку всех молите/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Тропарь апостола Матфия

глас 3
Апостоле святый Матфие,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостолам

глас 2
Камень Христос каменя веры прославляет светло,/ учеников преизрядна,/ и с Павлом весь дванадесяточисленный собор днесь,/ ихже память совершающе верно,// сих Прославльшаго прославляем.

Ин кондак славных и всехвальных 12-ти апостолов

глас 2
Петра, вернии, каменя веры, похвалим/ и Павла Богомудраго,/ созывают бо всех праздновати верою,/ соборне вкупе вся дванадесяте, яко проповедники вере,// просяща грехов оставления.

Кондак апостола Матфия

глас 4
Светозарное, яко солнце,/ во весь мир изшедшее/ вещание твое/ просвещает языческую Церковь благодатию,// чудоносче Матфие апостоле.
 
Собор Соловецких святых

 

ЖИТИЕ

 

Со­бор Со­ло­вец­ких свя­тых – празд­но­ва­ние Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в честь свя­тых Со­ло­вец­кой оби­те­ли (9 / 22 ав­гу­ста). Про­слав­лен­ные по­движ­ни­ки, по­стра­дав­шие в оби­те­ли во вре­ме­на без­бож­ных го­не­ний XX ве­ка, со­став­ля­ют осо­бый Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Со­ло­вец­ких.

 

В Со­бор Со­ло­вец­ких свя­тых вхо­дят:
  • Прп. Сав­ва­тий († 1435, па­мять 8 ав­гу­ста, 27 сен­тяб­ря)
  • Прп. Зо­си­ма, игум. Со­ло­вец­кий († 1478, па­мять 17 ап­ре­ля, 8 ав­гу­ста)
  • Прп. Гер­ман († 1479, 30 июля, 8 ав­гу­ста)
  • Прп. Ва­си­лий ке­лей­ник (XV)
  • Прп. Ге­ра­сим От­шель­ник (XV)
  • Прп. Иан­ну­а­рий (XV)
  • Прп. Иоанн Све­ще­но­сец (XV)
  • Прп. Ма­ка­рий ры­бо­ло­вец (XV)
  • Прп. Онуф­рий пу­стын­ник (XV)
  • Прп. Сте­фан труд­ник (XV)
  • Прп. Филипп пу­стын­ник (XV)
  • Прп. До­си­фей за­твор­ник (XV–XVI)
  • Прп. Ели­сей Сум­ский (XV-XVI, па­мять 14 июня)
  • Прп. Иоанн Яренг­ский († 1544–45, па­мять 3 июля)
  • Прп. Лон­гин Яренг­ский († 1544–45, па­мять 3 июля, 16 ок­тяб­ря)
  • Прп. Вас­си­ан Пер­то­мин­ский († 1561, па­мять 5 июня, 12 июня)
  • Прп. Иона Пер­то­мин­ский († 1561, па­мять 5 июня, 12 июня)
  • Свт. Филипп, митр. Мос­ков­ский († 1569, па­мять 9 ян­ва­ря, 31 мая, 3 июля)
  • Блж. Фе­о­до­рит Коль­ский, про­све­ти­тель ло­па­рей († 1571, па­мять 17 ав­гу­ста)
  • Прп. Ан­дрей пу­стын­ник († 1606)
  • Прп. Ан­то­ний, игум. Со­ло­вец­кий († 1613)
  • Прп. Иа­ков Ко­стром­ской, игум. Со­ло­вец­кий († 1614)
  • Прп. Ни­ки­фор пу­стын­ник, нов­го­ро­дец († 1617)
  • Прп. Иов Ущель­ский († 1628, па­мять 5 ав­гу­ста)
  • Прп. Ири­нарх, игум. Со­ло­вец­кий († 1628, па­мять 17 июля)
  • Прп. Адри­ан пу­стын­ник († ок. 1632)
  • Прп. Ди­о­дор Юрье­гор­ский († 1633, па­мять 20 но­яб­ря, 27 но­яб­ря)
  • Прп. Ти­мо­фей (в схи­ме Фе­о­дор) Со­ло­вец­кий, Алек­си­нец, пу­стын­ник († 1634)
  • Прп. Сав­ва пу­стын­ник († 1636)
  • Прп. Еле­азар Ан­зер­ский († 1656, па­мять 13 ян­ва­ря)
  • Свт. Мар­келл, ар­хи­еп. Во­ло­год­ский († 1663, па­мять 22 мар­та)
  • Прп. Авк­сен­тий Каш­ка­ран­ский, инок Со­ло­вец­кий (XVII)
  • Прп. Ак­сий Каш­ка­ран­ский, инок Со­ло­вец­кий (XVII)
  • Прп. Алек­сий ка­лу­жа­нин (XVII)
  • Прп. Гу­рий, инок чуд­ный (XVII)
  • Прп. Еф­рем чер­ный, пу­стын­ник (XVII)
  • Блж. Иоанн I (XVII)
  • Блж. Иоанн II (XVII)
  • Прп. Иосиф I (XVII)
  • Прп. Иосиф II, мла­дой (XVII)
  • Прп. Кас­си­ан Му­е­зер­ский (XVII)
  • Прп. Ки­рик (Ки­ри­ак), боль­нич­ный ста­рец (XVII)
  • Прп. Ми­са­ил иеро­мо­нах (XVII)
  • Прп. Нестор пу­стын­ник (XVII)
  • Прп. Се­ва­сти­ан (XVII)
  • Прп. Та­ра­сий Каш­ка­ран­ский, инок Со­ло­вец­кий (XVII)
  • Прп. Ти­хон моск­ви­тя­нин (XVII)
  • Прп. Три­фон (XVII)
  • Прп. Фе­о­дул ря­за­нец (XVII)
  • Прп. Иов Ан­зер­ский, в схи­ме Иисус († 1720, па­мять 6 мар­та, 29 мая)

МОЛИТВЫ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Тропарь всем Соловецким святым
глас 4
Взыскующе Христа вожделеннаго бисера, во страну полунощную востекли есте, и подвигом первоначальников соловецких поревновавше, леса и пустыни облагоухали есте своими богоугодными молитвами. Темже и Христос вас прослави, и мы вопием: вси святии Соловецтии, молите Бога спастися душам нашим.

Кондак всем Соловецким святым

глас 3
Духовнаго жительства желающе, устремистеся в суровыя островы Беломория и, безбедно преплывше житейское море, соблазнов мирских избегосте и в радости велией водвористеся. Непрестанным умным восхождением Бога достигли есте и нас учите небесному восходу.