Седмица 12-я по Пятидесятнице

21-27 августа

Здравствуйте, братья и сестры!

Поздравляем вас с праздником Преображения Господня и наступающим Воскресным днем! В разделе «Рекомендуем прочитать» — проповедь игумена Никона (Воробьева), который на примере Преображения опровергает теорию переселения душ.

Предлагаем календарь на 12-ю седмицу по Пятидесятнице и желаем душеполезного чтения.

Зосима и Савватий Соловецкие
с житиями
21 августа
Понедельник
8 августа по старому стилю
Глас 2.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566), второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992).
Свт. Мирона Чудотворца, еп. Критского (ок. 350). Свт. Емилиана исповедника, еп. Кизического (815-820).
Прп. Григория, иконописца Печерского (XII). Прп. Григория Синаита (XIV). Мчч. Елевферия и Леонида (IV).
Прмч. Иосифа (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1937). Сщмч. Никодима, архиеп. Костромского (1938).
Толгской иконы Божией Матери (1314).
Второе послание к коринфянам
Всѣ́мъ бо яви́тися нáмъ подобáетъ предъ суди́щемъ Христóвымъ, да прiи́метъ кíйждо, я́же съ тѣ́ломъ содѣ́ла, или́ блáга, или́ злá. Вѣ́дуще ýбо стрáхъ Госпóдень, человѣ́ки увѣщавáемъ, богови же явлéни есмы́: уповáемъ же, я́ко и въ сóвѣстехъ вáшихъ явлéни есмы́.
Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
Евангелие от Марка
И бы́сть во óнѣхъ днéхъ, прiи́де Иисýсъ от назарéта Галилéйскаго и крести́ся от Иоáнна во Иордáнѣ. И áбiе восходя́ от воды́, ви́дѣ разводя́щася небесá и Дýха я́ко гóлубя, сходя́ща нáнь. И глáсъ бы́сть съ небесé: ты́ еси́ Сы́нъ мóй возлю́бленный, о нéмже благоволи́хъ.
И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(2 Кор. 5, 10-15; Мк. 1, 9-15)
Господь начал проповедь Свою так: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие». В конце веков тоже будет сказано: исполнилось время, приблизилось Царствие; но будет прибавлено не «покайтесь и веруйте», а «исходите на суд». Время покаяния и трудов самоисправления кончилось; давай каждый отчет в том, что телом сделал благого или злого. Итак, пока время, поспешите воспользоваться им к своему спасению. Объятия Отчие отверсты к принятию всех приходящих с искренним чувством сокрушения о прошедшем, и с желанием поработать Богу впредь усердным исполнением заповедей Его святых. Для каждого из нас конец века — смерть: она дверь в другую жизнь. Почаще посматривай в нее и повернее для себя определяй: что же потом? — и определивши без жаления себя, примись за труды, чтоб заготовить неготовое ко вступлению туда, где радость нескончаемая, и к отстранению всего, что может подать право слугам тьмы кромешной возобладать нами и увлечь в свою область, откуда не будет уже выхода.
Собор Соловецких святых
22 августа
Вторник
9 августа ст.ст.
Монастырский устав: горячая пища без масла
Апостола Матфия (ок. 63).
Прп. Псоя Египетского (IV). Мчч. Иулиана, Маркиана, Иоанна, Иакова, Алексия, Димитрия, Фотия, Петра, Леонтия, Марии патрикии, протоспафария Григория и двух юношей, за икону Христа пострадавших (730).
Собор Соловецких святых.
Мч. Антония Александрийского. Прмц. Маргариты (1918).
Второе послание к коринфянам
Христóсъ же за всѣ́хъ ýмре, да живýщiи не ктомý себѣ́ живýтъ, но умéршему за ни́хъ и воскрéсшему. Тѣ́мже и мы́ отны́нѣ ни еди́наго вѣ́мы по плóти: áще же и разумѣ́хомъ по плóти Христá, но ны́нѣ ктомý не разумѣ́емъ. Тѣ́мже áще ктó во Христѣ́, новá твáрь: дрéвняя мимоидóша, сé бы́ша вся́ новá.
А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего. Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
Евангелие от Марка
Ходя́ же при мóри Галилéйстѣмъ, ви́дѣ Си́мона и Андрéа брáта тогó Си́мона, вметáюща мрéжи въ мóре: бѣ́ста бо ры́баря. И речé и́ма Иисýсъ: прiиди́та вслѣ́дъ менé, и сотворю́ вáсъ бы́ти ловцá человѣ́комъ. И áбiе остáвльша мрéжи своя́, по нéмъ идóста.
Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(2 Кор. 5, 15-21; Мк. 1, 16-22)
Господь учил в синагоге Капернаумской, и все дивились о учении Его: «ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники». Эта власть — не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Слово Его проходило во внутрь и вязало совести людские, указывая, что все так есть, как Он говорил. Таково и всегда слово, проникнутое силою Божественною, слово от Духа, или слово помазанное. Таково оно было и у святых апостолов, и после них у всех влиятельных учителей, говоривших не от научности, а от того, как дух давал им провещавать. Это дар Божий, стяжаемый, однако, трудами не над одним исследованием истины, а более над сердечным и жизненным усвоением ее. Где это совершится, там слово проникается убедительностью, потому что переходит от сердца к сердцу; тут и власть слова над душами. Книжникам, говорящим и пишущим от научности, не дается такая сила, потому что они говорят от головы, и в голову пересыпают свое умствование. В голове же нет жизни, а только верхушка ее. Жизнь — в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на токи жизни.
Преподобный Савва Сторожевский
23 августа
Среда
10 августа ст.ст.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
Мчч. Римских: архидиакона Лаврентия, Сикста папы, Феликиссима и Агапита диаконов, Романа (258).
Блж. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского (1515).
Собор новомучеников и исповедников Соловецких. Второе обретение и перенесение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского (1998).
Сщмч. Вячеслава пресвитера (1918). Сщмч. Афанасия пресвитера (1937).
Второе послание к коринфянам
Не бывáйте удóбь прелóжни ко инóму ярмý, я́коже невѣ́рнiи. Кóе бо причáстiе прáвдѣ къ беззакóнiю? Или́ кóе общéнiе свѣ́ту ко тмѣ́? Кóе же соглáсiе Христóви съ велiáромъ? Или́ кáя чáсть вѣ́рну съ невѣ́рнымъ? Или́ кóе сложéнiе цéркви Бóжiей со и́долы? Вы́ бо естé цéркви Бóга жи́ва, я́коже речé Бóгъ: я́ко вселю́ся въ ни́хъ и похождý, и бýду и́мъ Бóгъ, и тíи бýдутъ мнѣ́ лю́дiе.
Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
Евангелие от Марка
И бѣ́ въ сóнмищи и́хъ человѣ́къ въ дýсѣ нечи́сте, и воззвá, глагóля: остáви, чтó нáмъ и тебѣ́, Иисýсе назаряни́не? пришéлъ еси́ погуби́ти нáсъ: вѣ́мъ тя́, ктó еси́, святы́й Бóжiй. И запрети́ емý Иисýсъ, глагóля: умолчи́ и изы́ди изъ негó. И стрясé егó дýхъ нечи́стый, и возопи́ глáсомъ вели́кимъ, и изы́де изъ негó.
В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(2 Кор. 6, 11-16; Мк. 1, 23-28)
Бес славил Спасителя, а Спаситель сказал ему: «замолчи и выйди из него». Бесы никогда ничего не говорят и не делают с доброю целью: всегда у них что-нибудь злое в виду. Так было и здесь. Господь, не обличая козней их, одним словом решил: замолчи и выйди. Не хотел Он долго вести речи с лукавым духом. Тут нам урок. Мало-мало что хорошенькое удастся кому сделать, тотчас подседает бес, и начинает трубить в уши: ты такой и такой. Не слушай и не входи в разговор с этим льстецом, а сразу наотрез скажи: «замолчи и выйди»; и след его провей воздыханием и самоукорением, и место его окади сокрушенною молитвою. Он хочет породить самомнение и самочувствие, и из них потом раздуть самовосхваление и тщеславие, — все такие помыслы и чувства, которые в духовной жизни то же, что воры в житейском быту. Как эти, забравшись в дом, обирают добро хозяйское, так и те своим укоренением в душе все доброе в ней уничтожают и вон извергают, так что ничего уже не остается, за что потом похвалил бы Господь.
Священномученик Евпл Катанский
24 августа
Четверг
11 августа ст.ст.
Монастырский устав: горячая пища без масла
Мц. Сосанны девы и с нею Гаия, папы Римского, Гавиния пресвитера, Клавдия, Максима, Препедигны, Александра и Куфия (295-296).
Мч. архидиакона Евпла (304).
Прмчч. Феодора и Василия Печерских (1098). Прп. Феодора, кн. Острожского, Печерского (ок. 1483).
Второе послание к коринфянам
Мнóго ми́ дерзновéнiе къ вáмъ, мнóга ми́ похвалá о вáсъ: испóлнихся утѣ́хи, преизбы́точествую рáдостiю о вся́цѣй печáли нáшей. И́бо пришéдшымъ нáмъ въ македóнiю, ни еди́наго имѣ́ покóя плóть нáша, но во всéмъ скорбя́ще: внѣýду брáни, внутрьýду боя́зни. Но утѣшáяй смирéнныя, утѣ́ши нáсъ Бóгъ пришéствiемъ ти́товымъ, не тóкмо же пришéствiемъ егó, но и утѣшéнiемъ, и́мже утѣ́шися о вáсъ, повѣ́дая нáмъ вáше желáнiе, вáше рыдáнiе, вáшу рéвность по мнѣ́, я́ко ми́ пáче возрáдоватися.
Я много надеюсь на вас, много хвалюсь вами; я исполнен утешением, преизобилую радостью, при всей скорби нашей. Ибо, когда пришли мы в Македонию, плоть наша не имела никакого покоя, но мы были стеснены отовсюду: отвне — нападения, внутри — страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита, и не только прибытием его, но и утешением, которым он утешался о вас, пересказывая нам о вашем усердии, о вашем плаче, о вашей ревности по мне, так что я еще более обрадовался.
Евангелие от Марка
Тéща же Си́монова лежáше огнéмъ жегóма: и áбiе глагóлаша емý о нéй. И пристýпль воздви́же ю́, éмь за рýку ея́: и остáви ю́ óгнь áбiе, и служáше и́мъ.
Теща же Симонова лежала в горячке; и тотчас говорят Ему о ней. Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(2 Кор. 7, 1-10; Мк. 1, 29-35)
«Утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился». Вот урок рано вставать и первые часы дня посвящать на молитву, в уединении. Душа, обновленная сном, бывает свежа, легка и способна к проникновению, как свежий утренний воздух; потому сама собою просится, чтоб пустили ее туда, где вся ее отрада, перед лицо Отца небесного, в сообщество ангелов и святых. В это время удобнее ей это делать, чем после, когда уж налягут на нее заботы дня. Все Господь устраивает. Надо от Него принять благословение на дела, вразумление нужное и подкрепление необходимое. И спеши пораньше, пока ничто не мешает, наедине вознестись к Господу умом и сердцем и исповедать Ему нужды свои, намерения свои, и испросить Его помощь. Настроившись молитвою и богомыслием, с первых минут дня, целый день потом проведешь в благоговеинстве и страхе Божием, с мыслями собранными. Отсюда — осмотрительность, степенность и стройность в делах и взаимных отношениях. Это награда за труд, на который понудишь себя в утреннем уединении. Это и для житейских людей, стало быть, мера благоразумия, а не что-либо чуждое их целям.
Мученики Аникита и Фотий
25 августа
Пятница
12 августа ст.ст.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
Сщмч. Александра, еп. Команского (III). Мчч. Памфила и Капитона (III).
Мчч. Фотия и Аникиты и многих с ними (305-306).
Прмчч. Белогорских: Варлаама, Сергия, Илии, Вячеслава, Иоасафа, Иоанна, Антония, Михея, Виссариона, Матфея, Евфимия, Варнавы, Димитрия, Саввы, Гермогена, Аркадия, Евфимия, Маркелла, Иоанна, Иакова, Петра, Иакова, Александра, Феодора, Петра, Сергия и Алексия (1918). Сщмч. Василия пресвитера. Сщмчч. Леонида, Иоанна и Николая пресвитеров (1937).
Второе послание к коринфянам
Печáль бó, я́же по Бóзѣ, покая́нiе нераскáянно во спасéнiе содѣ́ловаетъ, а сегó мíра печáль смéрть содѣ́ловаетъ. Сé бо сié сáмое, éже по Бóзѣ оскорби́тися вáмъ, коли́ко содѣ́ла въ вáсъ тщáнiе? но отвѣ́тъ? но негодовáнiе, но стрáхъ, но вожделѣ́нiе, но рéвность, но отмщéнiе? Во всéмъ предстáвисте себé чи́сты бы́ти въ вéщи.
Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть. Ибо то самое, что вы опечалились ради Бога, смотри те, какое произвело в вас усердие, какие извинения, какое негодование на виновного, какой страх, какое желание, какую ревность, какое взыскание! По всему вы показали себя чистыми в этом деле.
Евангелие от Марка
И никтóже приложéнiя плáта небѣ́лена пришивáетъ къ ри́зѣ вéтсѣ: áще ли же ни́, вóзметъ конéцъ егó нóвое от вéтхаго, и гóрша Дирá бýдетъ: и никтóже вливáетъ винá нóва въ мѣ́хи вéтхи: áще ли же ни́, просади́тъ винó нóвое мѣ́хи, и винó пролiéтся, и мѣ́си поги́бнутъ: но винó нóвое въ мѣ́хи нóвы влiя́ти подобáетъ.
Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые.
Свт. Тихон Задонский
26 августа
Суббота
13 августа ст.ст.
Пища с растительным маслом
Отдание праздника Преображения Господня.
Мчч. Ипполита, Иринея, Авундия и мц. Конкордии в Риме (258).
Преставление (662), перенесение мощей прп. Максима Исповедника.
Обретение мощей
блж. Максима, Христа ради юродивого, Московского (ок. 1547).
Преставление (1783), второе обретение мощей (1991) свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца.
Сщмчч. Иоанна, Иоасафа и Константина пресвитеров (1918). Сщмчч. Серафима, еп. Дмитровского, Николая, Иакова пресвитеров и Алексия диакона (1937). Мч. Василия (1942).
Минской (1500), и именуемых «Страстна’я» (1641) и «Семистрельная» (1830) икон Божией Матери.
Послание к евреям
Такóвъ бо нáмъ подобáше архiерéй: преподóбенъ, незлóбивъ, безсквéрненъ, отлучéнъ от грѣ́шникъ и вы́шше небéсъ бы́вый, и́же не и́мать по вся́ дни́ нýжды, я́коже первосвящéнницы, прéжде о свои́хъ грѣсѣ́хъ жéртвы приноси́ти, потóмъ же о людски́хъ: сié бо сотвори́ еди́ною, себé принéсъ. Закóнъ бо человѣ́ки поставля́етъ первосвящéнники, имýщыя нéмощь: слóво же кля́твенное, éже по закóнѣ, Сы́на во вѣ́ки совершéнна.
Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
Евангелие от Матфея
Да не мни́те, я́ко прiидóхъ разори́ти закóнъ, или́ прорóки: не прiидóхъ разори́ти, но испóлнити. Ами́нь бо глагóлю вáмъ: дóндеже прéйдетъ нéбо и земля́, Иóта еди́на, или́ еди́на чертá не прéйдетъ от закóна, дóндеже вся́ бýдутъ. И́же áще разори́тъ еди́ну зáповѣдiй си́хъ мáлыхъ и научи́тъ тáко человѣ́ки, мнíй наречéтся въ цáрствiи небéснѣмъ: а и́же сотвори́тъ и научи́тъ, сéй вéлiй наречéтся въ цáрствiи небéснѣмъ.
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
 
Мысли святителя Феофана Затворника
(1 Кор. 1, 26-29; Мф. 20, 29-34)
Два слепца Иерихонские вопиют, и Господь возвращает им зрение. Но разве только эти одни слепцы были в местах тех? Конечно, нет. Отчего же эти получили прозрение, а другие нет? Оттого, что не вопияли: а не вопияли оттого, что не имели упования; упования же не имели оттого, что не угождали Богу; Богу не угождали оттого, что мало веровали. К кому придет настоящая вера, тот в ту же минуту начнет угождать Богу; а с угождением Богу начнет входить и упование; а от всего этого — молитва, вынуждающая всякую помощь свыше. Таким уж отказа не бывает. Да они и просить умеют, и верно знают, что просить должно, и меру прошения понимают, и неотступность терпеливую в молитве держат. Все это непременно надо, чтобы иметь успех; сама по себе молитва слабокрыла.
Преподобный Феодосий Печерский
27 августа
Воскресенье
14 августа ст.ст.
Глас 3.
Пища с растительным маслом
Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы.
Пророка Михея (из 12-ти пророков) (VIII до Р.Х.).
Сщмч. Маркелла, еп. Апамейского (ок. 389).
Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского (1091).
Прп. Аркадия Новоторжского (XI). Собор Кемеровских святых.
Сщмч. Василия, еп. Черниговского, и с ним прмч. Матфея и мч. Алексия (1918). Сщмч. Владимира пресвитера (1920). Сщмч. Владимира и Николая пресвитеров, прмч. Елевферия, прмцц. Евы игумении, Евдокии и мч. Феодора (1927). Прп. Александра исповедника (1961).
Икон Божией Матери: именуемой «Беседная» (1383) и Нарвской (1558).
Послание к коринфянам
А́зъ бо éсмь мнíй апóстоловъ, и́же нѣ́смь достóинъ нарещи́ся апóстолъ, занé гони́хъ цéрковь Бóжiю. Благодатiю же Бóжiею éсмь, éже éсмь, и благодáть егó, я́же во мнѣ́, не тщá бы́сть, но пáче всѣ́хъ и́хъ потруди́хся: не áзъ же, но благодáть Бóжiя, я́же со мнóю. А́ще ýбо áзъ, áще ли они́, тáко проповѣ́дуемъ, и тáко вѣ́ровасте.
Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Евангелие от Матфея
Речé емý Иисýсъ: áще хóщеши совершéнъ бы́ти, иди́, продáждь имѣ́нiе твоé и дáждь ни́щымъ: и имѣ́ти и́маши сокрóвище на небеси́: и гряди́ вслѣ́дъ менé. Слы́шавъ же ю́ноша слóво, отъи́де скорбя́: бѣ́ бо имѣ́я стяжáнiя мнóга.

Иисýсъ же речé ученикóмъ свои́мъ: ами́нь глагóлю вáмъ, я́ко неудóбь богáтый вни́детъ въ цáрствiе небéсное: пáки же глагóлю вáмъ: удóбѣе éсть велбýду сквозѣ́ иглинѣ́ ýшы проити́, нéже богáту въ цáрствiе Бóжiе вни́ти.

Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

 
Мысли святителя Феофана Затворника
(1 Кор. 15, 1-11; Мф. 19, 16-26)
«Трудно богатому войти в Царство Небесное». Тут разумеется богатый, который в самом себе видит много способов и много сил к своему благоденствию. Но коль скоро многоимеющий отсечет всякое пристрастие к имению, погасит в себе всякую на него надежду и перестанет видеть в нем существенную свою опору, тогда он в сердце бывает то же, что ничего неимеющий; такому открыта дорога в Царствие. Богатство тогда не только не мешает, но помогает, ибо дает способ благотворить.

Не богатство беда, а упование на него и пристрастие к нему. Эту мысль можно обобщить так: кто на что уповает и к чему пристращается, тот тем и богат бывает. Кто на Бога единого уповает и к Нему всем сердцем прилепляется, тот Богом и богат; кто на другое что уповает, к тому и сердце свое обращает, кроме Бога, тот другим этим и богат, а не Богом. Отсюда выходит: кто не Богом богат, тому нет входа в Царствие Божие. Тут разумеются род, связи, ум, чины, круг действий и прочее.