Казанская (Богородско-Уфимская)
ИСТОРИЯ

 

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Вре­мя об­ре­те­ния чу­до­твор­ной Бо­го­род­ско-Уфим­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (ко­пия Ка­зан­ской, толь­ко бо­лее тем­ных то­нов) от­но­сит­ся к на­ча­лу XVII ве­ка – вре­ме­ни, ко­гда на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Баш­ки­рии об­ра­зо­вы­ва­лись пер­вые пра­во­слав­ные по­се­ле­ния. Яви­лась она чу­дес­ным об­ра­зом од­но­му из кре­стьян се­ла Ка­дом­це­ва Уфим­ско­го уез­да в 1621 го­ду за три дня до празд­но­ва­ния Ка­зан­ской иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. По­сле та­ко­го чу­дес­но­го и уди­ви­тель­но­го со­бы­тия се­ло Ка­дом­це­во бы­ло пе­ре­име­но­ва­но в Бо­го­род­ское и под этим на­зва­ни­ем про­су­ще­ство­ва­ло до 1931 го­да.
В XVII–XIX ве­ках чу­до­твор­ный об­раз име­но­вал­ся Ка­зан­ским и Бо­го­род­ским, а с на­ча­ла XX ве­ка – Бо­го­род­ским (Уфим­ским).
В 1622 го­ду в се­ле был по­стро­ен пер­вый – де­ре­вян­ный – храм в честь Бо­го­род­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, в ко­то­ром и пре­бы­ва­ла свя­ты­ня. В XVIII ве­ке с яв­лен­ной ико­ны был сде­лан спи­сок, обе ико­ны поль­зо­ва­лизь осо­бым по­чи­та­ни­ем сре­ди пра­во­слав­ных: од­на из них бы­ла по­ме­ще­на в мест­ном хра­ме се­ла, а пер­во­об­раз бы­ло ре­ше­но пе­ре­дать для все­на­род­но­го по­чи­та­ния в ка­фед­раль­ный со­бор го­ро­да Уфы, ого­во­рив, од­на­ко, что в день, уста­нов­лен­ный для ее по­чи­та­ния – день празд­но­ва­ния Ка­зан­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри, свя­тая ико­на бу­дет при­но­сить­ся в се­ло для со­вер­ше­ния мо­леб­на в Бо­го­род­ском хра­ме. На ме­сте яв­ле­ния чу­до­твор­но­го об­ра­за с то­го вре­ме­ни стал бить це­леб­ный ис­точ­ник – Бо­го­род­ский род­ник. Так бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло тра­ди­ции еже­год­ных крест­ных хо­дов из го­ро­да Уфы в се­ло Бо­го­род­ское, ко­то­рые со­вер­ша­лись с 1688 го­да (по дру­гим све­де­ни­ям, с 1707 го­да) до на­ча­ла 30-х го­дов XX сто­ле­тия. По мно­го­чис­лен­ным и на­сто­я­тель­ным прось­бам пра­во­слав­ных ве­ру­ю­щих свя­тую Бо­го­род­скую ико­ну но­си­ли и по дру­гим мест­но­стям Уфим­ской епар­хии.
В XVIII ве­ке ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Бо­го­род­ско-Уфим­ская бы­ла вне­се­на в спис­ки свя­тынь Рос­сий­ской зем­ли.
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Бо­го­род­ско-Уфим­ская по­чи­та­лась как По­кро­ви­тель­ни­ца и За­ступ­ни­ца Уфы и все­го Уфим­ско­го края: она неод­но­крат­но за­щи­ща­ла эту зем­лю от эпи­де­мий хо­ле­ры, го­ло­да, сти­хий­ных бед­ствий, а так­же от на­бе­гов вра­гов и раз­боя. Имен­но по го­ря­чим мо­лит­вам пе­ред чу­до­твор­ной ико­ной был спа­сен от за­хва­та и раз­граб­ле­ния бан­да­ми спо­движ­ни­ка Пу­га­че­ва Чи­ки За­ру­би­на го­род Уфа. По­это­му и 300-лет­ний юби­лей Уфы от­ме­чал­ся в 1874 го­ду 8 июля – в день че­ство­ва­ния Чу­до­твор­ной За­ступ­ни­цы го­ро­да.
В кон­це XIX ве­ка уста­но­ви­лась тра­ди­ция счи­тать го­дом яв­ле­ния ико­ны 1727-й, что не со­от­вет­ству­ет дей­стви­тель­но­сти. Ар­хив­ные дан­ные, ко­то­рые пол­но­стью со­от­вет­ству­ют и пре­да­нию, из­ло­жен­но­му в «Ска­за­нии о свя­той чу­до­твор­ной иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри, по изо­бра­же­нию име­ну­е­мой Ка­зан­скою, а по ме­сту яв­ле­ния Бо­го­род­скою», сви­де­тель­ству­ют о том, что 1727 год – это год про­ве­де­ния вос­ста­но­ви­тель­ных ра­бот и пе­ре­строй­ки пер­вой де­ре­вян­ной церк­ви, со­ору­жен­ной в 1622 го­ду в се­ле Бо­го­род­ском.
В тяж­кие 30-е го­ды XX ве­ка храм, освя­щен­ный в честь Бо­го­род­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, был за­крыт и раз­граб­лен, чу­до­твор­ный об­раз был рек­ви­зи­ро­ван пред­ста­ви­те­ля­ми со­вет­ской вла­сти, а на­зва­ние «Бо­го­род­ско-Уфим­ская ико­на» изъ­ято из об­ще­рос­сий­ско­го спис­ка. В 60-е го­ды про­шло­го сто­ле­тия Бо­го­род­ский род­ник был за­лит бе­то­ном и за­сы­пан мно­го­мет­ро­вым сло­ем пес­ка.
В на­ши дни, ко­гда по­всю­ду вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся по­ру­шен­ные и по­ру­ган­ные в го­ды без­бож­ной вла­сти хра­мы и мо­на­сты­ри, воз­вра­ща­ют­ся пра­во­слав­ные свя­ты­ни, воз­об­нов­ля­ет­ся и на­род­ное по­чи­та­ние Бо­го­род­ско-Уфим­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. С осе­ни 1990 го­да на­ча­лось вос­ста­нов­ле­ние хра­ма быв­ше­го се­ла Бо­го­род­ско­го (ныне Ка­ли­нин­ский рай­он г. Уфы), воз­рож­ден и це­леб­ный ис­точ­ник – Бо­го­род­ский род­ник.
С 1993 го­да чу­до­твор­ная Ка­зан­ская (Бо­го­род­ско-Уфим­ская) ико­на вновь во­шла в спи­сок чу­до­твор­ных свя­тынь Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.
СОбОР РАДОНЕЖСКИХ СВЯТЫХ.

 

ЖИТИЕ

 

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

История установления Собора Радонежских святых восходит к середине XVII века. Именно в то время были восстановлены первые списки учеников преподобного Сергия Радонежского, был напечатан «Канон молебен преподобным и богоносным отцом нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудотворцам». Приблизительно к тому же времени относится написание иконы Собора Радонежских святых. Последующие события в установлении Собора Радонежских святых связаны с именем митрополита Московского Филарета. В 1843 году наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний по благословению и под наблюдением митрополита Филарета устроил общежительное отделение Лавры – Гефсиманский скит. 27 сентября 1853 года в скиту была освящена трапезная церковь во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских. К летнему празднику обретения мощей преподобного Сергия (18 июля по новому стилю) была составлена «Служба преподобным отцом нашим Сергию и Никону, Радонежским чудотворцам. В храме их, в ските Гефсимании». На протяжении XIV–XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой Лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих, в том числе сродники, ученики и собеседники преподобного Сергия, святые иноки Троице-Сергиевой обители. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Иероним освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. По благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского – 19 июля. 19 июля 1981 года было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых.
В состав Собора Радонежских святых, возглавляемого преподобным Сергием, вошли его сродники, ученики и собеседники, а также святые иноки Троице-Сергиевой обители. В общей сложности к началу XXI века в Соборе вспоминаются более семидесяти пяти угодников Божиих, в том числе:
Прп. Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 1392; память 5 июля, 25 сентября)
Сродники Прп. Сергия
Прпп. Кирилл и Мария, родители († 1337; память 18 января, 28 сентября)
Прп. Стефан, брат (XIV—XV вв.; память 14 июля)
Свт. Феодор, архиеп. Ростовский, племянник († 1394; память 28 ноября)
Ученики Прп. Сергия
Прп. Авраамий Галичский, Чухломский († 1375; память 20 июля)
Прп. Сильвестр Обнорский († 1379; память 25 апреля)
Прпп. воины-схимонахи Александр Пересвет († 1380) и Андрей Ослябя (XIV в.) (память 7 сентября)
Прп. Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля)
Прп. Илия келарь († 1384, память 29 мая)
Прп. Михей († 1385, память 6 мая)
Прп. Исаакий Молчальник († 1388; память 30 мая)
Прп. Афанасий Железный Посох и Феодосий Череповецкие († ок. 1388; память 25 сентября, 26 ноября)
Прп. Василий Сухий († до 1392; память 1 января)
Прп. Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4 июня)
Прп. Симон, архимандрит, Смоленский († до 1392; память 10 мая)
Прп. Мефодий Пешношский († 1392; память 4 июня, 14 июня)
Прп. Роман Киржачский († 1392; память 29 июля)
Прп. Савва Стромынский († 1392; память 20 июля)
Прп. Игнатий († после 1392; память 20 декабря)
Прп. Макарий († после 1392; память 19 января)
Прп. Симон екклисиарх († после 1392; память 10 мая)
Прп. Андроник Московский († ок. 1395–1404; память 13 июня)
Прп. Варфоломей (XIV в.; память 11 июня)
Прп. Елисей диакон (XIV в.; память 14 июня)
Прп. Иаков посольник (XIV в.; память 23 октября)
Прп. Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля)
Прп. Иоанникий (XIV в.; память 4 ноября)
Прп. Наум (XIV в.; память 1 декабря)
Прп. Нектарий, вестник (XIV в.; память 29 ноября)
Прп. Онисим вратарь (XIV в.; память 15 февраля)
Прп. Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV–XV вв.; 25 января)
Прп. Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV–XV вв.; память 27 мая)
Прпп. Афанасий Старший († после 1401) и Афанасий Младший († 1395), Высоцкие, Серпуховские (память 12 сентября)
Прп. Савва Сторожевский, Звенигородский († 1406; память 19 января, 3 декабря)
Прп. Савва Московский († ок. 1410; память 13 июня)
Прп. Никифор Боровский († до 1414; память 9 февраля)
Прп. Епифаний Премудрый († ок. 1418–1422; память 12 мая)
Прп. Сергий Нуромский, Обнорский († 1421; память 7 октября)
Прп. Никита Боровский († после 1421; память 1 мая)
Прп. Андрей Рублев, иконописец, Московский († 1426; память 4 июля)
Прп. Даниил Черный, иконописец, Московский († 1426; память 13 июня)
Прп. Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 1426, память 17 ноября)
Прп. Александр Московский († после 1427; память 13 июня)
Прп. Павел Комельский, Обнорский († 1429; память 10 января)
Прп. Иаков Железноборовский († 1442; память 11 апреля, 5 мая)
Собеседники Прп. Сергия
Свт. Дионисий Суздальский, митр. Киевский и всея Руси († 1385; память 26 июня, 15 октября)
Блгв. вел. кн. Димитрий Донской († 1389; память 19 мая)
Прмчч. Григорий и Кассиан Авнежские († 1392; память 15 июня)
Прп. Димитрий Прилуцкий († 1392; память 11 февраля, 3 июня)
Свт. Стефан, еп. Великопермский († 1396; память 26 апреля)
Свт. Михаил, еп. Смоленский († 1402; память 28 ноября)
Прп. Евфимий Суздальский († 1404; память 1 апреля, 4 июля)
Прп. Стефан Махрищский († 1406; память 14 июля)
Прп. Евфросиния Московская, в миру вел. кн. Евдокия († 1407; память 6 июля)
Прпп. Феодор († 1409) и Павел († после 1409) Ростовские (память 22 октября)
Прп. Ферапонт Белозерский, Можайский, Лужецкий († 1426; память 27 мая, 27 декабря)
Прп. Кирилл Белозерский († 1427; память 9 июня)
Святые иноки Троице-Сергиевой обители
Свт. Вассиан (Рыло), архиеп. Ростовский († 1481; память 23 марта)
Прп. Мартиниан Белозерский († 1483; память 12 января, 7 октября)
Свт. Серапион, архиеп. Новгородский († 1516; память 16 марта)
Прп. Арсений Комельский († 1550; память 24 августа)
Свт. Иоасаф (Скрипицын), митр. Московский и всея Руси († 1555; память 27 июля)
Прп. Максим Грек († 1556; память 21 января, 21 июня)
Сщмч. Иоасаф Боровский († 1610; память 12 января)
Прп. Иринарх пономарь († 1621; память 12 января, 28 ноября)
Прп. Дорофей книгохранитель († 1622; память 5 июня)
Прп. Дионисий Радонежский († 1633; память 12 мая)
Свт. Иоасаф (Горленко), еп. Белгородский († 1754; память 4 сентября, 10 декабря)
Прп. Антоний (Медведев), архим. († 1877; память 12 мая, 3 октября)
Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский († 1879; память 31 марта, 23 сентября)
Прп. Варнава (Меркулов) Гефсиманский, иером. († 1906; память 17 февраля)

 

МОЛИТВЫ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

 Тропарь Собору Радонежских святых
глас 4
Днесь светло празднуем, вернии людие,/ преславныя Троицкия обители торжество:/ се бо велий собор святых чудотворцев Радонежских,/ яко дивныя птицы небесныя,/ являет нам Церковь Российская,/ стезями честнаго их жития шествовати всех призывающи,/ к нимже, с верою и любовию притекающе, воззовем:/ молитеся о нас ко Пресвятей Троице,/ преподобный отцы наши с Богоносным аввою Сергием,/ мир мирови даровати/ и душам нашим велия милости.
Тропарь Собору Радонежских святых
глас 2
Плоды добродетелей на земли принесше,/ преподобнии отцы,/ в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети,/ и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу,/ Юже дерзновенно молите,/ спастися душам нашим.
Кондак Собору Радонежских святых
глас 8
Приидите, вси концы отечества нашего,/ прославим святый лик угодников Радонежских,/ яко звезды, украсивших небо церковное подвиги земнаго жительства,/ тех бо предстателъством теплым ко Господу/ многия нам милости Его низпосылаются,/ бедствия отгоняются и злыя страсти укрощаются./ Ихже всесвятую память ныне празднующе, тако возопиим:/ радуйтеся, Сергие и Никоне и вси Радонежстии чудотворцы,/ усерднии служителие Живоначальныя Троицы.
Молитва Радонежским святым
О преподобнии и богоноснии отцы наши Сергие, Никоне и вси Радонежстии святии во обители Животворящия Троицы благолепно процветшии и в земли Российстей преславно возсиявшии! Яко лучи многосветлыя Солнца правды, Христа Жизнодавца, во отечестве нашем вы убо явистеся, светом благодати Божественныя чудесне души православных озаривше, наставите убо и вразумите нас, в лености сущих, на путь правды жизни вечных. Внемлите гласу моления нашего, да исполним, яко раби благоразумнии, вся повеленная нам Господем нашим Иисусом Христом. И ныне, в день всесвятыя памяти вашея и прославления во обители сей, молим вас прилежно, святии угодницы Божии, наши теплии предстателие пред Престолом Святыя Троицы и ходатаи усерднии, да испросите нам, грешным и недостойным рабом, великия и богатыя милости Божия, да приидем вси в познание истины, приносяще плоды достойныя покаяния, имже обрящем благодать Всесвятаго Духа. О добрии наставницы наши и молитвенницы ко Господу! Неусыпно предстательствуйте о Церкви нашей, да пребывает присно в чистоте Православия и да свидетельствует непреложно в мире сем о вечней и Божественней Христовой истине, юже апостоли святии утвердиша и отцы Церкве невредиму соблюдоша. Яко имуще дерзновение ко Святей Троице, неослабно бдите в небесных молитвах ваших о православном отечестве нашем, о тишине и благосостоянии всего мира, да вси, преуспевающе в вере, благочестно поживем и сподобимся неосужденно стати одесную Всещедраго Бога, идеже вы радуетеся и веселитеся со всеми, от века Ему угодившими. Аминь.