image

Начало индикта  церковное новолетие

 

ВСЕХ ПОЗДРАВЛЯЮ С  ПРАВОСЛАВНЫМ РОССИЙСКИМ НОВЫМ ГОДОМ.

КАКОЙ ТОЛЬКО НОВЫЙ ГОД МЫ НЕ ОТМЕЧАЕМ.

И ТРАДИЦИОННО ПЕТРОВСКИЙ, И ВСЯКИЕ КИТАЙСКИЕ, ЯПОНСКИЕ И ТАК ДАЛЕЕ.

А ВОТ ИСТИННО НАШ, КОТОРЫЙ ОТМЕЧАЛИ НАШИ ПРЕДКИ ПРАВОСЛАВНЫЕ, ЗАБЫВАЕМ. 

ВСЕХ С НОВЫМ ГОДОМ! НАЧАЛОМ ИНДИКТА — НОВОЛЕТИЕМ!!!

 

С НОВЫМ 7526 ГОДОМ ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА!!!!

 

 

СЕГОДНЯ РАЗМЕСТИЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОБЫЧНО ИКОН И КАРТИНОК В ЧЕСТЬ ДНЯ ПРАЗДНИКА.

скопируйте понравившуюся и отправьте своим друзьям, православным христианам.

мы должны знать этот праздник. во славу божию. (Админ).

 

«ЛЕТО ГОСПОДНЕ БЛАГОПРИЯТНОЕ»

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Без сомнения, все хорошо знают, что мы празднуем Новый год в январе, причём, дважды, и наша высокая логика недоступна рациональным иноземцам, не могущим понять, как это «новый» год может быть одновременно и «старым»? Но, оказывается, тот январский Новый год – петровское новшество, а сегодняшняя дата имеет у нас давнюю и почтенную традицию. Не случайно же в некоторых храмах молебен на начало учения повторяется и сегодня, потому что в нашем церковном (юлианском) календаре – ещё только 1-е сентября. Действительно, здесь мы читаем: «Начало индикта – церковное новолетие». Исходя из заголовка, можно предположить, что точка отсчёта этого сугубо церковного Нового года связана с неким таинственным «инди́ктом». Что же это такое?
Историки знают, что инди́кт – это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего промежутка времени (так называемого «индиктио́на»), от одной инди́кции (переписи) к другой. Сами индиктионные циклы не нумеруются, но используются для соотнесения с другой системой датирования.
Первоначально «инди́кция» (лат. indictio – «провозглашение») – это объявление обязательных поставок съестных припасов правительству. Происхождение индикционного цикла остаётся неясным (возможно, египетского происхождения), но уже при императоре-гонителе Диоклетиане (284–305), кардинально реформировавшем систему правления, каждые 15 лет в Римской империи производилась переоценка имущества для установления величины взимаемого налога. Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам. Официально этот счёт времени ввёл император Константин Великий (в 312/3 г.). Сначала индикт начинался с 23 сентября – даты рождения первого римского императора Октавиана Августа, но в 462 году из практических соображений начало года перенесли на 1 сентября. Датировка годов по индиктам стала обязательной с 537 года, получив широкое распространение в гражданском и церковном делопроизводстве. Она использовалась Верховным трибуналом Священной Римской империи вплоть до её распада в 1806 году и до сих пор употребляется в некоторых календарных системах. Для прикладной хронологии датировки по индиктам имеют огромное значение. «Среди хаоса средневековых датировок эти были по крайней мере устойчивыми» (Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975. С. 73).
В современном русском православном календаре, как уже было сказано, под 1/14 сентября значится «Начало индикта – церковное новолетие», отмечаемое в храмах благодарственным молебном. Этот Новый год (так называемый «сентябрьский стиль») – вместе с эрой от Сотворения мира, «апо́ ту ко́сму, апо́ ту Адам» – был одновременно и государственным в России до 1700 года. Следует помнить, что этот Церковный Новый год по юлианскому календарю приходится на 14 сентября по григорианскому только в XX–XXI веках (в XIX веке он приходился на 13 сентября, а с 2100 года будет приходиться на 15 сентября, и т. д.).
Индикт года соответствует остатку от деления числа года византийской эры от сотворения мира (с точкой отсчета 1 сентября 5509 года до н. э.) на 15. При использовании летосчисления от Рождества Христова (н. э.) к числу лет прибавляют 3 и результат также делят на 15. (Поскольку смена индикта происходит 1 сентября по юлианскому календарю, то при работе с датами по январскому и мартовскому календарным стилям необходимо делать соответствующие поправки.) Так, 14 сентября 2000 года н. э. = 1 сентября 7509 года от сотворения мира, 9-й год индикта; 14 сентября 2006 года = 1 сентября 7515 года от сотворения мира, 15-й год индикта; 14 сентября 2007 года = 1 сентября 7516 года от сотворения мира, 1-й год индикта; 14 сентября 2017 года = 1 сентября 7526 года от сотворения мира, 11-й год индикта, и т. д. (См. также на сайте понятия КалендарьНовый годСтиль, Эра.)

 

ИЗ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Апостольское чтение (новолетия)
(1Тим.2:1-7. – Зачало 282)
[Заключительные увещания и приветствия коринфянам]
1 Итак прошу, прежде всего, совершать прошения, молитвы, ходатайства, благодарения за всех людей, 2 за царей и всех носителей власти, чтобы проводить нам спокойную и тихую жизнь во всяком благочестии и достоинстве. 3 Это хорошо и приятно Спасителю нашему Богу, 4 Который хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины. 5 Ибо один Бог, один и посредник между Богом и людьми, Человек Христос [Мессия] Иисус, 6 давший Себя как выкуп за всех. Это – свидетельство в положенное время; 7 для чего я был поставлен проповедником и апостолом, – истину говорю, не лгу, – учителем язычников в вере и истине. Благодать Господа Иисуса [Христа] – с вами. Любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. [Аминь.]
Евангельское чтение (новолетия)
(Лк.4:16-22. – Зачало 13)
[Проповедь Иисуса Христа в Назарете]
[В то время Иисус] пришел в Назарет, где был воспитан, и в день субботний вошёл, как делал обычно, в синагогу, и встал, чтобы исполнять дело чтеца. И подали Ему свиток пророка Исайи; и, развернув свиток, нашёл Он место, где написано:
«Дух Господа на Мне;
ибо Он посвятил Меня помазанием Своим
благовестить убогим
послал Он Меня,
возвещать пленённым свободу
и слепцам прозрение, 
отпускать на волю утесняемых,
возвещать лето Господне благоприятное
[или: возвестить год милости Господней]!»
(Ис.61:1-2)
И свернув свиток, Он отдал его служителю и сел; и взоры всех в синагоге устремились на Него. Он же начал говорить им, что сегодня исполнилось перед ними это слово Писания.
И все подтвердили (засвидетельствовали) Ему это и удивлялись словам благодати, исходившим из Его уст, и спрашивали: «Разве Он – не сын Иосифа?»
Комментарий к Евангельскому чтению
«Лето Господне» в русской Синодальной Библии (как в пророчестве Исайи, так и в цитате этого пророчества в Евангелии от Луки) – это оставленное без перевода славянское слово, буквально означающее «год». В библейском контексте речь идёт о времени, называемом «День Господень». Это время, когда «Бог посетит народ Свой», то есть пошлёт давно ожидаемого Мессию, и Он устроит на земле теократическое Мессианское царство. Когда же всем знакомый «сын Иосифа» (который ещё недавно здесь плотничал и выполнял их заказы!) даёт понять, что знаменитое пророчество относится к Нему, – то это воспринимается как богохульство и вызывает возмущение («все… исполнились ярости»). Иисуса выгоняют из города и даже хотят столкнуть с горы. Об этом мы читаем у Луки чуть далее. Националистическое и политизированное сознание евреев не может принять «Царство не от мира сего». «Господи, неужели пришло время, когда Ты вернёшь Израилю царство?» (Деян.1:6), – с надеждой вопрошают апостолы своего Учителя даже в день Его вознесения!
«Слово пророка Исайи, которое Господь Иисус читает в назаретской синагоге, – одно из самых известных мессианских пророчеств. Столетиями оно читалось в собраниях иудеев и наполняло сердца верующих радостью и надеждой. Сквозь все перипетии истории, через все бедствия и трагедии, падения и восстания Израиль пронёс надежду на то, что придёт Некто, Кто даст исцеление сокрушённым сердцем и освобождение пленённым, Кто отпустит измученных на свободу. За века иноземного гнета такие пророчества стали ещё и знаменем болезненного патриотизма, слишком приземлённо понимавшего «лето Господне благоприятное». И вот, не в первый уже раз, является в Израиле проповедник, совершающий чудеса и возвещающий неслыханное. <…> И потому, когда Он сел, глаза всех были устремлены на Него. Греческий текст говорит здесь ярче синодального перевода: «глаза всех впивались в Него». Все ждут, что Он скажет дальше. И в этот день из уст Иисуса звучит то, чего ждали веками: «Сегодня исполнилось это слово Писания». В Нём исполнилось ожидание людей, в Нём и доныне исполняется наша надежда на жизнь, истину и любовь.
А дальше происходит нечто ужасное. Как только Иисус, посланный Богом Спаситель, говорит о том, что спасение дано всем, а не только иудеям, – Его выгоняют, чтобы убить. Это грозное предупреждение всем нам. <…>» («Мысли вслух» на Лк.4:16-22).

СЛОВО В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ИНДИКТА, ИЛИ НОВОГО ГОДА

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

В изложении святителя Димитрия Ростовского
Царь веков, Господь Бог наш, «положил времена или лета в своей власти» (Деян.1:7)[1], Сам установил в эти времена различные праздники для Своего прославления и для отдохновения людей от мирских дел их. Еще в Ветхом Завете Он повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди, освободившись от житейской суеты, служили в этот день Единому Богу. Ибо так написано в книгах Моисеевых: «Сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой: никакого дела не сотворите в день этот во всех жилищах ваших, и приносите жертву Господу» (Лев.23:24-31)[2]. Как некогда Сам Творец, в шесть дней создавший мир Словом Своим, благословил и освятил седьмой день, почив от дел творения (Быт.2:2-3Исх.20:11Евр.4:4); и как впоследствии дал и человеку заповедь: «Шесть дней работай, в день седьмой – суббота Господу Богу твоему не делай никакого дела ты» (Исх.20:9-10)[3], так Он же благословил и освятил седьмой месяц и повелел людям в это время отдыхать от дел мирских. Об этом Господь вторично заповедал Моисею, «говоря, месяца седьмого, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень» (Лев.23:39)[4].
По какой же причине установлено это празднование?
В этом именно месяце, когда начали сбывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских[5].
В этом месяце святой пророк Моисей сошел о горы, с лицом, осиянным славою Божественной, и принес новые скрижали, на которых был начертан закон, данный Самим Господом[6] (Исх.34:29).
В этом месяце начато было сооружение Скинии Господней среди стана израильтян (Исх.35)[7].
В этом же месяце первосвященник, единственный раз в течение всего года, входил в Святое Святых «Не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа»[8].
В этом месяце народ Божий, смиряя постом души свои и принося Господу жертву всесожжения, принимал очищение от грехов своих, содеянных за год[9].
В этом месяце совершилось торжественное освящение великолепного храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был в этот храм Ковчег Завета (3Цар.8).
В этом месяце все колена народа израильского отовсюду стекались в Иерусалим на праздник, исполняя заповедь Господню: «Это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши» (Лев.23:32).[10]
С этого месяца начинали счет годам, особый для каждых пятидесяти лет. В то время как народ израильский вступал в обетованную землю, Господь повелел, чтобы люди особенно праздновали каждый пятидесятый год; и не только сами участвовали в этом праздновании, но и слуги и скот; даже самую землю, где поселились израильтяне, заповедано было оставлять в покое, не распахивать, не засевать, не собирать ни колосьев, ни виноградных, ни садовых плодов: все это предоставлялось в пищу бедным людям, а также зверям и птицам. Об этом так написано в книгах Моисеевых: «Вострубите трубою по всей земле вашей и освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; не сейте и не жните, что само вырастет на ней, и не сжинайте ягод с необрезанных лоз ее, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые, так же поступай с виноградником твоим и маслиною твоей»(Лев.25:9-11Исх.23:11). В этот пятидесятый год прощались должникам их долги, отпускались рабы на свободу, и каждый человек особенно следил за собой, как бы не прогневать Господа каким-либо грехом, как бы не опечалить своего ближнего. То был год всепрощения и очищения от грехов. Этот пятидесятилетний круг, по повелению же Господню, разделялся на семь годовых седмин, (т.е. семь раз по семи лет) и каждый седьмой год назывался субботою или покоем. Об этом Господь через Моисея дал такое повеление: «шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник свой, и собирай произведения их; в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня; поля твоего не засевай, и виноградника твоего не обрезывай. Если скажете: «что же нам есть в седьмой год, когда мы не будем сеять, ни собирать произведений наших», Я пошлю благословение Мое на вас в шестой год, и он принесет произведений на три года» (Лев.25:3-4, 20-21). Все эти годы, в которые Господь установил праздничный покой и для людей и для земли, начинались, также по повелению Господню, с сентября месяца. «И воструби», – сказал Господь, – «год покоя в седьмой месяц» (Лев.25:9), т.е. в сентябре[11], так как сентябрь от марта, первого месяца от сотворения мира, есть седьмой месяц.
Но год начинался с первого сентября не только по ветхозаветным законам, но и по языческому индиктиону. Об этом индиктионе повествуют следующее.
Когда Август[12], кесарь римский, одержал победу над Антонием и Клеопатрой[13], обладавшими Египетской страной, и стал единым властителем для всей вселенной, то, для более удобного собирания податей со всех стран он установил индиктион на пятнадцать лет[14]. Этот индиктион Август разделил на три срока, по пять лет в каждом, с тем чтобы в продолжение всего индиктиона три раза, в каждый пятый год, были собираемы подати. Такой закон был издан, главным образом, для отдаленных окраин государства, с которых трудно было собирать подати каждый год, так как собранные подати и через пять лет едва успевали достигать столицы – Рима. Каждое пятилетие называлось люструм, т.е. светлое, потому что, воздавая кесарю кесарево (Лк.20:25), люди в это время предавались веселью и жгли свечи. Народ не тяготился данью, потому что подати были небольшие и легкие, и платились добровольно. Продолжался же индиктион пятнадцать лет по следующей причине. В первое пятилетие платили дань железом и медью, которые употреблялись на изготовление мечей, копий, шлемов, щитов, панцирей и всякого военного оружия; во второе пятилетие собиралась подать серебром на жалованье войскам; в третье же пятилетие приносили в Рим дань золотом на украшение идолов. Окончив пятнадцатилетний круг индиктиона, начинали его снова, и первый год индиктиона называли новым годом. Такой обычай установлен был с первого сентября, потому что именно в этот день была одержана победа над Антонием и провозглашено единодержавие Августа. Приняла и святая Церковь обычай праздновать первого сентября начало индиктиона. Это было установлено по той причине, что в то время, когда праздновалось новолетие в Иудее и по всей вселенной, Господь наш Иисус Христос пришел в Назарет[15], где был воспитан. Это было в субботу, а в этот день иудеи имели обыкновение собираться в синагоге и проводить время в чтении книг пророческих. Господь «по обыкновению Своему», также вошел в синагогу[16] и встал среди учителей. Ему подали книгу пророка Исаии[17]; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: дух Господа на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам – открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное (Ис.61:1-2)[18]. И, закрыв книгу и отдав служителю, Он начал говорить, что прочитанное пророчество исполнилось на Нем, что Он есть истинный Мессия[19], посланный от Бога Отца для спасения людей и обновления их жизни. «И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его» (Лк.4:16-22).
Праздник новолетия был установлен святыми отцами на I Вселенском Соборе, в Никее[20]. Это было в то самое время, когда царь Константин Великий, победив Максенция[21], просветил вселенную светом благочестия, искоренил идольские празднества, освободил веру Христову от тяжких гонений и установил свои индиктионы. Тогда святые отцы установили праздновать новолетие, как начало христианской свободы, в воспоминание посещения Христом в этот день иудейской синагоги и проповеди Его о приятном лете Господнем. С того времени и мы празднуем первый день сентября месяца. Но это уже праздник не Ветхого Завета, а новой благодати[22]. Ибо в этот день Сам Законодатель, снисшедший с небес и носящий в себе Духа Отца, явил Себя миру и начертал закон Божий не перстом, но Своим Божественным языком и пресладкими устами, и не на каменных скрижалях, а «на плотяных скрижалях сердца нашего» (2Кор.3:3)[23]. Созидая Свою Церковь, которую только прообразовала ветхозаветная скиния[24], Он принес Богу Отцу за наши грехи жертву не без крови, Самого именно Себя. Сам Великий Первосвященник, прошедший небеса (Евр.4:14), очистив нас от грехов Своей кровью, пролитой за нас, сделал нас святыми храмами, по словам апостола: «храм Божий свят, а этот храм – вы»(1Кор.3:17)[25].
Принося за все эти благодарение Господу, мы празднуем лето Господне приятно: мы приняли от Него много неизреченных благ, поспешим же и сами быть Ему приятными. Мы ведь празднуем индиктион, не римскими царями установленный, а узаконенный Небесным Царем славы – Христом. Христов же индиктион – это Его святые заповеди, которые мы должны соблюдать и исполнять. Царь наш Христос не требует от нас ни меди, ни железа, ни серебра, ни золота, как объяснил Давид, сказавший некогда: «Ты Господь мой; блага мои Тебе не нужны» (Пс.15:2)[26]. Но вместо железа и меди Господь требует от нас добродетели твердой и крепкой, православной веры в Бога. Ибо вера наша основана на крови истерзанных железным и медным оружием святых мучеников, из которых о каждом можно сказать, что «железо прошло душу его» (Пс.105:18). Небесный Царь и Бог наш повелел нам, чтобы мы веровали в Него правым сердцем и благочестиво: «потому что сердцем веруют к праведности» (Рим.10:10)[27]. Будем же и мы побуждать врага этой верой, как оружием железным и медным щитом. Последуем нашим святым праотцам, которые «верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр.11:33-34)[28].
Вместо серебра Царь наш Христос требует от нас второй добродетели, несомненной надежды на Бога. Эта добродетель, больше чем серебро, обеспечивает человеку благополучную жизнь. Если тот, кто разбогател многим серебром, уверен, что получит все мирские блага, и, уповая на богатство, весело проводит дни свои; то тем более богатый несомненной надеждой на Бога и на Него одного возложивши все свое упование получит все, чего желает, и будет жить в радости, пренебрегая всеми бедствиями и скорбями, происходящими от мира, плоти и диавола, и с наслаждением претерпевая все это ради воздаяния в будущей жизни. Часто серебро обманывает своего господина и, случайно исчезая, оставляет его в нищете; и тот, кто надеялся до конца жизни видеть во всем изобилие, вдруг лишается насущного хлеба. – Надеющийся же на Господа, «как гора Сион не подвигнется вовек» (Пс.124:1)[29]: «не постыжает, потому что любовь Божия излилась» (Рим.5:5). Этого именно невещественного серебра и желает от нас Господь и повелевает, чтобы мы не на скоропреходящее богатство возлагали свои надежды, «но на Бога живого» (1Тим.6:17), «слова Господни – слова чистые, серебро переплавленное»(Пс.11:7)[30]. Он неложно обещал нам несказанные вечные блага в Своем Царствии, чтобы мы премногую к нам Его благость, которой уверовали сердцем, исповедовали и устами, «а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:10)[31]. Будем же, как добрые воины Христовы[32], надеждой мздовоздаяния поощрять себя к большим подвигам. Ведь надежда на награду возбуждает воина к борьбе, как говорит святой Иоанн Дамаскин о страстотерпцах: мученики Твои, Господи, утвердившись в вере и укрепивши себя надеждой, победили мучительство врагов и получили венцы[33].
Вместо золота Христос Царь наш требует от нас самой драгоценной добродетели, нелицемерной любви к Богу и ближним. По своему высокому значению любовь всегда представляется Учителями Церкви под образом золота; ибо как золото драгоценнее серебра, меди и железа, так и любовь выше надежды и веры. «Ныне», сказано в Писании, «пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор.13:13)[34]. Такого именно золота и желает от нас Господь и заповедует, чтобы мы молили Его нелицемерно, не только веруя сердцем и исповедуя устами, но на деле проявляя сию любовь. Мы должны быть готовыми подсадить за Него свои души и принять смерть ради Его Божественной любви к нам. Притом мы должны любить и ближних своих, как учит возлюбленный Христов ученик Иоанн Богослов. «Дети Мои», – говорил он, – «станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин.3:18)[35]. Такая любовь принимается для украшения Самим прекраснейшим, более чем сыны человеческие, Христом Богом нашим, как говорит Сама Божья Премудрость: украсилась и стала прекрасною пред Господом и людьми; это – единомыслие между братьями и любовь между ближними (Сир.25:1-2)[36].
Вот какой христианский индиктион празднует ныне, вместо древнего языческого, Православная Церковь, «совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется по образу Создавшего его» (Кол.3:9-10). Будем же праздновать новолетие так, как советует нам апостол: в обновлении жизни ходим, чтобы, нам служить в «обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим.7:6)[37]. Будем праздновать индиктион, повинуясь повелениям Господа Бога нашего, данным через Моисея, в книгах которого ныне читается: «Если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их: то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и пошлю мир на землю вашу и будете прогонять врагов ваших, и призрю на вас, и благословлю вас, и не возгнушается душа Моя вами, и буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев.26:3-4, 6-7, 11-12)[38].
Примечания
[1] Сн. Дан.2:21. – Времена – продолжительные периоды времени; лета – года, краткие сроки.
[2] Всесожжение – библейское название для особого рода жертвоприношений. Тогда как от других жертв сжигалась лишь одна часть, а остальное поступало в пользу священнослужителей или самих жертвователей, – жертва, приносимая во всесожжение, сжигалась вся. Жертва всесожжения означала собой, что человек, ее приносящий, всего себя, и душу и тело свое, приносит в жертву Богу, и была прообразом жертвы Христовой (сн. Евр.9:9-14).
[3] Лев.23:3Втор.5:13.
[4] Осень была началом нового года с древних времен. Основания для этого можно находить и в самой природе. С окончанием лета обыкновенно оканчиваются жатва и труды целого года (Исх.23:16). По собрании плодов, как по достижении цели природы и земледелия, наступает новый кругооборот дел и новых надежд на будущее плодородие.
[5] О Ное, последнем патриархе допотопного мира, и всемирном потопе повествуется (Быт.5:29-32, 6-9). Св. ап. Петр в спасении людей от потопа в ковчеге Ноевом дает видеть указание на наше спасение через крещение во Христа. (1Пет.3:19-22). – Арарат – высочайшие горы Армении, поднимающиеся на границе России, Турции и Персии, с двумя вершинами: Большой Арарат, который у персов называется гора Ноя, и Малый Арарат.
[6] Скрижали – каменные доски, на которых Самим Богом начертаны были 10 заповедей.
[7] Скиния (куща, палатка) – это походный храм иудейский. Он был построен по образцу, показанному Богом Моисею на горе Синае (Исх.25:8-9, 40), и назывался скинией собрания, потому что сюда собирался народ для богослужения, и скинией откровения или свидетельства, потому что здесь Бог открывал людям Себя и Свою волю.
[8] Святое Святых – третья, внутренняя часть скинии. Здесь находился ковчег завета, в котором хранились скрижали закона, золотой сосуд (статна) с манной и жезл Аарона. Сюда входил только первосвященник, в день очищения, совершаемого однажды в год, с кровью жертвенного животного и кропил этой кровью над ковчегом завета, для очищения грехов народа (см. Лев.16:29-34). Смысл и значение этого священнодействия раскрыты ап. Павлом в посл. к Евр. (Евр.9:3-7, 8-15, 24-28, 10).
[9] Это совершалось в 10-й день, который назывался Днем очищения или умилостивления. В этот день первосвященник поставлял пред Скинией двух козлов и по жребию одного из них закалывал и приносил в жертву за грехи всего народа, а над другим исповедывал грехи народа и повелевал изгнать его в пустыню (Лев.23:26-32. Сн. Евр.11:11-14).
[10] Год у евреев состоял из 12 лунных месяцев. Месяц авив или нисан (Неем.2:1Есф.3:7), соответствующий нашему марту, был началом священного года (Исх.12:2, 13:4), а месяц тисри, по счету седьмой, соответствующий нашему сентябрю, считался первым месяцем гражданского года. Он весь был праздничный. 1-й день, начало нового года, назывался Праздником труб (Исх.23:24); 10-й день – День очищения; 15-й день – Праздник кущей, установленный в воспоминание покровительства Божия во время странствования евреев по пустыне, когда они жили в шатрах или палатках (Лев.23:33-34Чис.29:12-39). В этом же месяце начиналось празднование каждого седьмого, или Субботнего, года и пятидесятого или, Юбилейного, года (Лев.25:9). Поэтому седьмой месяц и назван субботой суббот, т.д. праздником праздников.
[11] Сентябрь с лат. означает седьмой.
[12] Октавию, римскому кесарю или императору († 14 г. по Р. Х.), когда он сделался единым властителем всей Римской империи, сенат поднес титул Августа. Слово это значит величество, великий, досточтимый, священный. Этот титул усвояем был потом и прочим императорам римским.
[13] С 42 по 31 г. до Р. Х. Римским миром правили три полководца: Октавий, Антоний и Лепид, называвшиеся триумвирами. Они разделили между собой верховную власть и римские провинции; Октавию достался запад, Антонию – восток, а Лепиду – Африка. Лепид, однако, вскоре был устранен от участия в делах государственных, а затем возгорелась борьба из-за власти между Октавием и Антонием. Последний находился в полном подчинении у царицы египетской Клеопатры, прельстившей его своей необыкновенной красотой, и проводил время в празднествах и удовольствиях. Этим воспользовался Октавий и объявил Антонию и Клеопатре войну В морской битве при Акциуме (в 31 г. до Р. Х.) Клеопатра обратилась в бегство и окончила свою жизнь самоубийством. Также поступил и Антоний, лишившийся господства над миром. Египет был обращен в римскую провинцию и Октавий сделался единодержавным правителем.
[14] Индиктион, или индикт – слово римское и означает объявление, назначение, налог. Индиктом называлось первое число месяца сентября; это название сохранилось до сих пор в нашем церковном уставе и служит для обозначения начала церковного года. Христианский индикт состоит также из 15 лет.
[15] Небольшой городок Назарет находился в северной части Палестины, которая называлась Галилеею. Население его было бедно и не пользовалось уважением в глазах других иудеев (Ин.1:46). Но здесь было отечество Иосифа, обручника Святой Девы; здесь было Благовещение Богородице; здесь протекло детство и отрочество Иисуса Христа; здесь Он воспитывался; здесь пребывал и в начале Своего открытого служения, отчего и назывался Назарянином. С этого времени Назарет, бывший дотоле неизвестным, сделался знаменитейшим местом во всей Галилее. Но в 1263 г. он был обращен турками в совершенные развалины. Через несколько столетий он был построен вновь и долго был беднейшим селением. Ныне Назарет имеет около 6 000 жителей, состоит под особенным покровительством христианских консулов и служит местом паломничества со всех концов христианского мира.
[16] Синагога (значит собрание, по-славянски сонмище) – место религиозных собраний у иудеев. По закону богослужение должно было совершаться в скинии и потом в храме Иерусалимском. Но во время плена иудеев храм иерусалимский был разрушен и иудеи собирались для богослужения в частные дома. Эти частные собрания мало-помалу получили определенные места и времена, известный чин и порядок и таким образом дали начало синагогам. Во времена Иисуса Христа и апостолов синагоги распространены были всюду, где жили евреи, и в больших городах было по нескольку синагог. Собрания в синагогах происходили по субботам и по праздникам.
[17] В собраниях синагогальных читались обыкновенно определенные части из закона, т.е. книг Моисеевых, и пророков, т.е. из пророческих книг Ветхого Завета, причем эти чтения и объяснялись, т.е. произносились речи по поводу прочитанного и слышанного. Читать и объяснять имел право всякий желавший того, с соизволения начальника синагоги (архисинагога) и старцев. Желавший читать вставал, когда заявлял свое намерение, и стоял, когда читал определенное место из священных книг. Когда Господь дал знак, что Он хочет читать и говорить поучение, чтение из закона, как видно, было уже окончено и предстояло чтение из книг пророческих.
[18] От лица Мессии пророк изображает цель Его пришествия в мир – устроить новый период в жизни человечества, блаженное время для тех, кто верой примет учение Иисуса Христа и будет в жизни исполнять великие заветы этого учения. – Лето Господне приятно – так назывался у евреев юбилейный, или пятидесятый год (см. выше), который, вследствие объявления всеобщей свободы, был радостнейшим годом и взят пророком для изображения счастливого для искупленного человечества времени Царства Христова.
[19] Мессия слово еврейское и означает то же, что и греческое Христос – т.е. помазанник, и происходит от помазания священным миром. Через это помазание лицам избранным или призванным Богом к известному служению сообщались дары Св. Духа. Помазанниками назывались цари, пророки и первосвященники. Но в особенности это наименование принадлежит Иисусу Христу, потому что на Него излиты все дары Св. Духа (Ис.11:1-2). Ему в высшей степени принадлежат святость первосвященника, который непричастен злу и имеет священство непреходящее (см. Евр.7:10) и ведение пророка, просветившего мир высшим небесным учением (см. Лк.1:79, 2:32Мф.4:16Ин.1:4-10, 8:12, 9:5, 12:35-36, 46) и власть и могущество царя, обладающего всеми силами неба и земли и все направляющего к великим целям спасения человеческого (см. Мф.28:18Лк.1:33, 1Кор.15:25-26).
[20] I Вселенский Собор был созван св. Константином Великим (память которого 21 мая) в 326 г. против пресвитера Ария и его сообщников, проповедовавших еретическое учение о том, что Иисус Христос не есть Бог. Собор, состоявший из 318 епископов, осудил арианскую ересь, утвердил догмат о единосущии Сына с Богом Отцом и составил первые семь членов Символа веры, который и поныне использует православная церковь. – Никея – город в Малой Азии, в древности богатый и цветущий, теперь бедный и малонаселенный. Завоевав его (вторично) в 1330 г., турки разрушили лучшие здания, а церкви обратили в мечети.
[21] Максенций – римский император (306-312 г.). Он преследовал христиан и отличался жестокостью. Выведенные из терпения римляне пригласили себе на помощь Константина, который под спасительным знамением креста одержал победу над войсками Максенция, погибшего в волнах Тибра. В 313 году императоры Константин и Ликиний (правивший восточной частью) издали указ, которым религия христианская была объявлена государственной, наравне с древней языческой. Но Ликиний вскоре, однако, начал преследовать христиан. Тогда Константин обратил свое оружие против Ликиния и, окончательно победив его в сентябре 323 года, сделался единым властителем Римской империи. Это событие и было ближайшим поводом к установлению празднования в сентябре новолетия.
[22] Слово благодать весьма часто встречается в Св. Писании и употребляется в различных смыслах (благоволение, милосердие, любовь), но в особенности означает спасительную силу Божью, которая, сообщаясь нам по заслугам Иисуса Христа, возрождает нас в жизнь духовную и совершает наше освящение и спасение. Она называется благодатью, потому что есть благой дар Отца Небесного. (См. Еф.2:8). – Противоположность между ветхозаветным законом и благодатью раскрыта св. Ап. Павлом в послании к Римлянам, Галатам и Евреям. Главное отличие: закон Моисеев предписывал заповеди неудобоисполнимые во всей их полноте и поражал преступника проклятием, не давая ему однако же достаточно сил для достижения законной праведности (Гал.3:10); Христова благодать снимает с человека проклятье законное, оправдывает пред Богом, примирив с Ним (Гал.3:13Рим.5:9-10), прощает и очищает грехи и дает силы исполнять новозаветный закон так, что он кажется игом благим и бременем легким (1Ин.1:9Мф.11:30).
[23] Сн. Иез.11:19 и Евр.8:10.
[24] Скиния, по объяснению Филарета, митроп. Московского, представляла Церковь, постепенно устрояемую в роде человеческом вообще и в каждой душе верующей в особенности. Двор, открытый для всего народа, означал внешнюю церковь и всеобщее к ней призвание, а жертвенник и умывальница прообразовали христианские Таинства крови и воды, которые входят в нее и запечатлевают союз с ней. Святилище, предоставленное священникам, представляло внутреннюю Церковь, в которой Христос есть и истинный свет, и хлеб животный, и алтарь, возносящий к Богу возлагаемый на него верующими молитвы и благодарения. Святое святых, доступное только одному Архиерею, означало самый престол и владычество Мессии Богочеловека, Которого прообразовали здесь и скрижали закона, и манна, в жезл Аарона прозябший, и Который служит для нас нашим искуплением, оправданием, очищением и освящением. В отношении к душе нашей, тремя частями своими, скиния означала три степени приближения нашего к Богу; внешнего очищения, внутреннего просвещения и таинственного соединения со Христом.
[25] Сн. гл. 6, ст. 19. Апостол говорит, что христиане находятся в духовно-таинственном единении со всей Св. Троицей, так как Бог Отец, Владыка всех Его созданий, послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы Он драгоценною кровью Своею искупил грешных людей от рабства диаволу, а Дух Святой как домостроитель проводит заблудших рабов в дом Божий, сочетает их с Христом и через благодатные Свои дары, подаваемые в святых таинствах, душу каждую созидает в духовное жилище для служения Богу всеми силами души и тела.
[26] Т.е. Ты, Господи, ни в чем не имеешь нужды; если кто сделает доброе, сам получает от того пользу; Тебе же нет никакого приобретения.
[27] Т.е. оправдание через Христа Спасителя достигается твердой, сердечной верой в Него и всецелой преданностью убеждению в Его нисшествии на землю для нашего спасения и в Его живоносном воскрешении из гроба.
[28] Увещевая к терпению и вере, Ап. Павел объяснил, почему вера так необходима христианину; она делает действительным то, что ожидается, и видимым невидимое, она произвела великих праведников и действовала в них, делая их непобедимыми в опасностях и побуждая их к страданиям. В частности, слова: заградиша уста львов относятся к пророку Даниилу (см. кн. его гл. 6); угасиша силу огненную – к трем отрокам в печи вавилонской (Дан.3); избегоша острия меча – к Давиду и прор. Илии; возмогоша от немощи – к Иову и Езекии (4Цар.20).
[29] Сион – гора, на которой построен Иерусалим.
[30] Слова Божьи чисты от всякой примеси лжи и обмана, как чистое серебро, очищенное через огонь.
[31] От христианина требуется для его спасения не только вера, но и ее выражение, которое в преизбытке веры является (исповедуется) само собой.
[32] Изображение воина Христова и его оружия (Еф.6:10-18).
[33] Песнопения 3-го гласа на вечерни в среду.
[34] Апостол отдает предпочтение любви, как добродетели, совмещающей в себе и корень веры и плоды упования, но вместе с тем, ставя рядом с ней веру и надежду, он показывает и их великое достоинство.
[35] Апостол заповедует не притворную любовь, любовь на словах только, а чистую и истинную, которая свидетельствуется самим делом.
[36] Слово премудрость, по употреблении в Св. Писании, имеет весьма обширное значение и иногда означает Самого Христа, предвечное и присносущное Слово Божье (см. Притч.8:1-22, 36; и Кор.1:24, 30 и др.).
[37] Ветхозаветный закон, как буква, без всякой внутренней силы, только связывает человека своими предписаниями, не давая силы для исполнения их, теперь же, когда явился дух жизни, мы должны служить Богу сообразно этому новому духу жизни, служить свободно и радостно с надеждою на помощь Божью.
[38] Эти слова Св. Писания читаются при богослужении в день индикта в одной из паремий, которых положено три. 1-я из кн. прор. Исаии 61:1-9, – пророчество об Иисусе Христе, как Помазаннике, Учителе, Спасителе и восстановителе всех страждущих на земле, о распространении Церкви Его среди народов, о блаженстве и славе принадлежащих к ней. Это именно пророчество, как мы видели выше, было прочитано Самим Спасителем в Назаретской синагоге. – 2-я паремия (из Лев.26:3-12, 14-17, 19-20, 22, 33, 40-41) содержит обетования Господа исполнителям Заповедей Господних и угрозы нарушителям; ревностное исполнение этих заповедей есть главное условие благоденствия на земли, которого мы обыкновенно желаем при наступлении новолетия себе и ближним. – 3-я паремия (из Сол.4:7-25) имеет отношение к памяти преп. Симеона Столпника, осуществившего в жизни своей уроки истинной мудрости и явившего торжество благочестия, прославляемое в книге Премудрости. – В VIII в. св. Иоанном Дамаскиным написано много песнопений на 1-й день сентября.

МОЛИТВЫ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Тропарь индикта
глас 2-й
Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны
Кондак индикта
глас 2-й
В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве
ВСЕБЛАЖЕННАЯ

 

ВСЕ ОБ ИКОНЕ.

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

ИСТОРИЯ

Ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, име­ну­е­мая «Все­б­ла­жен­ная», или «Па­ма­ка­ри­ста», при­сла­на в 1905 го­ду Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским Иоаки­мом III в бла­го­сло­ве­ние и уте­ше­ние гра­ду Ка­за­ни по­сле свя­то­тат­ствен­но­го по­хи­ще­ния из со­бор­но­го хра­ма Ка­зан­ско­го Бо­го­ро­дич­но­го жен­ско­го мо­на­сты­ря чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в ночь с 28 на 29 июня 1904 го­да. Эта ико­на – точ­ный спи­сок с на­хо­див­шей­ся в Кон­стан­ти­но­поль­ском пат­ри­ар­шем хра­ме осо­бо чти­мой ико­ны Бо­го­ма­те­ри «Все­б­ла­жен­ной», един­ствен­ной древ­ней свя­ты­ни, уцелев­шей в Кон­стан­ти­но­по­ле, в хра­ме во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, по­сле мно­го­чис­лен­ных раз­граб­ле­ний.
Свя­той об­раз был на­пи­сан на де­ре­вян­ной дос­ке в тра­ди­ци­ях древне-гре­че­ской ико­но­пи­си. На об­рат­ной сто­роне – на­пи­сан­ные на гре­че­ском язы­ке сло­ва: «Иоаким, Бо­жи­ею ми­ло­стию ар­хи­епи­скоп Кон­стан­ти­но­по­ля, Но­во­го Ри­ма, и Все­лен­ский пат­ри­арх, прео­свя­щен­ней­ше­му и чест­ней­ше­му мит­ро­по­ли­ту Пе­тер­бург­ско­му и Ла­дож­ско­му и пред­сто­я­те­лю Свя­тей­ше­го Си­но­да рос­сий­ско­го, гос­по­ди­ну Ан­то­нию. Прео­свя­щен­ней­ший о Хри­сте со­брат! И мы до глу­би­ны серд­ца бы­ли по­ра­же­ны страш­ным и неслы­хан­ным свя­то­тат­ствен­ным по­хи­ще­ни­ем свя­той Ка­зан­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри. По­это­му, же­лая с сво­ей сто­ро­ны до­ста­вить бла­го­че­сти­вым хри­сти­а­нам неко­то­рое уте­ше­ние в невоз­на­гра­ди­мой утра­те, мы при­ка­за­ли на­пи­сать на­сто­я­щий вер­ный во всем по ви­ду и по раз­ме­ру спи­сок с ико­ны Бо­го­ма­те­ри «Все­б­ла­жен­ной», на­хо­дя­щей­ся в по­чи­та­е­мом все­ми у нас пат­ри­ар­шем хра­ме св. ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, един­ствен­ной, остав­шей­ся у нас от раз­лич­ных раз­граб­ле­ний, и из­древ­ле по­чи­та­е­мой ико­ны пат­ри­ар­ше­го хра­ма; ка­ко­вой спи­сок и по­сы­ла­ем для по­став­ле­ния, ес­ли со­бла­го­во­ли­те, вме­сто по­хи­щен­но­го, свя­щен­но­го и по­чи­та­е­мо­го со­кро­ви­ща.
Гос­подь же Спа­си­тель наш мо­лит­ва­ми Сво­ей Ма­те­ри да осе­ня­ет и охра­ня­ет бла­го­че­сти­вый на­род свой вся­кой бла­го­да­тию и ми­ло­стию.
На­пи­са­но в пат­ри­ар­хии 29 мая 1905 го­да».
Празд­но­ва­ние в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Па­ма­ка­ри­сты» 1 сен­тяб­ря бы­ло уста­нов­ле­но пат­ри­ар­хом Иоаки­мом. По при­ме­ру церк­ви Кон­стан­ти­но­поль­ской и празд­но­ва­ние иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Все­б­ла­жен­ной», на­хо­дя­щей­ся в Ка­зан­ской Бо­го­ро­дич­ной жен­ской оби­те­ли, бы­ло уста­нов­ле­но так­же в этот день.

МОЛИТВЫ

Тропарь Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Всеблаженная»

глас 4
Торжество днесь празднуем светлое, се бо предлежит, о, Всеблаженная, икона Твоя всечестная, к нейже, любовию сердца вси приходяще, Владычице, поклоняемся и тепле Тебе вопием: избави нас от бед и обстояний.

Кондак Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Всеблаженная»

глас 4
В праздник Твой сошедшеся, вернии, священное ко славе Божией торжество Твое, Владычице, днесь всеблагоговейно совершаем, любовию же чтуще честную икону Твою, Тебе песнословим вси в радости: радуйся, Дево Честная, Всеблаженная.

 

 Молитва Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Всеблаженная»
О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся пречистому образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас молящихся Тебе, удиви над нами великия и богатыя милости Твоя, яви нам небесную помощь Твою и заступление, и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание; нам же всем низпосли дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пречистая! Умилосердися на немощныя люди Твоя, рассеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, недугующия уврачуй, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наши ко зрению спасения. Милостива нам буди зде и на страшнем суде Сына Твоего, преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
КАНОН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ «ВСЕБЛАЖЕННАЯ»
глас 1
Песнь 1
Ирмос: Песнь победную поим вси Богу, сотворшему дивная чудеса мышцею высокою и спасшему Израиля, яко прославися.
Днесь возсия Всенепорочныя Девы торжество, приидите убо, празднолюбцы, согласными песньми и пении радостно Сию воспоим.
Божественное и всенепорочное торжество Богородицы совершающе, притецем, богомудрии, руками плещуще светло, и духом боголепно песньми почтим.
Чистая, Всеблаженная, Всечестная Отроковице, светлое Твое торжество радостно совершающе, величия Твоя благоговейными мысльми, вернии, вси почитаем.
Марие Всепетая, Отроковице Дево, всечестную память Твою светло празднующе, веселою душею славу Твою всеблагоговейно ныне воспеваем.
Песнь 3
Ирмос: Да утвердится сердце мое в воли Твоей, Христе Боже, Иже над водами небо утверждей второе и основавый на водах землю, Всесильне.
Обетование предвечное исполняющи, Отроковице Всенепорочная, и от неплодныя матере, яко цвет, произрастши, смертным всем даровала еси радость неизглаголанную.
В рождестве Твоем возрадовашася честнии родителие Твои, Отроковице, Иоаким достохвальный и Анна всечестная, приводяще же Богови Тя, предаша верно.
Священник и пророк Захария прият Тя внутрь олтаря, свещеносныя же девы светло стекошася к Создателю, воспевающе песнь благодарственную.
Воспитавшаяся во Святая Святых, Отроковице Всенепорочная, пребыла еси вся чиста, и свята, и нескверна, от Ангела бо приимала еси пищу Небесную.
Песнь 4
Ирмос: Духом провидя, пророче Аввакуме, Словесе воплощение, проповедал еси, вопия: внегда приближитися летом — познаешися, внегда приити времени — покажешися. Слава силе Твоей, Господи.
Архангел послан бысть с высоты Небес, благовествуяй тайну страшную, во чреве же Твоем несказанно поносивши и рождши всех Творца, спасла еси человека, Владычице.
Безневестная Дево, Честная Голубице, Бога Слова Безначальнаго родила еси на земли, и прежде рождества Дева просиявши, по рождестве же воистину освящена пребывши, Марие Богоневесто.
Во страну Египетскую пришла еси, о, Честная, и чудес страшных Самовидица была еси, Сына же Твоего на Древе повешена и во гробе нове заключена видела еси, воскресша тридневно.
Яко одушевленный облак и столп света, Светодавца Солнца показала еси нам, на Небеса же преставилася еси, Благословенная, в позлащенней красоте преиспещрена, слава Ангелов, Всецарице.
Песнь 5
Ирмос: Твой мир даждь нам, Сыне Божий: иного бо, разве Тебе бога не знаем, Имя Твое именуем, яко Бог живых и мертвых еси.
Сын убо Твой, Всечестная, даровал есть верным Божественнаго лика нерукотворенное изображение, Ты же, Дево Всеблаженная, мирови честную Твою икону оставила еси.
Пречистую икону Твою, Мати Божия, богосветлыми благодатьми облистала еси, в царице же градов, Царица Божественных Ангелов, сию возложила еси.
Божественная Твоя икона и честная, Всеблаженная, многая всечестныя храмы преминувши, прославлена вселися во храме божественнем славнаго Победоносца.
Всечестная икона Твоя, Пречистая Дево, царствующаго града похвала есть и с верою прибегающим богатно изливает обильную Твою благодать.
Песнь 6
Ирмос: Пророка Иону подражая, вопию: живот мой, Блаже, свободи из тли и спаси мя, Спасе мира, зовуща: слава Тебе.
Пророк, помолився, свободися тления, мы же, лобызающе икону Твою, Честная Богоневесто, страшных бед верою избавляемся.
Светлый Твой и честный праздник совершающе и мысленных источников реки почерпающе, Всепетая, Твою икону лобызаем.
Неисчерпаем источник дарований священных показуется всепречистая икона лика Твоего, Всенескверная, всему миру благодать посылающи.
Святая Твоя икона, Всеблаженная, Чистая, великия и честныя церкве Христовы блистание есть велие и украшение.
Кондак, глас 4
В праздник Твой сошедшеся, вернии, священное ко славе Божией торжество Твое, Владычице, днесь всеблагоговейно совершаем, любовию же чтуще честную икону Твою, Тебе песнословим вси в радости: радуйся, Дево Честная, Всеблаженная.
Икос
Прежде век от Бога ясно избранная и Мати бывшая всех Царя, Егоже незримый Образ плотию обложившая, и зело помраченный образ Адамов неизреченно возобразившая, и Божественною силою начальника тьмы убившая, и Возбранная Воевода показавшаяся, соблюди град сей и спаси люди христоименитыя, Богородице, икону Твою чтущия и вопиющия Тебе тепло: радуйся, Дево Честная, Всеблаженная.
Песнь 7
Ирмос: Тебе, умную, Богородице, пещь, разсмотряем, вернии, якоже бо отроки спасе три Превозносимый, мир обнови, во чреве Твоем всецел, хвальный отцев Бог и препрославлен.
Имеяше убо прежде кивот богоданный скиния свидения, Соломонов же храм той унаследова, яко Божественное украшение; Твой же образ, Дево, имущи, Христова Церковь светло веселится.
Древле, играя, богоотец пред сенным ковчегом скакаше; христоименитии же людие похваляются, чтуще, яко кивот святыни, в Церкви Христовой всечестную икону Твою, Всеблаженная.
Во огнь лютый иконы ввергаху иконоборцы зломыслении, Феодора же царица иныя воздвиже, яко благочестия победное знамение; вернии же ныне лобызают священную Твою икону, Честная, Всеблаженная.
Мати Непорочная, Богородице Всепречистая, обогатихомся, вернии, изображение лица Твоего яко воистину многоценное сокровище имуще, ибо мы, с верою чтуще Твою икону, чтим Первообразное.
Песнь 8
Ирмос: Егоже ужасаются Ангели и вся воинства, яко Творца и Господа, пойте, священницы, прославите, отроцы, благословите, людие, и превозносите во вся веки.
Образу властителя нечестиваго посмеявшеся, отроцы избавишася от пещи и пламене, мы же, почитающе Твою икону честную, избавляемся от бед всяческих, Богородице.
Иконе поклонение Лев царь непреклонно людем запрети повелением страшным, Ты же, Чистая, даеши верным сокровище, Твоего лика, Дево, всечестную икону.
Возбраннии борцы за иконы Божественныя горесть мук тяжких претерпеша, обаче чтущии честный образ Твой, Дево, спасаются от всяких бед.
Образы и кумиры служения нечестиваго тлением исчезоша, и се уже благоговейно славим вси икону Твою, Пречистая Дево, во вся веки.
Песнь 9
Ирмос: Светоносный облак, в оньже всех Владыка, яко дождь с небесе на руно, сниде и воплотися нас ради, быв Человек, Безначальный, величаем вси яко Матерь Бога нашего Чистую.
Яко день лучезарный и Света Мати сущи, всем испущаеши всесветло спасения лучи; сего ради Тя, Всепречистая, ныне в пениих почитающе, светло веселящеся, вси вернии, совершаем честный Твой праздник.
Светообразных Ангел и Херувим вышшую, и Небес пространнейшую, и Матерь Деву славословяще воистину, и Тя величающе, Всенепорочная, честней Твоей иконе с любовию покланяемся благочестно.
К священному образу всепречистаго лика Твоего, Чистая, Всеблаженная, благочестно припадающе, честнии патриарси и весь причт, и лицы дев, и людие, покланяемся и славим всех Творца.
Апостоли богоноснии, Твое тело погребающе, мир ароматы чистыми помазаша древле, икону же Твою, Чистая Дево, Всецарице, Ангели, стояще незримо, божественными песньми почитают благоговейно.
Троичен: Прежде век сый Зиждитель всех, Боже, Безначальне Отче, Сыне и Душе, Едино Божество истинное, Троице Единосущная и Сопрестольная, молитвами Всечистыя соблюди верныя люди Твоя.
Славословим, Дево, Твое нетленное рождество и благочестно покланяемся честней Твоей иконе, да избавимся искушений и благодать всегда сущую почерпем; сего ради Твоими мольбами покрый, соблюди на Тя уповающия.
Светилен
Ангельски Тя поем, Богородице Дево, яко Христа родила еси, Спасителя миру. Яко Матернее убо дерзновение к Нему имущая, непрестанно моли со всеми святыми о нас, Твое торжество совершающих и покланяющихся честней иконе Твоей, Всечистая.
Августо́вская

 

ВСЕ ОБ ИКОНЕ.

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

28 фев­ра­ля 2008 го­да Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си Алек­сий по пред­став­ле­нию Из­да­тель­ско­го Со­ве­та Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви бла­го­сло­вил вне­сти в офи­ци­аль­ный ме­ся­це­слов празд­но­ва­ние в честь Ав­гу­стов­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.
Но­вое празд­но­ва­ние при­уро­че­но к 1/14 сен­тяб­ря – дню чу­дес­но­го яв­ле­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы рус­ским вой­скам в 1914 го­ду на се­ве­ро-за­пад­ном фрон­те, неза­дол­го до по­бе­ды в Ав­гу­стов­ском сра­же­нии, в рай­оне го­ро­да Ав­гу­сто­ва Су­валк­ской гу­бер­нии Рос­сий­ской им­пе­рии (ныне на тер­ри­то­рии Во­сточ­ной Поль­ши). Это чу­дес­ное со­бы­тие про­изо­шло на вто­рой ме­сяц вой­ны, по­лу­чи­ло ши­ро­кую оглас­ку в цер­ков­ной и свет­ской пе­ча­ти и вы­зва­ло боль­шое во­оду­шев­ле­ние в вой­сках и в ты­лу.
В раз­ных гу­бер­ни­ях Рос­сии бы­ло со­зда­но нема­ло икон с изо­бра­же­ни­ем ука­зан­но­го яв­ле­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. На­пи­са­ние боль­шин­ства икон от­но­сит­ся к 1915–1916 го­дам. В те же го­ды в раз­лич­ных го­ро­дах Рос­сии неод­но­крат­но ты­сяч­ны­ми ти­ра­жа­ми вы­пус­ка­лись ли­стов­ки и от­крыт­ки, пе­ча­та­лись пла­ка­ты, из­го­тов­ля­лись пас­халь­ные яй­ца, ил­лю­стри­ро­вав­шие чу­дес­ное яв­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри рус­ским во­и­нам в рай­оне Ав­гу­стов­ских ле­сов. Они рас­про­стра­ня­лись ши­ро­ко по стране, в том чис­ле сре­ди сол­дат и офи­це­ров дей­ству­ю­щей ар­мии.
С сен­тяб­ря 1914 го­да по но­ябрь 1916 го­да Свя­тей­ший Си­нод спе­ци­аль­но рас­смат­ри­вал во­прос об этом чу­де. В ре­зуль­та­те 31 мар­та 1916 го­да по­сле тща­тель­но­го изу­че­ния све­де­ний, пред­став­лен­ных во­ен­ны­ми свя­щен­ни­ка­ми с се­ве­ро-за­пад­но­го фрон­та, Си­нод при­нял сле­ду­ю­щее ре­ше­ние: «Свя­тей­ший Си­нод, воз­дав хва­лу и бла­го­да­ре­ние Гос­по­ду Бо­гу, див­но про­мыш­ля­ю­ще­му по мо­лит­вам Пре­чи­стой Сво­ей Ма­те­ри о всех об­ра­ща­ю­щих­ся к Нему с усерд­ною и ис­крен­нею мо­лит­вою, при­зна­ет необ­хо­ди­мым за­пе­чат­леть по­мя­ну­тое со­бы­тие яв­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри в па­мя­ти по­сле­ду­ю­щих по­ко­ле­ний рус­ско­го на­ро­да и по­се­му опре­де­ля­ет: бла­го­сло­вить че­ство­ва­ние в хра­мах Бо­жи­их и до­мах ве­ру­ю­щих икон, изо­бра­жа­ю­щих озна­чен­ное яв­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри рус­ским во­и­нам…»
В на­сто­я­щее вре­мя раз­лич­ные спис­ки Ав­гу­стов­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы по­чи­та­ют­ся в хра­мах на тер­ри­то­рии Рос­сии, Бе­ло­рус­сии, Мол­да­вии и Укра­и­ны.
ЧЕРНИГОВСКАЯ-ГЕФСИМАНСКАЯ

 

ВСЕ ОБ ИКОНЕ.

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Чер­ни­гов­ская-Геф­си­ман­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся спис­ком с про­слав­лен­ной Чер­ни­гов­ской-Ильин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рая на­хо­ди­лась в Тро­иц­ком Ильин­ском мо­на­сты­ре близ Чер­ни­го­ва, на Бол­ди­ной го­ре, где в XI в. неко­то­рое вре­мя под­ви­зал­ся пре­по­доб­ный Ан­то­ний Пе­чер­ский. Опи­са­нию чу­дес от этой ико­ны, на­чав­ших­ся 16–24 ап­ре­ля 1662 го­да, свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский по­свя­тил кни­гу «Ру­но Оро­шен­ное», за­кан­чи­вая ко­то­рую он пи­сал: «Ко­нец книж­ки, но не чу­дес Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ибо кто мо­жет их ис­чис­лить». Бла­го­дат­ная си­ла этой ико­ны про­яви­лась и в ее спис­ках.
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Чер­ни­гов­ская-Геф­си­ман­ская бы­ла на­пи­са­на на по­лотне в XVIII в. и пе­ре­да­на в 1852 го­ду в Тро­и­це-Сер­ги­е­ву Лав­ру Алек­сан­дрой Гри­горь­ев­ной Филип­по­вой, бла­го­го­вей­но хра­нив­шей ее у се­бя чет­верть ве­ка. (К ней эта ико­на пе­ре­шла как бла­го­сло­ве­ние хоть­ков­ско­го свя­щен­ни­ка Иоан­на Алек­се­е­ва, ко­то­ро­му, в свою оче­редь, она до­ста­лась от од­но­го из мо­на­хов Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры.) По со­ве­ту на­мест­ни­ка Лав­ры ар­хи­манд­ри­та Ан­то­ния († 1 мая 1877) ико­на бы­ла по­ме­ще­на в но­во­устро­ен­ном пе­щер­ном хра­ме в честь свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла, ко­то­рый был освя­щен 27 ок­тяб­ря 1851 го­да мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским Фила­ре­том († 19 но­яб­ря 1867), при­ни­мав­шим де­я­тель­ное уча­стие в стро­и­тель­стве Геф­си­ман­ско­го ски­та. Та­ким об­ра­зом, ико­на впи­та­ла бла­го­дат­ные то­ки всей ис­то­рии Рус­ской Церк­ви, она стя­жа­ла бла­го­сло­ве­ния пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Пе­чер­ско­го, Пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, его ро­ди­те­лей, схи­мо­на­хов Ки­рил­ла и Ма­рии († 1337; за­упо­кой­ная ли­тур­гия по ним с чте­ни­ем спе­ци­аль­ной мо­лит­вы со­вер­ша­ет­ся 28 сен­тяб­ря и в чет­вер­ток сед­ми­цы мы­та­ря и фа­ри­сея), и, на­ко­нец, по­движ­ни­ков XIX в. Эти ду­хов­ные свя­зи про­мыс­ли­тель­но об­на­ру­жи­лись через Чер­ни­гов­скую-Геф­си­ман­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри.
Зна­ме­на­тель­но, что пер­вое чу­до от этой ико­ны бы­ло за­сви­де­тель­ство­ва­но в день цер­ков­но­го Но­во­ле­тия – 1 сен­тяб­ря 1869 го­да, ко­гда от пол­но­го рас­слаб­ле­ния, про­дол­жав­ше­го­ся в те­че­ние 9 лет, ис­це­ли­лась 28-лет­няя кре­стьян­ка Туль­ской гу­бер­нии Фек­ла Адри­а­но­ва. Про­жив в го­сти­ни­це при пе­ще­рах, а по­том в Лав­ре до празд­но­ва­ния пре­став­ле­ния Пре­по­доб­но­го Сер­гия (25 сен­тяб­ря), Фек­ла со­вер­шен­но вы­здо­ро­ве­ла. Свя­ти­тель Ин­но­кен­тий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский (1797–1879; па­мять 23 сен­тяб­ря и 31 мар­та), узнал о чу­де от сво­ей до­че­ри, каз­на­чеи Бо­ри­сов­ской пу­сты­ни, мо­на­хи­ни По­лик­се­нии. На празд­ни­ке Пре­по­доб­но­го Сер­гия он сам встре­тил­ся с Фек­лой и рас­спра­ши­вал ее обо всех об­сто­я­тель­ствах ис­це­ле­ния. 26 сен­тяб­ря 1869 го­да свя­ти­тель Ин­но­кен­тий при­был в Геф­си­ман­ский скит и бла­го­сло­вил со­вер­шить мо­леб­ное пе­ние пред про­сла­вив­шей­ся ико­ной и сам мо­лил­ся со сле­за­ми.
До 26 сен­тяб­ря про­изо­шло еще три бла­го­дат­ных ис­це­ле­ния и це­лый ряд чу­дес в но­яб­ре то­го же го­да. Сла­ва ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри рас­про­стра­ня­лась с необы­чай­ной быст­ро­той. Из­му­чен­ные стра­да­ни­я­ми и бо­лез­ня­ми, жаж­ду­щие те­лес­но­го и ду­хов­но­го ис­це­ле­ния, лю­ди са­мых раз­ных со­сло­вий с твер­дой ве­рой шли к чу­до­твор­ной иконе, и ми­лость Бо­жия не остав­ля­ла их. К на­ча­лу XX в. бы­ло за­сви­де­тель­ство­ва­но бо­лее 100 чу­дес. Боль­шим по­чи­та­ни­ем поль­зо­ва­лась ико­на у по­движ­ни­ков Геф­си­ман­ско­го ски­та: у схи­мо­на­ха Филип­па († 18 мая 1868), ос­но­вав­ше­го пе­ще­ры, у его трех сы­но­вей – иерос­хи­мо­на­хов Иг­на­тия († 1900), Пор­фи­рия († 1905?) и Ва­си­лия († 1 ап­ре­ля 1915). Со­хра­ни­лись све­де­ния о той глу­бо­кой люб­ви, ко­то­рую про­яв­лял к Чер­ни­гов­ской-Геф­си­ман­ской иконе ста­рец иеро­мо­нах Ис­и­дор († 3 фев­ра­ля 1908). Пер­во­на­чаль­но празд­но­ва­ние иконе бы­ло уста­нов­ле­но 16 ап­ре­ля, в тот же день, что и празд­но­ва­ние Чер­ни­гов­ской-Ильин­ской иконе, а за­тем пе­ре­не­се­но на день про­слав­ле­ния – 1 сен­тяб­ря. Ныне в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре из­вест­ны чти­мые спис­ки с Чер­ни­гов­ской-Геф­си­ман­ской ико­ны в хра­ме в честь Пре­по­доб­но­го Сер­гия, в мо­на­стыр­ской тра­пез­ной и в при­тво­ре Тро­иц­ко­го со­бо­ра, пи­сан­ные стар­ца­ми Геф­си­ман­ско­го ски­та и Зо­си­мо­вой пу­сты­ни.
МОЛИТВЫ

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Черниговской-Гефсиманской

глас 5
Пречистая Владычице Богородице, упование всех христиан,/ понеже инаго упования не имамы разве Тебе,/ Всенепорочная Владычице моя, Госпоже Богородице,/ Мати Христа Бога моего./ Темже помилуй и избави мя от всех зол моих/ и умоли Милостиваго Сына Своего и Бога моего,/ да помилует окаянную душу мою,/ и да избавит мя от вечныя муки, и сподобит мя Царствия Своего.
 Молитва Божией Матери пред иконой Ее Черниговской-Гефсиманской
О, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему: се бо, грехми погружаеми и скорбми обуреваеми, взирающе на Твой образ, яко живущей Ти с нами, приносим смиренная моления наша, не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства и утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных. Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждших, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежныя. Даруй нам прочее время живота нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко Благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.
МИАСИНСКАЯ

 

ВСЕ ОБ ИКОНЕ.

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

Ми­а­син­ская (Азу­ров­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри по­лу­чи­ла свое на­зва­ние от Ми­а­син­ской оби­те­ли, на­хо­див­шей­ся в Ар­ме­нии.
В пер­вые ве­ка хри­сти­ан­ства Ми­а­син­ская до­ли­на, в ко­то­рой поз­же был ос­но­ван мо­на­стырь, бы­ла гу­сто за­се­ле­на языч­ни­ка­ми. Од­на­ко к на­ча­лу V в., усту­пая ме­сто хри­сти­ан­ству, язы­че­ство по­чти пол­но­стью ис­чез­ло с ли­ца зем­ли. По рас­по­ря­же­нию го­судар­ствен­ной вла­сти язы­че­ские ка­пи­ща раз­ру­ша­лись, а на их ме­сте воз­во­ди­лись хри­сти­ан­ские хра­мы. Епи­скоп Ме­ли­тин­ский прп. Ака­кий (па­мять 17 ап­ре­ля и 15 сен­тяб­ря) по­же­лал по­стро­ить в Ми­а­си­нах храм во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. По­след­ние языч­ни­ки не мог­ли от­кры­то про­ти­во­сто­ять епи­ско­пу, но пы­та­лись вся­че­ски ме­шать ему. Несмот­ря на это, епи­скоп по­стро­ил храм и тор­же­ствен­но освя­тил но­во­со­здан­ную цер­ковь. Та­ким об­ра­зом, по вы­ра­же­нию со­ста­ви­те­ля жи­тия св. Ака­кия, «иде­же кро­ва­вые сквер­ные диа­во­лу тво­ря­ху­ся тре­бы, та­мо бес­кров­ная, чи­стая на­ча при­но­си­ти­ся Бо­гу жерт­ва, и со­вер­ша­ху­ся чу­де­са бла­го­да­тию Пре­чи­стыя Бо­го­ма­те­ре».
Впо­след­ствии во­круг это­го хра­ма воз­ник­ла оби­тель, ко­то­рая так­же по­лу­чи­ла на­зва­ние Ми­а­син­ской. Мо­на­стырь рас­по­ла­гал­ся на р. Азур, от­сю­да дру­гое на­зва­ние чу­до­твор­ной ико­ны – Азу­ров­ская. Глав­ной свя­ты­ней оби­те­ли бы­ла на­хо­дя­ща­я­ся в ней чу­до­твор­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ко­гда и кем она бы­ла на­пи­са­на, све­де­ний не со­хра­ни­лось.
Со­глас­но пре­да­нию, ко­гда на Во­сто­ке при им­пе­ра­то­ре Льве III Ис­ав­ре (717–741 гг.) воз­ник­ла ико­но­бор­че­ская ересь, ино­ки мо­на­сты­ря, опа­са­ясь уни­что­же­ния Ми­а­син­ской ико­ны го­ни­те­ля­ми ико­но­по­чи­та­ния, по­гру­зи­ли ее в озе­ро. Ко­гда же в цар­ство­ва­ние Ми­ха­и­ла III (842–867 гг.) бы­ло вос­ста­нов­ле­но ико­но­по­чи­та­ние, то чу­дес­ным об­ра­зом свя­тая ико­на со­вер­шен­но непо­вре­жден­ной под­ня­лась из глу­бин озе­ра, где пре­бы­ва­ла бо­лее ста лет. Об­ре­тен­ная ико­на бы­ла вновь пе­ре­не­се­на в тот же мо­на­стырь. Про­изо­шло это 1 сен­тяб­ря 864 го­да, в вос­по­ми­на­ние че­го и уста­нов­лен празд­ник «Со­бор Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Ми­а­си­нах», ко­то­рый осо­бен­но тор­же­ствен­но про­хо­дил в Хал­ко­пра­тий­ском хра­ме Кон­стан­ти­но­по­ля.
Ико­но­гра­фия пер­во­об­ра­за неиз­вест­на. На бо­лее позд­них ее спис­ках (на­чи­ная с XIX ве­ка) пред­став­лен об­раз Бо­го­ро­ди­цы «Оди­гит­рии» с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на пра­вой Ее ру­ке.
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ

 

ВСЕ ОБ ИКОНЕ.

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

На­зва­ние ико­ны про­ис­хо­дит от еги­пет­ско­го го­ро­да Алек­сан­дрии – од­но­го из цен­тров ран­не­го хри­сти­ан­ства. Све­де­ний об этом об­ра­зе со­хра­ни­лось немно­го, и со­хра­нив­ша­я­ся ин­фор­ма­ция про­ти­во­ре­чи­ва.
В кни­ге свя­то­го но­во­му­че­ни­ка Ев­ге­ния По­се­ля­ни­на пи­шет­ся: «По изо­бра­же­нию на ста­рин­ных гра­вю­рах ико­на пред­став­ля­ет из се­бя по­яс­ной об­раз Бо­го­ма­те­ри с Пред­веч­ным Бо­гом­ла­ден­цем, Ко­то­ро­го Она под­дер­жи­ва­ет пра­вой ру­кой». Фра­за «под­дер­жи­ва­ет пра­вой ру­кой» раз­ны­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми вос­при­ни­ма­ет­ся неод­но­знач­но. Од­ни счи­та­ют, что под­чёр­ки­ва­ние это­го фак­та пред­по­ла­га­ет рас­по­ло­же­ние Бо­гом­ла­ден­ца сле­ва от Бо­жи­ей Ма­те­ри. Дру­гие до­пус­ка­ют, что Он вполне мог вос­се­дать и на пра­вой ру­ке Бо­го­ро­ди­цы.
Сто­рон­ни­ки пер­во­го утвер­жде­ния вы­дви­га­ют вер­сию, что по­до­би­ем Алек­сан­дрий­ско­го об­ра­за мо­жет быть дру­гая пра­во­слав­ная еги­пет­ская свя­ты­ня – ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри VI ве­ка из Си­най­ско­го мо­на­сты­ря свя­той Ека­те­ри­ны. На этом об­ра­зе ред­кой ико­но­гра­фии Бо­гом­ла­де­нец си­дит на ле­вой ру­ке Бо­го­ро­ди­цы и Она под­дер­жи­ва­ет его пра­вой ру­кой ха­рак­тер­ным, как бы обе­ре­га­ю­щим же­стом. Ико­на вы­пол­не­на ме­то­дом эн­ка­у­сти­ки – тех­ни­ки жи­во­пи­си, в ко­то­рой свя­зу­ю­щим ве­ще­ством кра­сок яв­ля­ет­ся воск, жи­во­пись вы­пол­ня­ет­ся крас­ка­ми в рас­плав­лен­ном ви­де. На­хо­дит­ся об­раз в Му­зее ис­кусств име­ни Бог­да­на и Вар­ва­ры Ха­нен­ко, Ки­ев. Спра­вед­ли­во­сти ра­ди, сто­ит от­ме­тить, что пред­по­ло­же­ние иден­тич­но­сти двух икон ос­но­ва­но лишь на умо­за­клю­че­ни­ях и ни­ка­ки­ми фак­та­ми не под­твер­жде­но.
Су­ще­ству­ет и дру­гое, бо­лее кон­крет­ное опи­са­ние ико­ны: «На Алек­сан­дрий­ской иконе Бо­го­ма­терь пред­став­ле­на с Мла­ден­цем, си­дя­щим на Её пра­вой ру­ке (дексио­кра­ту­са). Мла­де­нец бла­го­слов­ля­ет пра­вой ру­кой, в ле­вой – дер­жит сви­ток.»[1]
Опи­са­нию из «Пра­во­слав­ной эн­цик­ло­пе­дии» со­от­вет­ству­ет ико­на под на­зва­ни­ем Алек­сан­дрий­ская – од­на из 120 клейм ико­ны «Бо­го­ма­терь Неча­ян­ная Ра­дость со 120 чу­до­твор­ны­ми ико­на­ми Бо­го­ма­те­ри» из церк­ви Со­ро­ка му­че­ни­ков на Но­воспас­ской пло­ща­ди в Москве, ко­то­рая ныне на­хо­дит­ся в Го­судар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской га­ле­рее.
На ос­но­ва­нии этих двух опи­са­ний (из кни­ги Е. По­се­ля­ни­на и «Пра­во­слав­ной эн­цик­ло­пе­дии») мож­но сде­лать два вы­во­да: ли­бо это раз­лич­ное опи­са­ние од­но­го и то­го же об­ра­за, ли­бо су­ще­ству­ет два со­вер­шен­но раз­ных по ико­но­гра­фии об­ра­за под на­зва­ни­ем «Бо­го­ма­терь Алек­сан­дрий­ская».
[1] «Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия» http://www.pravenc.ru/text/64454.html.