Никейская (Бысть Чрево Твое Святая Трапеза)
ЕСЛИ НЕ ВНИМАТЕЛЬНО ПОСМОТРЕТЬ НА ИКОНУ, ТО МОЖНО ЕЕ СПУТАТЬ С ИКОНОЙ БОГОРОДИЦЫ НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША. НЕ ПРАВДА ЛИ? OДНАКО, ВСМОТРЕВШИСЬ, ВИДИМ, ОБРАЗ СПАСИТЕЛЯ РАСПОЛОЖЕН В МЕДАЛЬОНЕ (СВЕТЯЩЕМСЯ КРУГЕ, КАК НА ИКОНЕ ЗНАМЕНИЕ). ЧАСТО ИЗОБРАЖЕН СПАСИТЕЛЬ В МЕДАЛЬОНЕ, КАК БЫ ВНУТРИ ЗДАНИЯ. И, В ОСНОВНОМ, ЗДЕСЬ СПАСИТЕЛЬ ИЗОБРАЖЕН В ЧАШЕ НИЖЕ ПОЯСА, А НА ИКОНЕ  НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША, СТРОГО ПО ПОЯС. ВОТ, ТАКИЕ МАЛЕНЬКИЕ ОТЛИЧИЯ. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ.
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Ни­кей­ская про­сла­ви­лась в 304 го­ду. Во вре­мя оса­ды Ами­ром го­ро­да Ни­кеи, на­хо­див­ше­го­ся в Ма­лой Азии, некто Кон­стан­тин, уви­дев ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, схва­тил ка­мень, бро­сил в ико­ну и за­тем на­чал по­пи­рать но­га­ми. Но­чью свя­то­тат­цу яви­лась во сне Бо­го­ро­ди­ца и ска­за­ла: «Ты учи­нил ве­ли­кое по­ру­га­ние Мне. Знай, что ты сде­лал это се­бе на по­ги­бель». На­ка­за­ние по­сле­до­ва­ло неза­мед­ли­тель­но. Во вре­мя сра­же­ния он был вне­зап­но по­ра­жен в го­ло­ву кам­нем и пал без­ды­хан­ным.
Об этом со­бы­тии бы­ло рас­ска­за­но от­цам Пер­во­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра (325 г.), ко­то­рые уста­но­ви­ли петь пред этой ико­ною Бо­го­ро­ди­цы пес­но­пе­ние: «Бысть чре­во Твое Свя­тая Тра­пе­за».

 

 

 

Антиохийская
Ан­тио­хий­ская ико­на (празд. 23 мар­та, 28 мая), вре­мя и ме­сто яв­ле­ния неиз­вест­ны. В «Рос­пи­си свя­тым ико­нам Бо­жи­ей Ма­те­ри» по­ме­че­но: «Ан­тио­хий­ская ле­та 580»; эта же да­та по­яв­ля­ет­ся и на неко­то­рых гра­вю­рах. Из­вест­на лишь по позд­ним гра­вю­рам и ми­ней­ным ико­нам, в част­но­сти по «Ми­нее го­до­вой с чу­до­твор­ны­ми ико­на­ми Бо­го­ма­те­ри» 2-й половины XIX в. (ГТГ), где Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на с Мла­ден­цем на ле­вой ру­ке (Ак­сио­кра­ту­са), Ко­то­ро­го она под­дер­жи­ва­ет, скло­нив­шись к нему. Мла­де­нец об­ра­щен к пред­сто­я­щим, пра­вой ру­кой бла­го­слов­ля­ет, ле­вая ру­ка без свит­ка. Н. П. Кон­да­ков по­ла­гал, что древ­няя Ан­тио­хий­ская ико­на близ­ка по ико­но­гра­фи­че­ско­му ти­пу Бо­го­ма­те­ри Оди­гит­рии, по со­об­ще­нию Ни­ки­фо­ра Кал­ли­ста, так­же вы­ве­зен­ной из Ан­тио­хии. Ис­сле­до­ва­тель пред­по­ло­жил, что под име­нем Ан­тио­хий­ской ико­ны мог­ла по­чи­тать­ся дру­гая ико­на, напр. Сайд­най­ская, на ко­то­рой Бо­го­ма­терь изо­бра­жа­лась с по­лу­ле­жа­щим мла­ден­цем на ле­вой ру­ке. Спис­ка­ми с древ­ней Ан­тио­хий­ской ико­ны Кон­да­ков был скло­нен счи­тать несколь­ко об­ра­зов Бо­го­ма­те­ри с по­лу­ле­жа­щим мла­ден­цем ви­зан­тий­ско­го вре­ме­ни: мо­за­и­ку ка­фо­ли­ко­на Осиос Лу­кас в Фо­ки­де, 30-е гг. XI в.; ре­льеф арт­ос­ной па­на­гии из мо­на­сты­ря св. Пан­те­ле­и­мо­на на Афоне, XIV в. (?); 2 ре­лье­фа в со­бо­ре Сан-Мар­ко в Ве­не­ции XIII и XIV вв.; мо­за­и­ку кон­ца XIII в. в церк­ви Сан­та-Ма­рия ин Ара­че­ли в Ри­ме. Он по­ла­гал, что в позд­ней­ших пе­ре­во­дах чти­мой ико­ны вос­про­из­во­ди­лись ее гре­ко-ита­лий­ские ко­пии.

 

ГАЛИЧСКАЯ (ЧУХЛОМСКАЯ)
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Га­лич­ская-Чух­лом­ская «Уми­ле­ние» яви­лась в 1350 го­ду пре­по­доб­но­му Ав­ра­амию Га­лич­ско­му, при­шед­ше­му для по­дви­гов на Се­вер по бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. На пу­стын­ном бе­ре­гу Га­лич­ско­го озе­ра око­ло боль­шой го­ры, по­кры­той дре­му­чим ле­сом, он об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Бо­жи­ей Ма­те­ри, ис­пра­ши­вая бла­го­сло­ве­ние на по­двиг. По­сле мо­лит­вы Пре­по­доб­ный при­сел от­дох­нуть и вдруг уви­дел на со­сед­ней го­ре яр­кий свет и услы­шал го­лос: «Ав­ра­амий, взой­ди на го­ру, где сто­ит ико­на Мо­ей Ма­те­ри». Пре­по­доб­ный под­нял­ся на го­ру, где си­ял свет, и, дей­стви­тель­но, об­на­ру­жил на де­ре­ве ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем. С уми­ле­ни­ем и бла­го­да­ре­ни­ем Гос­по­ду при­нял свя­той по­движ­ник яв­лен­ный об­раз и, укреп­ля­е­мый мо­лит­ва­ми Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по­стро­ил на бла­го­сло­вен­ном ме­сте ча­сов­ню, в ко­то­рую пе­ре­нес ико­ну. Через неко­то­рое вре­мя Га­лич­ский князь Ди­мит­рий Фе­о­до­ро­вич, узнав о при­ше­ствии стар­ца, об­ра­тил­ся к нему с прось­бой при­не­сти ико­ну. Пре­по­доб­ный Ав­ра­амий пе­ре­плыл на ла­дье Га­лич­ское озе­ро и, со­про­вож­да­е­мый ду­хо­вен­ством и мно­же­ством на­ро­да, пе­ре­нес чу­до­твор­ный об­раз в со­бор­ный храм го­ро­да Га­ли­ча. В этот день от ико­ны ис­це­ли­лись мно­го­чис­лен­ные бо­ля­щие. Ко­гда пре­по­доб­ный Ав­ра­амий рас­ска­зал о яв­ле­нии ико­ны, князь по­жерт­во­вал день­ги на стро­и­тель­ство мо­на­сты­ря. Вско­ре бы­ла вы­стро­е­на цер­ковь в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, во­круг ко­то­рой воз­ник мо­на­стырь. Впо­след­ствии пре­по­доб­ный Ав­ра­амий ос­но­вал еще несколь­ко мо­на­сты­рей, по­след­ним из ос­но­ван­ных был Чух­лом­ский, непо­да­ле­ку от го­ро­да Чух­ло­мы. По на­зва­нию этой оби­те­ли по­движ­ни­ка ста­ли име­но­вать Чух­лом­ским, а чу­до­твор­ной иконе усво­е­но на­зва­ние Га­лич­ская-Чух­лом­ская. Празд­но­ва­ние этой иконе со­вер­ша­ет­ся так­же 28 мая и 15 ав­гу­ста.