Новодворская

ИСТОРИЯ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

 Пер­во­об­раз Но­во­двор­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри был на­пи­сан свя­ти­те­лем Пет­ром, мит­ро­по­ли­том Мос­ков­ским (па­мять 21 де­каб­ря), пред­по­ло­жи­тель­но в 1320 го­ду. Бу­дучи еще иеро­мо­на­хом мо­на­сты­ря на Во­лы­ни и ис­про­сив бла­го­сло­ве­ние игу­ме­на, Петр оста­вил оби­тель в по­ис­ках уеди­нен­но­го ме­ста. На ре­ке Ра­ти, близ уро­чи­ща, ко­то­рое на­зы­ва­лось Но­вый Дво­рец, он по­ста­вил ке­лию и стал под­ви­зать­ся в без­мол­вии. Впо­след­ствии на ме­сте его по­дви­гов об­ра­зо­вал­ся мо­на­стырь, на­зван­ный Но­во­двор­ским
По­сле под­пи­са­ния Брест­ской унии, во вре­мя го­не­ния уни­а­тов, ко­то­рые раз­гра­би­ли Но­во­двор­ский мо­на­стырь, свя­тая ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на неким иеро­мо­на­хом Иа­ко­вом в Чер­ни­гов­ский Елец­кий Свя­то-Успен­ский мо­на­стырь.
За­тем Чер­ни­гов­ский Прео­свя­щен­ный Ан­то­ний (Ста­хов­ский) бла­го­сло­вил этой ико­ной Си­мео­на, стро­и­те­ля Су­раж­ской оби­те­ли (упразд­нен в 1766 го­ду). 14 ав­гу­ста 1677 го­да, во вре­мя пе­ре­не­се­ния крест­ным хо­дом из ста­рой церк­ви в но­вую, свя­той об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри явил чу­дес­ные зна­ме­ния. Свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский, при­быв­ший в это вре­мя на по­кло­не­ние чу­до­твор­ной иконе, был сви­де­те­лем то­му, что епи­скоп Це­лер­ский Ни­ко­дим по­сле Ли­тур­гии 16 ав­гу­ста огла­шал пе­ред со­брав­ши­ми­ся ве­ру­ю­щи­ми эти чу­де­са.
Впо­след­ствии чу­до­твор­ный Но­во­двор­ский об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пре­бы­вал в Нов­го­род-Се­вер­ском Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре, ко­то­рый был за­крыт в кон­це 50-х го­дов XX сто­ле­тия. Сам пер­во­об­раз свя­той ико­ны в го­ды ли­хо­ле­тия был уте­рян.
Од­ним из ино­ков упразд­нен­но­го мо­на­сты­ря спи­сок с чу­до­твор­но­го об­ра­за был пе­ре­не­сен в г. Нежин, а в 1997 го­ду он был пе­ре­дан в мест­ную Кре­сто­воз­дви­жен­скую цер­ковь. В 2000 го­ду Но­во­двор­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла по­ме­ще­на в ки­от, каж­дое вос­кре­се­нье пе­ред чу­до­твор­ным об­ра­зом слу­жит­ся ака­фист По­кро­ву Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
Дру­гие спис­ки с чу­до­твор­ной Но­во­двор­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри на­хо­ди­лись в Ка­мен­ском Успен­ском жен­ском мо­на­сты­ре Но­во­зыб­ков­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии и в Ки­ев­ском Зла­то­вер­хом Ми­хай­лов­ском мо­на­сты­ре.
В 2004 го­ду во вре­мя по­се­ще­ния Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го Нов­го­род-Се­вер­ско­го мо­на­сты­ря пре­зи­ден­та­ми Рос­сии, Укра­и­ны и Бе­ла­ру­си, спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны, на­пи­сан­ный в XVIII в., был пе­ре­дан в дар оби­те­ли.
Но­во­двор­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пред­став­ля­ет со­бой по­яс­ное изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри с Бо­же­ствен­ным Мла­ден­цем на Ее ле­вой ру­ке, гла­вы Ко­то­рых укра­ше­ны вен­ца­ми.
«Спасительница утопающих» (Леньковская, Новгород-Северская)

 

 

ИСТОРИЯ

РАЗВЕРНУТЬ ТЕКСТ »

В вось­ми вер­стах от го­ро­да Нов­го­род-Се­вер­ска в Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии есть се­ло Лень­ков, рас­по­ло­жен­ное при ре­ке Десне. В глу­бо­кой древ­но­сти это се­ле­ние бы­ло несколь­ко бли­же к го­ро­ду. В нем су­ще­ство­вал храм во имя Со­бо­ра Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по­че­му и до­ныне то ме­сто на­зы­ва­ет­ся Бо­го­ро­дич­ным. Во вре­мя поль­ско­го на­ше­ствия при са­мо­зван­це с. Лень­ков и его цер­ковь бы­ли со­вер­шен­но опу­сто­ше­ны. Во вто­рой же по­ло­вине XVII сто­ле­тия все се­ле­ние бы­ло пе­ре­не­се­но на но­вое ме­сто. По­стро­ен и но­вый храм, по­свя­щен­ный св. Ар­хи­стра­ти­гу Ми­ха­и­лу. В нем и по­ме­ща­ет­ся чу­до­твор­ная ико­на Бо­го­ма­те­ри.
Пре­да­ние го­во­рит, что в этот храм ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри пе­ре­не­се­на из преж­ней Бо­го­ро­дич­ной церк­ви. Ис­то­рия яв­ле­ния и про­слав­ле­ния это­го об­ра­за та­ко­ва.
Про­тив го­ры, на ко­то­рой впо­след­ствии вы­стро­е­на бы­ла цер­ковь, есть на ре­ке Десне весь­ма опас­ный во­до­во­рот. Да­же опыт­ные плов­цы с боль­ши­ми за­труд­не­ни­я­ми мо­гут пе­ре­плыть эту пу­чи­ну. Очень ча­сто слу­ча­лось, что в этот во­до­во­рот по­па­да­ли огром­ных раз­ме­ров бар­жи, на­гру­жен­ные хле­бом, и ста­но­ви­лись до­бы­чей без­дны: кру­го­вра­ще­ние во­ды сво­ей стре­ми­тель­ной си­лой увле­ка­ло их вме­сте с со­про­вож­дав­ши­ми их людь­ми. И вот на этом-то опас­ном ме­сте од­на­жды об­ре­те­на бы­ла ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, при­плыв­шая к бе­ре­гу ре­ки. Бла­го­го­вей­ные ве­ру­ю­щие, узрев пре­чи­стый об­раз, взя­ли его и по­ста­ви­ли сна­ча­ла на го­ре, про­тив ги­бель­но­го ме­ста. Через неко­то­рое вре­мя на этом ме­сте воз­ник вы­ше­упо­мя­ну­тый Бо­го­ро­дич­ный храм. С тех пор плов­цы по ре­ке Десне обык­но­вен­но оста­нав­ли­ва­лись у се­ла Лень­ков, схо­ди­ли на бе­рег и за­хо­ди­ли в Лень­ков­ский храм. По­сле усерд­ной мо­лит­вы пе­ред об­ра­зом Бо­го­ма­те­ри они бро­са­ли меж­ду со­бой жре­бий, ко­му оста­вать­ся на бар­же и плыть с ней через опас­ный во­до­во­рот. Осталь­ные же его то­ва­ри­щи шли пеш­ком по бе­ре­гу ре­ки до кон­ца страш­но­го ме­ста. И бла­го­во­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри ви­ди­мо по­чи­ло на опас­ном ме­сте со вре­ме­ни по­стро­е­ния вбли­зи него хра­ма в честь Ее име­ни. За­ме­че­но бы­ло, что со вре­ме­ни яв­ле­ния ико­ны Бо­го­ма­те­ри несча­стия с плов­ца­ми ста­ли слу­чать­ся ред­ко, а впо­след­ствии и со­вер­шен­но пре­кра­ти­лись.
Ико­на Бо­го­ма­те­ри, по­лу­чив­шая на­зва­ние «Спа­си­тель­ни­цы уто­па­ю­щих», по ви­ду сво­е­му весь­ма вет­хая: лик Пред­веч­но­го Мла­ден­ца да­же труд­но рас­смот­реть. Раз­ме­ры ее: 10 верш­ков в вы­ши­ну и 6 в ши­ри­ну. Усер­дие ве­ру­ю­щих укра­си­ло этот об­раз се­реб­ря­ной ри­зой. Сре­ди все­го окрест­но­го на­се­ле­ния Лень­ков­ская ико­на поль­зу­ет­ся боль­шим по­чи­та­ни­ем, при­вле­кая на по­кло­не­ние Пре­чи­стой Де­ве мно­же­ство ве­ру­ю­щих, в осо­бен­но­сти тех, ко­то­рым при­хо­дит­ся ча­сто вру­чать се­бя во власть вод­ной сти­хии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *